Опытная буронабивная свая для статических испытаний

 

Полезная модель направлена на снижении трудоемкости, повышении точности испытаний и снижении капитальных затрат на испытания свай за счет возможности непосредственного определения несущей способности сваи раздельно по пяте и по боковой поверхности.

Указанный технический результат достигается тем, что опытная буронабивная свая для статических испытаний, включающая выбуренную скважину и сопряженный со стенками скважины железобетонный ствол, взаимодействующий с системой приложения осевой нагрузки выполнена с возможностью раздельной передачи осевой нагрузки на пяту и боковую поверхность железобетонного ствола. Ствол сваи состоит из наружной железобетонной оболочки с внутренней полостью, ограниченной трубой-опалубкой, которая смонтирована через упругую прокладку с опорой на установленный на дне выбуренной скважины штамп. В полости наружной железобетонной оболочки на всю ее высоту размещен шток, жестко соединенный со штампом с возможностью передачи осевой нагрузки на пяту сваи. 1 з.п.ф; 1 илл.

Полезная модель относится к области строительства, а именно к конструкциям свай, используемых для испытаний статической нагрузкой для устройства свайного поля.

Известен способ статических испытаний свай с помощью анкерных свай, грузовой платформы, упорных балок и домкратов /ГОСТ 5686-94 «Грунты. Метод полевых испытаний сваями.»/.

Основным недостатком устройства опытных свай является его трудоемкость и высокая стоимость способа испытаний, особенно для статических испытаний буронабивных свай большой несущей способности, которые требуют домкратов и упорных балок на нагрузку до 4-5 тыс. тонн.

Известен способ Остенберга, в котором гидродомкраты устанавливаются внутри железобетонной сваи, разделяя ее по высоте на две части. Усилие при этом создается в распор, когда одна часть сваи является анкерной для другой. Это позволяет сократить усилия в домкратах и отказаться от анкерных свай и упорных балок. /Российская Архитектурно-строительная энциклопедия, под редакцией Е.В.Басина м др., том XII, Строительство подземных сооружений, ОАО «ВНИИНТПИ», Москва 2008, с.288-292./

Основными недостатками устройства опытных свай являются потеря домкратов внутри сваи после испытаний, трудоемкость работ при установке домкратов и аппаратуры внутри сваи и вероятность их выхода из строя в процессе подготовки и проведении испытаний, а также невысокая достоверность результатов, поскольку невозможно расчетным путем определить поперечное сечение сваи, для которого несущая способность сваи в местах выше и ниже сечения будут равны.

Наиболее близкой является конструкция буронабивной сваи для статических испытаний, включающая выбуренную скважину и сопряженный со стенками скважины железобетонный ствол. /Патент РФ 2349711, кл. E02D 5/00, публ. 20.03.2009). Буронабивную сваю устраивают с помощью обсадной трубы с теряемым наконечником, между наконечником и железобетонным стволом сваи установлен датчик усилия, размещенный в стальном стакане.

Известная конструкция опытной сваи имеет существенные ограничения в области использования, т.к. пригодна для свай небольшого диаметра (до 0,8 м). Кроме того, поскольку используемый датчик при установке и испытаниях часто выходит из строя, не может быть обеспечена точность измерений, кроме того, для испытания сваи необходимы значительные усилия при нагружении, что требует оборудования большой мощности.

Техническая задача заключается в снижении трудоемкости при повышении точности испытаний и снижении капитальных затрат на испытания свай большого диаметра до 2,0 м.

Поставленная задача решается таким образом, что опытная буронабивная свая для статических испытаний, включающая выбуренную скважину и сопряженный со стенками скважины железобетонный ствол, взаимодействующий с системой приложения осевой нагрузки, согласно полезной модели, выполнена с возможностью раздельной передачи осевой нагрузки на пяту и боковую поверхность железобетонного ствола, состоящего из наружной железобетонной оболочки с внутренней полостью, ограниченной трубой-опалубкой, и смонтированной через упругую прокладку с опорой на установленный на дне выбуренной скважины штамп, а в полости наружной железобетонной оболочки на всю ее высоту размещен шток жестко соединенный со штампом с возможностью передачи осевой нагрузки на пяту сваи. При этом штамп выполнен высотой не более диаметра скважины.

