Сборный абразивный хон

 

Сборный абразивный хон, относится к инструментам для металлообработки, а именно к конструкции хонов, выполненных в виде зубчатого колеса и предназначенных для чистовой (отделочной) обработки дисковых зубчатых колес после их термической обработки. Сборный абразивный хон, обеспечивает повышение качества рабочих поверхностей зубьев колес за счет возможности воздействия на разные участки профиля зуба абразивными элементами обеспечивающими заданное усилие и условия резания, а также площадь контакта, в соответствии с деформациями вызванными термической обработкой зубчатого венца обрабатываемого колеса.

Область техники. Полезная модель относится к инструментам для металлообработки, а именно к конструкции хонов выполненных в виде зубчатого колеса, и предназначенных для чистовой (отделочной) обработки закаленных дисковых зубчатых колес.

Уровень техники. Известны конструкции абразивных хонов выполненных в виде шевера для хонингования зубьев закаленных колес, представляющие собой прямозубое колесо, состоящее из двух частей: абразивного зубчатого венца и стальной ступицы (Клепиков В.В., Таратынов О.В., Солоницын Б.М. Повышение качества и производительности обработки зубчатых колес. Монография. М.: МГИУ. 2012, 322 с - С.43-46).

Недостатками известных конструкций является, то, что износ зубьев хона (абразивного шевера) по длине зуба неравномерный, и не позволяет исправить погрешности в отдельных местах профиля зубьев.

Наиболее близким к полезной модели является конструкция абразивного шевера (Авторское свидетельство 288518 от 03.12.70., Бюллетень 36).

Известная конструкция сборного абразивного шевера оттянута по периферии абразивной упругой лентой, деформируемой по зубьям обрабатываемым колесом, что позволяет упростить конструкцию, но не позволяет решить задачу исправления погрешностей в отдельных местах профиля зубьев колеса полученных в результате термической обработки (на головке, на месте пятна контакта, на торце и т.д.).

Раскрытие полезной модели. Сущность полезной модели заключается в том, что сборный абразивный хон состоит из двух частей (половинок) в каждой из которых выполнены конусные отверстия, в которые вставлены абразивные элементы, конической формы с заданными режущими свойствами. Каждый абразивный элемент опирается на упругий элемент, создающий определенное усилие, при которой в процессе работы он воздействует на обрабатываемую поверхность зуба колеса. Абразивные элементы имеют конусную форму, поэтому имеют возможность самовращения. Таким образом, за счет возможности изменения жесткости упругих элементов воздействующих на конусные абразивные элементы и их режущих свойств обеспечивается возможность создания заданного воздействия на отдельные элементы профиля зубьев для исправления погрешностей вызванных термической обработкой (закалкой, нитроцементацией и т.д.). Исправление конкретных погрешностей (у ножки, у головки зуба, в осевом, радиальном сечении профиля и т.д.) возможно за счет сочетания размеров абразивных элементов, жесткости упругих элементов (пружин) и свойств абразивного материала (зернистости), что обеспечит повышение точности обработки эвольвентного профиля зубьев колес в осевом и радиальном направлениях.

Технический результат выражается в повышении точности обработки и стойкости инструмента за счет оптимального распределения усилий резания в продольном и поперечном направлении обрабатываемого профиля, а также возможности самовращения абразивных элементов.

Краткое описание чертежей. На фигуре 1 изображена схема зуба сборного хона; на фигуре 2 - схема установки абразивного элемента в корпусе хона.

Осуществление полезной модели. В предлагаемой конструкции зуб хона состоит из двух одинаковых половин 1 и 8, соединенных между собой винтами 2, торцевыми накладными пластинами 3 и 6, закрепленные винтами 7 и верхней накладной пластиной 4, закрепленной винтами 5. В корпусе каждой из пластин выполнены корпусные отверстия, в которые установлены конусные абразивные элементы 9, которые имеют максимальную высоту над корпусом зуба хона в виде усеченного конуса, в процессе работы они «утоплены» на заданную величину определяемую жесткостью упругого элемента, и пружины 10. Зубья сборного абразивного хона, устанавливаются и закрепляются на корпусе хона (на фиг.1 не показано) одним из известных способов механического крепления («ласточкин хвост», винтовым, болтовым соединением, торцевыми накладками и т.д.). Зуб хона выполнен по типу цельного хона, зубья которого соответствуют зубу колеса.

Действие устройства основано на том, что в процессе обработки хон вращается в паре с обрабатываемым зубчатым колесом и совершает относительно него возвратно-поступательные движения. Возвратно-поступательные движения сообщаются и обрабатываемому колесу, при этом хон входит в закрепление с обрабатываемым колесом, а абразивные элементы выполненные с разным диаметром, разными режущими способностями и силой прижатия к обрабатываемой поверхности упругими элементами обеспечивают съем металла в соответствии с деформациями вызванными термической обработки зубчатого венца обрабатываемого колеса. Тарированные на определенное усилие пружины обеспечивают абразивным элементам прижатие к определенным поверхностям зубьев с заданным усилием. Сочетание вращательного и возвратно-поступательного движений инструмента и обрабатываемого колеса обеспечивается полная обработка рабочего профиля зуба колеса.

Конструкция зуба хона технологична, поэтому замена износившихся абразивных элементов проста. Данная конструкция хона позволяет обрабатывать зубчатые колеса повышенной твердости.

Стойкость абразивных элементов и качество обработки высокие, из-за возможности их вращения и постоянной смены режущей кромки.

Сборный абразивный хон, выполненный в виде зубчатого колеса с зубьями, разделенными на две половины, отличающийся тем, что в каждой из половин выполнены конусные отверстия, в которые вставлены подпружиненные цилиндрические конусные абразивные элементы, различные по размерам и свойствам, при этом абразивный элемент опирается на упругий элемент и предназначен для воздействия на обрабатываемую поверхность зуба колеса с определенным усилием, создаваемым упругим элементом.



 

Наверх