Мобильный учебный демонстрационный комплекс

 

Полезная модель относится к средствам обучения персонала на железнодорожном транспорте, а также к средствам для проведения рекламных, лекционных и культурно-массовых мероприятий. Заявленный мобильный учебный демонстрационный комплекс выполнен в виде железнодорожного вагона и может быть использован в составе передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «РЖД». Заявлен мобильный учебный демонстрационный комплекс, содержащий транспортное средство и оборудование для обеспечения процесса обучения. В качестве транспортного средства использован железнодорожный вагон, в котором в качестве оборудования для процесса обучения размещен тренажер машиниста тягового подвижного состава, при этом указанный тренажер размещен со смещением по отношению к центральной продольной оси вагона с возможностью образования прохода и размещения зрительской аудитории. Тренажер машиниста тягового подвижного состава содержит рабочее место машиниста, размещенное в макете кабины, а также рабочее место инструктора, связанные между собой компьютерной системой. При этом макет кабины снабжен видеопроекционным оборудованием, а перед лобовым окном размещен экран для демонстрации путевой обстановки. Техническим результатом является возможность одновременно с индивидуальным обучением машиниста проводить коллективные занятия с демонстрацией в реальном масштабе времени путевой обстановки и действий машиниста по управлению поездом, а также физических процессов в схемах управления локомотивом. Кроме того, мобильность учебного комплекса позволяет охватить очень широкую аудиторию, в частности позволяет проводить обучение в отдаленных районах при отсутствии там соответствующего учебного и демонстрационного оборудования.

Полезная модель относится к средствам обучения персонала на железнодорожном транспорте, а также к средствам для информирования населения, для проведения рекламных, лекционных и культурно-массовых мероприятий. Заявленный мобильный учебный демонстрационный комплекс выполнен в виде железнодорожного вагона и может быть использован в составе передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «РЖД».

Из уровня техники известен передвижной выставочно-лекционный комплекс (ПВЛК) - специальное формирование ОАО «РЖД», предназначенное для демонстрации инновационных путей развития холдинга, введенное в эксплуатацию 03.08.2011 (информация об упомянутом ПВЛК содержится на официальном сайте ОАО РЖД на странице http://rzd.m/best/public/rzd?STRUCTUREID>886&Iayerid=5176&referrerLaverid=5175&id=23, причем указанный ПВЛК содержит мобильный учебный и демонстрационный комплекс, содержащий транспортное средство и оборудование для обеспечения процесса обучения, в качестве транспортного средства использован железнодорожный вагон, в котором в качестве оборудования для процесса обучения размещен тренажер машиниста тягового подвижного состава, при этом указанный тренажер размещен со смещением по отношению к центральной продольной оси вагона с возможностью образования прохода и размещения зрительской аудитории (помимо сайта ОАО РЖД информацию об упомянутом ПВЛК с содержащимся в нем мобильным и демонстрационным комплексом можно посмотреть на http://www. voutube.com/watch? v=LQiwBgp4B6Y (загружен 30.08.2011) и на http://moscow-live.ru/2011/12/14/peredvizhnov-vystavochno-lekcionnw-kompleks-oao-rzhd.html (загружен 14.12.2011).

Данный учебный комплекс является передвижным, то есть мобильным, и предназначен для передвижения по железной дороге и выполнения функции обучения машинистов тягового подвижного состава. Однако в данном учебном комплексе, в котором можно наблюдать за действиями машиниста по управлению поездом, не обеспечена возможность проводить коллективные занятия с демонстрацией обучаемым в реальном масштабе времени физических процессов в схемах управления локомотивом, а также путевой обстановки на отдельном экране в процессе учебных занятий.

Задача полезной модели - создание мобильного учебного и, одновременно, демонстрационного средства, которое может быть использовано в составе передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «РЖД».

Техническим результатом является возможность одновременно с индивидуальным обучение машиниста проводить коллективные занятия с демонстрацией обучаемым в реальном масштабе времени путевой обстановки и действий машиниста по управлению поездом, а также физических процессов в схемах управления локомотивом. Кроме того, передвижение учебного комплекса по сети железных дорог позволяет охватить более широкую аудиторию, в частности позволяет проводить обучение в отдаленных районах при отсутствии там соответствующего учебного и демонстрационного оборудования.

