Буксировщик снегоход
Предлагаемая полезная модель относится к малогабаритным средствам на гусеничном ходу, предназначенным для транспортировки за собой людей и грузов, находящихся в прицепных устройствах, санях или волокушах, по снежной целине и бездорожью. Буксировщик содержит жесткую раму с поддерживающимися полозьями (склизами), закрепленную внутри движителя в виде резинотканевой гусеницы, к которой жестко крепится механизм натяжения гусеницы, установленный в задней части буксировщика, и поддерживающее устройство. На раме смонтирован передний подрамник для установки двигателя, который закрыт капотом. На заднем подрамнике шарнирно закреплено устройство управления в виде складывающегося руля с приборами управления двигателем, а также багажник и прицепное устройство. Данная полезная модель разработана для улучшения передвижения буксировщика при эксплуатации его в рыхлых снегах, уменьшения возможности поломок из-за механических воздействий окружающей среды
Полезная модель относится к малогабаритным средствам на гусеничном ходу, предназначенным для транспортировки за собой людей и грузов, находящихся в прицепных устройствах, санях или волокушах, по снежной целине и бездорожью.
Известен буксировщик-тягач, содержащий подрамники для двигателя с устройством управления и для грузовой платформы, движитель в виде гусеницы, внутри которой жестко смонтирована рама, на которой закреплены механизм натяжения гусеницы и поддерживающиеся полозья (склизы); подрамник для двигателя с устройством управления и подрамник для грузовой платформы; при этом гусеница выполнена из двух резинотканевых лент, соединенных между собой стальным профилем, управление буксировщика осуществляется с помощью складывающегося руля, шарнирно закрепленного на подрамнике для установки двигателя, на рукоятки которого вынесены приборы управления двигателем, а в задней части буксировщика-тягача имеется прицепное устройство. (Смотри описание полезной модели к патенту Российской Федерации 94947, МПК В62М 27/00, опубликовано 10.06.2010 г.).
Недостатками данной модели является установка двигателя сзади, а натяжного устройства спереди буксировщика-тягача, что негативно влияет на передвижение в рыхлых снегах: передняя часть буксировщика поднимается (выталкивается) вверх, а задняя часть буксировщика тонет в снегу, в результате чего буксировщик закапывается в снегу и не может двигаться вперед. Кроме того, при наезде буксировщика, с установленным натяжным устройством спереди конструкции, на препятствие повреждаются натяжные устройства гусеницы буксировщика. Отсутствие капота, закрывающего двигатель, является существенным недостатком, так как при низких температурах и ветре происходит переохлаждение двигателя и возможны механические повреждения двигателя при встрече с препятствиями (например, кусты или ветви деревьев).
Задача полезной модели состоит в разработке конструкции, эксплуатационные показатели которой характеризуются повышением надежности и улучшением проходимости буксировщика в глубоких рыхлых снегах.
Полезная модель направлена на решение задачи обеспечения устойчивости движения, управляемости и хорошего сцепления гусеничного движителя со снегом.
Это достигается тем, что буксировщик содержит жесткую раму с поддерживающимися полозьями (склизами), закрепленную внутри движителя в виде резинотканевой гусеницы, к которой жестко крепится механизм натяжения гусеницы, установленный в задней части буксировщика, и поддерживающее устройство. На раме смонтирован передний подрамник для установки двигателя, который закрыт капотом. На заднем подрамнике шарнирно закреплено устройство управления в виде складывающегося руля с приборами управления двигателем, а также багажник и прицепное устройство.
Расположением двигателя в передней части благоприятно влияет на распределение сил, действующих на буксировщик во время движения, что увеличивает его проходимость.
Расположение натяжного устройства в задней части буксировщика предохраняет натяжные устройства от встречных ударов о препятствия.
Жесткий капот предохранят двигатель от внешних факторов воздействия.
Предлагаемая полезная модель поясняется чертежами, где:
на фиг.1 изображен общий вид буксировщика;
на фиг.2 - указаны направления действующих сил на буксировщик.
Основой несущей конструкции буксировщика-тягача является жесткая рама 1 с поддерживающимися полозьями (склизами) 2, закрепленная внутри движителя в виде резинотканевой гусеницы 3, к которой жестко крепится механизм натяжения 4 гусеницы, установленный в задней части буксировщика для исключения его повреждения, и поддерживающее устройство 5. На раме смонтирован передний подрамник 6 для установки двигателя 7, который закрыт капотом 8 для предохранения от механических повреждений, снега и грязи, а также от переохлаждения в мороз или при наличии сильного ветра. На заднем подрамнике 9 шарнирно закреплено устройство управления в виде складывающегося руля 10 с приборами управления двигателем, а также багажник 11 и прицепное устройство 12, за которое крепится буксируемый груз и сани водителя.
