Дорога, отсыпаемая на мерзлых грунтах (варианты)

 

Полезная модель относится к области строительства земляного полотна в зоне вечной мерзлоты, в частности к строительству дорог. Дорога, отсыпаемая на мерзлых грунтах, содержит отсыпку из грунта 1, дорожное покрытие 4, уложенное на отсыпку, и сезонно-охлаждающие устройства (СОУ) 5, испарители 6 которых размещены в отсыпке под теплоизолирующим покрытием 3. Согласно полезной модели для продления срока безаварийной эксплуатации дорог испарители сезонно-охлаждающих устройств выполнены с вертикальными концами 7, направленными в мерзлый грунт, что увеличивает степень охлаждения грунта в зимнее время. По второму варианту испарители 6 сезонно-охлаждающих устройств уложены вдоль дороги. Такие дороги легче обслуживать в процессе их эксплуатации, так как упрощается доступ к дорожным откосам. В третьем варианте под теплоизолирующим покрытием 3 над испарителями 6 сезонно-охлаждающих устройств 5 поперек дороге уложены вентиляционные трубы 8, закрытые сверху нетканым и/или геотекстильным материалом 9. Вентиляционные трубы 8 могут быть точно так же, как в третьем варианте, установлены в первом и втором вариантах конструкции дороги. Полости труб и промежутки между трубами, закрытые сверху материалом 9, обеспечивают вентиляцию холодного воздуха. В зимнее время за счет действия СОУ и вентиляционных труб происходит замораживание нижней части насыпи. Наличие вертикальных отводов испарителей и вентиляционных труб усиливает воздействие низкими температурами на нижнюю часть насыпи и создает вертикальные опорные льдогрунтовые элементы (столбы). 3 п. ф-лы, 4 ил.

Полезная модель относится к области строительства земляного полотна в зоне вечной мерзлоты, в частности к строительству дорог.

Известны дороги, построенные на мерзлых грунтах [1. Журнал «Основания, фундаменты и механика грунтов, 6, 2007, стр.24-28]. Такие дороги выполнены в виде отсыпки со слоем теплоизоляции, под которым расположены сезонные охлаждающие устройства (СОУ).

Аналогичное отсыпное сооружение описано в патенте РФ [2. Патент РФ 2157872, МПК E02D 3/115, 2000].

Недостаток известной конструкции дорог - недостаточно длительный срок их действия, особенно, с наступлением теплого периода времени.

Задачей, стоящей перед полезной моделью, является продление срока безаварийной эксплуатации дорог с наступление теплого периода времени.

Для решения поставленной задачи в дороге, отсыпанной на мерзлых грунтах, содержащей отсыпку из грунта, дорожное покрытие, уложенное на отсыпку, и сезонно-охлаждающие устройства, испарители которых размещены в отсыпке под теплоизолирующим покрытием, испарители сезонно-охлаждающих устройств выполнены с вертикальными концами, направленными в мерзлый грунт.

По второму варианту в дороге, отсыпанной на мерзлых грунтах, содержащей отсыпку из грунта, дорожное покрытие, уложенное на отсыпку, и сезонно-охлаждающие устройства, испарители которых размещены в отсыпке под теплоизолирующим покрытием, испарители сезонно-охлаждающих устройств уложены вдоль дороги. Повышается удобство обслуживания, так как конденсаторы СОУ собраны в группы.

По третьему варианту в дорогу, отсыпаемую на мерзлых грунтах, содержащую отсыпку из грунта, дорожное покрытие, уложенное на отсыпку, и сезонно-охлаждающие устройства, испарители которых размещены в отсыпке под теплоизолирующим покрытием, дополнительно поперек ее под теплоизолирующее покрытие над испарителями сезонно-охлаждающих устройств уложены вентиляционные трубы, которые сверху могут быть закрыты нетканым или геотекстильным материалом.

В третьем варианте учтен случай, когда испарители размещены поперек дороги, но без вертикальных концов, а также случаи обустройства дороги по первому и второму вариантам.

Вентиляционные трубы выполнены с возможностью перекрытия их. В летнее время заглушками перекрывают торцы труб, выходящие из отсыпки.

