Четырехсвайный фундамент с монолитным ростверком под одностоечную опору воздушной линии электропередачи
Полезная модель относится к области электроэнергетики и может быть применена при сооружении фундаментов для опор воздушных линий электропередачи (ВЛ).
Технический результат полезной модели - повышение устойчивости фундамента к выдергивающим усилиям, возникающим при рабочих отклонениях высотных металлических опор, при минимальном объеме бетонирования и земляных работ.
Фундамент содержит четыре армированных буронабивных сваи с оголовками (1), (2), (3) и (4). Оголовки объединены монолитным железобетонным ростверком (5), имеющим в плане четырехлучевую форму, вытянутую поперек ВЛ. Ростверк (5) имеет центральную зону (6), в которой замоноличен закладной фланец (7) для болтового крепления стойки опоры. К зоне 6 примыкают четыре периферийных зоны (8), (9), (10) и (11), в каждой из которых замоноличен один из оголовков (1), (2), (3) и (4) соответственно. 1 ил.
Область техники
Полезная модель относится к области электроэнергетики и может быть применена при сооружении фундаментов для высотных опор воздушных линий электропередачи (ВЛ).
Уровень техники
Известен многосвайный железобетонный фундамент, предназначенный для сильнонагруженных одностоечных металлических многогранных опор ВЛ, который содержит, по меньшей мере, шесть свай и объединяющий их оголовки ростверк, в центре которого закреплен фланец для крепления стойки опоры [пат.RU 59651U1]. Этот фундамент принят в качестве прототипа.
В прототипе ростверк выполнен из жестких (железобетонных и металлических) балок, а сваи попарно расположены по разным сторонам стойки опоры: две пары свай - по разные стороны ВЛ, а одна пара - вдоль ВЛ.
Недостаток прототипа - слабая устойчивость по отношению к повышенным выдергивющим усилиям, возникающим при рабочих отклонениях высотных металлических опор.
Раскрытие полезной модели
Технический результат полезной модели - повышение устойчивости фундамента к выдергивающим усилиям, возникающим при рабочих отклонениях высотных металлических опор, при минимальном объеме бетонирования и земляных работ.
Предметом полезной модели является фундамент под одностоечную высотную опору ВЛ, содержащий четыре армированных буронабивных сваи, оголовки которых объединены монолитным железобетонным ростверком, имеющим в плане четырехлучевую форму, вытянутую поперек ВЛ и состоящую из центральной зоны, в которой замоноличен закладной фланец для болтового крепления стойки опоры, и четырех периферийных зон, в каждой из которых замоноличен оголовок одной из указанных буронабивных свай.
Эта совокупность признаков позволяет получить указанный технический результат при осуществлении полезной модели.
Осуществление полезной модели
На фиг.1 представлен чертеж предлагаемого фундамента (вид в плане).
Фундамент содержит четыре армированных буронабивных сваи, оголовки 1, 2, 3 и 4 которых показаны на фиг.1. Оголовки 1-4 объединены монолитным железобетонным ростверком 5, имеющим в плане четырехлучевую форму, вытянутую поперек ВЛ (на фиг.1 ось ВЛ проходит горизонтально). Ростверк 5 имеет центральную зону 6, в которой замоноличен закладной фланец 7 для болтового крепления стойки опоры. К зоне 6 примыкают четыре периферийных зоны 8, 9, 10 и 11, в каждой из которых замоноличен один из оголовков 1, 2, 3 и 4 соответственно.
Полезная модель может быть осуществлена следующим образом.
На месте установки опоры производится выемка грунта с образованием котлована. Глубина котлована составляет 3-4 м, его форма в плане соответствует форме ростверка с технологически необходимым превышением размеров.
Затем в дне котлована в местах расположения периферийных зон 8, 9, 10 и 11 ростверка 5 бурят четыре скважины под буронабивные сваи. В пробуренные скважины вставляют обсадные трубы и арматурные каркасы буронабивных свай. Верхние торцы труб выступают над дном котлована, а верхние концы арматурных каркасов - над торцами труб. В обсадные трубы заливают бетон.
Изготавливают опалубку для ростверка 5 и устанавливают ее на торцы обсадных труб так, чтобы обеспечить получение ростверка 5, имеющего в плане четырехлучевую форму, вытянутую поперек ВЛ и состоящую из центральной зоны и примыкающих к ней четырех периферийных зон 8-11. Внутри опалубки устанавливают арматурный каркас фундамента.
При этом закладывают фланец 7 для болтового крепления стойки опоры с возможностью его последующего замоноличивания в центральной зоне 6 ростверка 5. Верхние концы арматурных каркасов свай вводят в опалубку ростверка и сваривают с арматурой ростверка так, чтобы в дальнейшем оголовки 1-4 четырех буронабивных свай были замоноличены в тело ростверка 5 в каждой из его четырех периферийных зон 8-11.
Заливают опалубку ростверка бетоном так, чтобы верхняя поверхность ростверка 5 находилась на нулевой проектной отметке.
После отвердения бетона опалубку ростверка 5 удаляют, а объем котлована, окружающий ее, включая пространство под ростверком 5, заполняют песком.
На готовом фундаменте устанавливают стойку опоры и крепят болтовым соединением ее нижний фланец к закладному фланцу 7 в центральной части 6 ростверка 5.
Фундамент под одностоечную высотную опору воздушной линии электропередачи, содержащий четыре армированных буронабивных сваи, оголовки которых объединены монолитным железобетонным ростверком, имеющим в плане четырехлучевую форму, вытянутую поперек воздушной линии электропередачи и состоящую из центральной зоны, в которой замоноличен закладной фланец для болтового крепления стойки опоры, и четырех периферийных зон, в каждой из которых замоноличен оголовок одной из указанных буронабивных свай.