Снегоболотоход

 

Снегоболотоход (1) имеет шарнирно-сочлененную раму (2), с центральным шарниром (5). Крутящий момент от двигателя (6) через сцепление (7) передается на коробку передач (8), выходной вал которой соединен непосредственно с входным валом раздаточного редуктора (9). Главные передачи (10, 11) переднего (12) и заднего (13) мостов соединены карданным валом (14) и карданной передачей (15) с раздаточным редуктором. Полуоси мостов снабжены звездочками (16, 17), а оси колес - звездочками (18, 19), соединенными соответствующими цепными передачами (20, 21). На заднем мосту (12) установлен дисковый тормоз (22), а на переднем - тормоз (23). Балансиры (24) установлены шарнирно на балках мостов. Рулевое управление снабжено гидроусилителем с клапаном управления (25), установленным на поворотном кронштейне (26) шарнира (5), и маятниковым рычагом (27). Управление обеспечивается рулевым гидроцилиндром (28) с помощью двух продольных тяг (29, 30). Движитель представляет собой колеса 34 с шинами низкого давления. Полезная модель повышает надежность снегоболотохода при сохранении вездеходных свойств машины. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно к транспортным средствам высокой проходимости, в частности снегоболотоходам, которые могут быть использованы для перевозки людей, грузов, технологического оборудования в условиях бездорожья, по снежной целине без повреждения снежно-ледяного покрова, по сыпучему песку, а также в тундре без повреждения растительного покрова.

Известен вездеход с движителем на пневматических шинах, включающий кабину, раму с хребтовой балкой, кузов, вал главной передачи, бортовые продольные балансиры, несущие оси колес и шарнирно соединенные с цапфой рамы, цепную передачу для привода колес от главной передачи, быстроразъемное соединение с дополнительным колесным модулем, имеющим по крайней мере одну пару неприводных колес, закрепленных на продольных балансирах, и хребтовую балку, имеющую возможность жесткого соединения с балкой вездехода, при этом поперечная ось балансиров модуля шарнирно связана с хребтовой балкой и соединена с рамой вездехода посредством крестообразно расположенных растяжек (полезная модель RU 582, МПК: B62D 63/02, опубл. 16.07.1995 г.). Известное устройство позволяет расширить эксплуатационные возможности вездехода за счет использования дополнительного модуля. Однако, оно является достаточно сложным из-за наличия хребтовых балок вездехода и модуля, растяжек, расположенных крестообразно для соединения модуля с вездеходом. Кроме того, не решается основная задача обеспечения высокой проходимости, т.к. из-за наличия жесткой рамы вездехода не обеспечивается достаточная приспосабливаемость к рельефу.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому решению является снегоболотоход, содержащий шарнирно-сочлененную раму, кабину, кузов, движитель, представляющий собой колеса с шинами низкого давления, двигатель и трансмиссию, включающую сцепление, коробку передач, раздаточный редуктор, главные передачи переднего и заднего мостов, соединенные карданными валами с раздаточным редуктором, шарнирно установленные на полуосях бортовые продольные балансиры и приводные ролики, осуществляющие передачу крутящего момента на колеса, тормоз заднего моста и рулевое управление (Снегоболотоход «Странник», Руководство по эксплуатации СБС-001.00.00.000-РЭ, Ярославль, 2006 г., стр.1-7). Известный снегоболотоход обеспечивает высокие характеристики проходимости за счет использования шарнирно-сочлененной рамы и движителя с шинами, способными работать при низких внутренних давлениях. В отличие от обычных шин, деформирующих грунт, шина низкого давления деформируется сама, адаптируясь к грунту и обтекая рельеф, что обеспечивает хорошее сцепление с грунтом и, соответственно, высокую проходимость. На слабонесущих грунтах шины низкого давления оставляют незначительную колею, что обеспечивает сохранность растительности на почве.

Однако, в известном устройстве, приводные ролики, передающие крутящий момент на колеса трением, находятся при перемещении снегоболотохода в зоне загрязнения. В результате нарушаются сцепные качества передачи. Кроме того, различные грунты требуют разного давления в колесах. Например, на твердых грунтах, чтобы осуществить качественную передачу крутящего момента, колеса приходится дополнительно подкачивать. В результате установки продольных балансиров на полуосях, последние работают в тяжелом режиме, т.к. воспринимают изгибающую нагрузку от балансиров. Известный болотоход имеет один тормоз, установленный на переднем мосту. Перечисленные недостатки снижают надежность и вездеходные свойства устройства.

Предлагаемая полезная модель решает задачи повышения надежности при сохранении вездеходных свойств снегоболотохода.

