Компенсатор

 

Полезная модель относится к машиностроению и используется в различных механизмах, при эксплуатации трубопроводов для компенсации сдвиго-поворотных перемещений элементов трубопроводов, а также в различных механизмах, например в системе выпуска отработанных газов ДВС для компенсации скручивающих моментов, угловых перемещений, вибраций и температурных колебаний. Задачей данного технического решения является обеспечение компенсации скручивающих моментов при сохранении герметичности компенсатора, и как следствие-долговечность. Задача решается за счет того, что по меньшей мере 2 сильфона соединены между собой телескопически с помощью нахлесточного участка с выполненными на нем, по меньшей мере 2-мя неразрывными кольцевыми гофрами, с выбранными из оптимального соотношения радиуса R гофра к высоте гофра Н.

Кроме того, на сильфонах сформированы фиксирующие упорные фланцы. Соединения сильфонов компенсатора, имеющих профиль, повторяющий профиль упорного фланца, выполнены из агрессивно-стойкого материала.

1 с П. Ф-лы. 2 з.П. Ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к машиностроению и используется в различных механизмах, при эксплуатации трубопроводов для компенсации сдвиго-поворотных перемещений элементов трубопроводов, а также в различных механизмах, например в системе выпуска отработанных газов ДВС для компенсации скручивающих моментов, угловых перемещений, вибраций и температурных колебаний.

Известен Компенсатор SU 1820146 МПК F16L 51/03, содержащий две винтообразные гофрированные оболочки с разнонаправленными углами наклона винтовой линии, два патрубка с кольцами и кожух. На кожухе и патрубках выполнены зиги, а гофрированные оболочки закреплены обращенными друг к другу концами на зигах кожуха, а противоположными концами - на зигах патрубков.

Известен Сильфон (заявка 2002101394/06 от 2002 г), содержащий корпус, выполненный из узких гофр и по меньшей мере, двух широких гофр, стенки которых сопряжены между собой выпуклыми и вогнутыми поверхностями. В продольном сечении корпуса представляющие собой дуги окружности. Отношение радиуса выпуклой поверхности широкого гофра к радиусу выпуклой поверхности узкой гофры составляет от 2,6 до 5,0, при этом высота Н широкого гофра меньше радиуса R.

Известен Компенсатор (RU 2227859 от 11.04.2002) (Прототип), содержащий сильфон(ы) с концевыми фланцами и тяги, в виде плоских направляющих, расположенных вдоль оси сильфона(ов) и жестко закрепленных одними концами на концевых фланцах, отличающийся тем, что установлены две пары упругих плоских направляющих в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, а между сильфоном(ами) и плоскими направляющими дополнительно введен жесткий соединительный элемент в виде катушки, к кольцам которой жестко попарно закреплены другие концы плоских направляющих.

Недостатками данных технических решений является то, что винтообразные сильфонные компенсаторы имеют ограниченный срок службы из-за возникновения скручивающих усилий.

Задачей данного технического решения является обеспечение компенсации скручивающих моментов при сохранении герметичности компенсатора и как следствие-повышение долговечности.

Задача решается за счет того, что компенсатор содержит по меньшей мере 2 сильфона; правый и левый из узких гофр, соединенные между собой телескопически с помощью нахлесточного участка с выполненными на нем, по меньшей мере 2-мя неразрывными кольцевыми (широкими) гофрами, выбранными с оптимальным соотношением внутреннего радиуса кольцевых гофр к высоте R=(1,2-1,5)H. На торцах компенсатора сформированы фиксирующие упорные фланцы. Выступающие участки сильфонов отбортованы по эквидистантным поверхностям, повторяющим профиль упорных фланцев и выполнены из агрессивно стойкого материала. Кроме того; на сильфонах выполнены зиги, фиксирующие упорные фланцы от осевых перемещений, высота r которых равна толщине фланцев h.

На Фиг.1 представлен заявляемый компенсатор, состоящий из правого сильфона 1, левого сильфона 2, механически связанных между собой нахлесточным участком 4, на котором выполнены кольцевые гофры с внутренним радиусом - R и высотой гофра H. Выступающие участки сильфонов - 1, 2 отбортованы по поверхностям 5, эквидистантным поверхностям упорных фланцев 3. Отбортованная поверхность служит прокладкой, обеспечивая герметизацию и предотвращая непосредственный контакт упорных фланцев с рабочей (агрессивной) средой. На сильфонах сформированы зиги 6, высота которых равна толщине упорного фланца 3.

Технический результат - повышение срока службы компенсатора решается за счет выполнения нахлесточного участка с двумя кольцевыми гофрами с экспериментально подобранным отношением внутреннего радиуса R к высоте гофра H. Узкие гофры, расположенные слева и справа нахлесточного участка работают с симметричным распределением нагрузки и с одинаковой величиной хода независимо от других геометрических размеров гофр, обеспечивая компенсацию скручивающих моментов. На сильфонах выполнены зиги, фиксирующие упорные фланцы от осевых перемещений, высота г которых равна толщине фланцев h.

фланцев h. Кроме того большую роль в снижении срока службы играет влияние рабочей (агрессивной) среды на упорные фланцы, которые в данном случае защищаются отбортованной поверхностью, предотвращая контакт с рабочей средой а следовательно от преждевременного выхода из строя компенсатора.

Работа компенсатора

После установки компенсатора в систему газопровода в случае возникновения усилий в осевом направлении происходит растяжение (сжатие) правого и левого сильфонов. При поперечном или угловом смещении происходит изгиб сильфонов. При возникновении скручивающих нагрузок происходит поворот сильфона правого относительно сильфона левого по месту нахлесточного участка, при этом, кольцевые гофры не препятствуют скручиванию, а обеспечивают осевую фиксацию сильфонов и герметичность соединения Амплитуда радиальных и осевых вибраций компенсатора ограничивается величиной зазора между гофрами.

Промышленная применимость

Проведены испытания предлагаемой полезной модели и установлены оптимальные условия эксплуатации компенсатора:

- температура окружающей среды от - 40°-50°С,

- температура рабочей среды - 220° - до 850°С,

- поперечное смещение оси - не более 10 мм,

- скручивание относительно оси до 360°

- изгиб продольной оси - в пределах 10°.

Серийное производство предполагается в 3 квартале 2011 г. Заявленный компенсатор может использоваться для любых сред и параметров. При этом наибольший эффект будет достигнут при использовании в выхлопных системах ДВС. (в системе отработанных газов).

1. Компенсатор, содержащий сильфоны с фланцами, отличающийся тем, что он выполнен по меньшей мере из 2-х сильфонов, состоящих из узких гофр, расположенных справа и слева нахлесточного участка, представляющего собой по меньшей мере два кольцевых широких гофра, причем на торцах компенсатора выступающие участки сильфонов отбортованы по поверхностям, эквидистантным поверхностям упорных фланцев, а на сильфонах выполнены зиги, фиксирующие упорные фланцы от осевых перемещений, высота r которых равна толщине упорных фланцев h.

2. Компенсатор по п.1, отличающийся тем, что отношение внутреннего радиуса кольцевых гофр к высоте должно быть R=(1,2-1,5)H.

3. Компенсатор по п.1, отличающийся тем, что выступающие участки сильфонов выполнены из агрессивно-стойкого материала.



 

Наверх