Крепеж для автомобильных колес с пятиконечным в поперечном сечении штифтом (варианты)

 

Технические решения относятся к области транспортирования, а именно к устройствам, служащим для крепления колес автотранспортных средств, исключающим их несанкционированный съем. Технический результат, обеспечиваемый приведенной совокупностью признаков в обоих вариантах выполнения заявляемого устройства, заключается в повышении надежности крепежа, в том числе в процессе установки и съема за счет включения в работу штифта, что обусловлено его формой и восприятия им части нагрузок, а также в повышении защиты от несанкционированного съема, за счет повышения жесткости штифта, исключения возможности его слома и затрудненности размещения инструмента злоумышленника между штифтом и профилированной стенкой головки крепежа. Крепеж для автомобильных колес с пятиконечным в поперечном сечении штифтом содержит болт или гайку головка которых выполнена в виде тела вращения, причем головку охватывает с возможностью вращения защитное кольцо, при этом в торцевой части головки расположены средства для взаимодействия крепежа с нестандартным монтажным ключом, которые выполнены в виде цилиндрической с внешней стороны и профилированной с внутренней стороны стенки и штифта, при этом внутренний профиль цилиндрической профилированной стенки представляет собой выполненные в ней с внутренней стороны впадины, сопряженные между собой выступами, которые расположены радиально симметрично вокруг продольной оси крепежа, при этом цилиндрическая профилированная стенка расположена вокруг штифта, выполненного в виде пятиконечного в поперечном сечении выступа или стержня для обеспечения возможности вхождения в зацепление с нестандартным ключем. 2 н.п. ф-лы, 18 з.п.ф., 6 ил.

Технические решения относятся к области транспортирования, а именно к устройствам, служащим для крепления колес автотранспортных средств, исключающим их несанкционированный съем.

Из уровня техники известен замок для автомобильных колес, содержащий болт с цилиндрической головкой, при этом болт имеет коническую часть, на цилиндрической поверхности головки болта по периметру выполнены расположенные параллельно оси болта радиально ориентированные выемки, вокруг цилиндрической части головки болта расположено цилиндрическое кольцо, которое охватывает выемки цилиндрической головки по периметру таким образом, что цилиндрическая головка и ее выемки располагаются в углублении, образованном цилиндрическим кольцом и цилиндрической головкой болта, при этом замок содержит съемную ответную часть, надеваемую на цилиндрическую головку болта и имеющую грани под гаечный ключ, отличающийся тем, что каждая выемка цилиндрической головки болта образована двумя наклонными гранями, между которыми имеется соединяющая грани прямолинейная поверхность, при этом цилиндрическое кольцо зафиксировано на головке с возможностью ее вращения вокруг оси болта, выемки расположены с различным угловым шагом по отношению друг к другу (RU 87661 U1, В60В 7/16, 20.10.2009).

Известен также замок для автомобильных колес, содержащий болт с круглой головкой, имеющей конусную часть, в головке болта на ее виде с торца выполнена замкнутая по периметру волнообразная канавка, имеющая радиально ориентированные выпукло-вогнутые участки, болт имеет резьбовую часть, на головке болта средством фиксации зафиксировано защитное кольцо с возможностью вращения вокруг головки болта, между смежными выпукло-вогнутыми участками канавки расположены соединяющие их перемычки, имеющие различные длины по периметру канавки, средство фиксации выполнено в виде кольцевого уступа или конуса, или канавки, при этом средство фиксации расположено на головке болта с возможностью съема защитного кольца с болта, фиксации защитного кольца на головке болта и предотвращения смещения защитного кольца в наружную сторону от резьбовой части болта. RU 91316 U1, В60В 7/16, 10.02.2010.

Также известен замок для автомобильных колес, характеризующийся тем, что он содержит болт с головкой, имеющей цилиндрическую и коническую части, на головке зафиксировано с возможностью вращения вокруг нее защитное цилиндрическое кольцо, между кольцом и головкой с ее торцовой стороны образована расположенная параллельно продольной оси болта замкнутая канавка, имеющая расположенные на головке внешние дугообразные выпуклые от оси болта поверхности разной длины, расположенные с различным шагом между ними, и внутренние вогнутые в сторону оси болта дугообразные поверхности, соединенные с внешними поверхностями таким образом, что в местах соединения поверхностей образованы ребра, а длина каждой вогнутой дугообразной поверхности по ее периметру выбрана постоянной. Кроме того замок содержит гайку с глухим резьбовым отверстием, имеющую цилиндрическую и коническую части, на цилиндрической части гайки зафиксировано с возможностью вращения вокруг нее защитное цилиндрическое кольцо, между кольцом и цилиндрической частью гайки образована расположенная параллельно продольной оси гайки замкнутая канавка, имеющая расположенные на цилиндрической части гайки внешние дугообразные выпуклые от оси болта поверхности разной длины, расположенные с различным шагом между ними, и внутренние вогнутые в сторону оси болта дугообразные поверхности, соединенные с внешними поверхностями таким образом, что в местах соединения поверхностей образованы ребра, а длина каждой вогнутой дугообразной поверхности по ее периметру выбрана постоянной RU 106178 U1, В60В 7/16, 10.07.2011.

