Система подвески ковша вскрышного агрегата

 

Полезная модель относится к горной промышленности и может быть использована при открытой разработке месторождений полезных ископаемых по бестранспортной системе в сложных горно-геологических условиях. Содержит два тягово-несущих каната, соединенных с мачтами забойной и отвальной ходовых неповоротных платформ, двухсторонний ковш с днищем V-образной формы, связанный с каждой мачтой посредством подъемно-тягового каната, огибающего соответствующий блок, при этом, тягово-несущие канаты соединены между собой поперечиной с возможностью перемещения относительно друг друга совместно с поперечиной, причем поперечина забойной ходовой неповоротной платформы жестко связана с одним тягово-несущим канатом, а поперечина отвальной ходовой неповоротной платформы - с другим тягово-несущим канатом, кроме того блоки подъемно-тяговых канатов забойной и отвальной ходовых неповоротных платформ размещены ниже тягово-несущих канатов и подвешены к поперечине посредством стержня. Повышает производительность за счет наиболее эффективной системы подвески ковша. 1 незав.п. ф-лы, 8 ил.

Полезная модель относится к горной промышленности и может быть использована при открытой разработке месторождений полезных ископаемых по бестранспортной системе в сложных горно-геологических условиях.

Заявляемая полезная модель относится к приоритетным направлениям развития науки и технологии «Технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых», поскольку решает одну из проблем, связанную с механизацией и экологической безопасностью открытых горных работ.

Проблема использования вскрышных агрегатов заключается в следующем. Эффективность применения вскрышных агрегатов зависит от системы подвески ковша. Известны две системы подвески ковша.

Первая предусматривает жесткую связь ковша с несущим или тягово-несущим канатом [Авторское свидетельство СССР 840246, кл. Е021F 3/48, опубликовано 23.06.81, Бюллетень 23; Ржевский В.В. «Открытые горные работы», Часть 1, Производственные процессы, М, Недра, 1985, 509 с, стр.370-371, рис.17.12,б; Скурихин Ю.Г., Гордеев Ю.К., Дорофеев В.А. «Результаты исследований вскрышного агрегата». Журнал Уголь, 1996 г.6, стр.34-36; Авторское свидетельство СССР 132568, кл. Е02F 3/46, Е02F 3/54, опубликовано 01.01.1960 в Бюллетене изобретений 19]. В этом случае ковш опускается до места черпания, связанным с несущим или тягово-несущим канатом, а после разгрузки раскачивается в вертикальной плоскости. Перемещение ковша к месту черпания возможно только после значительного сокращения амплитуды колебания ковша. На уменьшение амплитуды колебания ковша затрачивается дополнительное время. Это увеличивает продолжительность рабочего цикла экскавации. В результате снижается производительность вскрышного агрегата и повышается износ канатов.

При второй системе подвески ковша последний подвешивается к подъемно - тяговому канату с возможностью регулирования расстояния между ковшом и этим канатом. [Патент Российской Федерации на изобретение 2034114, E02F 3/54, опубликовано 30.04.1995]. Производительность снижается из-за увеличения продолжительности рабочего цикла экскавации в результате выполнения дополнительных операций с ковшом и времени его раскачивания после разгрузки. Кроме того, известна система подвески ковша в которой, кроме регулируемого расстояния между ковшом и тягово-несущими канатами, меняется расстояние между местами связи подъемно-тяговых канатов с тягово-несущими канатами. [Патент Российской Федерации на изобретение 2396394, E02F 3/54, Е21С 47/00, опубликовано 10,08,2010]. Производительность вскрышного агрегата снижается из-за увеличения продолжительности рабочего цикла экскавации только за счет времени раскачивание ковша после его разгрузки.

Таким образом, проблема повышения эффективности использования вскрышного агрегата заключается в увеличении его производительности за счет сокращения продолжительности рабочего цикла экскавации посредством оснащения вскрышного агрегата системой подвески ковша с возможностью перемещения ковша после его разгрузки до окончания раскачивания ковша.

