Многофункциональный путеизмерительный шаблон

 

Полезная модель относится к средствам измерения параметров рельсовых путей, а именно к путевым шаблонам для контроля железнодорожных путей, находящихся в эксплуатации, строящихся, а также на промтранспорте. В основу настоящей полезной модели положено решение задачи, позволяющей повысить функциональность, обеспечить рациональное размещение в одном конструктивном узле устройств с разными измерительными функциями, упростить эксплуатацию и сократить время процесса измерения. Многофункциональный путеизмерительный шаблон содержит штангу, рукоятку с поводком тяги, неподвижный и подвижный упоры, лимб с уровнем, шкалу ширины колеи, шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояний между рабочими гранями усовика и контррельса, каретку с пазами, с фиксирующей крышкой с винтом, с наконечником для измерения ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, сопряженным с пазами в каретке, имеющим измерительные поверхности при двустороннем их расположении и плоскую противоположную грань, и размещенным горизонтально при транспортном положении и вертикально при рабочем положении относительно каретки с возможностью горизонтального выдвижения из паза каретки и поворота вокруг оси винта от транспортного положения до рабочего. Шаблон дополнительно содержит наконечник с измерительной поверхностью для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода, закрепленный на каретке для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, сопряженный с ее пазами и размещенный горизонтально при транспортном положении и вертикально вниз при рабочем положении относительно каретки, а наконечник для измерения ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса содержит шкалу дня измерения понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса с использованием горизонтальной поверхности одной из измерительных поверхностей при вертикальном рабочем его положении относительно каретки.

Полезная модель относится к средствам измерения параметров рельсовых путей, а именно к путевым шаблонам для контроля железнодорожных путей, находящихся в эксплуатации, строящихся, а также на промтранспорте.

Известен путевой шаблон для измерения ширины колеи и уровня рельсов, содержащий штангу, подвижный и неподвижный упоры, рукоятку с поводком тяги, и устройство измерения уровня рельсов, RU №15193 U1, E 01 B 35/00, Е 01 В 35/02, 2000.03.15.

Этот шаблон функционально ограничен.

Известен многофункциональный путеизмерительный шаблон, содержащий штангу, неподвижный и подвижный упоры, рукоятку с поводком тяги, лимб с уровнем, выполненный в одном корпусе с рукояткой, шкалу ширины колеи, шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника и контррельса, шкалу расстояний между рабочими гранями усовика и контррельса, каретку с наконечникам для измерения ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, имеющим измерительную поверхность и плоскую противоположную грань с возможностью переустановки его для использования плоской противоположной грани при проведении измерений, RU №2196199 С2, E 01 B 35/00, Е 01 В 35/02, 2003.01.10.

Известен многофункциональный путеизмерительный шаблон, содержащий штангу, неподвижный и подвижный упоры, рукоятку с поводком тяги и лимб с уровнем, размещенные в собственных корпусах и установленные на общем основании, шкалу ширины колеи, шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника и контррельса и шкалу расстояний между рабочими гранями усовика и контррельса, объединенные и выполненные на общем основании, каретку с наконечником для измерения ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, RU №36112 U1, Е 01 В 35/00, Е 01 В 35/02, 2004.02.27.

Известные шаблоны многофункциональны, но в них не предусмотрены определение укрытия и профиля остряка стрелочного перевода и измерение понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса.

Известен многофункциональный путеизмерительный шаблон, содержащий штангу, рукоятку с поводком тяги, неподвижный и подвижный упоры, лимб с уровнем, шкалу ширины колеи, шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояний между рабочими гранями усовика и контррельса, каретку с пазами, с фиксирующей крышкой с винтом, с наконечником для измерения ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, сопряженным с пазами в каретке, имеющим измерительные поверхности при двустороннем их расположении и плоскую противоположную грань, и размещенным горизонтально при транспортном положении и вертикально при рабочем положении относительно каретки с возможностью горизонтального выдвижения из паза каретки и поворота вокруг оси винта от транспортного положения до рабочего, RU №38779 U1, Е 01 В 35/02, 2004.07.10.

Данное техническое решение принято за прототип настоящей полезной модели.

Однако оно обладает недостатками.

Шаблон прототипа - многофункционален, но в нем не предусмотрены устройства для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода и измерения понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса.

В основу настоящей полезной модели положено решение задачи, позволяющей повысить функциональность, обеспечить рациональное размещение в одном конструктивном узле устройств с разными измерительными функциями, упростить эксплуатацию и сократить время процесса измерения.