Указанный технический результат достигается при решении поставленной задачи тем, что в известном мобильном учебном и демонстрационном комплексе, содержащем транспортное средство и оборудование для обеспечения процесса обучения, в качестве транспортного средства использован железнодорожный вагон, в котором в качестве оборудования для процесса обучения размещен тренажер машиниста тягового подвижного состава, при этом указанный тренажер размещен со смещением по отношению к центральной продольной оси вагона с возможностью образования прохода и размещения зрительской аудитории, в салоне вагона установлен дисплей для просмотра на нем изображения поездной ситуации, графического изображения работы пневматических и электрических схем тягового подвижного состава, характеристик продольной динамики поезда, распределение давления в тормозной магистрали и в тормозных цилиндрах, а также сил на автосцепках по длине поезда, макет кабины тягового подвижного состава снабжен звуковыми колонками акустической системы, а в состав рабочего места машиниста входит дополнительная ЖК-панель, на которой отображается поездная обстановка, соответствующая виду из бокового окна кабины машиниста.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели согласно которым необходимо, чтобы:

- тренажер машиниста тягового подвижного состава содержал бы рабочее место машиниста, размещенное в макете кабины тягового подвижного состава, а также рабочее место инструктора, связанные между собой компьютерной системой.

- макет кабины тягового подвижного состава был бы снабжен видеопроекционным оборудованием, а перед лобовым окном макета кабины тягового подвижного состава размещен экран для демонстрации путевой обстановки.

- макет кабины тягового подвижного состава был бы снабжен пультом машиниста и органами управления.

- в состав рабочего места машиниста входило бы кресло машиниста, оборудованное динамической платформой.

- рабочее место инструктора было бы выполнено в виде стола, на котором расположены несколько мониторов, клавиатура и манипулятор «мышь», позволяющие инструктору производить, по меньшей мере, следующие операции: запускать тренажер, контролировать его работу, вводить исходные данные о поездке, выдавать машинисту предупреждение, контролировать действия обучаемого машиниста во время поездки, управлять идущим впереди поездом, вводить и устранять неисправности, вводить и устранять нештатные ситуации.

Указанные признаки полезной модели являются существенными и взаимосвязанными между собой причинно-следственной связью с образованием совокупности существенных признаков, достаточных для достижения технического результата, касающегося проведения одновременно с индивидуальным обучением машиниста - коллективные занятия с демонстрацией обучаемым в реальном масштабе времени путевой обстановки и действий машиниста по управлению поездом, а также физических процессов в схемах управления локомотивом за счет того, что в салоне вагона установлен дисплей для просмотра на нем изображения поездной ситуации, графического изображения работы пневматических и электрических схем тягового подвижного состава, характеристик продольной динамики поезда, распределение давления в тормозной магистрали и в тормозных цилиндрах, а также сил на автосцепках по длине поезда, макет кабины тягового подвижного состава снабжен звуковыми колонками акустической системы, а в состав рабочего места машиниста входит дополнительная ЖК-панель, на которой отображается поездная обстановка, соответствующая виду из бокового окна кабины машиниста.

Полезная модель иллюстрируется фигурами 1-2.

На фиг.1 показана компоновка и размещение тренажера в салоне железнодорожного вагона.

На фиг.2 представлена фотография мобильного учебного демонстрационного комплекса (вид внутри вагона).

Для решения поставленной задачи заявлен мобильный учебный демонстрационный комплекс, показанный на фиг.1, содержащий транспортное средство и оборудование для обеспечения процесса обучения.

В качестве транспортного средства использован железнодорожный вагон 1, в котором в качестве оборудования для процесса обучения размещен тренажер машиниста тягового подвижного состава, при этом указанный тренажер размещен со смещением по отношению к центральной продольной оси вагона с возможностью образования прохода 2 и размещения зрительской аудитории.

Здесь и далее тяговый подвижной состав обозначает механические средства (локомотивы), предназначенные для перемещения по сети железных дорог несамоходных грузовых и пассажирских вагонов. Тяговый подвижной состав представляют, в частности, электровозы, тепловозы и газотурбовозы.

