Водосвятный сосуд

 

Использование: для освящения воды непосредственно в церкви. Сущность: водосвятный сосуд содержит чашу, размещенную в ложе, форма которой подобна форме чаши, и снабженную крышкой, подставку, выполненную в виде колонны, основание, выполненное с возможностью размещения на нем малой чаши. В промежутке между чашей и ложем размещены амортизирующие и фиксирующие элементы, а основание выполнено с выступом для установки на нем малой чаши. Преимущества: повышенная устойчивость сосуда и расширение технологических возможностей декорирования при его изготовлении. 1 н.п. ф-лы, 1 фиг.

Полезная модель относится к принадлежностям для религиозных обрядов и может быть использована для освящения воды (водосвятия) непосредственно в церкви.

Обряд омовения (очищения) с давних времен является частью многих религиозных церемоний. Омыть свою душу покаянием, крестившись в водах реки Иордан, призывал пророк Иоанн Предтеча. Когда к нему пришел Иисус Христос и принял крещение в Иордане, стихия воды, согласно христианскому учению, освятилась и стала источником освящения для человека. Отсюда берет свое начало христианская традиция освящать воду в церкви. Когда священник с молитвой погружает троекратно в воду крест - воду освящает благодать Святого Духа. Считается, что такая вода получает благодатную силу освящать, исцелять, защищать и охранять от зла.

Воду в настоящее время можно освящать в сосудах из нержавеющей стали или медных, в оцинкованных или эмалированных ведрах, пластмассовых и любых других емкостях. При этом водосвятный сосуд, как и крест, который священник во время водосвятия погружает в воду, не обязательно изготовлен из серебра. Серебряные чаши и кресты сохранились лишь в некоторых храмах.

Известен водосвятный сосуд, содержащий большую чашу на низкой подставке с круглым основанием [Практический справочник по православию. - М.: Русское энциклопедическое товарищество; ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. - стр.597].

В таком сосуде чаша имеет низкую устойчивость, а сам сосуд имеет невысокие декоративные свойства из-за упрощенной технологии изготовления.

Известен водосвятый сосуд, содержащий чашу, установленную на подставке с онованием, при этом подставка выполнена в виде колонны, чаша снабжена крышкой, причем совокупный контур чаши и крышки образует абрис Пасхального яйца [URT:http//www.sofrino.ru, размещено 17.03.2008].

Этот сосуд является неудобным в процессе его эксплуатации и имеет невысокие декоративные свойства из-за упрощенной технологии изготовления.

Известен водосвятый сосуд, взятый за прототип, содержащий чашу, установленную на подставке с основанием, при этом чаша размещена в ложе, форма которого подобна форме чаши, и снабжена крышкой, подставка выполнена в виде колонны, а основание выполнено с возможностью размещения на нем малой чаши, причем тело ложи, подставки и основания выполнены из мрамора, наружная поверхность которого облицована ювелирным и/или ювелирно-поделочным камнем, а совокупный контур чаши и крышки образует абрис Пасхального яйца [Заявка на изобретение РФ 2009143517/12(061912)].

Этот сосуд требует в процессе изготовления чаши и ложа высокой точности сопряжения поверхностей для обеспечения устойчивости сосуда.

Задача, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, заключается в повышении устойчивости водосвятного сосуда и расширении технологических возможностей его декорировании при изготовлении.

Эта задача решается тем, что в водосвятном сосуде, содержащем чашу, установленную на подставке с основанием, чаша размещена в ложе, форма которого подобна форме чаши, и снабжена крышкой, подставка выполнена в виде колонны, а основание выполнено с возможностью размещения на нем малой чаши, в промежутке между чашей и ложем размещены амортизирующие и фиксирующие элементы, а основание выполнено с выступом для установки на нем малой чаши.

Размещение в промежутке между чашей и ложем амортизирующих и фиксирующих элементов предохраняет чашу от смещений и поворотов относительно ложа, что в целом повышает устойчивость водосвятого сосуда.

Выполнение основания с выступом для установки на нем малой чаши обеспечивает сбор капель святой воды при ее наборе из крана или при неплотном закрытии крана. Сам же выступ придает дополнительную устойчивость водосвятому сосуду.

Полезная модель иллюстрируется чертежом, на котором изображен водосвятный сосуд, вид сбоку.

Водосвятный сосуд содержит ложе 1, подставку 2 в виде колонны, основание 3, крышку 4, чашу 5, снабженную краном 6, малую чашу 7, установленную на основании таким образом, чтобы центр ее был расположен по оси сливного патрубка крана.

Совокупный контур чаши и крышки образует абрис Пасхального яйца, что позволяет максимально приблизить внешний вид сосуда к традиционным канонам христианской символики.

