Информационная карта для занятий по стимулированию развития голосовой активности ребенка

 

Полезная модель относится к педиатрии и касается приемов и средств для занятий по стимулированию развитию голосовой активности детей грудного возраста. Информационная карта содержит носитель информации, разделенный на три зоны, в каждой из которых размещено информационное поле, на котором размещен дидактический материал. Каждая зона носителя информации снабжена легкосъемным накладным элементом и средством фиксации легкосъемного накладного элемента на лицевой поверхности носителя информации типа "липучки". На накладном информационном элементе размещено информационное поле соответствующее этой зоне. Дидактический материал размещен на информационных полях в порядке использования его на занятии. В первом информационном поле размещена информация о звуковых характеристиках звука и/или звукосочетания, произнесенного ребенком; причем указанная информация записана в виде транскрипции звука и/или звукосочетания произнесенного ребенком. На втором информационном поле, размещено изображение физического объекта, ассоциирующегося с транскрипцией, записанной в первом информационном поле. На третьем информационном поле размещена текстовая или символьная информация, соответствующая физическому объекту, размещенному во втором информационном поле. Результатом применения полезной модели является ускоренное речевое развитие детей грудного и ускоренное формирование у ребенка основ для речевого общения с другими детьми и взрослыми.

1 н.п.; 8 з.п.; 2 илл.

Полезная модель относится к педиатрии и касается приемов и средств для занятий по развитию детей грудного возраста, преимущественно для развития голосовой активности ребенка, чтобы стимулировать ускоренное развитие голосовой активности ребенка для общения с окружающими.

Технический уровень

Обучение правильному произношению слов и звуков является актуальной проблемой при работе с детьми дошкольного возраста и особенно при работе с детьми грудного возраста, так как от этого во многом зависит дальнейшее развитие ребенка.

Известна информационная многофункциональная карта для обучения, содержащая бумажный носитель, на котором выделены информационные поля, каждое из которых содержит свою информацию, относящуюся к теме занятия (см. патент РФ на полезную модель 23512 по кл. G09B 1/00 от 20.06.2002). Данное учебное устройство можно использовать для занятий с детьми, уже освоившими навыки вербального общения.

Известно учебное устройство, состоящее из листов, на поверхностях которых нанесены символьная информация и рисунки, в том числе рисунки в виде цветных пятен или штрихов. Листы накладываются друг на друга. Верхний лист выполнен прозрачным. Дополнительно устройство может иметь цветной прозрачный лист (см. патент РФ на полезную модель 5041 по кл. G09B 1/00 от 16.09.1997). Данное учебное устройство можно использовать для занятий с детьми, уже освоившими навыки вербального общения.

Известно устройство для обучения детей, содержащее набор карточек, каждая карточка имеет первое информационное поле с дидактическим материалом, размещенное на цветном накладном информационном элементе в верхней части карточки, и дополнительные информационные поля с

Приложение

дидактическим материалом в нижней части карточки (см. патент РФ на полезную модель 76488 по кл. G09B 1/00 от 08.08.2007). Данное учебное устройство можно использовать для занятий с детьми, уже освоившими навыки вербального общения.

Все известные решения предназначены для занятий с детьми, которые уже овладели навыками вербального общения и с ними достаточно легко общаться.

В тоже время не существует учебных устройств, в том числе информационных карт, для проведения занятий по стимулированию развития голосовой активности ребенка в грудном возрасте, когда у ребенка нет навыков вербального общения. Однако для активного развития у ребенка навыков вербального общения требуется стимулировать голосовую активность ребенка с самого раннего возраста, как только он сам начинает проявлять голосовую активность.

Раскрытие полезной модели

Задачей настоящей полезной модели является разработка информационной карты для занятий по стимулированию развития голосовой активности ребенка, что даст возможность активно воздействовать на процесс развития речи у ребенка грудного возраста, начиная с периода формирования речи у ребенка, стимулируя активное участие ребенка в вербальном общении, чтобы способствовать раннему речевому развитию ребенка и исключить или значительно уменьшить задержки речевого развития ребенка.