Известна система подвески ковша машины для разработки грунта, состоящая из двух ходовых платформ, оборудованных стрелами, которые соединены тяговым канатом для перемещения двухстороннего ковша [Авторское свидетельство СССР 840246, Е02F 3/48, опубликовано 23.06.1981, Бюллетень 23].

Общими признаками системы подвески ковша известной машины для разработки грунта с заявляемой полезной моделью являются: ходовые неповоротные платформы, тяговые канаты и двухсторонний ковш.

Недостатками системы подвески ковша известной машины для разработки грунта являются:

- низкая производительность вследствие большого веса ходовых платформ, на которых смонтированы стрелы равной длины, наклоненные в сторону, противоположную от эксплуатационной траншеи, а также наличие шарнирно связанных ковшей с тяговым канатом, которыми невозможно производить черпание и разгрузку породы в любом месте по пути ее транспортирования, производить оборку откоса уступа; черпание породы такими ковшами связано с повышенным налипанием и примерзанием горной массы, при этом черпание породы сопровождается низким коэффициентом наполнения ковша и увеличением продолжительности рабочего цикла:

- низкая производительность вскрышного агрегата в результате увеличения продолжительности рабочего цикла экскавации за счет дополнительного времени на раскачивание ковша;

- повышенный износ тягового каната при трении его о породу в результате увеличения ширины площадки безопасности, с понижением горных работ или роста ширины вскрышной заходки.

Известна система подвески ковша башенного экскаватора, включающего забойную и отвальную передвижные платформы с лебедками и мачтами, соединенные канатами, передвигающуюся по канату каретку с ковшом [Авторское свидетельство Российской Федерации на изобретение 968207, E02F 3/54, опубл. 23.10.1983].

Общими признаками системы подвески ковша известного башенного экскаватора с заявляемой полезной моделью являются: забойная и отвальная передвижные платформы с мачтами, соединенными канатами, лебедки и ковш.

Недостатками системы подвески ковша известного башенного экскаватора являются:

- низкая производительность в результате значительной продолжительности рабочего цикла из-за малой скорости перемещения груженого ковша при его транспортировании. Сложность связана с предотвращением его опрокидывания. Груженый ковш поддерживается рабочим и холостым канатами при одновременном их натягивании в противоположных направлениях;

- низкая производительность вскрышного агрегата в результате увеличения продолжительности рабочего цикла экскавации за счет дополнительного времени на раскачивание ковша;

- повышенный износ тягового каната при трении его о породу в результате увеличения ширины площадки безопасности, с понижением горных работ или роста ширины вскрышной заходки.

Известна система подвески ковша башенного экскаватора, состоящий из хвостовой и головной ходовых платформ, оборудованных башнями, соединенными между собой несущим канатом, ковша, связанного с соответствующими башнями тяговыми канатами и тележки, передвигающейся по несущему канату. [Ржевский В.В.»Открытые горные работы», Часть 1, Производственные процессы, М, Недра, 1985, 509 с, стр.370-371, рис.17.12, б].

Общими признаками системы подвески ковша известного башенного экскаватора с заявляемой полезной моделью являются: ходовые неповоротные забойная и отвальная н платформы, несущий канат и ковш.

Недостатками системы подвески ковша известного башенного экскаватора являются:

- низкая производительность вследствие жесткой связи ковша экскаватора с несущим канатом и применения ковша одностороннего действия, а также черпания ковша в направлении, противоположном его перемещению к месту разгрузки на отвале. Это увеличивает время формирования отвальных ярусов, зачистки кровли залежи полезного ископаемого, экскавации гребней породы между проходами ковша, ликвидации зависаний породных массивов и т.д. При этом, экскавируется дополнительный объем пород, образующийся в результате его перемещения впереди груженого ковша в так называемой «призме волочения» и увеличивается расстояние транспортирования пород в отвал;

- низкая производительность вскрышного агрегата в результате увеличения продолжительности рабочего цикла экскавации за счет дополнительного времени на раскачивание ковша;

- повышенный износ каната происходит вследствие его трения о породу при увеличении расстояния между башенным экскаватором и верхней бровкой уступа из-за роста ширины площадки безопасности с понижением горных работ или увеличения ширины заходки.

