Многоступенчатый центробежный насос

 

Полезная модель может быть использована для поддержания пластового давления в нефтяных скважинах, а также для транспортировки нефти и позволяет повысить экономичность насоса за счет уменьшения гидравлических потерь в рабочем колесе. Многоступенчатый центробежный насос содержит входную и напорную крышки, корпус в виде пакета секций с направляющими аппаратами и установленными на валу рабочими колесами. В рабочих колесах промежуточных и концевой ступеней отношение радиуса округления покрывающего диска к внутреннему диаметру покрывающего диска Rn/D0 выполнено в интервале от 0,07 до 0,17, а геометрические размеры покрывающего диска и втулки основного диска связаны с режимными параметрами оптимальной подачи насоса и частоты вращения вала соотношением: , где D0 - внутренний диаметр покрывающего диска, м; dвт - диаметр втулки основного диска, м; Qгmax - оптимальная подача насоса, соответствующая режиму максимального гидравлического коэффициента полезного действия (максимальной экономичности), м3/с, n - частота вращения вала насоса, об/мин; Kвх - коэффициент входа в рабочее колесо, находящийся в интервале от 4 до 6. Угол установки 2 лопастей на выходе из рабочего колеса промежуточных и концевой ступеней составляет от 20 до 25°.

1 з.п., 8 ил.

Полезная модель относится к отрасли гидромашиностроения, а именно к многоступенчатым центробежным насосам и может быть использована в нефтедобывающей промышленности для поддержания пластового давления в нефтяных скважинах, а также для транспортировки нефти.

Известен многоступенчатый центробежный насос типа ЦНС, содержащий входную и напорную крышки, корпус в виде пакета секций с направляющими аппаратами и установленными на валу рабочими колесами с лопастями. Разгрузка осевого усилия ротора осуществляется с помощью гидропяты.

В промежуточных и концевой ступенях насоса рабочие колеса имеют коэффициент быстроходности ns меньше 100, при котором в общем случае выполняется следующее соотношение между геометрическими размерами покрывающего диска и втулки основного диска колеса в зависимости от режимных параметров в виде оптимальной подачи насоса и частоты вращения его вала:

,

где D0 - внутренний диаметр покрывающего диска, м;

dвт - диаметр втулки основного диска, м;

Qгmax - оптимальная подача насоса, соответствующая режиму максимального гидравлического коэффициента полезного действия (максимальной экономичности), м3/с;

n - частота вращения вала насоса, об/мин;

K вх - коэффициент входа в рабочее колесо, находящийся в интервале от 3,5 до 4,0.

Угол установки 2 лопастей на выходе из рабочего колеса выполняется более 25°. [Михайлов А.К., Малюшенко В.В., Лопастные насосы. - М.: Машиностроение - 1977, с.28-31, 235-237].

Недостатком известной конструкции является следующее. При выполнении многоступенчатых центробежных насосов большой мощности увеличивается диаметр вала насоса, ввиду чего рабочие колеса имеют увеличенный диаметр втулки основного диска dвх. В соответствии с вышеприведенной формулой при выполнении общеизвестных рекомендаций по коэффициенту входа Kвх в интервале от 3,5 до 4,0 увеличение dвт для заданных режимных параметров Qгmax и n приводит к заниженным значениям площади входной воронки рабочего колеса. При этом ввиду роста скорости перекачиваемой жидкости во входной воронке рабочего колеса возрастают гидравлические потери на поворот потока в межлопастных каналах рабочего колеса из осевого направления в радиальное направление. В результате возникает несоответствие гидравлического коэффициента полезного действия требуемым показателям экономичности, что приводит к значительному энергопотреблению на привод насоса и увеличению эксплуатационных издержек потребителей.

В основу полезной модели поставлена задача повышения экономичности многоступенчатого центробежного насоса путем уменьшения гидравлических потерь в рабочих колесах промежуточных и концевой ступеней.

Поставленная задача достигается тем, что в многоступенчатом центробежном насосе, содержащем входную и напорную крышки, корпус в виде пакета секций с направляющими аппаратами и установленными на валу рабочими колесами, состоящими из основного диска с втулкой и покрывающего диска с расположенными между ними лопастями, в рабочих колесах промежуточных и концевой ступеней насоса геометрические размеры покрывающего диска и втулки основного диска связаны с режимными параметрами оптимальной подачи насоса и частоты вращения вала соотношением:

,

согласно полезной модели в рабочих колесах промежуточных и концевой ступеней насоса отношение радиуса округления покрывающего диска к его внутреннему диаметру Rn/D 0 выполнено в интервале от 0,07 до 0,17, а значение коэффициента входа Kвх в рабочее колесо составляет от 4 до 6, при этом угол 2 лопасти на выходе из рабочего колеса может быть выполнен в интервале от 20 до 25°.

Выполнение отношения радиуса скругления покрывающего диска к внутреннему диаметру покрывающего диска Rn/D0 в интервале от 0,07 до 0,17 обеспечивает минимальное значение гидравлических потерь в рабочем колесе, представляющих потери на поворот потока в межлопастных каналах из осевого направления в радиальное направление и на трение по длине межлопастных каналов и, значит, максимальный гидравлический коэффициент полезного действия, что является результатом повышения экономичности насоса.

