Амфибийное транспортное средство

 

Решение относится к транспортным средствам, способным передвигаться по различным слабонесущим грунтам. Предлагается металлический жесткий герметичный корпус снабдить многослойной огнеупорной изоляцией с каналами для труб водяного охлаждения и системой воздухоснабжения, а внутри роторов движителя установить ребра жесткости, образующие секции, заполненные пористым негорючим материалом.

Ставится задача создания универсального плавучего транспортного средства, предназначенного, преимущественно, для спасения людей в экстремальных ситуациях, обладающего повышенной огнезащитностью, плавучестью, надежностью и безопасностью.

1 с.п. ф-лы, 1 илл.

Решение относится к транспортным средствам, способным передвигаться по различным слабонесущим основаниям, снегу, льду, воде и среде, являющейся комбинацией перечисленных сред, и может быть использовано для эвакуации персонала нефтегазодобывающих и буровых платформ, экипажей судов ледового плавания в экстремальных условиях на морских территориях с тяжелыми природно-климатическими условиями, в частности, на территории шельфовых зон.

Известна амфибия, содержащая жесткий герметичный корпус, выполненный с плоскогранной нижней частью носовой оконечности, имеющей центральную и боковые грани, и два побортно расположенных под ним в роторных нишах корпуса с зазором относительно них роторно-винтовых движителя, каждый из которых выполнен с конусной частью (см. описание амфибии ACT 002 в проспекте фирмы MITSUI ENGINEERING CO LTD Япония, 1984).

Однако эта амфибия не имеет водоизмещающую носовую часть и обладает низкой мореходностью и маневренностью.

Известна амфибия для перевозки грузов и персонала ледостойких буровых платформ, экипажей судов ледового плавания и эвакуации людей в экстремальных условиях (см. патент РФ 2062706, МПК B60F 3/00, В63В 35/08, опубликован 27.06.1996 - прототип), содержащая жесткий герметичный корпус (цельносварной модуль) с плоскогранной нижней частью носовой оконечности, разделенный поперечной перегородкой на два отсека: пассажирский и машинное отделение, два роторно-винтовых движителя, побортно расположенных в нишах корпуса.

Однако эта амфибия недостаточно надежна и безопасна при эксплуатации в экстремальных условиях, например, при разливе и возгорании нефтепродуктов. Цельносварной корпус не обеспечивает достаточной плавучести.

Эти недостатки устраняются предлагаемым решением.

Решается задача создания универсального плавучего транспортного средства типа амфибии, предназначенного, преимущественно, для спасения людей.

Технический результат заключается в повышении надежности и безопасности эксплуатации транспортного средства в тяжелых климатических условиях, повышении его огнезащитности, плавучести, а также обеспечении возможности более длительного пребывания в зоне бедствия, а значит, и спасения людей.

Этот технический результат достигается тем, что в амфибийном транспортном средстве, содержащем жесткий герметичный корпус с плоскогранной нижней частью носовой оконечности, разделенный поперечной перегородкой на два отсека: пассажирский и машинное отделение, два роторно-винтовых движителя, побортно расположенных в нишах корпуса, жесткий герметичный корпус снабжен многослойной огнеупорной изоляцией, в которой выполнены каналы для труб водяного охлаждения, в носовой оконечности корпуса расположены элементы системы воздухоснабжения, а внутри роторов движителя установлены ребра жесткости, образующие секции, заполненные пористым негорючим материалом.

Огнеупорная изоляция герметичного корпуса в совокупности с системой водяного охлаждения и воздухоснабжения повышает надежность и безопасность в плане улучшения огнезащищенности и обеспечения возможности более длительного пребывания в зоне бедствия.

Выполнение движителя повышает плавучесть и в случае повреждения ротора препятствует попаданию воды в его полость.