Из уровня техники известен болт для автомобильного колеса с защитой от несанкционированного доступа. CN 2434157 Y, В60В 7/16, 13.06.2001.

Наиболее близким к заявленному решению для первого объекта является крепеж для автомобильных колес, характеризующийся тем, что он содержит болт, головка которого выполнена в виде тела вращения и разделена по высоте головки круговым замкнутым скошенным выступом, причем головку болта охватывает с возможностью вращения коаксиально расположенное защитное кольцо с выполненным в его нижней части пазом, в котором, по крайней мере, частично размещен круговой замкнутый скошенный выступ головки болта, при этом в торцевой части головки болта расположены средства для взаимодействия крепежа с нестандартным монтажным ключом. Наиболее близким к заявленному решению для второго объекта является крепеж для автомобильных колес, характеризующийся тем, что он содержит гайку с глухим резьбовым отверстием, выполненную в виде тела вращения и разделенную по ее высоте круговым замкнутым скошенным выступом, причем гайку охватывает с возможностью вращения коаксиально расположенное защитное кольцо с выполненным в его нижней части пазом, в котором, по крайней мере, частично размещен круговой замкнутый скошенный выступ гайки, при этом в торцевой части гайки расположены средства для взаимодействия крепежа с нестандартным монтажным ключом (RU 112097 U1, В60В 7/16, 10.01.2012).

Недостатками указанных технических решений является недостаточная защищенность крепежа от несанкционированного съема и возможность износа и деформаций (срыва) выступов головки крепежа.

Задачей, на решение которой направлено заявляемая группа полезных моделей, является повышение защищенности крепежа от несанкционированного съема, а также повышение надежности крепежа.

Поставленная задача решается за счет того, что в первом варианте выполнения крепеж для автомобильных колес согласно техническому решению, он содержит болт, головка которого выполнена в виде тела вращения, причем головку болта охватывает с возможностью вращения защитное кольцо, при этом в торцевой части головки болта расположены средства для взаимодействия крепежа с нестандартным монтажным ключом, которые выполнены в виде цилиндрической с внешней стороны и профилированной с внутренней стороны стенки и штифта, причем внутренний профиль цилиндрической профилированной стенки представляет собой выполненные в ней с внутренней стороны впадины, сопряженные между собой выступами, которые расположены радиально симметрично вокруг продольной оси крепежа, при этом цилиндрическая профилированная стенка расположена вокруг штифта, выполненного в виде пятиконечного в поперечном сечении выступа или стержня для обеспечения возможности вхождения в зацепление с нестандартным ключем.

Тело вращения может быть выполнено сужающимся при этом со стороны сужения к нему примыкает болт, а с другой стороны тела вращения расположена профилированная цилиндрическая стенка, внутри которой расположен штифт, при этом защитное кольцо закреплено на теле вращения и с внешней стороны полностью охватывает цилиндрическую профилированную стенку и, частично, тело вращения, причем тело вращения с его внешней стороны и защитное кольцо с его внутренней стороны имеют средства для закрепления с возможностью вращения защитного кольца на теле вращения, при этом центры тяжести тела вращения, профилированной цилиндрической стенки, штифта и защитного кольца лежат на продольной оси крепежа.

Защитное кольцо, предпочтительно, представляет собой оболочку вращения, толщина стенки которой, по меньшей мере, в 5 раз меньше ее высоты, при этом оболочка выполнена, предпочтительно, цилиндрической и/или конической и/или оживальной формы.

Средства крепления могут представлять собой, по крайней мере, один поперечный кольцевой паз и ответный ему поперечный кольцевой выступ, при этом паз выполнен в защитном кольце с его внутренней стороны, а выступ выполнен вокруг тела вращения и является его частью.

Средства крепления могут представлять собой, по крайней мере, один поперечный кольцевой паз и ответный ему поперечный кольцевой выступ, при этом паз выполнен в теле вращения, а выступ находится на внешней стороне тела вращения.

Средства крепления могут представлять собой поперечный кольцевой паз, выполненный в теле вращения и ответный ему поперечный кольцевой паз, выполненный в защитном кольце, при этом в пазы заведено направляющее кольцо, частично размещенное в пазе тела вращения.

Предпочтительно, что впадины выполнены в виде продольно расположенных округлых выемок и сопряжены между собой продольно расположенными выступами, которые выполнены клиновидными.