Согласно полезной модели эта задача решается за счет того, что многофункциональный путеизмерительный шаблон содержит штангу, рукоятку с поводком тяги, неподвижный и подвижный упоры, лимб с уровнем, шкалу ширины колеи, шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояний между рабочими гранями усовика и контррельса, каретку с пазами, с фиксирующей крышкой с винтом, с наконечником для измерения ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, сопряженным с пазами в каретке, имеющим измерительные поверхности при двустороннем их расположении и плоскую противоположную грань, и размещенным горизонтально при транспортном положении и вертикально при рабочем положении относительно каретки с возможностью горизонтального выдвижения из паза каретки и поворота вокруг оси винта от транспортного положения до рабочего.

Шаблон дополнительно содержит наконечник с измерительной поверхностью для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода, закрепленный на каретке для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, сопряженный с ее пазами и размещенный горизонтально при транспортном положении и вертикально вниз при рабочем положении относительно каретки, а наконечник для измерения ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса содержит шкалу для измерения понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса с использованием горизонтальной поверхности одной из измерительных поверхностей при вертикальном рабочем его положении относительно каретки.

Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящему изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «новизна».

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где изображены:

На фиг.1 многофункциональный путеизмерительный шаблон, аксонометрия.

На фиг.2 схема размещения наконечника для измерений ординат переводных кривых, ширины желобов, бокового износа головки рельса и понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса и наконечника для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода в транспортном положении.

На фиг.3 схема размещения наконечника для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода в рабочем положении при транспортном положении наконечника для измерений ординат переводных

кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса и понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса.

На фиг.4 схема размещения наконечника для измерения ординат переводных кривых и понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса (с использованием измерительных поверхностей) в рабочем положении при транспортном положении наконечника для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода.

На фиг.5 схема размещения наконечника для измерения ширины желобов и бокового износа головки рельса (с использованием плоской противоположной грани) в рабочем положении при транспортном положении наконечника для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода.

Многофункциональный путеизмерительный шаблон содержит:

Штангу 1,

- направляющую 2.

Рукоятку 3,

- поводок тяги (рукоятки 3) 4.

Неподвижный упор 5.

Подвижный упор 6.

Лимб с уровнем 7.

Шкалу ширины колеи 8.

Шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояний между рабочими гранями усовика и контррельса 9.

Каретку с пазами 10.

Наконечник для измерения ординат переводных кривых, ширины желобов, бокового износа головки рельса (остряка) и измерения понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса (в каретке 10) 11,

- измерительные поверхности (наконечника 11) 12,

- плоскую противоположную грань (наконечника 11) 13.

Наконечник для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода (в каретке 10) 14,

- измерительную поверхность (наконечника 14) 15.

Фиксирующую крышку (на каретке 10 для наконечников 11 и 14) 16,

- винт (крышки 16) 17.

Шаблон состоит из штанги 1, с одной стороны которой жестко закреплен неподвижный упор 5 для взаимодействия с рельсом, с другой - размещен подвижный упор 6 для взаимодействия с другим рельсом пути. Рукоятка 3 с поводком тяги 4 размещена на штанге 1.

Лимб с уровнем 7 для измерения уровня рельсов установлен на штанге 1.

Шкала ширины колеи 8 размещена на штанге 1 и для измерения ширины колеи используют подвижный 6 и неподвижный 5 упоры, рукоятку 3 с поводком тяги 4.

Шкала расстояний между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояний между рабочими гранями усовика и контррельса 9 размещена на штанге 1 и для измерения расстояний между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояний между рабочими гранями усовика и контррельса используют подвижный 6 и неподвижный 5 упоры, рукоятку 3 с поводком тяги 4.

Наконечник 11 для измерения ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса (остряка) и измерения понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса выполнен с измерительными поверхностями 12 при двустороннем их расположении и с плоской противоположной гранью 13. Наконечник 11 размещен горизонтально при транспортном положении и вертикально при рабочем положении относительно каретки 10 с использованием измерительных поверхностей 12 (фиг.4) и с использованием плоской противоположной грани 13 (фиг.5) после поворота его на 180 градусов.

Наконечник 14 для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода выполнен с измерительной поверхностью 15, ответной боковой рабочей грани остряка стрелочного перевода железнодорожных рельсов. Наконечник 14 размещен горизонтально при транспортном положении и вертикально вниз при рабочем положении относительно каретки 10 (фиг.3).

На каретке с пазами 10 закреплены наконечник 11 для измерения ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа рельса остряка и измерения понижения остряка стрелочного перевода относительно

рамного рельса и наконечник 14 для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода.

