Сани

 

Сани с управляемыми полозьями предназначены для безопасного спуска с гор с поворотами, преимущественно по целинному снегу. Безопасность катания на санях гарантирует высокая маневренность, достигаемая использованием поворотных с ручным управлением механизмов, поперечно изгибающих полозья в повороте, что с одновременным их "кантованием" позволяет осуществлять "резаные" повороты. Рама выполнена из алюминиевых труб, полозья трехслойные алюминиевые, масса около 5 кг.

Полезная модель относится к зимнему спорту. Сани предназначены для спуска с гор с поворотами.

Известны двухполозные сани с поворотными вдоль оси полозьями (пат. US 2532887 А). Полозья поворачивают с помощью руля автомобильного типа, зубчатой передачи и гибких тяг, что позволяет ехать по прямой поперек склона.

Поворот предполагается посредством тормозных крючьев на задних концах полозьев с приводом от педалей. Конструкция тяжелая и неэффективная в рыхлом снегу.

Известны двухполозные сани с поворотными вдоль оси полозьями (пат. DE 19857351 А1) и наклоняемым вдоль оси саней сиденьем, кинематически связанным с полозьями, что позволяет ехать по прямой поперек склона.

Поворот предполагается с помощью установленных под углом рулевых лопастей с приводом от педалей. Недостаток рулевых лопастей - в большом сопротивлении движению в рыхлом снегу и неэффективности их на льдистом склоне.

Задача полезной модели - улучшение маневренности и управляемости саней на ледяных склонах и рыхлом снегу.

Сущность полезной модели заключается в совокупности признаков управляемых поворотных механизмов, взаимодействующих с полозьями и рамой.

Технический результат выражается в возможности поворота малого радиуса с одновременным повышением устойчивости и управляемости.

Технический результат достигается тем, что поворотные механизмы, состоящие из кинематически связанных элементов и управляемые седоком с помощью рукояток поворачивают полозья вдоль оси и одновременно изгибают их поперек, обеспечивая полозьям устойчивое скольжение на боковых кромках (кантах) по дуге без поперечного смещения по склону (резаный поворот)

На фиг.1 схематически изображены сани, вид с боку, где пунктиром показана линия поперечного изгиба полозьев.

На фиг.2 - вид сверху, где пунктиром показана проекция повернутых вдоль оси полозьев.

На фиг.3 - поперечный разрез саней на склоне, где поворотные механизмы условно не показаны.

На фиг.4, 5, 6 схематически изображены примеры поворотных механизмов в исходном положении, а тонкими линиями - положение элементов после поворота их с помощью рукоятки 6.

На фиг.4. изображена схема зубчато - реечного поворотного механизма с криволинейной качающейся рейкой 8 и эксцентричным зубчатым сектором 9.

На фиг.5 изображена схема цевочного поворотного механизма с двумя цевками 10 на эксцентричном колесе.

На фиг.6 изображена схема поворотного механизма с гибкими звеньями 11 и эксцентричным сектором 12.

Сани состоят из полозьев 1, рамы 2, шарниров 3, наклоняемого сиденья 4, поворотных механизмов 5, а так же рукояток 6 и ремня 7.

В исходном положении полозья 1 прямолинейны, рукоятки 6 в вертикальном положении.

Для поворота саней, например, влево рукоятка правой рукой отклоняется вправо. При этом ремень 7 тянет левую рукоятку также вправо, поворотные механизмы 5 поворачивают полозья вдоль оси и изгибают их поперек, тело седока отклоняется влево, наклоняя сиденье и смещая при этом центр тяжести саней внутрь дуги поворота, как показано на фиг.3

при наезде саней на препятствие ремень 7 служит также средством безопасности.

1. Сани, имеющие поворотные вдоль оси полозья, шарнирно соединенные с рамой спереди и сзади, наклоняемое вдоль оси саней сиденье, отличающиеся тем, что каждый полоз снабжен поворотным механизмом, состоящим из двух кинематически связанных элементов, например, зубчато-реечной пары, цевочной пары или механизма с гибкими звеньями, при этом один элемент закреплен на полозе между шарнирами, а другой установлен на раме с возможностью поворота в радиальной плоскости, причем, по крайней мере, один из элементов выполнен эксцентричным.

2. Сани по п.1, отличающиеся тем, что каждый поворотный механизм имеет рукоятку.

3. Сани по п.2, отличающиеся тем, что рукоятки соединены съемным ремнем.



 

Наверх