Переносное устройство для тушения пожара
Переносное устройство для тушения пожара содержит корпус с выходным патрубком, ствол, присоединенный к выходному патрубку, размещенные в корпусе вентилятор с приводом в виде двигателя внутреннего сгорания, емкость для огнетушащей жидкости, соединенную посредством гибкого шланга со стволом, и ручной регулятор подачи огнетушащей жидкости. Устройство снабжено трубкой, один конец которой соединен с выхлопным отверстием двигателя внутреннего сгорания, а другой конец выведен в выходной патрубок через отверстие, выполненное в выходном патрубке. Полезная модель обеспечивает повышение эффективности пожаротушения. 9 з.п., 6 ил.
Полезная модель относится к устройствам для локального тушения пожаров, в частности, для тушения низовых очагов лесных пожаров водой и водными растворами неагрессивных химикатов, для прокладки опорных полос при профилактических выжиганиях лесных горючих материалов. Например, тушение пламени на кромке лесного пожара осуществляют высокоскоростным потоком увлажненного водой воздуха (мелкораспыленной струей), а формирование опорных полос - увлажнением подстилки (почвы) водой или другой огнетушащей жидкостью.
Известны серийно выпускаемые ранцевые воздуходувки-распылители, используемые, в частности, для тушения пожаров, например, Oleo-MacAM 162 (Руководство по эксплуатации и техобслуживанию распылителя Olео-МасАМ 162 - http://www.garden-best.ru/media/products/0705047001276018792.pdf, октябрь 2005 г).
К недостаткам известных воздуходувок-распылителей следует отнести громоздкую конструкцию, расположение бензинового двигателя на спине оператора, что небезопасно при внештатных ситуациях, затруднения при снятии воздуходувки с оператора в случае возгорания топлива от искр.
Наиболее близким аналогом предлагаемой полезной модели является решение RU 2174423 С1, 10.10.2001 (МПК: А62С 31/02), в котором раскрыто переносное устройство для тушения пожара, содержащее корпус с выходным патрубком, ствол, присоединенный к выходному патрубку, размещенные в корпусе вентилятор с приводом в виде двигателя внутреннего сгорания, емкость для огнетушащей жидкости, соединенную посредством гибкого шланга со стволом, и ручной регулятор подачи огнетушащей жидкости.
Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в повышении эффективности пожаротушения и достигается тем, что переносное устройство для тушения пожара содержит корпус с выходным патрубком, ствол, присоединенный к выходному патрубку, размещенные в корпусе вентилятор с приводом в виде двигателя внутреннего сгорания, емкость для огнетушащей жидкости, соединенную посредством гибкого шланга со стволом, и ручной регулятор подачи огнетушащей жидкости, причем устройство снабжено трубкой, один конец которой соединен с выхлопным отверстием двигателя внутреннего сгорания, а другой конец выведен в выходной патрубок через отверстие, выполненное в выходном патрубке.
Корпус представляет собой улитку вентилятора, с одной стороны к которой присоединен защитный кожух двигателя внутреннего сгорания, а с другой - защитный кожух вентилятора.
Выходной патрубок выполнен в виде хомута, имеющего верхний и нижний приливы с резьбовыми отверстиями.
Ствол зафиксирован в выходном патрубке посредством регулировочного винта, вкрученного в нижний прилив.
Ствол состоит из последовательно соединенных первой нагнетательной трубки, второй нагнетательной трубки и насадки-распылителя.
Вторая нагнетательная трубка содержит на одном конце паз, в который входит выступ, выполненный на конце первой нагнетательной трубки, а на противоположном конце содержит выступ, входящий в паз, выполненный в насадке-распылителе.
Ствол выполнен из ударопрочной термостойкой пластмассы.
Емкость для огнетушащей жидкости представляет собой эластичный резиновый мешок, помещенный в тканевый чехол, снабженный заплечными ремнями.
Гибкий шланг соединен со стволом через ручной регулятор подачи огнетушащей жидкости, представляющий собой вентиль-кран, герметично вмонтированный в ствол.
Корпус содержит ручку для переноски, в которую встроен регулятор скорости воздушного потока, и съемный регулируемый плечевой ремень.
Полезная модель поясняется фотографиями.
