Энергосберегающий ковш

 

Заявляемая полезная модель относится к области экскавационных работ и может быть применима в строительстве и при ведении открытых горных работ.

Технический результат заявляемого конструктивного исполнения энергосберегающего ковша заключается в повышении жесткости конструктивного исполнения ковша, уменьшении сопротивления грунту при зачерпывании, плавном внедрение ковша в грунт, увеличении коэффициента наполняемости ковша.

Указанный технический результат достигается тем, что в энергосберегающем ковше, включающем плоские боковины, сопряженные сварным соединением с задней стенкой, изогнутой по криволинейному контуру, и передней кромкой, на которой крепятся зубья, согласно полезной модели режущая кромка имеет радиально изогнутое сечение с вогнутым радиальным вырезом относительно тела ковша. Ил.4.

Заявляемая полезная модель относится к области экскавационных работ и может быть применима в строительстве и при ведении открытых горных работ. Полезная модель энергосберегающего ковша основана на преобразовании конструктивного исполнения ковша экскаватора схемы «обратная лопата» любого типоразмера.

Известна стандартная конструкция ковша (Одноковшовые экскаваторы НКМЗ / Ю.Я.Вуль, Ю.Т.Калашников, А.В.Сапилов, И.М.Харахаш. М., Недра, 1978, 47-49 с.). Известный ковш представляет собой сварнолитую конструкцию и состоит из корпуса, в верхнюю часть которого вварен литой козырек из марганцевой стали, оснащенный съемными коронками. Передняя стенка ковша выполнена по радиусу для улучшения условий резания. К корпусу ковша шарнирно крепится днище.

Недостатком известной конструкции ковша является то, что у него имеется выступающая режущая кромка, негативно сказывающаяся на жесткости конструкции.

Известно так же конструктивное исполнение ковша (Справочник по техническим характеристикам и применению. KOMATSU. Издание 24. - Япония. - 2003. - 148 с.) с выступающей формой передней кромки ковша. Основными элементами являются плоские боковины с наваренными пластинчатыми элементами усиления, сопряженные сварным соединением с задней стенкой, изогнутой по криволинейному контуру и имеющей ребра жесткости, и режущей кромкой прямолинейного сечения с клиновидным выступом для фиксации на нем адаптеров со сменными коронками. Подобное решение направлено на уменьшение затрат мощности при внедрении ковша в грунт.

Недостатком является то, что клиновидный выступ вызывает увеличение внутренних напряжений и ухудшение прочностных характеристик ковша.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному устройству по совокупности признаков является конструктивное исполнение ковша гидравлического экскаватора (Беркман И.Л. и др. Универсальные одноковшовые строительные экскаваторы. Учебник для проф.-техн. училищ. М. «Высшая школа», 1977. - 112-117 с.). Ковш гидравлического экскаватора является сварной конструкцией из листового металла. Основными элементами являются плоские боковины, сопряженные сварным соединением с задней стенкой, изогнутой по криволинейному контуру, и режущей кромкой прямолинейного сечения, на которой крепятся механически или сваркой зубья или адаптерные узлы со сменными коронками.

Недостатком известного технического решения, принятого за прототип, являются неудовлетворительные характеристики надежности и жесткости. Анализ показывает, что подобный недостаток связан с возникновение нежелательных концентраторов напряжений в характерных местах соединения свариваемых элементов конструкции ковша.

Задачей предлагаемого конструктивного исполнения является увеличение жесткости и надежности ковша, а так же уменьшение затрат мощности на внедрение ковша в грунт при ведении экскавационных работ.

Технический результат заявляемого конструктивного исполнения энергосберегающего ковша заключается в повышении жесткости конструктивного исполнения ковша, уменьшении сопротивления грунту при зачерпывании, плавном внедрение ковша в грунт, увеличении коэффициента наполняемости ковша.

Указанный технический результат достигается тем, что в энергосберегающем ковше, включающем плоские боковины, сопряженные сварным соединением с задней стенкой, изогнутой по криволинейному контуру, и передней кромкой, на которой крепятся зубья, согласно полезной модели режущая кромка имеет радиально изогнутое сечение с вогнутым радиальным вырезом относительно тела ковша.