Обеспечение взаимосвязи геометрических размеров покрывающего диска и втулки основного диска с режимными параметрами оптимальной подачи насоса и частоты вращения его вала в виде соотношения:

,

где Kвх находится в интервале от 4 до 6 при выполнении отношения Rn/D0 в интервале от 0,07 до 0,17, обеспечивает минимальное значение гидравлических потерь в рабочем колесе, состоящих из потерь на поворот потока в межлопастных каналах из осевого направления в радиальное направление и на удар на входных кромках лопастей, а значит максимальный гидравлический коэффициент полезного действия, и, как следствие, повышение экономичности насоса.

Выполнение угла 2 лопасти на выходе из рабочего колеса в интервале от 20 до 25° обеспечивает сохранение высокой экономичности при стабильной форме напорной характеристики ступени насоса.

Заявляемая полезная модель поясняется рисунками, на которых представлены:

фиг.1 - многоступенчатый центробежный насос, продольный разрез;

фиг.2 - рабочее колесо, поперечный разрез;

фиг.3 - рабочее колесо, продольный разрез;

фиг.4 - графики, показывающие зависимости отношений гидравлических потерь в рабочем колесе на поворот потока в межлопастных каналах из осевого направления в радиальное направление к гидравлическим потерям при максимальном гидравлическом коэффициенте полезного действия L1/L 1гmax и гидравлических потерь на трение по длине межлопастных каналов к гидравлическим потерям при максимальном гидравлическом коэффициенте полезного действия L2/L2гmax от отношения радиуса покрывающего диска к внутреннему диаметру покрывающего диска Rn/D0;

фиг.5 - график, показывающий зависимость отношения суммы гидравлических потерь на поворот потока в межлопастных каналах из осевого направления в радиальное направление и на трение по длине межлопастных каналов к сумме гидравлических потерь при максимальном гидравлическом коэффициенте полезного действия L12/L12гmax от отношения радиуса покрывающего диска к внутреннему диаметру покрывающего диска Rn/D0;

фиг.6 - графики, показывающие зависимости отношений гидравлических потерь в рабочем колесе на поворот потока в межлопастных каналах из осевого направления в радиальное направление к гидравлическим потерям при максимальном гидравлическом коэффициенте полезного действия L1/L1гmax и гидравлических потерь на удар на входных кромках лопастей к гидравлическим потерям при максимальном гидравлическом коэффициенте полезного действия L3/L3гmax от коэффициента входа в рабочее колесо K вх при отношении радиуса покрывающего диска к внутреннему диаметру покрывающего диска Rn/D0 в интервале от 0,07 до 0,17;

фиг.7 - график, показывающий зависимость отношения суммы гидравлических потерь на поворот потока в межлопастных каналах из осевого направления в радиальное направление и на удар на входных кромках лопастей к сумме гидравлических потерь при максимальном гидравлическом коэффициенте полезного действия L13/L13гmax от коэффициента входа в рабочее колесо K вх при отношении радиуса покрывающего диска к внутреннему диаметру покрывающего диска Rn/D0 в интервале от 0,07 до 0,17;

фиг.8 - графики, показывающие влияние угла 2 лопасти на выходе рабочего колеса на характеристики ступени: на безразмерный коэффициент напора , где g - ускорение свободного падения, м/с2 ; H - напор ступени, м; n - частота вращения вала насоса, с -1; D2 - наружный диаметр рабочего колеса, м) и на относительную экономичность г/гmax ступени от относительной подачи Q/Qгmax, где Q - текущая подача, м3/с, Qгmax - подача при максимальном гидравлическом коэффициенте полезного действия (максимальной экономичности), м3 /с.

Многоступенчатый центробежный насос содержит входную крышку 1 (фиг.1), напорную крышку 2, корпус в виде пакета секций 3 с направляющими аппаратами 4 и установленными на валу 5 рабочими колесами 6 с лопастями 7 (фиг.2), которые в промежуточных и концевой ступенях насоса установлены под углом 2 на выходе из рабочего колеса 6. Рабочие колеса 6 имеют основной диск 8 (фиг.3) с втулкой 9 и покрывающий диск 10. При этом отношение радиуса округления покрывающего диска 10 к внутреннему диаметру покрывающего диска 10 Rn /D0 выполнено в интервале от 0,07 до 0,17, а коэффициент входа Kвх в рабочее колесо 6 составляет 4-6.