На фиг.1 представлен общий вид устройства.
На фиг.2 показано устройство без емкости для огнетушащей жидкости и гибкого шлангас ручным регулятором подачи огнетушащей жидкости.
На фиг.3 показано устройство с демонтированным защитным кожухом двигателя внутреннего сгорания.
На фиг.4 показано устройство с демонтированной частью улитки вентилятора.
На фиг.5 показано расположение трубки для направления отработанных выхлопных газов от двигателя в выходной патрубок.
На фиг.6 показана трубка для направления отработанных выхлопных газов от двигателя в выходной патрубок с приваренной к ней пластиной для крепления к корпусу двигателя.
Переносное устройство для тушения пожара содержит корпус с выходным патрубком (1), ствол (2), присоединенный к выходному патрубку (1), размещенные в корпусе вентилятор (3) с приводом (4) в виде двигателя внутреннего сгорания (например, бензиновый), емкость (5) для огнетушащей жидкости, соединенную посредством гибкого шланга (6) со стволом (2), и ручной регулятор (7) подачи огнетушащей жидкости. Для крепления бензобака (8) в нижней части двигателя приварены две втулки с резьбовыми отверстиями. На бензобаке (8) выполнен прилив (9) с двумя отверстиями. Бензобак(8) с помощью винтов (10) через соответствующие отверстия в приливе (9) и втулках соединен с корпусом двигателя внутреннего сгорания.
Устройство снабжено трубкой (11) для направления отработанных выхлопных газов от двигателя внутреннего сгорания в выходной патрубок (1) и соответственно в ствол (2). Один конец трубки (11) соединен с выхлопным отверстием двигателя внутреннего сгорания, а другой конец выведен в выходной патрубок (1) через отверстие диаметром 20 мм, выполненное в выходном патрубке.
Трубка (11) выполнена изогнутой и имеет наружный диаметр 20 мм и толщину стенки 1 мм. Материал, из которого изготовлена втулка, - сталь 12Х18Н10Т. К трубке (11)приварена пластина(12) размером 60 мм × 25 мм × 1 мм из стали 12Х18Н10Т с двумя сквозными отверстиями (13).Трубка(11) жестко закреплена на корпусе двигателя с помощью двух гаек, которые навинчиваются на две шпильки, ввинченные в корпус двигателя и проходящие через указанные сквозные отверстия (13).
Корпус устройства представляет собой улитку (14) вентилятора с выходным патрубком (1), с одной стороны к которой присоединен защитный кожух (15) двигателя внутреннего сгорания, а с другой - защитный кожух (16) вентилятора. При этом улитка (14) вентилятора выполнена разъемной и состоит из двух частей, и на ней выполнена ручка (17) для переноски, в которую встроен регулятор скорости (18) воздушного потока, и съемный регулируемый плечевой ремень.
Выходной патрубок (1) выполнен в виде хомута, имеющего верхний (19) и нижний (20) приливы с резьбовыми отверстиями. Ствол (2)зафиксирован в выходном патрубке(1) посредством регулировочного винта (21), вкрученного в нижний прилив (20), а в верхний прилив (19) вкручен монтажный винт (22).
Ствол (2) состоит из последовательно соединенных первой нагнетательной трубки (23), второй нагнетательной трубки (24) и насадки-распылителя (25), выполненных из ударопрочной термостойкой пластмассы (акрилонитрилбутадиенового пластика (АБС-пластика) марок: АБС-пластик 2020-30, Ronfalin FF-50, Cycolac G361, HU-621, АБС-пластик стандартный литьевой HFA-700HT или других аналогов).
Вторая нагнетательная трубка (24) содержит на одном конце паз, в который входит выступ, выполненный на конце первой нагнетательной трубки (23), а на противоположном конце содержит выступ, входящий в паз, выполненный в насадке-распылителе (25).
Емкость (5) для огнетушащей жидкости представляет собой эластичный резиновый мешок, расположенный в тканевом чехле, снабженном плечевыми ремнями. Чехол изготовлен из прочной ткани сигнального цвета.
Гибкий шланг (6) соединен со стволом (2) через ручной регулятор (7) подачи огнетушащей жидкости, представляющий собой вентиль-кран, герметично вмонтированный в ствол (2).