Размещение чаши в ложе, форма которого подобна форме чаши, обеспечивает опору для фиксации чаши в стабильном пространственном положении и позволяет уменьшить расход металла на изготовление чаши при сохранении той же механической прочности.

Тела ложа 1, подставки 2 и основания 3 выполнены из мрамора, наружную поверхность которого облицовывают предпочтительно ювелирным и/или ювелирно-отделочным камнем в виде плиток толщиной 4 мм в технике русской мозаики с индивидуальным подбором рисунка камня, что позволяет получать неповторимый природный сюжет.

В качестве камня можно использовать изумруд, рубин, малахит, родонит, лазурит и др.

Выполнение тел ложа, подставки и основания из мрамора, позволяет в процессе их изготовления и декорирования использовать его такие физико-химические свойства, как низкую теплопроводность, механическую прочность для создания постоянного температурного режима святой воды, исключения деформации сосуда со святой водой, повышения устойчивости всей конструкции в целом.

В промежутке между чашей 5 и ложем 1 размещены амортизирующие и фиксирующие элементы (на фиг. не показаны), которые могут быть выполнены в виде прокладок самой разной конфигурации и из материалов, обладающих сойствми амортизации и фиксации (например резина, пластики и т.п.). Эти элементы могут быть образованы также путем нанесения пены, аналогичной используемой при производстве строительно-монтажных работ.

Крышка 4, предохраняющая содержимое чаши от попадания пыли и т.д., может быть выполнена, например, из серебра, палладия и др. металла толщиной не менее 1 мм по известным технологиям (штамповка, вытяжка, прессование и т.п.). Ее должен венчать крест, выполненный из драгоценного металла. По обеим сторонам крышки предусмотрены ручки (на фиг. не показаны), которые для удобства при снятии крышки закрепляют под углом относительно края крышки.

Чашу и малую чашу выполняют предпочтительно из драгоценного металла также по известным технологиям.

Основание 3 должно иметь со стороны установки крана 6 площадку для установки малой чаши 7 для сбора капель. Для набора святой воды можно установить под краном небольшой крючок для подвешивания чаши (на фиг. не показан).

Водосвятный сосуд на основе одной и той же конструкции может быть создан в самых различных вариантах с повышенными эстетическими возможностями, обеспечиваемых за счет использования дополнительно, например:

- обрамления ложа ориентальной полосой из драгоценного металла, например в виде листьев виноградной лозы;

- установки на колонне вертикального орнамента из драгоценного металла, например, также в виде листьев виноградной лозы;

- выполнения орнамента на малой чаше из драгоценного металла, также в виде листьев виноградной лозы;

- выполнения рельефного орнамента из драгоценного металла в месте соединения с каменным (малахитовым) постаментом;

- инкрустации креста рубинами;

- инкрустации крышки у подножия креста поясом рубинов и др. драгоценных камней;

- обрамления крышки орнаментальной полосой (лентой) по ее периметру, по контакту с чашей.

Также на крышке предпочтительно размещение памятной таблички с указанием о том, с чьего благословления, чьими молитвами, чьими трудами и средствами был, воздвигнут, сей водосвятный сосуд.

Также конструкция водосвятного сосуда обеспечивает возможность использования христианских атрибутов для усиления духовно-эмоционального воздействия, например, путем размещения на крышке икон различного размера с различными сюжетами, расписанных в технике ручной полихромной горячей эмали по технологии русских мастеров конца XI - начала XX в.в. и установленных в обрамлении из серебра, покрытого золотом.

Обращение с водосвятным сосудом осуществляется следующим образом. В чашу 5 водосвятного сосуда при снятой крышке 4 заливают водопроводную или колодезную воду, после чего священник троекратно погружает в воду крест. Освященная вода затем используется для выполнения церковных служб. В остальное время чаша сосуда закрыта крышкой, но доступ к святой воде осуществляют с использованием крана 6.

Таким образом, водосвятный сосуд согласно изобретению благодаря расширению технологических возможностей в процессе изготовления и эксплуатации может быть использован функционально в храмах Русской православной Церкви в качестве Парадного сосуда для хранения святой воды.

Водосвятный сосуд, содержащий чашу, установленную на подставке с основанием, при этом чаша размещена в ложе, форма которого подобна форме чаши, и снабжена крышкой, подставка выполнена в виде колонны, а основание выполнено с возможностью размещения на нем малой чаши, отличающийся тем, что в промежутке между чашей и ложем размещены амортизирующие и фиксирующие элементы, а основание выполнено с выступом для установки на нем малой чаши.



 

Наверх