Предлагаемая конструкция отличается от известной тем, что выполнена с возможностью раздельной передачи осевой нагрузки на пяту и боковую поверхность железобетонного ствола, состоящего из наружной железобетонной оболочки с внутренней полостью, ограниченной трубой-опалубкой, и смонтированной через упругую прокладку с опорой на установленный на дне выбуренной скважины штамп, а в полости наружной железобетонной оболочки на всю ее высоту размещен шток жестко соединенный со штампом с возможностью передачи осевой нагрузки на пяту сваи.

Испытания делятся на два этапа, в которых раздельно определяются несущая способность сваи по пяте и по боковой поверхности. Для этого буронабивную сваю выполняют из двух частей. В виде наружной железобетонной оболочки с внутренней полостью, в полости на всю ее высоту размещают шток, жестко соединенный со штампом, который размещают на дне скважины. Через шток, свободно перемещающийся в полости железобетонной оболочки, передают возрастающую нагрузку на штамп и определяют несущую способность сваи по пяте. При этом наружная оболочка не препятствует осадке штампа. После определения несущей способности по пяте возрастающую нагрузку создают на наружной железобетонной оболочке, и определяют несущую способность наружной железобетонной оболочки по боковой поверхности, контактирующей с грунтом.

Технический результат заключается в возможности непосредственного определения несущей способности сваи раздельно по пяте и по боковой поверхности, что позволяет оптимизировать выбор параметров рабочих свай, а также в снижении затрат на проведение статических испытаний за счет уменьшения нагрузки на всю испытательную систему, а также повышении достоверности результатов испытаний при размещении оборудования системы нагружения на поверхности грунта и возможности слежения за их состоянием.

Предлагаемое техническое решение позволяет в 1,5-2 раза снизить грузоподъемность домкратов, нагрузку на упорные балки, анкерные сваи или грузовую платформу.

На чертеже представлена опытная буронабивная свая для статических испытаний.

Опытная свая состоит из выбуренной в грунте на всю высоту сваи скважины 1, размещенного по оси скважины штока 2, на нижнем конце которого закреплен штамп 3 с кольцевой упругой прокладкой 4, наружной железобетонной оболочки 5 с трубой-опалубкой 6. На конце трубы-опалубки 6 приварен плоское стальное кольцо 7, диаметром равным диаметру скважины 1. Железобетонная оболочка 5 армирована каркасом 8.

Предлагаемую конструкцию опытной сваи возводят и испытывают следующим образом.

Под защитой обсадной трубы в грунте бурят скважину 1. Затем в забой скважины опускают шток 2 с жестко соединенным на конце штампом 3. Конструкция штока 2 и штампа 3 рассчитываются на расчетную нагрузку по пяте сваи. Для обеспечения жесткости и оптимальной материалоемкости высоту штампа принимают не более диаметра скважины.. Диаметр штампа 3 принимается равным диаметру скважины 1, диаметр штока 2 меньше диаметра штампа 3. Шток может быть выполнен из стальной трубы, заполненной после установки в скважину бетоном. На штамп вокруг штока одевают упругую кольцевую прокладку 4 из мягкой резины, нескольких слоев гидроизоляционной пленки или другого материала. Затем устраивают наружную железобетонную оболочку 5. Для этого в скважину 1 на упругую прокладку 4 устанавливают стальную трубу-опалубку 6 с приваренным плоским торцевым кольцом 7, наружный диаметр которого равен диаметру штампа 3. При этом диаметр трубы-опалубки 6, которая является опалубкой наружной оболочки, должен быть больше диаметра штока 2. После этого между обсадной трубой или стенками скважины 1 и трубой-опалубкой 6 опускают арматурный каркас 8, после чего производят бетонирование полости между обсадной трубой (или стенками скважины 1) и стальной трубой-опалубкой 6 с образованием наружной железобетонной оболочки 5. После того как бетон набрал проектную прочность приступают к испытаниям.