В качестве огнетушащей жидкости может быть использована вода, вода со смачивателями (твердый смачиватель в виде таблетки), пена, огнетушащий состав ОС-5 по ТУ 6-18-61-88 в смеси с водой. Состав ОС-5 по ТУ 6-18-61-88 содержит мочевину (карбамид), который вступает в химическую реакцию с продуктами горения и уменьшает количество газообразных оксидов азота NO x, что важно с позиции экологии.
Устройство работает следующим образом.
Перед началом работы емкость заполняют огнетушащей жидкостью, а также заправляют топливом бензобак. Для более безопасной и удобной эксплуатации, а также для правильного распределения нагрузки (уменьшения концентрации нагрузки), корпус со стволом и емкость размещают на операторе раздельно. Емкость с огнетушащей жидкостью надевают на спину оператора с использованием плечевых ремней, а корпус со стволом при помощи плечевого ремня надевают на плечо сбоку, под рукой. Раздельное размещение корпуса со стволом и емкости так же значительно понижает вибрацию, предаваемую устройством оператору при работе.
Вытягивают за ручку шнур стартера, пока двигатель не начнет работать; в течение 30 с происходит прогревание двигателя при работе на холостом ходу. При включении устройства создаваемая вентилятором высокоскоростная струя воздуха смешивается с потоком выхлопных газов и огнетушащей жидкостью в стволе и выбрасывается наружу в зону огня. Скорость воздушного потока регулируется с помощью дроссельного регулятора, расположенного под ручкой для переноски устройства. Подача огнетушащей жидкости в ствол осуществляется самотеком через резиновый гибкий шланг, когда оператор вручную открывает регулятор подачи жидкости. Для прекращения работы устройства перекрывают регулятор подачи жидкости и нажимают кнопку выключателя двигателя, расположенную сверху ручки для переноски устройства.
Предлагаемая полезная модель позволяет использовать энергию выхлопных газов для увеличения скорости воздушного потока, поступающего в ствол, и скорости водяной распыленной струи, что обеспечивает повышение эффективности и снижение времени тушения пожара.
Кроме того, закрытая система отведения выхлопных газов обеспечивает снижение их вредного воздействия на оператора.
1. Переносное устройство для тушения пожара, содержащее корпус с выходным патрубком, ствол, присоединенный к выходному патрубку, размещенные в корпусе вентилятор с приводом в виде двигателя внутреннего сгорания, емкость для огнетушащей жидкости, соединенную посредством гибкого шланга со стволом, и ручной регулятор подачи огнетушащей жидкости, отличающееся тем, что снабжено трубкой, один конец которой соединен с выхлопным отверстием двигателя внутреннего сгорания, а другой конец выведен в выходной патрубок через отверстие, выполненное в выходном патрубке.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус представляет собой улитку вентилятора, с одной стороны к которой присоединен защитный кожух двигателя внутреннего сгорания, а с другой - защитный кожух вентилятора.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что выходной патрубок выполнен в виде хомута, имеющего верхний и нижний приливы с резьбовыми отверстиями.
4. Устройство по пп.1,3, отличающееся тем, что ствол зафиксирован в выходном патрубке посредством регулировочного винта, вкрученного в нижний прилив.
5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ствол состоит из последовательно соединенных первой нагнетательной трубки, второй нагнетательной трубки и насадки-распылителя.
6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что вторая нагнетательная трубка содержит на одном конце паз, в который входит выступ, выполненный на конце первой нагнетательной трубки, а на противоположном конце содержит выступ, входящий в паз, выполненный в насадке-распылителе.
7. Устройство по пп.1,5, отличающееся тем, что ствол выполнен из ударопрочной термостойкой пластмассы.
8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что емкость для огнетушащей жидкости представляет собой эластичный резиновый мешок, помещенный в тканевый чехол, снабженный заплечными ремнями.
9. Устройство по п.1, отличающееся тем, что гибкий шланг соединен со стволом через ручной регулятор подачи огнетушащей жидкости, представляющий собой вентиль-кран, герметично вмонтированный в ствол.
10. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус содержит ручку для переноски, в которую встроен регулятор скорости воздушного потока, и съемный регулируемый плечевой ремень.