Известна система подвески ковша вскрышного агрегата, состоящая из забойной и отвальной ходовых неповоротных платформ со стрелой и мачтой, соответственно. Стрела и мачта соединены между собой тягово-несущим канатом с блоком, к которому подвешен ковш, связанный тяговым канатом с забойной неповоротной ходовой платформой [Скурихин Ю.Г., Гордеев Ю.К., Дорофеев В.А. «Результаты исследований вскрышного агрегата». Журнал Уголь, 1996 г., 6, стр.34-36].

Общими признаками системы подвески ковша известного вскрышного агрегата с заявляемой полезной моделью являются: забойная и отвальная ходовые неповоротные платформы, мачта на отвальной ходовой неповоротной платформе, тягово-несущий канат, соединяющий ходовые неповоротные платформы и ковш.

Недостатками системы подвески ковша известного вскрышного агрегата являются:

- низкая производительность вскрышного агрегата вследствие: жесткой связи ковша с тягово-несущим канатом и использования ковша одностороннего действия. Это увеличивает время формирования отвальных ярусов, зачистки кровли залежи полезного ископаемого, экскавации гребней между проходами ковша, ликвидации зависаний разрыхленных горных пород, оборки откосов уступов, уборки породы в районе нижней бровки уступа, увеличения времени рабочего цикла при перемещении заполненного породой ковша методом «волочения» в районе верхней бровки отсыпаемой отвальной заходки при понижении горных работ и т.д..

- низкая производительность вскрышного агрегата в результате увеличения продолжительности рабочего цикла экскавации за счет дополнительного времени на раскачивание ковша;

- повышенный износ каната в результате жесткой связи ковша вскрышного агрегата с несущим канатом происходит вследствие трения канатов о породу при увеличении расстояния между вскрышным агрегатом и верхней бровкой уступа или отвальной заходки в результате роста ширины вскрышной заходки или ширины площадки безопасности при понижении горных работ.

Известна система подвески ковша канатно-башенного экскаватора, включающая забойную и отвальную неповоротные ходовые платформы с мачтами, соединенными между собой несущим канатом, и двухсторонним ковшом [Авторское свидетельство СССР 132568, кл. Е02F 3/46 Е02F 3/54, опубликовано 01.01.1960 в Бюллетене изобретений 19].

Общими признаками системы подвески ковша известного канатно-башенного экскаватора с заявляемой полезной моделью являются: забойная и отвальная неповоротные ходовые платформы с мачтами, соединенными между собой канатом, двухсторонний ковш, связанный с соответствующими мачтами канатами.

Недостатками системы подвески ковша известного канатно-башенного экскаватора являются:

- низкая производительность вследствие использования двухстороннего ковша, состоящего из двух соединенных между собой цепью ковшей, и жесткой их связи с несущим канатом. При одностороннем относительно траншеи складировании пород в отвал в работе будет находится только один е из двух ковшей. Второй ковш будет препятствовать заполнению первого ковша. Жесткая связь каждого из ковшей с несущим канатом увеличивает время: формирования отвальных ярусов, зачистки кровли залежи полезного ископаемого, уборки гребней между проходами ковша, ликвидации зависаний разрыхленных горных пород, оборки откосов уступов, уборки породы в районе нижнее бровки уступа, рабочего цикла за счет перемещения заполненного породой ковша методом «волочения» в районе верхней бровки отсыпаемой отвальной заходки при понижении горных работ и т.д.

- низкая производительность канатно - башенного экскаватора в результате увеличения продолжительности рабочего цикла экскавации за счет дополнительного времени на раскачивание ковша;

- повышенный износ каната в результате жесткой связи двухстороннего ковша с несущим канатом происходит вследствие трения канатов о породу при увеличении расстояния между канатно-башенной установки и верхней бровкой уступа или отсыпаемой отвальной заходкой из-за роста ширины площадки безопасности при понижении горных работ или ширины вскрышной заходки.