Техническим результатом полезной модели является возможность размещения информационной карты в любое положение, удобное для работы. Кроме того, использование легкосъемного накладного элемента из ватмана или картона позволяет легко занести на информационное поле любую информацию для занятия и исправить занесенную информацию, так для этого будет достаточно письменных принадлежностей.

Указанный технический результат достигается тем, что информационная карта для занятий по стимулированию развития голосовой активности ребенка содержит носитель информации, разделенный, по меньшей мере, на три зоны, в каждой из которых размещено соответствующее информационное поле, на котором размещен дидактический материал для отдельного занятия, при этом каждая зона носителя информации снабжена легкосъемным накладным элементом и средством фиксации легкосъемного накладного элемента на лицевой поверхности носителя информации типа "липучка". Носитель информации и накладной элемент выполнены из плотной бумаги, типа ватман или картон, средство фиксации типа "липучка" включает два элемента, один из которых закреплен посредством клеевого соединения в зоне на носителе информации, а ответный элемент закреплен посредством клеевого соединения на тыльной поверхности накладного элемента, при этом на накладном информационном элементе размещено информационное поле соответствующее этой зоне, причем дидактический материал размещен на информационных полях в порядке использования его на занятии.

Предпочтительно, что в первом информационном поле размещена информация о звуковых характеристиках звука и/или звукосочетания, произнесенного ребенком, причем указанная информация записана в виде транскрипции звука и/или звукосочетания произнесенного ребенком, на втором информационном поле, размещено изображение физического объекта, ассоциирующегося с транскрипцией, записанной в первом информационном поле, и на третьем информационном поле размещена текстовая или символьная информация, соответствующая звуку, записанному в первом информационном поле.

Кроме того, в третьем информационном поле информационной карты размещен нотный стан и нота, соответствующая транскрипции звука и/или звукосочетания в первом информационном поле. При этом, по крайней мере, одна сторона информационной карты выполнена окрашенной, при этом каждой ноте соответствует свой цвет.

Предлагаемая информационная карта содержит всю информацию, необходимую для проведения с ребенком грудного возраста занятий по стимулированию развития голосовой активности ребенка, так как записанная в первом информационном поле транскрипция звука произнесенного ребенком, дает возможность начать занятие с воспроизведения этого звука (записанного в виде транскрипции в первом информационном поле) и тем самым привлечь внимание ребенка, поскольку, как обнаружил автор, ребенок грудного возраста наиболее активно реагирует на посторонний звук, похожий или совпадающий с звуками, которые он произносит сам. Для каждого звука можно сформировать свою информационную карту и подобрать комплект информационных карт для каждого занятия с ребенком.

Другие информационные поля помогают правильно вести занятие, чтобы стимулировать у ребенка правильное произношение звуков и стимулировать ребенка к произнесению новых звуков, близких по звучанию с ранее произнесенными звуками.

Информационные карты можно использовать для анализа голосовой активности ребенка, что дает возможность отслеживать развитие речи ребенка и выявлять появление в его звуковом запасе новых звуков и звукосочетаний.

Использование для стимулирования голосовой активности ребенка нот, стимулирует развитие правильного произношения ребенком гласных звуков и прививает ребенку навыки пения, как элемента голосовой культуры. Использование в этом случае информационных карт с нотной записью, дает возможность наиболее эффективно проводить занятия со стимулированием повышенной голосовой активности ребенка.

Использование цветных информационных карт дает возможность организовать интерактивное взаимодействие обучающего с ребенком, что способствует более быстрому развитию у ребенка навыков пения и стимулирует быстрое развитие голосовой активности ребенка в целом.

Аналогичный результат достигается при использовании информационных карт с рисунками.

Результатом применения предлагаемой полезной модели является ускоренное речевое развитие детей грудного и ускоренное формирование у ребенка основ для речевого общения с другими детьми и взрослыми.

Краткое описание чертежей

Представленные чертежи предназначены для лучшего понимания полезной модели специалистами, иллюстрируют примеры осуществления полезной модели и не ограничивают объема полезной модели.

