Устройство для регулировки рельсовой колеи

 

Полезная модель относится к строительству железных дорог и предназначается, в первую очередь, для сооружения внутригородских путей трамвая, укладываемых на общем земляном полотне с проезжей частью автодорог. Технический результат создания такого устройства, которое во время регулировки колеи гарантировало бы перемещения рельсов в любом нужном направлении и надежно фиксировало их в конечном положении, обеспечивающем проектные параметры коле по ширине и уровню, достигается тем, что в устройстве для регулировки рельсовой колеи, его корпус 1, выполненный из стального профиля 2, на котором размещены устройства измерения ширины колеи, содержит четыре вертикальные стойки 3, опирающиеся на бетонное основание 4 через металлические прокладки 5, и соединен с каждой из этих стоек 3 посредством механической передачи 6 «винт-гайка», в которой сама стройка 3 выполняет роль винта, а так же две перекладины 9, предназначенные для установки на них рельсов 10 регулируемой колеи, и подвешены вертикальными стержнями 11 к подвижным муфтам 12, каждая из которых охватывает профиль 2 корпуса 1 по всему его периметру и соединена с ним посредством механической передачи 13 «винт-гайка», обеспечивающей возможность перемещения муфты 12 вдоль корпуса 1. Ил. 4.

Полезная модель относится к строительству железных дорог и предназначается, в первую очередь, для сооружения внутригородских путей трамвая, укладываемых на общем земляном полотне с проезжей частью автодорог.

Известна конструкция устройства для регулировки рельсовой колеи, используемая в передвижном устройстве установки рельсов стрелочного перевода по колее и ординатам (RU 2376410, Е01В 29/02, 20.12.2009), выполненном в виде вертикальной передвижной рамы опирающейся на ходовые тележки. Для движения тележек необходима прокладка рельсов объемлющего пути. Применение такой громоздкой и дорогостоящей конструкции оправдывает себя только в условиях технологических линий сборки путей и стрелочных переводов на звеносборочных базах, где передвижная рама, ходовые тележки и объемлющие пути используются многократно, являясь принадлежностью конкретного сборочного стенда. Перевозка целого стенда к месту укладки какого-то отдельно взятого пути только для регулировки рельсовой колеи не целесообразна ни с технической, ни с экономической точек зрения. А способ укладки пути звеньевым методом со сборкой рельсо-шпальной решетки на звеносборочной базе ограничивается строительством путей, у которых элементом, связующим пару рельсов в единую колею является шпала.

Таким образом, недостаток рассматриваемой конструкции заключается в том, что ее технологические возможности и область применения ограничиваются сферой укладки путей звеньевым методом и не распространяется, в частности, на строительство бесшпальных железных дорог, конструкция которых на сегодня признается все более перспективной, в частности, для развития внутригородского рельсового транспорта.

Самым массовым устройством, которое используется сегодня для регулировки рельсовой колеи по ширине и уровню, при укладке путей, как на шпальных, так и бесшпальных основаниях является путевой шаблон. Наиболее близкой к предлагаемому устройству для регулировки рельсовой колеи представляется конструкция путевого шаблона (RU 69872, Е01В 35/02, 10.01.2008), содержащая корпус, выполненный из стального профиля, на котором размещены устройства измерения ширины колеи. Шаблон устанавливается на головки рельсов и дает отсчеты по одной шкале ширины колеи, по другой возвышения одной рельсовой нитки над другой (и то, и другое в мм).

Недостатком конструкции является то, что она ограничивается только измерительными функциями и не предусматривает никаких сил воздействия на рельсы для изменения их положения в пространстве. А без этого никакой регулировки колеи быть не может.

При работе над полезной моделью решалась задача создания такого устройства, которое во время регулировки колеи гарантировало бы перемещения рельсов в любом нужном направлении и надежно фиксировало их в конечном положении, обеспечивающем проектные параметры колеи по ширине и уровню.

Технический результат достигается тем, что в устройстве для регулировки рельсовой колеи, его корпус, выполненный из стального профиля, на котором размещены устройства измерения ширины колеи, содержит четыре вертикальные стойки, опирающиеся на бетонное основание через металлические прокладки, и соединен с каждой из этих стоек посредством механической передачи «винт-гайка», в которой сама стойка выполняет роль винта, а так же две перекладины, предназначенные для установки на них рельсов регулируемой колеи, и подвешенные вертикальными стержнями к подвижным муфтам, каждая из которых охватывает профиль корпуса по всему его периметру и соединена с ним посредством механической передачи "винт-гайка", обеспечивающей возможность перемещения муфты вдоль корпуса.