Известна система подвески ковша агрегата для бестранспортной системы разработки по патенту Российской Федерации на изобретение 2034114, E02F 3/54, опубликовано 30.04.1995. Агрегат состоит из забойной и отвальной ходовых неповоротных платформ с мачтами, соединенными между собой тягово-несущим канатом и двухстороннего ковша с днищем V-образной формы, связанного с мачтами подъемно-тяговыми канатами, огибающими соответствующий блок, закрепленный на тягово-несущем канате.

Общими признаками системы подвески ковша известного агрегата для бестранспортной системы разработки с заявляемой полезной моделью являются:

- забойная и отвальная ходовые неповоротные платформы с мачтами, соединенными между собой тягово-несущим канатом;

- ковш с днищем V-образной формы, связанный с мачтами подъемно-тяговыми канатами, огибающими соответствующий блок, закрепленный на тягово-несущем канате.

Недостатками системы подвески ковша известного агрегата для бестранспортной системы разработки являются:

- низкая производительность агрегата для бестранспортной системы разработки в результате выполнения непроизводительных операций при изменении положения подъемно - тяговых канатов перед черпанием и после черпания;

- низкая производительность агрегата для бестранспортной системы разработки в результате увеличения продолжительности рабочего цикла экскавации за счет дополнительного времени на раскачивание ковша.

За прототип заявляемой полезной модели принята система подвески ковша вскрышной агрегата по патенту Российской Федерации на изобретение 2396394, кл. E02F 3/54, Е21С 47/00, опубликовано 10,08,2010, как наиболее близкая по технической сущности и выполняемым функциям.

Система подвески ковша вскрышного агрегата, состоящего из забойной и отвальной неповоротных ходовых платформ с мачтами, соединенными двумя тягово-несущими канатами, двухстороннего ковша V-образной формы, связанного с каждой мачтой посредством подъемно-тягового каната, огибающего соответствующий блок, размещенный между тягово-несущими канатами и соединенного с ними с возможностью перемещения относительно друга друг совместно с одним из тягово-несущих канатов, при этом блок подъемно-тягового каната забойной неповоротной ходовой платформы жестко связан с первым тягово-несущим канатом и соединен с возможностью перемещения по второму тягово-несущему канату, а блок подъемно-тягового каната отвальной неповоротной ходовой платформы жестко связан со вторым тягово-несущим канатом и соединен с возможностью перемещения по первому тягово-несущему канату.

Общими признаками известной системы подвески ковша вскрышного агрегата с заявляемой полезной моделью являются:

- забойная и отвальная неповоротные ходовые платформы с мачтами, связанные двумя тягово-несущими канатами и ковш с днищем V-образной формы, связанный с каждой мачтой посредством подъемно-тягового каната, огибающий соответствующий блок;

- тягово-несущие канаты соединены между собой со стороны каждой мачты связью с возможностью перемещения относительно друг друга совместно со связью;

- связь забойной ходовой неповоротной платформы жестко соединена с одним тягово-несущим канатом, а связь отвальной ходовой неповоротной платформы - с другим тягово-несущим канатом.

Недостатком известной системы подвески ковша вскрышного агрегата является низкая производительность в результате увеличения продолжительности рабочего цикла экскавации за счет дополнительного времени на раскачивание ковша.

Причиной недостатка прототипа заявляемой полезной модели является отсутствие системы подвески ковша, направленной на возможность его перемещения после разгрузки до окончания раскачивания ковша.

Результаты испытания системы подвески ковша вскрышного агрегата по прототипу на моделирующей установке показали, что ковш может перемещаться только после прекращения его качания. При перемещении ковша во время его качания возможен поворот в вертикальной плоскости, расположенной перпендикулярно вертикальной плоскости тягово-несущих канатов, и опрокидывание блоков тягово-несущих канатов совместно с этими канатами. Создается аварийная обстановка. Это приводит к простоям вскрышного агрегата и снижению его производительности. Производительность также снижается и при увеличении продолжительности рабочего цикла за счет времени, затрачиваемого на затухание качаний ковша.

