Ходоуменьшитель транспортного средства

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в трансмиссиях колесных транспортных средств, условия работы которых требуют пониженных скоростей движения. Ходоуменьшитель транспортного средства корпус (1), в котором установлены входной вал (2) с шестерней (3), установленный соосно входному валу (2) выходной вал (4) с закрепленной на нем шестерней (5) и промежуточный вал (6). На промежуточном валу (6) с одной стороны выполнена за одно целое с ним шестерня (7), находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней (3) входного вала (2), с другой стороны - зубчатый венец (8), находящийся в постоянном зацеплении с шестерней (5) выходного вала (4). На шлицах выходного вала (4) установлена муфта переключения (9), выполненная в виде единой детали. Муфта (9) установлена с возможностью осевого перемещения по шлицам выходного вала (4) и взаимодействия со шлицами входного вала (2) и шлицами шестерни (5) выходного вала (4). Все шестерни выполнены косозубыми. В корпусе (1) установлен вал (10) привода коробки отбора мощности. Технический результат заключается в повышении повысить эксплуатационные характеристики ходоуменьшителя транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в трансмиссиях колесных транспортных средств, условия работы которых требуют пониженных скоростей движения.

Известен ходоуменьшитель, содержащий корпус, ведущий вал и выходной вал-водило, расположенные соосно, планетарную передачу, солнечная шестерня которой выполнена за одно целое с ведущим валом и соединена посредством сателлитов с коронной шестерней, причем ведущий вал установлен на подшипниках между которыми размещен насос смазки, а за солнечной шестерней на шейке ведущего вала смонтировано маслоотражательное кольцо с отверстиями и с отражателем (см. патент RU 2384772, МПК F16H 3/097, F16N 7/38, опубл. 20.03.2010).

Известен планетарный ходоуменьшитель, прикрепленный к заднему торцу коробки передач, содержащий картер, планетарную передачу, состоящую из солнечной шестерни, водила, сателлитов, коронной шестерни, ступицы коронной шестерни, механизма переключения передач, выполненного C синхронизатором, и насоса системы смазки, прикрепленного к картеру снаружи (см. патент RU 27177, МПК F16H 3/091, опубл. 10.01.2003).

Известные ходоуменьшители имеют сложную конструкцию и содержат большое количество элементов, вследствие чего являются дорогостоящими и трудоемкими в изготовлении. Кроме того, наличие большого количества деталей усложняет сборку, разборку узла при ремонте.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков является ходоуменьшитель транспортного средства, содержащий входной вал с шестерней, установленный соосно ему выходной вал с шестерней, установленной с возможностью осевого перемещения на валу, промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями, муфту предельного момента, ведущий элемент которой соединен с входным валом, а ведомый - с его шестерней, и управляемую муфту, имеющую ведущий элемент, связанный с ведущим элементом муфты предельного момента. При этом управляемая муфта выполнена зубчатой, а ее ведомый элемент соединен с шестерней выходного вала. Выходной вал выполнен с опорами, одна из которых установлена коаксиально ведущему элементу зубчатой муфты (см. патент RU 743900, М. Кл.2 В60К 17/06, опубл. 30.06.1980).

Указанный ходоуменьшитель имеет сложную конструкцию с большим количеством элементов, сложную систему управления ходоуменьшителем, недостаточную долговечность, является трудоемким в изготовлении.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение. является повышение эксплуатационных характеристик ходоуменьшителя за счет упрощения конструкции и повышения ее надежности и долговечности.

Для решения поставленной задачи в ходоуменыпителе транспортного средства, содержащем корпус, входной вал с шестерней, установленный соосно входному валу выходной вал с закрепленной на нем шестерней, промежуточный вал с шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней входного вала, муфту переключения, муфта выполнена в виде единой детали, установленной на шлицах выходного вала с возможностью осевого перемещения по ним и взаимодействия со шлицами входного вала и шлицами шестерни выходного вала, на промежуточном валу выполнен зубчатый венец, находящийся в постоянном зацеплении с шестерней выходного вала, кроме того промежуточный вал с шестерней выполнены за одно целое, при этом все шестерни выполнены косозубыми. В корпусе может быть установлен вал привода коробки отбора мощности.