На фиг.1 показана общая компоновка информационной карты, а на фиг.2 показано сечение А-А на фиг.1 (на фиг.2 толщина элементов информационной карты показана в увеличенном масштабе).

Примеры осуществления полезной модели

Информационная карта представляет собой носитель информации в виде карточки 1, например, из плотной бумаги типа ватман или картон, на которой имеются три зоны 2, 3 и 4. Размеры зон устанавливаются применительно к конкретной ситуации. Каждая зона носителя информации снабжена легкосъемным накладным элементом, соответственно элементы 5, 6 и 7 на фиг.1, и средством фиксации накладного элемента на лицевой поверхности 8 карточки 1 носителя информации. Средство фиксации каждого накладного элемента представляет собой «липучку», состоящую из двух элементов 9 и 10. Один элемент 9 «липучки», например, ворсистая часть, приклеен к лицевой поверхности 8 карточки 1. Второй элемент 10 «липучки», например, часть, содержащая крючки, приклеен к тыльной поверхности 11 накладного элемента 5. Данное размещение ворсистой и крючковой частей липучки не является обязательным и возможно крепление ворсистой части липучки на тыльной поверхности накладного элемента 5, а крючковой части липучки на лицевой поверхности карточки 1 носителя информации. Для фиксации накладного элемента 5 на лицевой поверхности карточки 1 носителя информации можно использовать по одному элементу 9 и 10 фиксации, как это показано на фиг.1, но можно использовать любое количество элементов 9 и 10 для фиксации накладного элемента 5 (6, 7) и размещать эти элементы не только в верхней части соответствующей зоны но и в любой другой части соответствующей зоны (нижней, средней, правой или левой).

Носитель информации может быть выполнен в виде прямоугольника, как показано на фиг.1, или в виде иной геометрической фигуры, трапеции, ромба, квадрата, треугольника, овала, и т.п.

Также носитель информации может быть выполнен из плотной ткани или из пластика, например из полиэтилена высокого давления или из любого другого пластика, разрешенного для производства товаров для детей грудного возраста.

В каждой зоне 2, 3 и 4 имеется соответствующее информационное поле 12, 13 и 14, на котором размещен дидактический материал для отдельного занятия по стимулированию развития голосовой активности ребенка. Информационные поля 12, 13 и 14 располагаются на соответствующем накладном элементе 5, 6 или 7, принадлежащем этой зоне.

Дидактический материал, размещенный на информационных полях 12-14, соответствует теме предполагаемого занятия и размещается на информационных полях в порядке использования его на занятии.

На фиг.1 в качестве примера показана информационная карта для развития произношения ребенком гласных звуков. В этом случае при обработке аудио записи произнесенного ребенком звука в первом информационном поле (поле 12) записывают транскрипцию произнесенного звука (в рассматриваемом примере произнесенному ребенком звуку соответствует транскрипция «И»), во втором информационном поле (поле 13) записывается изображение физического объекта, ассоциирующегося с транскрипцией в первом информационном поле 12 (в рассматриваемом примере «дудочка»), в третьем информационном поле (поле 14) записывается нотный стан и соответствующая этому звуку нота (в рассматриваемом примере нота «ми»). Количество информационных карт с нотами может быть любым, но предпочтительно, чтобы они включали все семь нот. Обратная сторона такой информационной карты может быть окрашена в определенный цвет, индивидуальный для каждой ноты. Окрашивать можно лицевую сторону или обе стороны информационной карты с записанными на них нотами.

В другом примере в первом информационном поле записывается транскрипция произнесенного ребенком звука «АВ», во втором информационном поле записывается (рисуется) стилизованное изображение собачки, и в третьем записывается текстовая информация АВ (в рассматриваемом случае для ребенка раннего дошкольного возраста текстовая информация совпадает с транскрипцией, чтобы использовать интерактивный режим при занятиях с ребенком). В более позднем возрасте записывается слово СОБАКА. При этом не надо заменять всю карточку. Достаточно заменить легкосъемный накладной элемент 14 в третьей зоне 4.