Заявляемая полезная модель направлена на решение задачи по увеличению производительности вскрышного агрегата за счет сокращения продолжительности рабочего цикла экскавации посредством модернизации системы подвески ковша вскрышного агрегата, обеспечивающей возможность перемещения раскачивающегося ковша сразу после его разгрузки, не дожидаясь окончания процесса раскачивания ковша.

Технический результат заявляемой полезной модели заключается в обеспечении возможности перемещения раскачивающегося ковша сразу после его разгрузки, не дожидаясь окончания процесса раскачивания ковша, сокращении амплитуды раскачивания ковша в направлении, перпендикулярном вертикальной плоскости, и, как следствие, в сокращении продолжительности рабочего цикла экскавации и увеличении производительности вскрышного агрегата.

Технический результат заявляемой полезной модели достигается тем, что система подвески ковша вскрышного агрегата, включающая два тягово-несущих каната, соединенных с мачтами забойной и отвальной ходовых неповоротных платформ, двухсторонний ковш с днищем V-образной формы, связанный с каждой мачтой посредством подъемно-тягового каната, огибающего соответствующий блок, при этом тягово-несущие канаты соединены между собой с возможностью перемещения относительно друг друга, согласно полезной модели, что тягово-несущие канаты соединены между собой с возможностью перемещения относительно друг друга посредством поперечин, а блоки подъемно-тяговых канатов забойной и отвальной ходовых неповоротных платформ размещены ниже тягово-несущих канатов и подвешены к поперечинам посредством стержней с возможностью перемещения в вертикальной плоскости по траектории маятника.

Замена связи между тягово-несущими канатами на поперечину, соединяющую эти канаты, с размещением блоков подъемно-тяговых канатов ниже тягово-несущих канатов смещает центр тяжести системы подвески ковша вниз от тягово-несущих канатов и уменьшает силовое воздействие поперечного раскачивания ковша на устойчивость тягово-несущих канатов.

Подвеска блоков тягово-несущих канатов к поперечине посредством стержня с возможностью перемещения в вертикальной плоскости по кривой маятника направлено на сохранение возможности перемещения блоков при изменении места опускания или подъема ковша.

Подвеска блоков тягово-несущих канатов к поперечине посредством стержня с возможностью перемещения в вертикальной плоскости сокращает амплитуду раскачивания ковша в направлении, перпендикулярном вертикальной плоскости, расположенной между тягово-несущими канатами.

В результате изложенных технических решений центр тяжести системы подвески ковша смещается вниз от тягово-несущих канатов. Причем, ковш раскачивается также относительно блоков подъемно тяговых канатов, уменьшая амплитуду колебания системы в направлении, перпендикулярном вертикальной плоскости, расположенной между тягово-несущими канатами, и значительно уменьшая силовое воздействие на тягово-несущие канаты. При этом, устойчивость системы подвески ковша после его разгрузки повышается, создавая условия для перемещения ковша одновременно с его качанием. Эти результаты получены при испытании вскрышного агрегата на моделирующей установке.

В итоге - продолжительность рабочего цикла экскавации за счет уменьшения времени на раскачивание ковша сокращается и увеличивается производительность вскрышного агрегата. Это способствует достижению технического результата.

Заявляемая полезная модель поясняется чертежами (фиг.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).

На фиг.1 изображен вскрышной агрегат в работе.

На фиг.2 представлена схема соединения блоков подъемно-тяговых канатов забойной и отвальной ходовых неповоротных платформ с тягово-несущими канатами к поперечинам и ковшу в плане;

На фиг.3 - схема соединения блока подъемно-тягового каната забойной ходовой неповоротной платформы с тягово-несущими канатами в поперечном разрезе.

