Передача главная гусеничного транспортного средства (варианты)

 

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к трансмиссиям гусеничных транспортных средств. Цель полезной модели - упрощение конструкции трансмиссии, повышение надежности, снижение трудоемкости при изготовлении и сборке узла, повышение ремонтопригодности. Передача главная гусеничного транспортного средства в первом варианте представляет собой силовой модуль, состоящий из трех элементов: согласующего редуктора I в виде одноступенчатого цилиндрического редуктора, передачи главной II, состоящей из пары конических шестерен с круговыми зубьями, и дифференциального механизма поворота III, состоящего из двух планетарных рядов и перебора цилиндрических шестерен. Весь трехэлементный силовой модуль размещается в двух основных корпусах 16 и 17, двух дополнительных корпусах 18 и 19, в которых расположены бортовые планетарные механизмы 5 и 6, и корпусе 20, служащем для крепления гидромотора 15. Передача главная гусеничного транспортного средства во втором варианте представляет собой силовой модуль, состоящий из трех элементов: согласующего редуктора IV в виде одноступенчатого цилиндрического редуктора, передачи главной V, состоящей из пары конических шестерен с круговыми зубьями, и бортовых фрикционов VI. Весь трехэлементный силовой модуль размещается в двух основных корпусах 26 и 27. Клапаны управления 28 включением бортовых фрикционов устанавливаются в расточках корпуса 26 и каналами Д и Е, выполненными в корпусе и стаканах, соединяются с рабочими бустерами К и Л бортовых фрикционов 22 и 23. Технический результат - повышение надежности, снижение трудовых затрат и повышение качества при изготовлении, сборке и проведении ремонтных работ. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к трансмиссиям гусеничных транспортных средств.

Известно гусеничное транспортное средство, имеющее передачу главную и бортовые фрикционы, собираемые непосредственно в корпусе заднего моста. При этом коническая ведущая шестерня передачи главной выполнена заодно с выходным валом коробки передач (Тракторы Б 13. Руководство по эксплуатации 134-1РЭ, ООО «ЧТ3-УРАЛТРАК», 2010, стр.149, рис.9.16, 9.17).

Недостатком такого компоновочного решения является то, что регулировка пары конических шестерен и подшипников и сборка всех подузлов производятся непосредственно на гусеничном транспортном средстве, что приводит к снижению точности сборки и регулировки, а, следовательно, и к снижению надежности. При проведении ремонтных работ по замене какой-либо детали или подузла требуется полная, либо частичная, разборка заднего моста, что требует значительных трудовых затрат.

Известно также гусеничное транспортное средство, на котором коническая ведомая шестерня передачи главной монтируется непосредственно в корпусе заднего моста. При этом коническая ведущая шестерня передачи главной выполнена заодно с выходным валом коробки передач. Дифференциальный механизм поворота состоит из двух частей, одна из которых собирается в корпусе заднего моста, другая - в собственном корпусе, устанавливаемом сверху на корпус заднего моста (Заводская инструкция Komatsu D61EX, РХ-12; Komatsu, 1995, стр.10-45,10-46).

Недостатком такого компоновочного решения является то, что регулировка пары конических шестерен и подшипников и сборка всех подузлов производятся непосредственно на гусеничном транспортном средстве, что приводит к снижению точности сборки и регулировки, а, следовательно, и к снижению надежности. При проведении ремонтных работ по замене какого-либо подузла требуется полная разборка заднего моста, что требует значительных трудовых затрат.

Известно гусеничное транспортное средство, на котором передача главная вместе с согласующим редуктором и коробкой передач выполнена в едином блоке, устанавливаемом в задний мост. Бортовые фрикционы, объединенные в блок с остановочными тормозами, устанавливаются по бортам заднего моста и соединяются с помощью четырех торсионных валов со ступицей ведомой конической шестерни передачи главной (Руководство по эксплуатации Т1101Я/РЭ-2. Часть2. Техническое описание и инструкция по обслуживанию, ОАО «Прогтрактор», Чебоксары, 2010, раздел 3 «Трансмиссия»).

Недостатком такого компоновочного решения является повышенная трудоемкость изготовления и сборки входящих в узел элементов. При проведении ремонтных работ по замене блока бортового фрикциона и остановочного тормоза требуется демонтаж гусеницы и бортового редуктора, что требует значительных трудовых затрат.

Цель полезной модели - упрощение конструкции трансмиссии, повышение надежности, снижение трудоемкости при изготовлении и сборке узла, повышение ремонтопригодности.

Техническим результатом полезной модели является повышение надежности трансмиссии, снижение трудовых затрат и повышение качества при изготовлении, сборке и проведении ремонтных работ.

Указанная цель достигается тем, что передачу главную гусеничного транспортного средства, представляющую собой пару конических шестерен с круговыми зубьями авторы предлагают в первом варианте ее выполнить в едином силовом модуле с согласующим одноступенчатым цилиндрическим редуктором и дифференциальным механизмом попорота, состоящим из двух планетарных рядов и перебора цилиндрических шестерен, а во втором варианте выполнена в едином силовом модуле с согласующим одноступенчатым цилиндрическим редуктором и бортовыми фрикционами, представляющими собой фрикционные многодисковые муфты мокрого трения, управляемыми клапанами, размещенными на корпусе силового модуля.