Предлагаемое амфибийное транспортное средство приведено на чертеже - вид сбоку Оно содержит жесткий герметичный корпус 1 с плоскогранной нижней частью носовой оконечности 2. Корпус 1 разделен поперечной перегородкой 3 на два отсека: пассажирский 4 и машинное отделение 5. Два роторно-винтовых движителя 6, 7 побортно расположены в нишах корпуса 1. Корпус 1 снабжен многослойной огнеупорной изоляцией 8 и включает в себя: стальной или титановый каркас, являющийся основной несущей частью многослойной конструкции: пластмассы, армированные стеклянным волокном, стойкие к высоким температурам, пластмассы высокой конструктивной прочности, в основу которых входит полиэфир с химически невоспламеняющимися веществами, невыщелачивающимися с течением времени; керамические теплоизоляционные покрытия.

Для придания большей огнезащитности амфибийному транспортному средству между слоями огнеупорной изоляции выполнены каналы 9 труб водяного охлаждения.

В связи со сложностью создания межслойных каналов в готовом корпусе, их на стадии изготовления корпуса удобно выполнить в виде пластмассовых термостойких труб, которые в процессе изготовления будут покрываться последующими слоями огнеупорной изоляции. Насос 10 системы водяного орошения расположен в нижней части спасательного средства под настилом пола пассажирского салона. Насос 10 соединен с фильтром (не показан), который связан с баком 11 для хранения забортной воды. Бак 11 через систему трубопроводов (не показана) связан трубками 12 системы водяного охлаждения. Система воздухоснабжения расположена в носовой оконечности корпуса. Позицей 13 обозначены баллоны со сжатым воздухом.

Автономная система воздухоснабжения представляет собой систему воздухоочистки и систему сжатого воздуха, расположенную в днище спасательного средства.

Объем баллонов со сжатым воздухом системы должен быть достаточен для обеспечения безопасности людей и бесперебойной работы двигателя при полной герметизации спасательного средства. Внутри роторов движителя 6, 7 установлены ребра жесткости 14, образующие секции, заполненные пористым негорючим материалом.

Амфибийное средство приводится в движение двумя роторно-винтовыми движителями 6, 7. Рассмотрим случай попадания спасательного средства в зону горящей нефти или нефтепродуктов. Огнеупорная изоляция спасает корпус, все системы и людей от перегрева, насос 10 системы водяного охлаждения по команде водителя закачивет забортную воду через фильтр в бак 11 для хранения воды или она может быть запасена заранее. Вода под давлением поступает через систему трубопроводов к трубкам 12 и под давлением в виде струй подается на наружную поверхность корпуса 1. В случае длительного пребывания спасательного средства в пятне горящей нефти, в целях предупреждения перегрева внутренних помещений с находящимися внутри людьми, система водяного орошения начинает подавать забортную воду в межслойные каналы 9 корпуса 1, что обеспечивает быстрое снижение температуры корпуса и предотвращает перегрев. Для обеспечения безопасности людей и бесперебойной работы двигателя автономная система воздухоснабжения подает в пассажирский и моторный отсеки воздух из баллонов 13. После выхода спасательного средства из зоны горящей нефти система охлаждения осушает трубопроводы от забортной воды.

Благодаря повышенной плавучести транспортное средство может свободнее маневрировать в тяжелых условиях. Все эти действия в совокупности могут использоваться при пожарах (имея запас воды), в районах с неблагоприятными атмосферными условиями.

Амфибийное транспортное средство, содержащее жесткий герметичный корпус с плоскогранной нижней частью носовой оконечности, разделенный поперечной перегородкой на два отсека: пассажирский и машинное отделение, два роторно-винтовых движителя, побортно расположенных в нишах корпуса, отличающееся тем, что жесткий герметичный корпус снабжен многослойной огнеупорной изоляцией, в которой выполнены каналы для труб водяного охлаждения, в носовой оконечности корпуса расположены элементы системы воздухоснабжения, а внутри роторов движителя установлены ребра жесткости, образующие секции, заполненные пористым негорючим материалом.



 

Наверх