Выступы в своей верхней части по направлению от края профилированной цилиндрической стенки внутрь крепежа могут иметь скосы или сужения с уменьшением толщины скоса от тела вращения, к которому монолитно закреплена стенка, к торцу упомянутой стенки.

Поперечное сечение выступа или стержня, предпочтительно, представляет собой правильный, предпочтительно, выпуклый симметричный пятиугольник.

Поставленная задача по второму варианту выполнения устройства решается за счет того, что крепеж для автомобильных колес, согласно техническому решению, содержит гайку, головка которой выполнена в виде тела вращения, причем головку гайки охватывает с возможностью вращения защитное кольцо, при этом в торцевой части головки гайки расположены средства для взаимодействия крепежа с нестандартным монтажным ключом, которые выполнены в виде цилиндрической с внешней стороны и профилированной с внутренней стороны стенки и штифта, при этом в теле вращения выполнено глухое резьбовое отверстие, при этом внутренний профиль цилиндрической профилированной стенки представляет собой выполненные в ней с внутренней стороны впадины, сопряженные между собой выступами, которые расположены радиально симметрично вокруг продольной оси крепежа, при этом цилиндрическая профилированная стенка расположена вокруг штифта, выполненного в виде пятиконечного в поперечном сечении выступа или стержня для обеспечения возможности вхождения в зацепление с нестандартным ключом.

Тело вращения может быть выполнено сужающимся при этом со стороны сужения к нему примыкает болт, а с другой стороны тела вращения расположена профилированная цилиндрическая стенка, внутри которой расположен штифт, при этом защитное кольцо закреплено на теле вращения и с внешней стороны полностью охватывает цилиндрическую профилированную стенку и, частично, тело вращения, причем тело вращения с его внешней стороны и защитное кольцо с его внутренней стороны имеют средства для закрепления с возможностью вращения защитного кольца на теле вращения, при этом центры тяжести тела вращения, профилированной цилиндрической стенки, штифта и защитного кольца лежат на продольной оси крепежа.

Защитное кольцо, предпочтительно, представляет собой оболочку вращения, толщина стенки которой, по меньшей мере, в 5 раз меньше ее высоты, при этом оболочка выполнена, предпочтительно, цилиндрической и/или конической и/или оживальной формы.

Средства крепления могут представлять собой, по крайней мере, один поперечный кольцевой паз и ответный ему поперечный кольцевой выступ, при этом паз выполнен в защитном кольце с его внутренней стороны, а выступ выполнен вокруг тела вращения и является его частью.

Средства крепления могут представлять собой, по крайней мере, один поперечный кольцевой паз и ответный ему поперечный кольцевой выступ, при этом паз выполнен в теле вращения, а выступ находится на внешней стороне тела вращения.

Средства крепления могут представлять собой поперечный кольцевой паз, выполненный в теле вращения и ответный ему поперечный кольцевой паз, выполненный в защитном кольце, при этом в пазы заведено направляющее кольцо, частично размещенное в пазе тела вращения.

Предпочтительно, что впадины выполнены в виде продольно расположенных округлых выемок и сопряжены между собой продольно расположенными выступами, которые выполнены клиновидными.

Выступы в своей верхней части по направлению от края профилированной цилиндрической стенки внутрь крепежа могут иметь скосы или сужения с уменьшением толщины скоса от тела вращения, к которому монолитно закреплена стенка, к торцу упомянутой стенки.

Поперечное сечение выступа или стержня, предпочтительно, представляет собой правильный, предпочтительно, выпуклый симметричный пятиугольник.

Технический результат, обеспечиваемый приведенной совокупностью признаков в обоих вариантах выполнения заявляемого устройства, заключается в повышении надежности крепежа, в том числе в процессе установки и съема за счет включения в работу штифта, что обусловлено его формой и восприятия им части нагрузок, а также в повышении защиты от несанкционированного съема, за счет повышения жесткости штифта, исключения возможности его слома и затрудненности размещения инструмента злоумышленника между штифтом и профилированной стенкой головки крепежа.

Техническое решение иллюстрируется следующими графическими материалами и примерами выполнения, не охватывающими и, тем более, не ограничивающими весь объем притязаний данного технического решения:

На фиг.1 изображен вид с торца болта, вид А на фиг.2;

На фиг.2 изображен болт по первому варианту выполнения, вид сбоку;

На фиг.3 изображен болт в разрезе, разрез Б-Б на фиг.1 с закреплением защитного кольца на головке с помощью пазов и выступов (фрагмент);

На фиг.4 изображен болт в разрезе, разрез Б-Б на фиг.1 с закреплением защитного кольца на головке с помощью пазов и направляющего кольца (фрагмент);

На фиг.5 - изображена часть болта с закреплением защитного кольца с закреплением защитного кольца на головке с помощью пазов и выступов со снятым защитным кольцом (вид сбоку);

На фиг.6 изображена гайка в разрезе с закреплением защитного кольца на головке с помощью пазов и выступов.