Для достижения указанного технического результата предлагается снегоболотоход, который, как и наиболее близкий к нему известный снегоболотоход «Странник», содержит шарнирно-сочлененную раму, кабину, кузов, движитель, представляющий собой колеса с шинами низкого давления, двигатель и трансмиссию, включающую сцепление, коробку передач, раздаточный редуктор, главные передачи переднего и заднего мостов, соединенные карданными валами с раздаточным редуктором, бортовые продольные балансиры, тормоз заднего моста, рулевое управление.

В отличие от известного решения полуоси мостов и оси колес предлагаемого снегоболотохода снабжены звездочками, соединенными цепными передачами, передний мост снабжен дополнительным тормозом, выходной вал коробки передач соединен непосредственно с входным валом раздаточной коробки, а бортовые продольные балансиры установлены шарнирно на балках переднего и заднего мостов. Частным существенным отличительным признаком заявляемого решения является то, что рулевое управление снабжено гидроусилителем с клапаном управления и маятниковым рычагом, обеспечивающим управление посредством двух продольных тяг.

Сущность полезной модели поясняется чертежами: на фиг.1 изображен снегоболотоход, вид сбоку; на фиг.2 - вид сверху на снегоболотоход с кинематической схемой силовой установки; на фиг.3 - вид сзади на снегоболотоход; на фиг.4 - сечение А-А на фиг.2.

Снегоболотоход 1 имеет шарнирно-сочлененную раму 2, кабину 3, кузов 4. Передняя и задняя части рамы соединены шарниром 5, имеющим две степени свободы. Силовая установка приводится в действие с помощью двигателя 6, соединенного через сцепление 7 с коробкой передач 8. Выходной вал коробки передач соединен непосредственно с входным валом раздаточного редуктора 9. Главные передачи 10 и 11 переднего 12 и заднего 13 мостов соединены карданным валом 14 и карданной передачей 15 с раздаточным редуктором 9. Полуоси мостов снабжены звездочками 16 и 17, а оси колес - звездочками 18 и 19, соединенными соответствующими цепными передачами 20 и 21. На заднем мосту 13 установлен дисковый тормоз 22. Передний мост снабжен дополнительным дисковым тормозом 23 со встроенным стояночным тормозом. Установка двух тормозных механизмов на валы каждого из ведущих мостов дает возможность исключить вакуумный усилитель тормозов без ухудшения эффективности торможения. Бортовые продольные балансиры 24 установлены шарнирно на балках переднего и заднего мостов. Рулевое управление снабжено гидроусилителем с клапаном управления 25, установленным на поворотном кронштейне 26 шарнира 5, а также маятниковым рычагом 27. Управление обеспечивается рулевым гидроцилиндром 28 с помощью двух продольных тяг 29 и 30, соединенных соответственно через сошку 31 и редуктор 32 с рулевым колесом 33, и через клапан управления 25 - с поворотным кронштейном 26. Движитель представляет собой колеса 34 с шинами низкого давления.

Устройство работает следующим образом. Передача крутящего момента от двигателя 6 к коробке передач 8 осуществляется через сцепление 7. Крутящий момент с коробки передач передается на раздаточный редуктор и далее посредством карданных валов на главные передачи 10 и 11 переднего 12 и заднего 13 мостов, и с помощью цепных передач 20 и 21 - на колеса 34 движителя. При этом за счет того, что балансиры 24 установлены на балках мостов, полуоси разгружены от изгибающих нагрузок и передают только крутящий момент на колеса 34. Наличие цепных передач 20 и 21 по сравнению с прототипом обеспечивает надежную передачу крутящего момента от главных передач 10, 11 колесам 34 при сохранении вездеходных свойств машины. Использование дополнительного тормозного механизма на переднем мосту также повышает надежность работы снегоболотохода. За счет наличия в приводе рулевого управления маятникового рычага 27 вместо одной длинной тяги у прототипа (она обладает низкой устойчивостью при работе на сжатие) применены две короткие тяги 29 и 30, что обеспечивает надежность рулевого управления снегоболотоходом.

1. Снегоболотоход, содержащий шарнирно-сочлененную раму, кабину, кузов, движитель, представляющий собой колеса с шинами низкого давления, двигатель и трансмиссию, включающую сцепление, коробку передач, раздаточный редуктор, главные передачи переднего и заднего мостов, соединенные карданными валами с раздаточным редуктором, бортовые продольные балансиры, тормоз заднего моста, рулевое управление, отличающийся тем, что полуоси мостов и оси колес снабжены звездочками, соединенными цепными передачами, передний мост снабжен дополнительным тормозом, выходной вал коробки передач соединен непосредственно с входным валом раздаточного редуктора, а бортовые продольные балансиры установлены шарнирно на балках переднего и заднего мостов.

2. Снегоболотоход по п.1, отличающийся тем, что рулевое управление снабжено гидроусилителем с клапаном управления и маятниковым рычагом, обеспечивающим управление посредством двух продольных тяг.



 

Похожие патенты:
Наверх