Наконечники 11 и 14 расположены горизонтально относительно каретки (фиг.2) при транспортном положении. На каретке 10 имеется фиксирующая крышка 16 с винтом 17 для наконечников 11 и 14. Наконечники 11 и 14 сопряжены с пазами каретки 10 и имеют возможность горизонтального выдвижения из паза каретки 10 и поворота вокруг оси винта 17 от транспортного положения до рабочего.

Каретка 10 имеет возможность передвигаться по направляющей 2 вдоль нанесенной на штанге 1 шкалы от 0 до 1400 мм (не показана). На каретке 10 нанесена миллиметровая шкала 0-100 мм для отсчета значения переводных кривых относительно совпадающего с ней штриха шкалы (выше упомянутой) на штанге 1.

На наконечнике 11 нанесена шкала (фиг.4) для измерения понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса.

Контроль железнодорожного пути с помощью многофункционального шаблона осуществляют следующим образом.

Измерение возвышения одного рельса относительно другого осуществляют с помощью лимба с уровнем 7. Шаблон с отведенным внутрь подвижным упором 6 (измерительная поверхность В) плавно, без ударов устанавливают сначала неподвижным упором 5 (измерительная поверхность Г) к внутренней рабочей грани головки рельса перпендикулярно оси пути. После этого шаблон плавно опускают на поверхность катания головки другого рельса, плавно отпускают поводок тяги 4 и подвижный упор 6 (измерительная поверхность В) прижимается к внутренней рабочей

грани головки второго рельса. Вращают лимб 7 до горизонтального положения пузырька ампулы в уровне и по шкале лимба (не показана) производят отсчет возвышения рельса.

Ширину колеи определяют по шкале ширины колеи 8. Ширину колеи фиксируют подвижным 6 (измерительная поверхность В) и неподвижным 5 (измерительная поверхность Г) упорами. Шаблон с отведенным внутрь подвижным упором 6 (измерительная поверхность В) плавно, без ударов устанавливают сначала неподвижным упором 5 (измерительная поверхность Г) к внутренней рабочей грани головки рельса перпендикулярно оси пути. После этого шаблон плавно опускают на поверхность катания головки другого рельса, плавно отпускают поводок тяги 4 и подвижный упор 6 (измерительная поверхность В) прижимается к внутренней рабочей грани головки второго рельса. Проверив, что упоры 5 и 6 касаются рельсов, и шаблон находится в перпендикулярном положении к оси пути, производят отсчет ширины колеи по шкале ширины колеи 8.

По шкале 9 определяют расстояние между рабочими гранями сердечника и контррельса. Замеры фиксируют неподвижным 5 и подвижным 6 (измерительная поверхность Б) упорами. Шаблон плавно, без ударов устанавливают неподвижным упором 5 к внутренней рабочей грани сердечника перпендикулярно оси пути. После этого шаблон плавно опускают подвижным упором 6 (измерительная поверхность Б) на поверхность катания головки рельса и, нажимая на поводок тяги 4, прижимают подвижный упор 6 (измерительная поверхность Б) к рабочей грани контррельса. Производят отсчет расстояния между рабочими гранями сердечника и контррельса по указателю «контррельс» на шкале 9.

По шкале 9 определяют расстояние между рабочими гранями усовика и контррельса. Замеры фиксируют неподвижным 5 (измерительная поверхность А) и подвижным 6 (измерительная поверхность Б) упорами. Шаблон плавно, без ударов устанавливают неподвижным упором 5 (измерительная поверхность А) к внутренней рабочей грани усовика перпендикулярно оси пути. После этого шаблон плавно опускают подвижным упором 6 на поверхность катания головки рельса и, нажимая на поводок тяги 4, прижимают подвижный упор 6 (измерительная поверхность Б) к рабочей грани контррельса. Производят отсчет расстояния между рабочими гранями усовика и контррельса по указателю «усовик» на шкале 9.

Измерения ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса (остряка) осуществляют неподвижным упором 5 и наконечником 11. Шаблон с отведенным внутрь подвижным упором 6 (измерительная поверхность В) плавно, без ударов устанавливают сначала неподвижным упором 5 (измерительная поверхность Г) к внутренней рабочей грани головки рельса перпендикулярно оси пути. После этого шаблон плавно опускают на поверхность катания головки другого рельса, плавно отпускают поводок тяги 4 и подвижный упор 6 (измерительная поверхность В) прижимается к внутренней рабочей грани головки второго рельса. Дальнейшие измерения осуществляют следующим образом.

Для измерения ординат переводных кривых наконечник 11 из транспортного положения переводят в рабочее, для этого его вместе с фиксирующей крышкой 16 выводят из паза каретки 10, потянув на себя, поворачивают против часовой стрелки вокруг оси винта 17 и фиксируют. Наконечник 11 перемещается вертикально под собственным весом.