В первом варианте выполнения крепеж для автомобильных колес, выполнен с болтом. Крепеж для автомобильных колес, содержит болт 1, головка которого выполнена в виде тела 2 вращения.

Причем головку болта охватывает с возможностью вращения коаксиально расположенное защитное кольцо 3 охватывающее тело 2 вращения головки.

При этом в торцевой части 4 головки болта расположены средства 5 для взаимодействия крепежа с нестандартным монтажным ключом. Упомянутые средства выполнены в виде цилиндрической с внешней стороны и профилированной с внутренней стороны стенки 6 и штифта 7.

Внутренний профиль цилиндрической профилированной стенки 6 представляет собой выполненные в ней с внутренней стороны чередующиеся впадины 8 и сопряженные с ними выступы 9 расположенные радиально симметрично вокруг продольной оси 10 крепежа.

Головка болта выполнена в виде тела вращения сложной формы, например, состоит из, по меньшей мере, двух частей - первого тела вращения и второго тела вращения, соединенных между собой последовательно, монолитно и расположенных на одной продольной оси крепежа.

Следует упомянуть, что под телом вращения в контексте данной заявки подразумевается монолитное тело из металла, внешняя поверхность которого ограничена или образованна вращением образующей, предпочтительно, ломанной и/или криволинейной (состоящей из соединенных ломаных и/или криволинейных отрезков) вокруг продольной оси 10 крепежа.

Цилиндрическая профилированная стенка 6 расположена вокруг штифта 7, выполненного в виде пятиконечного в поперечном сечении выступа или стержня для обеспечения возможности вхождения в зацепление с нестандартным ключем (условно не показан), имеющим ответную пятиконечную выемку, ограниченную замкнутой фигурной стенкой, геометрическая конфигурация которой обеспечивает вхождение шлица в фигурный замкнутый паз 11, образованный пятиконечным штифтом и профилированной цилиндрической стенкой (пространство между штифтом и стенкой).

Тело 2 вращения выполнено сужающимся при этом со стороны 12 сужения 13 к нему примыкает болт 1, а с другой стороны 14 тела 2 вращения расположена профилированная цилиндрическая стенка 6.

Внутри профилированной цилиндрической стенки 6 расположен штифт 7, при этом защитное кольцо 3 закреплено на теле 2 вращения и с его внешней стороны 15 полностью охватывает цилиндрическую профилированную стенку 6 и, частично, тело 2 вращения.

Тело 2 вращения с его внешней стороны и защитное кольцо 3 с его внутренней стороны имеют средства 16 для закрепления с возможностью вращения защитного кольца 3 на теле 2 вращения.

Центры тяжести тела 2 вращения, профилированной цилиндрической стенки 6, штифта и защитного кольца 3 лежат на продольной оси 10 крепежа - все перечисленные элементы обладают радиальной (аксиальной) симметрией.

Защитное кольцо 3 представляет собой оболочку вращения, толщина стенки которой, по меньшей мере, в 5 раз меньше ее высоты, при этом оболочка выполнена, предпочтительно, цилиндрической и/или конической и/или оживальной формы.

Предпочтительно, что внутренняя поверхность оболочки вращения по большей части конгруэнтна внешней поверхности тела 2 вращения. Исключения в этом плане могут составлять места расположения средств 16 крепления защитного кольца 3 и тела 2 вращения головки.

Средства крепления 16 могут представлять представляют собой, по крайней мере, один поперечный кольцевой паз 17 и ответный ему поперечный кольцевой выступ 18. При этом паз 17 может быть выполнен в защитном кольце с его внутренней стороны, а выступ 18 выполнен вокруг тела 2 вращения в виде ободка и является его частью (выполнен заодно с телом вращения) (фиг.3, 5, 6).

Также средства крепления 16 могут представлять собой, по крайней мере, один поперечный кольцевой паз 17 и ответный ему поперечный кольцевой выступ 18. При этом паз выполнен в теле вращения, а выступ находится на внешней стороне тела вращения, (фиг.3, 5, 6)

Либо средства крепления 16 представляют собой поперечный кольцевой паз 17 выполненный в теле 2 вращения и ответный ему поперечный кольцевой паз 17, выполненный в защитном кольце 3, при этом в пазы 17 заведено направляющее кольцо 19, частично размещенное в пазе тела вращения, а частично в пазе защитного кольца (фиг.4).