Тренажер машиниста тягового подвижного состава содержит рабочее место машиниста, размещенное в макете 3 кабины тягового подвижного состава, а также рабочее место инструктора, связанные между собой компьютерной системой. Макет кабины тягового подвижного состава снабжен видеопроекционным оборудованием, а перед лобовым окном указанного макета кабины размещен экран 4 для демонстрации путевой обстановки.

Макет 3 кабины тягового подвижного состава может быть выполнен с разрезом, так что боковая стенка кабины, расположенная со стороны прохода и размещения зрительской аудитории, может быть удалена, чтобы не мешать обучаемым наблюдению за путевой обстановкой и действиями машиниста по управлению поездом

Макет 3 кабины тягового подвижного состава снабжен пультом машиниста и органами управления, а также снабжен звуковыми колонками акустической системы.

В состав рабочего места машиниста входит дополнительная ЖК-панель 5, на которой отображается поездная обстановка, соответствующая виду из бокового окна кабины машиниста, а также кресло 6 машиниста, оборудованное динамической платформой. '

Рабочее место инструктора выполнено в виде стола 7, на котором расположены несколько мониторов 8, клавиатура 9 и манипулятор 10 (мышь), размещенные на столе в порядке, обеспечивающем удобство работы инструктора и позволяющие инструктору производить, по меньшей мере, следующие операции: запускать тренажер, контролировать его работу, вводить исходные данные о поездке, выдавать машинисту предупреждения, контролировать действия обучаемого машиниста во время поездки, управлять идущим впереди поездом, вводить и устранять неисправности, вводить и устранять нештатные ситуации.

Мобильный учебный демонстрационный комплекс дополнительно снабжен оборудованием для проведения коллективных занятий, в частности, в вагоне установлен дисплей 11 для просмотра на нем изображения поездной ситуации, графического изображения работы пневматических и электрических схем тяговогр подвижного состава, характеристик продольной динамики поезда, распределение давления в тормозной магистрали и в тормозных цилиндрах, а также сил на автосцепках по длине поезда.

Мобильный учебный и демонстрационный комплекс функционирует следующим образом.

Тренажер моделирует, например, поездку электровоза ЭП1М с пассажирским поездом в реальном масштабе времени по выбранному перед поездкой маршруту. При этом на экране 4 перед обучаемым машинистом электровоза формируется изображение, отображающее поездную ситуацию. Поездка может осуществляться по участку пути и условным станциям в 3D графике.

Рабочее место обучающего инструктора обеспечивает возможность управления работой тренажера, управления процессом обучения и тренировки, контроля за деятельностью обучаемых и объективной оценки их работы.

Рабочее место машиниста, расположенное в макете 3 кабины электровоза наряду с пультом машиниста и другими органами управления, содержит экран 4, на который проецируется изображение поездной ситуации, и звуковые колонки, что позволяет с высокой степенью приближения воссоздать визуальную и акустическую обстановку кабины машиниста.

Кроме того, в состав рабочего места машиниста входит дополнительная ЖК-панель 5, на которой отображается поездная обстановка, соответствующая виду из бокового окна кабины машиниста, а кресло 6 машиниста оборудовано динамической "платформой.

Рабочее место инструктора имеет несколько мониторов 8, клавиатуру 9 и манипулятор 10 «мышь» для управлении компьютерной системой. Они размещены на столе 7 в порядке, обеспечивающем удобство работы инструктора, и позволяет машинисту-инструктору производить следующие операции:

запускать тренажер и контролировать его работу при поездке по участку пути или по условной стации в 3D графике;

- вводить исходные данные по поездке;

- выдавать машинисту предупреждение на поезд;

- контролировать действия обучаемого во время поездки;

вводить информацию во время поездки (управлять лидером, вводить и устранять неисправности, вводить и устранять нештатные ситуации);

- проводить анализ результатов поездки.