Его опускают на поверхность катания головки рельса, используя для замеров измерительную поверхность 12. Затем, перемещая каретку 10, обеспечивают контакт измерительной поверхности 12 с внутренней рабочей гранью головки рельса. Производят отсчет ординат переводных кривых по шкале (не показана) каретки 10 относительно совпадающей с ней шкалы (не показана) штанги 1.

Для измерения ширины желобов наконечник 11 из транспортного положения переводят в рабочее, для этого его вместе с фиксирующей крышкой 16 выводят из паза каретки 10, потянув на себя, поворачивают по часовой стрелке вокруг оси винта 17 и фиксируют. Опускают наконечник 11 на поверхность катания головки рельса, используя для замеров измерительную поверхность 12. Затем, перемещая каретку 10, обеспечивают контакт измерительной поверхности 12 с внутренней рабочей гранью контррельса или усовика. Производят отсчет ширины желобов по шкале (не показана) каретки 10 относительно совпадающей с ней шкалы (не показана) штанги 1.

Для измерения бокового износа головки рельса (остряка) наконечник 11 из транспортного положения переводят в рабочее, для этого его вместе с фиксирующей крышкой 16 выводят из паза каретки 10, потянув на себя, поворачивают по часовой стрелке вокруг оси винта 17 и фиксируют. Перемещают каретку 10 до соприкосновения плоской противоположной грани 13 наконечника 11 с внутренней рабочей гранью головки рельса (остряка). Производят отсчет по шкале (не показана) каретки 10 относительно риски (не показана) на штанге 1 с обозначением «износ рельса»

(не показано). При отсутствии износа рельса положение риски «износ» совпадает с нулевым значением на шкале (не показана) каретки 10.

Для измерения понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса наконечник 11 из транспортного положения переводят в рабочее, для этого его вместе с фиксирующей крышкой 16 выводят из паза каретки 10, потянув на себя, поворачивают против часовой стрелки вокруг оси винта 17 и фиксируют. Наконечник 11 перемещается вертикально под собственным весом. Его опускают на поверхность остряка, используя для замеров горизонтальную часть измерительной поверхности 12. Производят отсчет понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса по шкале (фиг.4) наконечника 11.

Для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода наконечник 14 из транспортного положения переводят в рабочее, для этого его вместе с фиксирующей крышкой 16 выводят из паза каретки 10, потянув на себя, поворачивают против часовой стрелки на 90 градусов. Шаблон с отведенным внутрь подвижным упором 6 плавно, без ударов устанавливают сначала неподвижным упором 5 (измерительная поверхность Г) к внутренней рабочей грани головки рельса перпендикулярно оси пути. После этого шаблон плавно опускают на поверхность катания рамного рельса, плавно отпускают поводок тяги 4 и подвижный упор 6 (измерительная поверхность В) прижимают к внутренней рабочей грани головки рамного рельса. Затем перемещают каретку 10 и обеспечивают контакт измерительной поверхности 15 с боковой рабочей гранью рамного рельса или остряка. Определяют место контакта наконечника 14 с рабочей гранью остряка.

Предложенный многофункциональный путеизмерительный шаблон изготавливается промышленным способом на Заводе «ИЗМЕРОН», и это обуславливает, по мнению заявителя, его соответствие критерию «промышленная применимость».

Многофункциональный путеизмерительный шаблон, содержащий штангу, рукоятку с поводком тяги, неподвижный и подвижный упоры, лимб с уровнем, шкалу ширины колеи, шкалу расстояний между рабочими гранями сердечника и контррельса и расстояний между рабочими гранями усовика и контррельса, каретку с пазами, с фиксирующей крышкой с винтом, с наконечником для измерения ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, сопряженным с пазами в каретке, имеющим измерительные поверхности при двустороннем их расположении и плоскую противоположную грань, и размещенным горизонтально при транспортном положении и вертикально при рабочем положении относительно каретки с возможностью горизонтального выдвижения из паза каретки и поворота вокруг оси винта от транспортного положения до рабочего, отличающийся тем, что шаблон дополнительно содержит наконечник с измерительной поверхностью для определения укрытия и профиля остряка стрелочного перевода, закрепленный на каретке для контроля ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса, сопряженный с ее пазами и размещенный горизонтально при транспортном положении и вертикально вниз при рабочем положении относительно каретки, а наконечник для измерения ординат переводных кривых, ширины желобов и бокового износа головки рельса содержит шкалу для измерения понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса с использованием горизонтальной поверхности одной из измерительных поверхностей при вертикальном рабочем его положении относительно каретки.



 

Наверх