В процессе изготовления защитное кольцо 3 с усилием надвигается на тело 2 вращения и кольцевые выступы 18 защелкиваются и фиксируются в кольцевых пазах 17. Размеры выступа 18 немного меньше размеров паза 17, вследствие чего защитное кольцо 3 может вращаться относительно тела 2 вращения, при этом выступ 18 играет роль направляющей. По крайней мере, между одним пазом и выступом может находиться уплотняющая прокладка (фиг.4). Выступы, предпочтительно, выполнены прямоугольными с одной скошенной гранью и/или гарпунообразными. Однако возможно выполнение выступов округлыми или треугольными. В случае выполнения выступов прямоугольными или треугольными, предпочтительно, что, их грань имеет округление (условно не показано)

Либо в случае выполнения пазов 17 и в теле 2 вращения и в стенке защитного кольца, сначала направляющее кольцо заводится в паз 17 в теле 2 вращения, которое частично выступает из упомянутого паза 17, а затем на направляющем кольце 19 защелкивается защитное кольцо, (фиг.4) Направляющее кольцо выполнено из металла, либо из, предпочтительно жесткого и износостойкого полимера или композита.

Впадины 8 выполнены в виде продольно расположенных округлых в поперечном сечении выемок и сопряжены (соединены) между собой продольно расположенными выступами 9, которые в поперечном сечении выполнены клиновидными.

Выступы 9 в своей верхней части по направлению от края стенки внутрь крепежа имеют скосы 20 или сужения 21 с уменьшением толщины скошенной части от тела 2 вращения, к которому монолитно и неразъемно закреплена цилиндрическая профилированная стенка 6, к верху(торцу) стенки 6.

Т.е. выступы, по крайней мере, частично, выполнены переменного сечения, причем размеры каждого выступа уменьшаются от низа каждого выступа к его верхней части. Скосы и/или сужения предназначены для лучшего вхождения ключа в крепеж и исключения его стопорения.

Поперечное сечение штифта 7 представляет собой правильный выпуклый симметричный пятиугольник (фиг.1).

Углы пятиугольника поперечного сечения могут иметь округления 22, выполненные, предпочтительно по всей высоте штифта.

Продольные ребра 23 пятиконечного пятиугольника расположены напротив выемок, количество выемок, а также выступов соответствует количеству ребер, при этом, каждая выемка и напротив лежащий ее выступ симметричны относительно условной продольной плоскости 24, проходящей через середину выемки через ребро и продольную ось 10 крепежа.

В месте сопряжения профилированной цилиндрической стенки 6 с телом 2 вращения головки с внутренней стороны стенки вдоль всего ее внутреннего периметра выполнено утолщение 25 в виде наплыва или прилива от тела 2 вращения до упомянутой стенки (фиг.4).

Впадины и/или выступы выполнены протяженными на всю высоту стенки или на большую ее часть (т.е. высота впадины равна высоте стенки) и радиально (аксиально) симметрично расположены относительно продольной оси крепежа.

Также конфигурация устройства может обладать следующими геометрическими особенностям. Высота выступов меньше высоты стенки, либо высота стенки равна высоте выступа или стержня. Высота выступа или стержня больше высоты стенки и превосходит ее, предпочтительно, на 0,1-4 мм. Высота защитного кольца больше высоты стенки предпочтительно, на 0,1-3 мм. Внешний диаметр защитного кольца больше внешнего диаметра цилиндрической стенки, т.е. между защитным кольцом и внешней стороной цилиндрической профилированной стенки имеется кольцевой зазор, который составляет 0,1-1 мм.

Во втором варианте выполнения крепеж для автомобильных колес, содержит гайку (фиг.6), головка которой выполнена в виде тела 2 вращения, причем головку гайки охватывает с возможностью вращения коаксиально расположенное защитное кольцо 3, при этом в торцевой части 4 головки гайки расположены средства 5 для взаимодействия крепежа с нестандартным монтажным ключом, которые выполнены в виде цилиндрической с внешней стороны и профилированной с внутренней стороны стенки 6 и штифта 7.

Внутренний профиль цилиндрической профилированной стенки представляет собой выполненные в ней с внутренней стороны впадины 8, сопряженные между собой выступами 9, которые расположены радиально симметрично вокруг продольной оси 10 крепежа.

При этом цилиндрическая профилированная стенка расположена вокруг штифта, выполненного в виде пятиконечного в поперечном сечении выступа или стержня для обеспечения возможности вхождения в зацепление с нестандартным ключем.

Конструкция головки гайки аналогична вышеописанной конструкции болта за исключением того, что вместо болта в теле 2 вращения выполнено глухое резьбовое отверстие 26 для навинчивания гайки на шпильку колеса автомобиля (условно не показано). Продольная ось резьбового отверстия совпадает с продольной осью крепежа.