В тренажере предусмотрены следующие режимы работы инструктора:

- режим ЗАДАНИЕ НА ПОЕЗДКУ (ввод фамилии, имени и отчества машиниста, выбор номера поезда, выбор маршрута движения, выбор начального пункта поездки, задание начального пункта отправления лидера, выбор параметров поезда); режим ПОЕЗДКА (контроль за состоянием органов управления и действиями обучаемого во время поездки, контроль за состоянием контрольно-измерительных приборов и индикаторов поста машиниста, контроль за положением поезда, контроль за положением лидера и возможность управления им, ввод и устранение неисправностей, создание и устранение нештатных ситуаций).

Тренажер снабжен оборудованием для проведения коллективных занятий с целью изучения поездной обстановки. Предусмотрен дисплей 11, выполненный в виде специальной ЖК-панели для просмотра на ней изображения поездной ситуации, а также графического изображения работы пневматических и электрических схем локомотива, характеристик продольной динамики поезда, распределение давления в тормозной магистрали и в тормозных цилиндрах, а также сил на автосцепках по длине поезда.

Перед началом учебной поездки и во время нее инструктор на своем рабочем месте управляет процессом обучения с помощью компьютерной системы. Он выбирает задание, а также контролирует действия обучаемого машиниста и состояние системы обучения с помощью мониторов 8. Одновременно инструктор с помощью элементов 9-10 управления компьютерной системой выбирает, что будут отображать дисплей 11 для проведения групповых занятий.

Обучаемый машинист во время поездки, находясь на своем рабочем месте в макете 3 кабины тягового подвижного состава, воздействует на органы управления электровозом, информация о положении которых передается в компьютерную систему. Показания измерительных приборов и сигнальных устройств машинист наблюдает на пульте, путевую обстановку перед лобовым стеклом локомотива наблюдает с помощью видеопроектора на экране 4, характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем компьютерной системы для имитации звуковых сигналов и воспроизводятся с помощью звуковых колонок.

Участники групповых занятий, могут наблюдать, например, путевую обстановку на экранах 4 и 5, а изменение динамических характеристик в процессе управления поездом на экране 11.

1. Мобильный учебный и демонстрационный комплекс, содержащий транспортное средство и оборудование для обеспечения процесса обучения, в качестве транспортного средства использован железнодорожный вагон, в котором в качестве оборудования для процесса обучения размещен тренажер машиниста тягового подвижного состава, при этом указанный тренажер размещен со смещением по отношению к центральной продольной оси вагона с возможностью образования прохода и размещения зрительской аудитории, отличающийся тем, что в салоне вагона установлен дисплей для просмотра на нем изображения поездной ситуации, графического изображения работы пневматических и электрических схем тягового подвижного состава, характеристик продольной динамики поезда, распределение давления в тормозной магистрали и в тормозных цилиндрах, а также сил на автосцепках по длине поезда, макет кабины тягового подвижного состава снабжен звуковыми колонками акустической системы, а в состав рабочего места машиниста входит дополнительная ЖК-панель, на которой отображается поездная обстановка, соответствующая виду из бокового окна кабины машиниста.

2. Мобильный комплекс по п.1, отличающийся тем, что тренажер машиниста тягового подвижного состава содержит рабочее место машиниста, размещенное в макете кабины тягового подвижного состава, а также рабочее место инструктора, связанные между собой компьютерной системой.

3. Мобильный комплекс по п.2, отличающийся тем, что макет кабины тягового подвижного состава снабжен видеопроекционным оборудованием, а перед лобовым окном макета кабины тягового подвижного состава размещен экран для демонстрации путевой обстановки.

4. Мобильный комплекс по п.1, отличающийся тем, что макет кабины тягового подвижного состава снабжен пультом машиниста и органами управления.

5. Мобильный комплекс по п.1, отличающийся тем, что в состав рабочего места машиниста входит кресло машиниста, оборудованное динамической платформой.

6. Мобильный комплекс по п.1, отличающийся тем, что рабочее место инструктора выполнено в виде стола, на котором расположены несколько мониторов, клавиатура и манипулятор «мышь», позволяющие инструктору производить, по меньшей мере, следующие операции: запускать тренажер, контролировать его работу, вводить исходные данные о поездке, выдавать машинисту предупреждения, контролировать действия обучаемого машиниста во время поездки, управлять идущим впереди поездом, вводить и устранять неисправности, вводить и устранять нештатные ситуации.



 

Наверх