Предлагаемая информационная карта была проверена на группе детей грудного возраста, с которой занимались по развитию их голосовой активности, начиная с 1,5 месяцев, с циклом занятий длительностью от пяти до шести месяцев.

По окончании цикла систематических занятий длительность 5-6 месяцев голосовая активность детей в возрасте 6,5-7,5 месяцев оценивалась по количеству зарегистрированных реакций у ребенка на воспроизведение звуков записанных в фонотеке (по количеству звуков произносимых ребенком в пересчете на 10 воспроизведенных звуков), и по суммарному количеству слогов, произносимых ребенком.

Результаты оценки голосовой и речевой активности детей, с которыми проводились занятия в соответствии с предлагаемым способом стимулирования голосовой и речевой активности ребенка, и детей из контрольной группы приведены в таблице 1

Таблица 1.
Задание Количество зарегистрированных реакций
Экспериментальная группа Контрольная группа
ГлебДаша ДенисВика
1 (слоги)7 62 3
2 (слоги)6 73 2
3 (ноты)5 60 1
4(слоги)7 74 3
5(слоги)8 72 3
Среднее количество зарегистрированных реакций 6,6 2,3
Количество произносимых звуков (звукосочетаний, слогов) 3235 1618
Среднее число 33,5 17

Характерно, что в экспериментальной группе произносимые каждым ребенком звуки отличаются большим разнообразием, что, по видимому, связано с индивидуальными особенностями родителей ребенка.

Это видно из сопоставления фонетического запаса Глеба

АВ, Б, БЕ, БА, БАБА, ВЯ, ВА, Г, ГИ, ГЫ, ГА, Д, ДУ, ДУДИ, ДЯ, КЫ, КУ, КА, М, МА, МЯ, НИ, НЕ, НА, П, ПУ, Т, ТУ, ТИ, У, Ф, ХА;

с фонетическим запасом Даши

АВ, БИ, БУ, БЫ, В, БВ, Г, ГА, ГЫ, ГАМ, Д, ДА, ДИ, ДИ-ДИ, ДЯ, КХ, КА, КОТЬ, М, МА, МУ, МЯ, НА-НА, П, ПЫ, ПА, ТИ, ТЯ, УТЬ, Ф, ФИТЬ, ХИ, ХА, Ш, ФЫШ.

1. Информационная карта для занятий по стимулированию развития голосовой активности ребенка, содержащая носитель информации, разделенный, по меньшей мере, на три зоны, в каждой из которых размещено соответствующее информационное поле, на котором размещен дидактический материал для отдельного занятия, при этом каждая зона носителя информации снабжена легкосъемным накладным элементом и средством фиксации легкосъемного накладного элемента на лицевой поверхности носителя информации типа "липучка", отличающаяся тем, что носитель информации и накладной элемент выполнены из плотной бумаги, типа ватман или картон, средство фиксации типа "липучка" включает два элемента, один из которых закреплен посредством клеевого соединения в зоне на носителе информации, а ответный элемент закреплен посредством клеевого соединения на тыльной поверхности накладного элемента, при этом на накладном информационном элементе размещено информационное поле, соответствующее этой зоне, причем дидактический материал размещен на информационных полях в порядке использования его на занятии.

2. Информационная карта по п.1, отличающаяся тем, что в первом информационном поле размещена информация о звуковых характеристиках звука и/или звукосочетания, произнесенного ребенком, причем указанная информация записана в виде транскрипции звука и/или звукосочетания, произнесенного ребенком, на втором информационном поле размещено изображение физического объекта, ассоциирующегося с транскрипцией, записанной в первом информационном поле, и на третьем информационном поле размещена текстовая или символьная информация, соответствующая звуку, записанному в первом информационном поле.

3. Информационная карта по п.2, отличающаяся тем, что в третьем информационном поле информационной карты размещен нотный стан и нота, соответствующая транскрипции звука и/или звукосочетания в первом информационном поле, при этом, по крайней мере, одна сторона информационной карты выполнена окрашенной, при этом каждой ноте соответствует свой цвет.



 

Наверх