Улучшение проходимости достигается расположением двигателя 7 (на фиг.1) в передней части буксировщика, что конструктивно не позволяет подниматься вверх передней части буксировщика при движении в рыхлых снегах (данным недостатком страдают все заднеприводные модели), тогда как вес двигателя, действующий на переднюю часть буксировщика сверху вниз - F2 (фиг.2) и сила сопротивления транспортируемых за буксировщиком саней - F1 (фиг.2) удерживают буксировщик, при движении по глубокому рыхлому снегу в горизонтальном положении, что значительно улучшает управляемость и проходимость буксировщика. Fвыт - сила снежного покрова, пытающаяся вытолкнуть буксировщик вверх, поставив его вертикально (фиг.2). Действие показанных на фиг.2 сил при расположении двигателя 7 в передней части буксировщика уравновешивается, что препятствует выталкиванию и излишнему подъему передней части буксировщика вверх, положительно сказывается на устойчивости передвижения буксировщика, улучшая его проходимость. Установка двигателя в передней части буксировщика благоприятно влияет на распределение сил, действующих на буксировщик во время движения по рыхлому снегу
Расположение механизма натяжения 4 гусеницы 3 в задней части буксировщика (фиг.1 и 2) предохраняет механизм от встречных ударов о снег, лед и другие препятствия, что практически исключает их искривление и поломку.
Наличие жесткого капота 8 предохранят двигатель 7 от ударов и внешних факторов воздействия. Предохраняет двигатель от воздействия отрицательных температур, стабилизируя температуру внутри корпуса буксировщика, создавая тем самым благоприятные условия и оптимальный температурный режим для работы двигателя буксировщика, что благотворно сказывается на эксплуатации двигателя, продлевая срок его безаварийной работы.
Буксировщик работает следующим образом. Буксируемый объект, например, волокуша, легкие сани, с помощью прицепного устройства 12 соединяется с буксировщиком. Включается двигатель 7, который через трансмиссию приводит в движение гусеницы 3 и буксировщик перемещается вперед. Водитель находится на сиденье саней. Направление движения буксировщика регулируется приборами управления двигателя, выполненными на рукоятке руля 10. Регулировка направления и натяжения гусеницы осуществляется посредством механизма натяжения 4 гусеницы 3.
Буксировщик способен перевозить на себе груз до 70 кг и транспортировать за собой груз в санях или волокушах до 500 кг, преодолевая снежную целину рыхлого снега глубиной до 70 см. Буксировщик может применяться в различных сферах деятельности, где требуется переместить грузы и людей в условиях снежного бездорожья, в том числе:
- Транспортировка объектов промысла из труднодоступных удаленных мест (охота, рыбалка и др);
- Транспортировка грузов для хозяйственных нужд в сельской местности (дрова, вода, продукты и др.);
- Обеспечение деятельности спортивных лыжных и туристических баз отдыха, курортов;
- Оказание услуг в сфере досуга и активного отдыха: прокат, пробегов и др.;
- Развитие технических видов спорта, технических клубов, в т.ч. с привлечением детей и молодежи;
- Обеспечение деятельности геологоразведывательных и научных экспедиций;
- Хозяйственное обеспечение различных объектов, промышленное перемещение небольших грузов;
- Доставка людей и грузов на объекты в труднодоступных удаленных местах: пограничные заставы, бурильные станции, гидрометеорологические станции, фермерские хозяйства, лесные егерские заимки, лесные хозяйства, рыболоведческие пункты и др.;
- Спасательные операции в труднодоступных удаленных местах (МЧС);
- Охрана и патрулирование территорий: границ, лесных, животноводческих, охотничьих и рыболовецких угодий, внутренних территорий различных объектов (стадионов, баз и т.п.);
- Обслуживание различных коммуникаций: нефте- и газопроводов, линий электро- и телепередач, путепроводов, железнодорожных линий и др.
Буксировщик, содержащий движитель в виде резинотканевой гусеницы, внутри которой жестко смонтирована рама с закрепленным механизмом натяжения и поддерживающими полозьями (склизами), передние и задние подрамники, на которых установлены двигатель и шарнирно закрепленное устройство управления в виде складывающегося руля с приборами управления двигателем, а также багажник и прицепное устройство, отличающийся тем, что двигатель, защищенный капотом, установлен на переднем подрамнике, а механизм натяжения гусеницы расположен в задней части буксировщика.