На фиг.4 - схема соединения блока подъемно-тягового каната отвальной ходовой неповоротной платформы с тягово-несущими канатами в поперечном разрезе

На фиг.5 - положение ковша после разгрузки

На фиг.6 - черпание породы ковшом.

На фиг.7 - перемещение груженого ковша.

На фиг.8 - оборка ковшом откоса уступа.

Система подвески ковша является составной частью вскрышного агрегата (фиг.1), который состоит из забойной 1 и отвальной 2 ходовых неповоротных платформ с мачтами 3 и 4 этих платформ, которые расположены по сторонам эксплуатационной траншеи а, б, в, г, д. Мачта 3 забойной платформы 1 соединена с мачтой 4 отвальной платформы 2 двумя тягово-несущими канатами 5 и 6. (На фиг.1, 5, 6, 8 тягово-несущий канат 6 не виден, а показан на фиг.2, 3, 4). Тягово-несущие канаты 5 и 6 соединены между собой поперечиной 7 со стороны забойной 1 ходовой неповоротной платформы и поперечиной 8 со стороны отвальной 2 ходовой неповоротной платформы (Поперечины 7 и 8 на фиг.1, 5, 6, 7, 8 не видны, а показаны на фиг.2, 3, 4.).

Поперечина 7 жестко связана с тягово-несущим канатом 5 и с возможностью перемещения по тягово-несущему канату 6 посредством блоков 9. Поперечина 8 жестко связана с тягово-несущим канатом бис возможностью перемещения по тягово-несущему канату 5 посредством блоков 10. Другими словами, поперечина 7 забойной ходовой неповоротной платформы жестко связана с одним тягово-несущим канатом, а поперечина 8 отвальной ходовой неповоротной платформы - с другим тягово-несущим канатом.

С одной стороны ковш 11 соединен с мачтой 3 забойной неповоротной платформы 1 подъемно-тяговым канатом 12 забойной неповоротной ходовой платформы 1 (фиг.1), огибающим блок 13. Блок 13 размещен ниже тягово-несущих канатов 5 и 6 и подвешен посредством стержня 14 к поперечине 7, соединяющей между собой тягово-несущие канаты 5 и 6 со стороны отвальной 2 ходовой неповоротной платформы, с возможностью перемещения в вертикальной плоскости по траектории маятника. (Стержень 14 на фиг.4 не виден, а показан на фиг.1, 2, 3, 5, 6, 7, 8).

С другой стороны ковш 11 связан с мачтой 4 отвальной ходовой неповоротной платформы 2 (фиг.1) подъемно-тяговым канатом 15, огибающим блок 16. Блок 16 размещен ниже тягово-несущих канатов 5 и 6 и подвешен посредством стержня 17 к поперечине 8, соединяющей между собой тягово-несущие канаты 5 и 6 со стороны отвальной 2 ходовой неповоротной платформы с возможностью перемещения в вертикальной плоскости по траектории маятника. (Стержень 17 на фиг.3 не виден, а показан на фиг.1, 2, 4, 5, 6, 7, 8).

При этом схематично на фиг.1 элементы траншеи обозначены следующими позициями: 18 - вскрышной уступ; 19 - внутренний отвал; 20 - взорванная порода; 21 - пласт полезного ископаемого; а, е, ж - контур отсыпаемого внутреннего отвала.

Система подвески ковша, являясь составной частью вскрышного агрегата, работает следующим образом.

Забойную неповоротную ходовую платформу 1 устанавливают на вскрышном уступе 18 на расстоянии от верхней бровки этого уступа, исключающем обрушение уступа под воздействием нагрузки от забойной неповоротной ходовой платформы 1. Отвальную неповоротную ходовую платформу 2 устанавливают на внутреннем отвале 19 на расстоянии от верхней бровки этого отвала, исключающем обрушение отвала под воздействием нагрузки от отвальной неповоротной ходовой платформы 2, Забойная неповоротная ходовая платформа 1 передвигается вдоль вскрышного уступа 18. Отвальная неповоротная ходовая платформа 2 перемещается вдоль верхней бровки внутреннего отвала 19. При этом взорванная порода 20 экскавируется, перемещается и складируется во внутренний отвал 19 в пределах контура а-е-ж.