Испытания проводят в соответствии с действующим ГОСТ 5686-94.

Первоначально через шток 2 подают ступенчато возрастающую нагрузку на штамп 3 и определяют несущую способность сваи по пяте. При этом наружная железобетонная оболочка 5 не препятствует осадке штампа 3. После испытаний воздействием на пяту сваи ступенчато возрастающую нагрузку создают на наружной железобетонной оболочке 5, которая взаимодействует непосредственно с грунтом через стенки скважины 1, и определяют несущую способность сваи по боковой поверхности. Несущую способность сваи определяют как сумму результатов испытаний воздействием на штамп и наружную железобетонную оболочку при равных осадках.

1. Опытная буронабивная свая для статических испытаний, включающая выбуренную скважину и сопряженный со стенками скважины железобетонный ствол, взаимодействующий с системой приложения осевой нагрузки, отличающаяся тем, что свая выполнена с возможностью раздельной передачи осевой нагрузки на пяту и боковую поверхность железобетонного ствола, состоящего из наружной железобетонной оболочки с внутренней полостью, ограниченной трубой-опалубкой и смонтированной с опорой через упругую прокладку на установленный на дне выбуренной скважины штамп, а в полости наружной железобетонной оболочки на всю ее высоту размещен шток, жестко соединенный со штампом с возможностью передачи осевой нагрузки на пяту сваи.

2. Опытная буронабивная свая по п.1, отличающаяся тем, что штамп выполнен высотой не более диаметра скважины.



 

Похожие патенты:

Фкндамент из винтовых стальных железных свай большого диаметра относится к области строительства, в частности к металлическим опорным конструкциям для закрепления в грунте узкобазовых несущих конструкций (НК), таких как опоры воздушных линий электропередачи (ЛЭП), осветительные вышки, вышки сотовой связи, радиосвязи, различные стойки, и т.д.

Машина для погружения, установки, закручивания, завинчивания металлических винтовых свай-фундаментов опор линий автоблокировки зса-1 относится к строительству, более конкретно, к машинам для установки металлических винтовых свай-фундаментов с «поля» под опоры автоблокировки в грунтах до IV группы на железных дорогах Российской Федерации.

Винтовая свая относится к строительству, в частности, к сооружению свайных фундаментов, и может быть использована для строительства малоэтажных домов, бань, террас, теплиц, ангаров, трубопроводов, рекламных конструкций, дорожных знаков и указателей, опор линий освещения и связи, садово-парковой мебели, заборов и ограждений, оснований солнечных батарей и ветрогенераторов.

Свая // 97141

Наконечник винтовой сваи относится к области промышленного и гражданского строительства и может быть использована как при возведении новых, так и при усилении фундаментов ранее возведенных зданий и сооружений, а также при сооружении опор, воспринимающих знакопеременные нагрузки, или при устройстве шпунтового ограждения котлована из труб.

Применение возможно для возведения фундаментных конструкций из буронабивных висячих свай, наиболее эффективна данная модель будет при использовании в неустойчивых грунтах, когда в инженерно-геологическом разрезе площадки присутствуют значительные по толще слои текучих, текучепластичных суглинков и супесей с низкими прочностными характеристиками, в грунтах с иловатыми прослойками, в слабых водонасыщенных тиксотропных грунтах, а также грунтах, содержащих линзы, и подверженных плывунным явлениям.

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к выращиванию растений в защищенном грунте по малообъемной технологии с использованием минерального субстрата
Наверх