Полезная модель поясняется чертежами, где: на фиг.1 показано поперечное сечение дороги с испарителями, имеющими вертикальные концы; на фиг.2 - дорога с продольно уложенными испарителями; на фиг.3 - дорога с испарителями и вентиляционными трубами; на фиг.4 - сечение по АА на фиг.3.

Конструкция дороги, отсыпаемой на мерзлых грунтах, включает нижнюю часть 1 отсыпки, выполненную из местного разрыхленного мерзлого грунта (мерзло-комковатого). Верхняя часть 2 насыпи (отсыпки) выполнена из песчаного грунта и отделена от нижней части теплоизолирующим покрытием 3, выполненным, например, из пеноплэкса.

Вдоль насыпи (на отсыпку) уложено дорожное покрытие (железобетонные плиты)4.

Для принудительного охлаждения нижней части насыпи и снижения ее теплового воздействия на мерзлоту в ней установлены сезонно-охлаждающие устройства (СОУ) 5. Трубки (испарители) 6 СОУ могут быть установлены с обеих сторон дороги навстречу друг другу или через одну.

Для улучшения охлаждения зоны расположения мерзлого грунта испарители сезонно-охлаждающих устройств выполнены с вертикальными концами 7, направленными в мерзлый грунт.

Во втором варианте для укладки дороги используют СОУ с удлиненными испарителями. Удлиненные испарители 6 уложены вдоль дороги. Такие дороги легче обслуживать в процессе их эксплуатации. Упрощается доступ к дорожным откосам.

В третьем варианте при сооружении нижней части насыпи поперек полотну дороги установлены вентиляционные трубы 8, которые должны находиться выше испарителей 6 СОУ 5 и ниже теплоизолирующего покрытия 3. Сверху трубы закрыты нетканым или геотекстильным материалом 9, что предотвращает просыпание грунта. Предусматривается возможность перекрытия торцов вентиляционных труб 8 в летнее время. На зиму трубы открывают.

Вентиляционные трубы 8 могут быть точно так же, как в третьем варианте, установлены в первом и втором вариантах конструкции дороги. Полости труб и промежутки между трубами, закрытые сверху материалом 9, обеспечивают вентиляцию холодного воздуха.

После строительства насыпи выполняют теплоизоляционную торфяную присыпку откосов дороги и их укрепление, например, травосеянием.

В зимнее время за счет действия СОУ и вентиляционных труб происходит замораживание нижней части насыпи. Наличие вертикальных отводов испарителей и вентиляционных труб усиливает воздействие низкими температурами на нижнюю часть насыпи и создает вертикальные опорные льдогрунтовые элементы (столбы).

При наступлении теплой погоды торцы вентиляционных труб перекрывают заглушкам, препятствующими попаданию в них теплого воздуха, тем самым продлевая период оттаивания грунта.

1. Дорога, отсыпаемая на мерзлых грунтах, содержащая отсыпку из грунта, дорожное покрытие, уложенное на отсыпку, и сезонно-охлаждающие устройства, испарители которых размещены в отсыпке под теплоизолирующим покрытием, отличающаяся тем, что испарители сезонно-охлаждающих устройств выполнены с вертикальными концами, направленными в мерзлый грунт.

2. Дорога, отсыпаемая на мерзлых грунтах, содержащая отсыпку из грунта, дорожное покрытие, уложенное на отсыпку, и сезонно-охлаждающие устройства, испарители которых размещены в отсыпке под теплоизолирующим покрытием, отличающаяся тем, что испарители сезонно-охлаждающих устройств уложены вдоль дороги.

3. Дорога, отсыпаемая на мерзлых грунтах, содержащая отсыпку из грунта, дорожное покрытие, уложенное на отсыпку, и сезонно-охлаждающие устройства, испарители которых размещены в отсыпке под теплоизолирующим покрытием, отличающаяся тем, что под теплоизолирующим покрытием над испарителями сезонно-охлаждающих устройств поперек дороге уложены вентиляционные трубы, закрытые сверху нетканым и/или геотекстильным материалом.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области исследований криологии и геокриологии и направлена на повышение точности получаемых результатов и расширение ее возможностей
Наверх