Крепеж для автомобильных колес используют следующим образом:

Колеса могут крепиться к ступице автомобиля устройством, выполненным по любому варианту устройства: болтами или гайками (в последнем случае шпильки, на которые накручиваются гайки, жестко закреплены в ступице).

Колесо надевают на ступицу, фиксируют в заданном положении и через отверстие в колесе в ступицу вкручивают крепеж - болт или на выведенную через указанное отверстие шпильку накручивают гайку. Затяжку крепежа осуществляют специальным инструментом, предназначенным для данного крепления.

Болты или гайки крепления колес обычно затягивают моментом около 10-11 кгс/м, если в «Руководстве по эксплуатации автомобиля» не указано другое (усилие затяжки должно соответствовать величине рекомендованной заводом). При этом болты (гайки) должны быть слегка смазаны любой густой смазкой. Рекомендуется смазать и резьбу гаек (шпилек) и болтов крепления колес тонким слоем пластичной или графитовой смазки.

Необходимо следить за затяжкой болтов (гаек) крепления колеса, поскольку твердость материала легкосплавных колес ниже, чем стальных, поэтому микронеровности диска в зонах контакта с головками стальных болтов (гаек) или ступицами при установке колеса через некоторое время сминаются и соединение ослабляется. При перетяжке болтов диск колеса деформируется, профиль отверстия нарушается, и колесо перестает удерживаться на ступице с необходимым усилием. Излишним усилием можно также смять шлицы головки болта и даже оборвать головку. А при перетяжке гайки шпилька может провернуться в отверстии ступицы, и тогда гайку вообще невозможно будет отвернуть без специального инструмента или услуг автосервиса. Износ посадочного конуса в отверстии диска может привести к обрыву шпильки при затяжке на тех автомобилях, где используются колпачковые (глухие)гайки.

Во избежание повреждения дорогостоящих колес, целесообразно через некоторое время после их установки на автомобиль подтянуть крепления. Болты и гайки со смятыми гранями и поврежденной резьбой лучше своевременно заменить новыми (обязательно аналогичными), штатными не только по размеру резьбы, но и по прочности, т.е. не кустарного, а заводского изготовления.

Прижимные части болтов и гаек должны обязательно совпадать с профилем отверстий в диске колеса, так как обеспечивают правильную центровку колеса на ступице. Это особенно важно при креплении колеса гайками.

Поэтому головка болта или гайка имеет форму тела вращения.

Для защиты колес от кражи применяют "секретный крепеж" - болты или гайки, выполненные с торца с уникальным криволинейным и/или ломанным замкнутым шлицом(выступами впадинами и др.) к которому можно отнести и заявленные технические решения. Поскольку похитители дорогостоящих колес автомобилей со временем приобретают навыки откручивания того или иного крепежа производители вынуждены менять его конфигурацию, изобретая все новые его формы. «Секретным крепежем» («секретками») заменяют один-два болта (гайки) крепления каждого колеса и при затяжке применяют меньшее усилие, чем к основному крепежу. «Секретный крепеж» предназначен для крепления/снятия только специальным, индивидуальным ключом (идет в комплекте) и должен находиться только у владельца автомобиля.

Крепеж колес отечественных и многих марок зарубежных европейских автомобилей имеет метрическую резьбу: M10×1,25; M12×1,25; M12×1,5; M14×1,5. У европейских автомобилей (предназначенных для экспорта в США, Англию и страны, бывшие ее колониями) крепежные детали колес изготовляются с дюймовой резьбой. Все болты, как стандартные, так и метрические классифицируются по диаметру, шагу резьбы и длине. При этом на американских автомобилях применяют крепежные детали как с дюймовой (7/16, 1/2, 9/16, 1/2), так и с метрической резьбой. Наиболее распространен крепеж с резьбой 1/2. Например, стандартный болт 1/2×13×1 имеет полдюйма в диаметре, 13 витков резьбы на один дюйм и длину 1 дюйм. Метрический болт M12×1.75×25 имеет диаметр 12 мм, шаг резьбы 1,75 мм и длину 25 мм.

Еще один параметр соответствия, касающийся в основном болтов, - это их длина.

Для установки штампованных (стальных) дисков применяют короткие болты, для литых/кованых (легкосплавных) дисков - как правило, длинные.

Правильно подобранный по длине болт заходит на полную толщину ступицы и выступает на 3-4 мм за ее пределы (должно быть 6-8 полных витков).

Большее выступание грозит задеванием болтов за детали неподвижного тормозного механизма, а то и полным заклиниванием.

Малый заход болта в ступицу, обусловленный недостаточной его длиной, делает крепление колеса ненадежным и приведет к повреждению резьбы и в отверстиях, и на самих болтах. После такой установки колеса могут долго не продержаться.