Выполнение муфты в виде единой детали, установленной на шлицах выходного вала с возможностью осевого перемещения по ним и взаимодействия со шлицами входного вала и шлицами шестерни выходного вала упрощает конструкцию и обеспечивает более легкое и плавное переключение, что положительно влияет на надежность и долговечность, повышает эксплуатационные характеристики ходоуменьшителя.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что на промежуточном валу выполнен зубчатый венец, находящийся в постоянном зацеплении с шестерней выходного вала, и промежуточный вал с шестерней выполнены за одно целое, обеспечивают простоту конструкции. Кроме того, выполнение на промежуточном валу зубчатого венца, находящегося в постоянном зацеплении с шестерней выходного вала, способствует меньшему износу деталей и исключает поломку зубьев зубчатого венца и шестерни, и тем самым, повышает надежность и долговечность конструкции ходоуменьшителя. Выполнение шестерен косозубыми увеличивает несущую способность, обеспечивая этим надежность и долговечность конструкции, уменьшает шум при эксплуатации. В совокупности указанные отличительные признаки позволяют повысить эксплуатационные характеристики ходоуменьшителя.

Кроме того, выполнение ходоуменьшителя такой конструкции позволяет установить в корпусе вал привода коробки отбора мощности, что повышает функциональность ходоуменьшителя.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг.1 - ходоуменьшитель транспортного средства в разрезе;

фиг.2 - вид А на фиг.1;

фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2;

фиг.4 - узел шестерен.

Ходоуменьшитель транспортного средства выполнен в виде двухступенчатого редуктора и содержит корпус 1, в котором установлены входной вал 2 с шестерней 3, установленный соосно входному валу 2 выходной вал 4 с закрепленной на нем шестерней 5 и промежуточный вал 6. На промежуточном валу 6 с одной стороны выполнена за одно целое с ним шестерня 7, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 3 входного вала 2, с другой стороны - зубчатый венец 8, находящийся в постоянном зацеплении с шестерней 5 выходного вала 4. На шлицах выходного вала 4 установлена муфта переключения 9, выполненная в виде единой компактной детали. Муфта 9 установлена с возможностью осевого перемещения по шлицам выходного вала 4 и взаимодействия со шлицами входного вала 2 и шлицами шестерни 5 выходного вала 4. Все шестерни выполнены косозубыми.

В корпусе 1 установлен вал 10 привода коробки отбора мощности, устанавливаемой на торце корпуса 1 ходоуменьшителя (на чертеже не показана).

Ходоуменьшитель устанавливают на торце коробки передач 11, при этом входной вал 2 ходоуменьшителя находится в постоянном зацеплении с выходным валом 12 коробки передач 11.

Ходоуменьшитель работает следующим образом.

Ходоуменьшитель имеет две передачи: прямую и пониженную. В режиме прямой передачи муфта переключения 9 перемещается в крайнее левое положение и входит в зацеплении со шлицами входного вала 2. Крутящий момент передается напрямую выходному валу 4 через муфту 9. В режиме пониженной передачи муфта переключения 9 перемещается в крайнее правое положение и входит в зацепление со шлицами шестерни 5 выходного вала 4. В этом случае крутящий момент на входном валу 2 передается через шестерню 3 промежуточному валу 6 и далее через венец 8 промежуточного вала 6 шестерне 5 выходного вала 4. При этом каждая передача в коробке передач 11 понижается на передаточное число ходоуменьшителя.

Заявляемое техническое решение позволяет повысить эксплуатационные характеристики ходоуменьшителя транспортного средства.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Ходоуменьшитель транспортного средства, содержащий корпус, входной вал с шестерней, установленный соосно входному валу выходной вал с закрепленной на нем шестерней, промежуточный вал с шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней входного вала, муфту переключения, отличающийся тем, что муфта выполнена в виде единой детали, установленной на шлицах выходного вала с возможностью осевого перемещения по ним и взаимодействия со шлицами входного вала и шлицами шестерни выходного вала, на промежуточном валу выполнен зубчатый венец, находящийся в постоянном зацеплении с шестерней выходного вала, кроме того, промежуточный вал с шестерней выполнены за одно целое, при этом все шестерни выполнены косозубыми.

2. Ходоуменьшитель по п.1, отличающийся тем, что в корпусе установлен вал привода коробки отбора мощности.



 

Наверх