На фиг.1 схематично показано конструктивное исполнение заявленного энергосберегающего ковша; на фиг.2 - общий вид конструктивного исполнения передней кромки заявленного энергосберегающего ковша, имеющей вогнутый радиальный вырез; на фиг.3 - вид А; на фиг.4 - взаимодействие ковша и его конструктивных элементов с грунтом.

Заявляемая полезная модель энергосберегающего ковша (фиг.1) является сварной конструкцией, основными элементами которой являются плоские боковины 1, сопряженные сварным соединением с задней стенкой 2, изогнутой по криволинейному контуру, и передней кромкой 3 радиально изогнутого сечения с вогнутым радиальным вырезом относительно тела ковша, на которой крепятся зубья или адаптерные узлы со сменными коронками 4.

На фиг.2 и фиг.3 номерами 3, 5 указаны конструктивные особенности измененного исполнения энергосберегающего ковша, которые способствуют:

- криволинейная форма торцевой части передней кромки 3 позволяет уменьшить площадь контакта при внедрении в грунт;

- радиально изогнутый профиль сечения передней кромки 3 служит в качестве ребра жесткости;

- возникающие сопряжения 5 по криволинейному контуру передней кромки и задней стенки служат в качестве ребер жесткости.

Энергосберегающий ковш (фиг.4) действует под усилием гидроприводов экскаватора и предназначен для разработки грунта в направлении к экскаватору. Внедряясь передней кромкой 3 в грунт, зачерпывает и транспортирует вскрышную массу до карьерного транспорта или места отвала или перегрузки.

За основу изменения конструкции взята идея усиления передней кромки и днища ковша при помощи изменения конструкции и формы. Она заключается в увеличении жесткости за счет получения радиально изогнутого (фиг.1) сечения передней кромки.

Предлагаемое исполнение не требует существенного изменения и усложнения конструкции ковша. Оно основано на преобразовании формы только передней кромки, что не влечет за собой повышения себестоимости изготовления.

Таким образом, заявляемое исполнение энергосберегающего ковша позволяет получить следующие результаты:

- перспективное конструктивное исполнение энергосберегающего ковша при его внедрении в грунт позволяет сократить мощность, затрачиваемую приводом энергосберегающего ковша на 11,75%, затрачиваемую приводом рукояти на 4,69%. Подобный результат в значительной степени предопределен вогнутым вырезом на передней кромке, способствующей плавному ходу внедрения энергосберегающего ковша в грунт при зачерпывании;

- предлагаемая конструкция передней кромки позволяет в значительной степени улучшить наполняемость энергосберегающего ковша при одиночных движениях звеньев рабочего оборудования: при внедрении энергосберегающего ковша посредством его поворота на 53,13%, посредством поворота рукояти - на 29,63%;

- уменьшение энергозатрат при использовании предлагаемого исполнения энергосберегающего ковша происходит за счет использования радиально изогнутой формы передней кромки, способствующей: уменьшению сопротивления грунту при зачерпывании, посредством уменьшения угла его скольжения по передней кромке; плавному внедрению энергосберегающего ковша в грунт, благодаря криволинейному вырезу на передней кромке; увеличению коэффициента наполняемости энергосберегающего ковша, что обусловлено желобообразной формой изгиба передней кромки, центрующей массу вскрыши.

Энергосберегающий ковш, включающий плоские боковины, сопряженные сварным соединением с задней стенкой, изогнутой по криволинейному контуру, и передней кромкой, на которой крепятся зубья, отличающийся тем, что режущая кромка имеет радиально изогнутое сечение с вогнутым радиальным вырезом относительно тела ковша.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горным машинам, используемым при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, а именно к гидравлическим карьерным экскаваторам с рабочим оборудованием типа прямая лопата

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно к землеройной технике и предназначена для расширения функциональных возможностей экскаваторов по выемке грунтов и планировке поверхностей в стесненных условиях
Наверх