Защитное кольцо крепежа служит для протекции крепежа от откручивания с помощью внешнего захвата плоскогубцами, клещами и тому подобным инструментом. В данном случае, даже при деформации кольца оно будет проворачиваться относительно тела вращения и не даст возможности злоумышленнику приложить вращательное усилие необходимое для откручивания крепежа.

Снабжение крепежа центрально расположенным фигурным штифтом имеет еще один положительный эффект. Штифт с данный развитой конфигурацией, а он занимает не менее 20% (и более - до 70%) поперечного сечения верхней части тела вращения, не дает возможности злоумышленнику вставить внутрь стенки инструмент для откручивания крепежа. Либо злоумышленнику придется вставлять тонкостенный инструмент, который не выдержит нагрузки, требуемой для откручивания и деформируется, либо сломается.

При использовании предложенной конструкции крепежа повышаются эксплуатационные качества крепежа, а именно надежность и долговечность за счет предлагаемой формы головки болта или гайки, каждый из которых выполнены для исключения хищений автомобильных колес с дополнительной защитой - защитным кольцом и снабжены средствами для закручивания, откручивания нестандартным монтажным ключом, причем за счет выполнения защитного кольца с возможностью вращения достигается то, что в случае несанкционированных попыток откручивания крепежа посредством захватывания крепежа с внешней стороны таким инструментом как клещи, плоскогубцы, газовые ключи и т.д.

Данные попытки приведут к неудовлетворительному результату вследствие того, что защитное кольцо будет проворачиваться относительно гайки или головки болта, выполненных в виде тел вращения, при этом обеспечивается исключение перекоса и заклинивания за счет уменьшения люфта защитного кольца путем выполнения в его нижней части паза, в котором, по крайней мере, частично размещен круговой замкнутый скошенный выступ головки болта или гайки, причем предложенное закрепление защитного кольца на головке болта или гайке за счет выступа и паза позволяет достигнуть технологичности изготовления предложенного устройства за счет наличия скоса на выступе головки болта или гайки, посредством которого возможно закрепление кольца на теле вращения за счет плавной надвижки кольца с усилием и натягом с незначительной обратимой деформацией, компенсация которой (сжатие кольца в исходное положение) позволяет надежно фиксировать защитное кольцо на теле вращения.

1. Крепеж для автомобильных колес, содержащий болт, головка которого выполнена в виде тела вращения, причем головку болта охватывает с возможностью вращения защитное кольцо, при этом в торцевой части головки болта расположены средства для взаимодействия крепежа с нестандартным монтажным ключом, которые выполнены в виде цилиндрической с внешней стороны и профилированной с внутренней стороны стенки и штифта, отличающийся тем, что внутренний профиль цилиндрической профилированной стенки представляет собой выполненные в ней с внутренней стороны впадины, сопряженные между собой выступами, которые расположены радиально симметрично вокруг продольной оси крепежа, при этом цилиндрическая профилированная стенка расположена вокруг штифта, выполненного в виде пятиконечного в поперечном сечении выступа или стержня для обеспечения возможности вхождения в зацепление с нестандартным ключом.

2. Крепеж по п.1, отличающийся тем, что тело вращения выполнено сужающимся, при этом со стороны сужения к нему примыкает болт, а с другой стороны тела вращения расположена профилированная цилиндрическая стенка, внутри которой расположен штифт, при этом защитное кольцо закреплено на теле вращения и с внешней стороны полностью охватывает цилиндрическую профилированную стенку и, частично, тело вращения, причем тело вращения с его внешней стороны и защитное кольцо с его внутренней стороны имеют средства для закрепления с возможностью вращения защитного кольца на теле вращения, при этом центры тяжести тела вращения, профилированной цилиндрической стенки, штифта и защитного кольца лежат на продольной оси крепежа.

3. Крепеж по п.1, отличающийся тем, что защитное кольцо представляет собой оболочку вращения, толщина стенки которой, по меньшей мере, в 5 раз меньше ее высоты, при этом оболочка выполнена, предпочтительно, цилиндрической, и/или конической, и/или оживальной формы.

4. Крепеж по п.2, отличающийся тем, что средства крепления представляют собой, по крайней мере, один поперечный кольцевой паз и ответный ему поперечный кольцевой выступ, при этом паз выполнен в защитном кольце с его внутренней стороны, а выступ выполнен вокруг тела вращения и является его частью.

5. Крепеж по п.2, отличающийся тем, что средства крепления представляют собой, по крайней мере, один поперечный кольцевой паз и ответный ему поперечный кольцевой выступ, при этом паз выполнен в теле вращения, а выступ находится на внешней стороне тела вращения.

6. Крепеж по п.2, отличающийся тем, что средства крепления представляют собой поперечный кольцевой паз, выполненный в теле вращения, и ответный ему поперечный кольцевой паз, выполненный в защитном кольце, при этом в пазы заведено направляющее кольцо, частично размещенное в пазе тела вращения.

