Виброизолятор

 

Полезная модель относится к области машиностроения (детали машин) и может быть использована для амортизации промышленного оборудования, двигателей, аппаратуры и т.д., особенно в тех случаях, когда габаритные размеры по ширине ограничено. Одним из подобных объектов, например, являются двигатели внутреннего сгорания с продольными лапами по всей длине двигателя.

Цельный цилиндрический виброизолятор из композиционного материала содержит опорные элементы, выполненные в виде пластин - прямоугольных параллелепипедов, пластинчатые дугообразные элементы, выполненные с поперечным сечением прямоугольной формы, при этом продольные переходы от опорных элементов к пластинчатым дугообразным упругим элементам, т.е. корневые части, выполнены с радиусом по меньшей мере равным ширине упругого элемента.

Техническим результатом полезной модели является упрощение технологии изготовления и расширение возможностей применения виброизолятора в объектах виброизоляции с ограниченными размерами лап или кронштейнов по ширине.

Полезная модель может быть использована для амортизации промышленного оборудования, двигателей, аппаратуры и т.д., особенно в тех случаях, когда габаритные размеры по ширине ограничены. Одним из подобных объектов, например, являются двигатели внутреннего сгорания (ДВС) с продольными лапами по всей длине двигателя.

Известен виброизолятор [Патент на полезную модель F16F 3/02, F16F 1/02 120171. «Виброизолятор»], принятый за прототип, содержащий цельные из композиционного материала опорные и упругий элементы. При этом упругий элемент выполнен горообразным, состоящим из пластинчатых элементов с эллиптической формой поперечного сечения, малая ось которой относительно опорных элементов радиальна, при этом переходы пластинчатых упругих элементов к опорным элементам выполнены закругленными.

Существенными недостатками известного виброизолятора являются:

1. Сложность изготовления из-за торообразности упругого элемента и эллиптичности поперечного сечения.

2. Ширина по диаметру ограничивает возможности применения в объектах виброзащиты с узкими лапами или кронштейнами [Дизельные и газовые двигатели. Каталоги ООО «ЦНИДИ» Санкт-Петербург. 2000 г.].

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является упрощение технологии изготовления и расширение возможностей применения виброизолятора в объектах виброизоляции с ограниченными размерами лап или кронштейнов по ширине.

Указанные особенности предлагаемой полезной модели достигаются тем, что:

1. Виброизолятор выполнен цилиндрической формы.

2. Опорные элементы выполнены в виде пластин - прямоугольных параллелепипедов.

3. Пластинчатые дугообразные элементы выполнены с поперечным сечением прямоугольной формы.

4. Продольные переходы от опорных элементов к пластинчатым дугообразным упругим элементам, т.е. корневые части, выполнены с радиусом по меньшей мере равным ширине упругого элемента.

Техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен вид виброизолятора с боку, на фиг.2 - вид с торца и на фиг.3 - вид сверху.

Цельный из композиционного материала виброизолятор содержит опорные элементы 1, 2 и дугообразные упругие элементы 3. В опорных элементах 1, 2 (фиг.1, 2) предусмотрены средства А для крепления с одной стороны к лапе, например, судового дизеля, а с другой - к раме (фиг.3).

Виброизолятор имеет цилиндрическую форму.

Пластинчатые дугообразные элементы 3 выполнены с поперечным сечением прямоугольной формы. Такая форма в отличие от прототипа обладает лучшими упругими характеристиками и простотой изготовления.

Переходы от опорных элементов 1, 2 к упругому элементу 3 выполнены закругленными R1 (фиг.1, 3), R2 (фиг.2) и плавными.

Продольный переход - «корень» от опорных элементов 1, 2 к пластинчатым дугообразным упругим элементам 3 выполнен с радиусом R1 равным по меньшей мере ширине одного упругого элемента 3 (фиг.1, 3).

Указанные особенности обеспечивают минимальную концентрацию напряжений, предотвращение образования трещин у «корня» - перехода и максимальную упругую деформацию пластинчатых дугообразных элементов 3 (фиг.1-3).

Виброизолятор в качестве опор судового дизеля работает следующим образом.

При работе судового дизеля все силы и моменты [силы инерции поступательно движущихся масс (ПДМ), вертикальная составляющая сил инерции вращающихся масс (ВМ), горизонтальная составляющая сил инерции ВМ, моменты этих сил, опрокидывающий момент ДВС и т.п.] действуют взаимосвязано, но с разной частотой, амплитудой и в разных плоскостях [Клюкин И.И. Борьба с шумом и звуковой вибрацией на судах. Л.: Судостроение. 416 с].

Под действием указанных сил и моментов упругие элементы 3 совершают соответствующие сложные колебания, эффективно изолируя вибрацию, передаваемую от дизеля к судовому фундаменту.

Виброизолятор обеспечивает надежную защиту также дизеля при ударных механических сотрясениях и от ударов волн при ходе судна, ударов корпуса о лед, при швартовке и т.п.

Эффективная вибрационная защита достигается благодаря достаточному свободному ходу (0,75 относительно высоты виброизолятора) и возможности упругой деформации в любом направлении.

Демпфирующее свойство композиционного материала обеспечивает также шумоизоляцию.

Один из простых способов по сравнению с прототипом создания композиционного цилиндрического виброизолятора заключается в использовании цилиндрической оправы. На оправы наматывается полотно, например, из стекловолокна и одновременно пропитывается связующим составом, например, эпоксидной смолой. При этом намотка полотна производится с учетом форм опорных 1, 2 и упругого 3 элементов, закруглений, радиусов R1 , R2 и крепежных средств А (фиг.1-3). По достижении требуемой - расчетной толщины элементов 1, 2, 3 заготовка вместе с цилиндрической оправой помещается в термостат, где полимеризуется при определенной температуре. После этого виброизолятор готов к применению.

Виброизолятор цельный из композиционного материала, содержащий опорные и пластинчатые дугообразные элементы, отличающийся тем, что виброизолятор выполнен цилиндрической формы, опорные элементы выполнены в виде пластин - прямоугольных параллелепипедов, а пластинчатые дугообразные элементы выполнены с поперечным сечением прямоугольной формы, при этом продольные переходы от опорных элементов к пластинчатым дугообразным упругим элементам выполнены с радиусом, по меньшей мере равным ширине упругого элемента.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к опорным узлам, а именно к упругим элементам опор роторов

Полезная модель относится к области машиностроения и приборостроения, а именно к подвескам, обеспечивающим защиту объектов различного назначения от вибраций и ударов со стороны их носителей, в частности наземного и водного транспорта, летательных аппаратов и др

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована в амортизационных и зажимных устройствах
Наверх