Выбранные значения Rn/D0 и Kвх подтверждаются результатами обобщения расчетных и экспериментальных исследований, выполненных в ОАО «ВНИИАЭН». Представленные на фиг.4 в виде двух кривых L1/L1гmax и L2/L2гmax зависимость относительных гидравлических потерь от отношения Rn/D0 и на фиг.5 зависимость суммы относительных гидравлических потерь L12/L12гmax от отношения Rn/D0 совместно иллюстрируют, что выполнение отношения радиуса округления покрывающего диска к внутреннему диаметру покрывающего диска Rn /D0 в интервале от 0,07 до 0,17 обеспечивает минимальное значение суммы относительных гидравлических потерь на поворот потока в межлопастных каналах из осевого направления в радиальное и на трение по длине межлопастных каналов L12/L12гmax, что обеспечивает максимальный коэффициент гидравлического действия и, соответственно, максимальный общий коэффициент полезного действия. Значение отношения Rn/D0 менее 0,07 приводит к резкому увеличению относительных гидравлических потерь L1/L1гmax на поворот потока в межлопастных каналах из осевого направления в радиальное направление ввиду роста скорости перекачиваемой жидкости в зоне поворота при незначительном снижении относительных гидравлических потерь L2/L2гmax на трение по длине межлопастных каналов. Значение отношения Rn/D0 более 0,17 также приводит к резкому увеличению относительных гидравлических потерь L 2/L2гmax на трение по длине межлопастных каналов ввиду увеличения протяженности межлопастных каналов при незначительном уменьшении относительных гидравлических потерь L1/L 1гmax на поворот потока в межлопастных каналах из осевого направления в радиальное направление.

Представленные на фиг.6 в виде двух кривых L1/L 1гmax и L3/L3гmax зависимость относительных гидравлических потерь от коэффициента входа Kвх в рабочее колесо при отношении Rn/D0 в интервале от 0,07 до 0,17 и на фиг.7 зависимость суммы относительных гидравлических потерь L13/L13гmax от Kвх при выполнении Rn /D0 интервале от 0,07 до 0,17 совместно иллюстрируют, что коэффициент входа Kвх в рабочее колесо в интервале от 4 до 6 обеспечивает минимальное значение суммы относительных гидравлических потерь в рабочем колесе на поворот потока в межлопастных каналах из осевого направления в радиальное направление и на удар на входных кромках лопастей L13/L13гmax что, в свою очередь, обеспечивает максимальный гидравлический коэффициент полезного действия и, как следствие, повышение экономичности насоса. При значениях Kвх менее 4 наблюдается резкое увеличение относительных гидравлических потерь L1/L1гmax на поворот потока в межлопастных каналах из осевого направления в радиальное направление ввиду роста скорости перекачиваемой жидкости в зоне поворота при незначительном снижении относительных гидравлических потерь L3/L3гmax на удар на входных кромках лопастей. Значение Kвх более 6 также приводит к существенному росту относительных гидравлических потерь L3/L3гmax на удар на входных кромках лопастей ввиду увеличения угла атаки при незначительном снижении относительных гидравлических потерь L1/L1гmax на поворот потока в межлопастных каналах из осевого направления в радиальное направление.

Влияние значения угла 2 лопасти 7 на выходе из рабочего колеса 6 на характеристики ступени насоса подтверждено кривыми 1-6, представленными на фиг.8 и показывающими зависимости безразмерного коэффициента напора Kн ступени насоса и относительной экономичности г/гmax ступени насоса от относительной подачи Q/Qгmax ступени насоса при определенных значениях угла 2. Выполнение угла 2 в интервале от 20 до 25° обеспечивает получение стабильной формы напорной характеристики ступени насоса без западающего участка на режимах малых подач при сохранении высокой экономичности (кривые 1 и 2). Значение угла 2 менее 20° приводит к падению экономичности (кривая 3) вследствие увеличения гидравлических потерь на трение по длине межлопастных каналов рабочего колеса 6 при сохранении стабильной формы напорной характеристики ступени насоса (кривая 4). При значении угла 2 более 25° нарушается стабильность формы напорной характеристики (кривая 5) на режимах малых подач из-за возникновения интенсивных вторичных токов в рабочем колесе 6 при сохранении высокой экономичности (кривая 6).

Полезная модель позволяет повысить экономичность многоступенчатого центробежного насоса путем уменьшения гидравлических потерь в рабочих колесах промежуточных и концевой ступеней насоса.

1. Многоступенчатый центробежный насос, содержащий входную и напорную крышки, корпус в виде пакета секций с направляющими аппаратами и установленными на валу рабочими колесами, состоящими из основного диска с втулкой и покрывающего диска с расположенными между ними лопастями, при этом в рабочих колесах промежуточных и концевой ступеней насоса геометрические размеры покрывающего диска и втулки основного диска связаны с режимными параметрами оптимальной подачи насоса и частоты вращения вала следующим соотношением:

, где

D0 - внутренний диаметр покрывающего диска, м;

dвт - диаметр втулки основного диска, м;

Qгmax - оптимальная подача насоса, соответствующая режиму максимального гидравлического коэффициента полезного действия (максимальной экономичности), м3/с;

n - частота вращения вала насоса, об/мин;

Kвх - коэффициент входа в рабочее колесо,

отличающийся тем, что в рабочих колесах промежуточных и концевой ступеней насоса отношение радиуса скругления покрывающего диска к его внутреннему диаметру R n/D0 выполнено в интервале от 0,07 до 0,17, а значение коэффициента входа Kвх в рабочее колесо составляет от 4 до 6.

2. Насос по п.1, отличающийся тем, что угол установки в2 лопастей на выходе из рабочих колес промежуточных и концевой ступеней составляет от 20 до 25°.



 

Наверх