7. Крепеж по п.1, отличающийся тем, что впадины выполнены в виде продольно расположенных округлых выемок и сопряжены между собой продольно расположенными выступами, которые выполнены клиновидными.

8. Крепеж по п.1, отличающийся тем, что выступы в своей верхней части по направлению от края профилированной цилиндрической стенки внутрь крепежа имеют скосы или сужения с уменьшением толщины скоса от тела вращения, к которому монолитно закреплена стенка, к торцу упомянутой стенки.

9. Крепеж по п.1, отличающийся тем, что поперечное сечение выступа или стержня представляет собой правильный, предпочтительно, выпуклый симметричный пятиугольник.

10. Крепеж по п.1, отличающийся тем, что продольные ребра пятиугольника расположены напротив выемок, количество выемок, а также выступов соответствует количеству ребер, при этом каждая выемка симметрична относительно условной продольной плоскости, проходящей через середину выемки через ребро и продольную ось крепежа.

11. Крепеж для автомобильных колес, содержащий гайку, головка которой выполнена в виде тела вращения, причем головку гайки охватывает с возможностью вращения защитное кольцо, при этом в торцевой части головки гайки расположены средства для взаимодействия крепежа с нестандартным монтажным ключом, которые выполнены в виде цилиндрической с внешней стороны и профилированной с внутренней стороны стенки и штифта, при этом в теле вращения выполнено глухое резьбовое отверстие, отличающийся тем, что внутренний профиль цилиндрической профилированной стенки представляет собой выполненные в ней с внутренней стороны впадины, сопряженные между собой выступами, которые расположены радиально симметрично вокруг продольной оси крепежа, при этом цилиндрическая профилированная стенка расположена вокруг штифта, выполненного в виде пятиконечного в поперечном сечении выступа или стержня для обеспечения возможности вхождения в зацепление с нестандартным ключом.

12. Крепеж по п.11, отличающийся тем, что тело вращения выполнено сужающимся, при этом со стороны сужения к нему примыкает болт, а с другой стороны тела вращения расположена профилированная цилиндрическая стенка, внутри которой расположен штифт, при этом защитное кольцо закреплено на теле вращения и с внешней стороны полностью охватывает цилиндрическую профилированную стенку и, частично, тело вращения, причем тело вращения с его внешней стороны и защитное кольцо с его внутренней стороны имеют средства для закрепления с возможностью вращения защитного кольца на теле вращения, при этом центры тяжести тела вращения, профилированной цилиндрической стенки, штифта и защитного кольца лежат на продольной оси крепежа.

13. Крепеж по п.11, отличающийся тем, что защитное кольцо представляет собой оболочку вращения, толщина стенки которой, по меньшей мере, в 5 раз меньше ее высоты, при этом оболочка выполнена, предпочтительно, цилиндрической и/или конической и/или оживальной формы.

14. Крепеж по п.12, отличающийся тем, что средства крепления представляют собой, по крайней мере, один поперечный кольцевой паз и ответный ему поперечный кольцевой выступ, при этом паз выполнен в защитном кольце с его внутренней стороны, а выступ выполнен вокруг тела вращения и является его частью.

15. Крепеж по п.12, отличающийся тем, что средства крепления представляют собой, по крайней мере, один поперечный кольцевой паз и ответный ему поперечный кольцевой выступ, при этом паз выполнен в теле вращения, а выступ находится на внешней стороне тела вращения.

16. Крепеж по п.12, отличающийся тем, что средства крепления представляют собой поперечный кольцевой паз, выполненный в теле вращения и ответный ему поперечный кольцевой паз, выполненный в защитном кольце, при этом в пазы заведено направляющее кольцо, частично размещенное в пазе тела вращения.

17. Крепеж по п.11, отличающийся тем, что впадины выполнены в виде продольно расположенных округлых выемок и сопряжены между собой продольно расположенными выступами, которые выполнены клиновидными.

18. Крепеж по п.11, отличающийся тем, что выступы в своей верхней части по направлению от края профилированной цилиндрической стенки внутрь крепежа имеют скосы или сужения с уменьшением толщины скоса от тела вращения, к которому монолитно закреплена стенка, к торцу упомянутой стенки.

19. Крепеж по п.11, отличающийся тем, что поперечное сечение выступа или стержня представляет собой правильный, предпочтительно, выпуклый симметричный пятиугольник.

20. Крепеж по п.11, отличающийся тем, что продольные ребра пятиугольника расположены напротив выемок, количество выемок, а также выступов соответствует количеству ребер, при этом каждая выемка симметрична относительно условной продольной плоскости, проходящей через середину выемки через ребро и продольную ось крепежа.



 

Наверх