При разгрузке ковша 11 на верхней площадке отсыпаемой отвальной заходки по контуру а-е-ж подъемно-тяговые канаты 12 и 15 на участках между ковшом 11 и блоками 13, 16 забойной 1 и отвальной 2 неповоротных ходовых платформ, соответственно, занимают близкое к вертикальному положение, обеспечивающее наиболее близкое расположение разгруженной породы к отвальной неповоротной ходовой платформе 2. Ослаблением подъемно-тягового каната 15 отвальной 2 ходовой неповоротной платформы ковш 11 опускается зубьями вниз со стороны отвальной 2 ходовой неповоротной платформы. Порода высыпается из ковша 11 (см. фиг.5).

Тягово-несущие и подъемно-тяговые канаты 5, 6, 12, 15 до высыпания породы из ковша находятся в упруго - напряженном состоянии, обеспечивая усилия для поддержания груженого ковша 11. После высыпания породы из ковша 11 усилия натяжения в канатах уменьшаются пропорционально весу высыпанной из ковша 11 породы. Канаты испытывают уменьшенную нагрузку - они удерживают не груженый, а порожний ковш 11. В результате этого усилия натяжения в канатах снижаются, сокращается их длина за счет упругих свойств каната. При этом, сокращение и увеличение длины канатов приводит к их колебаниям в вертикальной плоскости, вызывая раскачивание ковша 11.

Опасность раскачивания ковша заключается при его качании в направлении, перпендикулярном вертикальной плоскости. Это происходит при размещении блоков подъемно-тяговых канатов в плоскости тягово-несущих канатов и перемещении ковша 11 одновременно с его раскачиванием. Если же блоки подъемно-тяговых канатов опустить ниже тягово-несущих канатов, то амплитуда поперечных качаний ковша 11 значительно сокращается, уменьшая силовое воздействие на тягово-несущие канаты и создавая безопасные условия для перемещения ковша 11 сразу после его разгрузки.

Для перемещения ковша 11 в процессе черпания породы в сторону отвальной неповоротной ходовой платформы 1 ковш 11 транспортируют в направлении забойной неповоротной ходовой платформы 1 тягово-несущим канатом 5 с блоками 9, 13 и подъемно-тяговым канатом 12, тягово-несущим канатом 6 с блоками 10, 16 и подъемно-тяговым канатом 15, обеспечивая вертикальное положение подъемно-тягового каната 12 на участке между ковшом 11 и блоком 13, и наклонное - подъемно-тягового каната 15 на участке между ковшом 11 и блоком 16. При этом ковш 11 наклоняют зубьями вниз и опускают при его движении в сторону забойной 1 ходовой неповоротной платформы. Блок 16 подъемно-тягового каната 15 отвальной 2 неповоротной платформы останавливают над верхней бровкой отсыпаемой отвальной заходки в пределах контура а-е-ж, а блок 13 подъемно-тягового каната 12 забойной 1 ходовой неповоротной платформы - над местом черпания.

Ослаблением подъемно-тягового каната 12 забойной 1 ходовой неповоротной платформы ковш 11 опускают и натяжением подъемно-тягового каната 15 отвальной 2 ходовой неповоротной платформы перемещают ковш 11 в процессе черпания породы в сторону отвальной 2 ходовой неповоротной платформы. Угол внедрения регулируют подъемно-тяговым канатом 12 забойной 1 ходовой неповоротной платформы (см. фиг.6).

Перед отрывом заполненного породой ковша 11 от места черпания и переводом его в транспортное положение увеличивают угол наклона подъемно-тягового каната 15 на участке между ковшом 11 и блоком 16 отвальной 2 ходовой неповоротной платформы и уменьшают угол наклона подъемно-тягового каната 12 на участке между ковшом 11 и блоком 13 забойной 1 ходовой неповоротной платформы до их равенства между собой посредством натяжения тягово-несущего каната 6 с блоками 10, 16 и тягово-несущего каната 5 с блоками 9, 13 в сторону забойной 1 ходовой неповоротной платформы (см. фиг.1, 7).

