Взрывозащитный корпус маслонаполненного силового трансформатора

 

Устройство относится к области электротехники и может быть использовано для предотвращения разрыва корпуса конструкционных элементов, преимущественно трансформаторов, охлаждаемых большим объемом жидкости (масла).

Технический результат заключается в повышении надежности взрывозащиты трансформатора с применением демпферных элементов для гашения гидродинамической волны, возникающей в емкостях маслонаполненного оборудования при КЗ, без необходимости сброса масла и газов.

Взрывозащитный корпус маслонаполненного силового трансформатора, имеющий стенку (1) и днище (2) содержит демпферные элементы (3, 4) из пористого материала, по меньшей мере, частично покрывающие внутреннюю поверхность корпуса, при этом в качестве пористого материала применен пенометалл. В качестве пенометалла в корпусе могут быть использованы пеноалюминий или пеносталь. Демпферные элементы (4), покрывающие участки внутренней поверхности, подверженные более высокому давлению при взрыве масла внутри корпуса, имеют увеличенную толщину. 2 з.п.ф., 1 ил.

Область техники

Предлагаемое устройство относится к области электротехники и может быть использовано для предотвращения разрыва корпуса конструкционных элементов, преимущественно трансформаторов, охлаждаемых большим объемом жидкости (масла).

Уровень техники

При коротком замыкании (КЗ) и дуге, возникающей в активной части трансформатора, выделяется большое количество газов, образующихся при разложении трансформаторного масла. В основном это ацетилен и водород, который при высокой температуре при контакте с воздухом самовоспламеняется, что приводит к пожару и тяжелым авариям. Процесс развивается в течение нескольких миллисекунд (Лизунов С.Д., Лоханин А.К. Силовые трансформаторы. Справочная книга. Энергоиздат, 2004). При этом давление в баке резко возрастает, превышая критические параметры. Устранение последствий таких аварий требует значительных капиталовложений для восстановления оборудования. Поэтому защита трансформатора от взрыва требует особого внимания.

В трансформаторной технике известна защитная противопожарная система, приводимая в действие различными датчиками релейного типа [патент на изобретение RU 2103777, опубликован 27.01.1998]. Недостатком этого устройств является их инерционность - время срабатывания составляет сотые доли секунды, что во много раз превышает необходимую скорость срабатывания защиты. Поэтому для защиты трансформаторов от взрыва и разрушения необходимы системы с меньшей инерционностью.

Наиболее близким к предлагаемому решению (его прототипом) является устройство, в котором гашение гидродинамической волны, возникающей в емкостях маслонаполненного оборудования при КЗ, обеспечивается размещением на стенках корпуса трансформатора демпферных элементов в виде пакетов из наружной маслостойкой пленки и упругого полимерного материала типа поролона или пенополиуретана [Мишуев А.В. и другие Демпферная система защиты трансформаторов и высоковольтного маслонаполненного электрооборудования от взрыва и пожара при коротком замыкании, журнал "Электро" 2'2009].

Наличие демпферных элементов позволяет снизить нагружение стенок камеры, которое в этом случае будет происходить плавно, их прогиб будет осуществляться в статическом режиме, что предотвратит вибрацию стенок.

Однако, применение поролона или пенополиуретана в качестве материала демпферных элементов имеет недостатки, состоящие в следующем. Поролон и пенополиуретан имеют низкую термостойкость и быстро стареют при повышенной температуре (более 50 С) масла в корпусе трансформатора. Пористые материалы на полимерной основе содержат определенное количество воздуха, который при разрушении пленочного покрытия демпфирующего элемента вступает в контакт с маслом трансформатора и снижает его взрывобезопасность.

Сущность полезной модели с учетом ее развитии

Предложенное устройство устраняет недостатки прототипа, повышая надежность взрывозащиты трансформатора с применением демпферных элементов.

Предметом полезной модели является взрывозащитный корпус маслонаполненного силового трансформатора, содержащий демпферные элементы из пористого материала, по меньшей мере, частично покрывающие внутреннюю поверхность корпуса, отличающийся тем, что в качестве пористого материала применен пенометалл.

Развития полезной модели предусматривают возможность использования в качестве пенометалла пеноалюминия или пеностали, а также выполнение с увеличенной толщиной демпферных элементов, покрывающих участки внутренней поверхности корпуса, подверженные более высокому давлению при взрыве масла.

Сущность предложенного решения поясняется схемой, показанной на фиг.1.

На фигуре показаны в разрезе корпус маслонаполненного трансформатора, имеющий стенку 1 и днище 2. Внутреннюю поверхность корпуса покрывают демпферные элементы 3 и 4 из пенометалла. Элементы 3 покрывают периферийные участки внутренних поверхностей стенки и днища, вблизи места их сопряжения, а элементы 4 - остальные участки внутренней поверхности корпуса. Элементы 3 имеют меньшую толщину, чем элементы 4. Устройство работает следующим образом.

При взрыве, сопровождающем КЗ в активном элементе трансформатора (сердечник с обмотками), в масле образуются газы и формируется гидродинамическая волна, которая своим давлением сжимает демпферные элементы. Демпферные элементы из пенометалла сжимаются в упругопластической области, способствуя увеличению внутреннего объема корпуса и гашению энергии волны за счет рассеяния энергии при пластическом деформировнии пенометалла. Как показало проведенное математическое моделирование, давление фронта гидродинамической волны на периферийные участки внутренних поверхностей стенки и днища, вблизи мест их сопряжения, меньше чем на участки в средней части стенок и днища. Это позволяет уменьшить толщину элементов 3 по сравнению с элементами 4.

Применение полезной модели позволяет обеспечить:

- работу при высоких температурах, вплоть до температур, действующих на поверхности масла, граничащей с масляным пузырем;

- большую долговечностью, что обеспечивает работу защиты весь срок эксплуатации трансформатора;

- рассеяние большего количества энергии взрыва за счет пластической деформации слоя пеноалюминия;

- технологичность сборки и возможность ваккумирования трансформатора.

1. Взрывозащитный корпус маслонаполненного силового трансформатора, содержащий демпферные элементы из пористого материала, по меньшей мере, частично покрывающие внутреннюю поверхность корпуса, при этом в качестве пористого материала применен пенометалл.

2. Корпус по п.1, в котором в качестве пенометалла использованы пеноалюминий или пеносталь.

3. Корпус по п.1, в котором демпферные элементы, покрывающие участки внутренней поверхности, подверженные более высокому давлению при взрыве масла внутри корпуса, имеют увеличенную толщину.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к измерительным средствам электротехники, а именно к приборам для измерения токов или индикации их наличия, точнее - к бесконтактным датчикам постоянного тока
Наверх