Сущность предлагаемого технического решения раскрывается с помощью чертежей, на которых изображено предлагаемое устройство для регулировки рельсовой коле в трех проекциях: вид сбоку - фиг.1, сверху - фиг.2 и с торца - фиг.3. На фиг.4 оно показано в работе.

Устройство содержит корпус 1, выполненный из стального профиля 2 квадратного сечения. Оно содержит четыре вертикальные стойки 3, опирающиеся на бетонное основание 4 через металлические прокладки 5. С каждой из этих стоек 3 корпус 1 соединен механической передачей 6 «винт-гайка», в которой сама стойка 3 выполняет роль винта с головкой 7, расположенной в верхнем конце стойки 3, а гайка 8 закреплена неподвижно относительно корпуса 1. Устройство снабжено двумя перекладинами 9 для установки на них рельсов 10 регулируемой колеи. Перекладины 9 подвешены вертикальными стержнями 11 к подвижным муфтам 12, каждая из которых охватывает профиль 2 корпуса 1 по всему периметру его поперечного сечения и соединена с корпусом 1 посредством механической передачи 13 «винт-гайка», обеспечивающей горизонтальное перемещение муфт 12 вместе с перекладинами 9 и установленными на них рельсами 10 вдоль корпуса устройства.

Устройство для регулировки рельсовой колеи работает следующим образом. При укладке бесшпального, безбалластного пути вначале укладывается слой тощего бетона в его основание и после схватывания бетона на него укладывают два рельса по разные стороны оси пути, примерно отстоящие от нее на расстояния, равные половине ширины колеи. В любом, интересующем нас сечении пути, устанавливают устройство для регулировки ширины коле так, что каждая его стойка 3 свободно без закрепления опирается на основание 4 через прокладку 5. Такое опирание позволяет стойке 3 беспрепятственно вращаться вокруг своей оси, не проваливаясь в бетонное основание. Далее, поворачивая стойки 3 с помощью головок 7, приводят в действие механические передачи 6 "винт-гайка" и опускают корпус 1 до уровня, при котором, каждую перекладину 9 можно подвести под подошву соответствующего рельса 10. В тех же целях горизонтальное перемещение перекладины 9 обеспечивается с помощью двух механических передач 13 "винт-гайка". Прикрепив перекладины 9 к муфтам 12 посредством стержней 11, механическими передачами 6 и 13 с помрщью нивелира и путевого шаблона с достаточной точностью обеспечивается взаимное положение рельсов в сечении с учетом уширения колеи и превышения одного рельса над другим, если это сечение расположено на кривой. Механические передачи 6 и 13 "винт-гайка" надежно фиксируют положение рельсовых ниток при бетонировании пути, а через 7 суток, когда бетон набирает 50% своей прочности, устройство снимают, оставляя под бетонной толщей только прокладки, 5, которые извлечь не возможно. Таким образом данное устройство предназначено для многоразового использования. В нем расходным материалом являются только небольшие металлические прокладок 5.

На практике устройства для регулировки рельсовой колеи при укладке пути устанавливаются в пределах каждой делянки для бетонирования пути с шагом 3-4 метра, как это показано на фиг 4, а после бетонирования данного участка переносятся на следующую делянку.

Опыт эксплуатации предлагаемого устройства показывает, что оно с высокой точностью и надежностью обеспечивает сам процесс регулировки рельсовой колеи и ее неизменности на всем протяжении бетонирования пути.

Устройство для регулировки рельсовой колеи, содержащее корпус, выполненный из стального профиля, на котором размещены устройства измерения ширины колеи, отличающееся тем, что корпус содержит четыре вертикальные стойки, опирающиеся на бетонное основание через металлические прокладки, и соединен с каждой из этих стоек посредством механической передачи "винт-гайка", в которой сама стойка выполняет роль винта, а так же две перекладины, предназначенные для установки на них рельсов регулируемой колеи, и подвешенные вертикальными стержнями к подвижным муфтам, каждая из которых охватывает профиль корпуса по всему его периметру и соединена с ним механической передачей "винт-гайка", обеспечивающей возможность перемещения муфты вместе с перекладиной и установленным на ней рельсом вдоль корпуса устройства.



 

Наверх