Действием тягово-несущих канатов 5, 6 и подъемно-тяговых 12, 15 заполненный породой ковш 11 отрывают от места черпания и при равенстве углов наклона подъемно-тяговых канатов 12, 15 на участках между ковшом 11 и блоками 13, 16, соответственно, и перемещают в сторону внутреннего отвала 19 к месту разгрузки.

Для перемещения ковша 11 в процессе черпания породы в сторону забойной неповоротной ходовой платформы 1 ковш 11 транспортируют после его разгрузки в сторону забойной платформы 1 тягово-несущим канатом 5 с блоками 9, 13 и подъемно-тяговым канатом 12, тягово-несущим канатом 6 и подъемно-тяговым канатом 15, обеспечивая вертикальное положение подъемно-тягового каната 12 на участке между ковшом 11 и блоком 13, и наклонное подъемно-тягового каната 15. При этом зубья ковша 11 наклоняют вниз, опуская его к месту черпания при движении в сторону забойной платформы 1. Блок 13 подъемно-тягового каната 12 останавливают над верхней бровкой вскрышного уступа 18, блок 16 подъемно-тягового каната 15 - над местом черпания.

Ослаблением подъемно-тягового каната 15 отвальной 2 ходовой неповоротной платформы опускают ковш 11 к месту черпания и натяжением подъемно-тягового каната 12 забойной 1 ходовой неповоротной платформы 1 перемещают ковш 11 в процессе черпания в сторону забойной 1 ходовой неповоротной платформы. Угол внедрения регулируют подъемно-тяговым канатом 15 отвальной 2 ходовой неповоротной платформы.

Перед отрывом заполненного породой ковша 11 от места черпания и перевода его в транспортное положение уменьшают угол наклона подъемно-тягового каната 15 на участке между ковшом 11 и блоком 16 и увеличивают угол наклона подъемно-тягового каната 12 на участке между ковшом 11 и блоком 13 до равенства этих углов между собой посредством натяжения тягово-несущего каната 6 с блоками 10, 16 и тягово-несущего каната 5 с блоками 9, 13 в сторону отвальной 2 ходовой неповоротной платформы.

После заполнения ковша 11 породой действием тягово-несущих канатов 5 и 6, подьемно-тяговых канатов 12 и 15 груженый ковш 11 отрывают от места черпания и при равенстве углов наклона подъемно-тяговых канатов 12 и 15 на участках между ковшом 11 и блоками 9 и 13, соответственно, перемещают в сторону внутреннего отвала 19 к месту разгрузки.

При погрузке транспортных средств, зачистке кровли пласта полезного ископаемого и нижней его бровки, оборке откоса уступа (см. фиг.8) процессы изменения углов наклона подъемно-тяговых канатов, транспортирования ковша, черпания и разгрузки, а также другие выполняются аналогично изложенным процессам.

Система подвески ковша вскрышного агрегата, включающая два тягово-несущих каната, соединенных с мачтами забойной и отвальной ходовых неповоротных платформ, двухсторонний ковш с днищем V-образной формы, связанный с каждой мачтой посредством подъемно-тягового каната, огибающего соответствующий блок, при этом тягово-несущие канаты соединены между собой с возможностью перемещения относительно друг друга, отличающаяся тем, что тягово-несущие канаты соединены между собой с возможностью перемещения относительно друг друга посредством поперечин, а блоки подъемно-тяговых канатов забойной и отвальной ходовых неповоротных платформ размещены ниже тягово-несущих канатов и подвешены к поперечинам посредством стержней с возможностью перемещения в вертикальной плоскости по траектории маятника.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может найти применение при разработке месторождения высоковязкой нефти термошахтным способом
Наверх