Сущность полезной модели поясняется чертежами. На фиг.1 показан вид сбоку и вид сзади силового модуля с дифференциальным механизмом поворота (вариант 1); на фиг.2 - вид сбоку и вид сзади силового модуля с бортовыми фрикционами (вариант 2); на фиг.3 показан разрез А-А силового модуля с дифференциальным механизмом поворота (вариант 1) по оси согласующего редуктора; на фиг.4 - разрез Б-Б силового модуля (вариант 1) по оси дифференциального механизма поворота; на фиг.5 показан разрез В-В силового модуля с бортовыми фрикционами (вариант 2) по оси согласующего редуктора; на фиг.6 - разрез Г-Г силового модуля (вариант 2) по оси ступицы ведомой шестерни передачи главной.

Передача главная гусеничного транспортного средства в первом варианте представляет собой силовой модуль, состоящий из трех элементов:

согласующего редуктора I в виде одноступенчатого цилиндрического редуктора, передачи главной II, состоящей из пары конических шестерен с круговыми зубьями, и, дифференциального механизма поворота III, состоящего из двух планетарных рядов и перебора цилиндрических шестерен. Ведущая шестерня 1 согласующего редуктора соединяется с помощью шлиц с выходным валом коробки передач. Ведомая шестерня 2 согласующего редуктора жестко связана с ведущей конической шестерней 3 передачи главной. На обоих концах ступицы 4 ведомой конической шестерни передачи главной размещены планетарные механизмы 5 и 6, входные звенья которых - эпициклические шестерни 7 и 8 - жестко связаны со ступицей.

Выхлопными звеньями являются водила 9 и 10, связанные с помощью двух торсионных валов через конечные передачи с ведущими колесами транспортного средства. Управляющие звенья - солнечные шестерни 11 и 12 - кинематически связаны с бортовыми переборами 13 и 14 цилиндрических шестерен, которые в момент поворота транспортного средства приводятся во вращение гидромотором 15 в противоположные стороны. При прямолинейном движении транспортного средства гидромотор не вращается и является тормозом для солнечных шестерен 11 и 12.

Весь трехэлементный силовой модуль размещается в двух основных корпусах 16 и 17, проходящих совместную обработку опорных поясков под подшипники и стаканы, и двух дополнительных корпусах 18 и 19, в которых расположены бортовые планетарные механизмы 5 и 6. Корпус 20 служит для крепления гидромотора 15.

Передача главная гусеничного транспортного средства во втором варианте представляет собой силовой модуль, состоящий из трех элементов: согласующего редуктора IV в виде одноступенчатого цилиндрического редуктора, передачи главной V, состоящей из пары конических шестерен с круговыми зубьями, и двух бортовых фрикционов VI. Конструкция согласующего редуктора и передачи главной аналогична первому варианту. На концах ступицы 21 ведомой конической шестерни передачи главной размещены жестко связанные с ней бортовые фрикционы 22 и 23, представляющие собой фрикционные многодисковые муфты мокрого трения. Ведомые барабаны 24 и 25 бортовых фрикционов связаны с помощью двух торсионных валов через конечные передачи с ведущими колесами транспортного средства. Весь трехэлементный силовой модуль размещается в двух основных корпусах 26 и 27, проходящих совместную обработку опорных поясков под подшипники и стаканы. Два клапана управления 28 включением бортовых фрикционов устанавливаются в расточках корпуса 26 и каналами Д и Е, выполненными в корпусе и стаканах, соединяются с рабочими бустерами К и Л бортовых фрикционов 22 и 23.

В обоих вариантах в корпусах силового модуля выполнены сверления для подвода смазки к подшипникам и шестерням.

Регулировка пары конических шестерен и подшипников в обоих вариантах осуществляется следующим методом:

1) регулировка осевого зазора в конических подшипниках 29 и 30 производится установкой необходимого количества прокладок 31 и 32 под стаканы 33 и 34;

2) регулировка бокового зазора и получение пятна контакта в зацеплении конических шестерен производится установкой необходимого количества прокладок 31, 32 и 35 под стаканы 33, 34, 36 соответственно.

Представленные конструкции силового модуля позволяют уменьшить количество входящих в узел элементов. Непосредственно при сборке силового модуля осуществляется регулировка пары конических шестерен и подшипников. Силовой модуль после сборки проходит обкатку и устанавливается в корпус заднего моста гусеничного транспортного средства. При проведении ремонтных работ по замене какого-либо подузла достаточно демонтировать один силовой модуль, не производя разборки заднего моста.

Таким образом, передача главная гусеничного транспортного средства, выполненная в едином силовом модуле с согласующим одноступенчатым цилиндрическим редуктором и дифференциальным механизмом поворота, либо, как вариант, с бортовыми фрикционами, позволяет получить технический результат, выражающийся в снижении трудоемкости при изготовлении за счет упрощения конструкции; в повышении надежности за счет повышения точности регулировки конической пары и подшипников, а также за счет прохождения обкатки до установки на гусеничное транспортное средство; в снижении трудовых затрат при проведении ремонтных работ за счет модульности конструкции.

1. Передача главная гусеничного транспортного средства, представляющая собой пару конических шестерен с круговыми зубьями, отличающаяся тем, что она выполнена в едином силовом модуле с согласующим одноступенчатым цилиндрическим редуктором и дифференциальным механизмом поворота, состоящим из двух планетарных рядов и перебора цилиндрических шестерен.

2. Передача главная гусеничного транспортного средства, представляющая собой пару конических шестерен с круговыми зубьями, отличающаяся тем, что она выполнена в едином силовом модуле с согласующим одноступенчатым цилиндрическим редуктором и бортовыми фрикционами, представляющими собой фрикционные многодисковые муфты мокрого трения, управляемыми клапанами, размещенными на корпусе силового модуля.



 

Наверх