Ведущая звездочка промежуточного вала, ведомая звездочка промежуточного вала и комплект ведущей и ведомой звездочек промежуточного вала

 

Полезная модель относится к области деталей машин, в частности к конструкции цепных передач, а именно к конструкциям звездочек промежуточного вала привода газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания. Сущность полезной модели:

ведущая звездочка промежуточного вала включает профилированное колесо с зубчатым венцом. В профилированном колесе выполнено центральное отверстие с образованием охватывающей поверхности для установки па ступицу ведомой звездочки. Па охватывающей поверхности вдоль образующей выполнена, например, одна проточка для штифта, и, например, две проточки для крепежных элементов.

Ведомая звездочка промежуточного вала включает профилированное колесо с зубчатым венцом. В профилированном колесе выполнено, например, одно отверстие для штифта и, например, два крепежных отверстия. Устройство содержит ступицу, на боковой поверхности которой вдоль образующих выполнена, например, одна проточка для штифта и, например, две проточки для крепежных элементов, соосные соответственно с отверстием для штифта и крепежными отверстиями.

Комплект ведущей и ведомой звездочек промежуточного вала содержит ведущую и ведомую звездочки, каждая из которых включает профилированное колесо с зубчатым венцом. В профилированном колесе ведомой звездочки выполнено, например, одно отверстие для штифта и, например, два крепежных отверстия. Ведомая звездочка содержит ступицу, на боковой поверхности которой вдоль образующих выполнена, например, одна проточка для штифта и, например, две проточки для крепежных элементов, соосные соответственно с отверстием для штифта и крепежными отверстиями. В профилированном колесе ведущей звездочки выполнено центральное отверстие с образованием охватывающей поверхности для установки на ступицу ведомой звездочки. На охватывающей поверхности вдоль образующей выполнена, например, одна проточка для штифта и, например, две проточки для крепежных элементов с образованием в сборе по меньшей мере одного отверстия для штифта и, например, двух крепежных отверстий.

Технический результат направлен на повышение прочности и надежности соединения ведущей и ведомой звездочек. 3 н.п. ф-лы, 6 илл.

Полезная модель относится к области деталей машин, в частности к конструкции цепных передач, а именно к конструкциям звездочек промежуточного вала привода газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания.

Известна конструкция ведущей и ведомой звездочек промежуточного вала, серийно устанавливаемых в двигателях ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063 автомобилей ГАЗ 2705 «Газель» (см., например, http://www.avtocniga.ru/agregat/prom_val.html или http://www.otveto.ru/avto/index.php/avto-remont/gaz-2705/21639--2705-5312---.html), выбранная в качестве прототипа. Ведущая, и ведомая звездочки включают профилированное колесо с зубчатым венцом. В ведомой звездочке выполнено отверстие для штифта и два крепежных отверстия. В ведущей звездочке выполнены два крепежных отверстия и отверстие для штифта с установленным в нем штифтом. В собранном состоянии звездочки крепятся болтами через соосные крепежные отверстия к торцу промежуточного вала, штифт установлен в штифтовое отверстие ведомой звездочки.

Недостатком конструкции известных ведущей и ведомой звездочек промежуточного вала является их недостаточная прочность на проворачивание друг относительно друга при работе в сборе. Проворачиванию препятствует штифт и крепежные болты. На практике известно много случаев их поперечного излома в результате сильных нагрузок в месте сопряжения звездочек.

Задача полезной модели - совершенствование конструкций ведущей и ведомой звездочек и комплекта ведущей и ведомой звездочек.

Технический результат направлен на повышение прочности и надежности соединения ведущей и ведомой звездочек.

Указанный технический результат достигается тем, что в ведущей звездочке промежуточного вала, включающей профилированное колесо с зубчатым венцом, в профилированном колесе выполнено центральное отверстие с образованием охватывающей поверхности для установки на ступицу ведомой звездочки, при этом на охватывающей поверхности вдоль образующей, выполнена по меньшей мере одна проточка для штифта и по меньшей мере одна проточка для крепежного элемента.

Также указанный технический результат достигается тем, что ведомая звездочка промежуточного вала, включающая профилированное колесо с зубчатым венцом, по меньшей мере одно отверстие для штифта и по меньшей мере одно крепежное отверстие, содержит ступицу, на боковой поверхности которой вдоль образующих выполнена по меньшей мере одна проточка для штифта и по меньшей мере одна проточка для крепежного элемента, соосные соответственно с отверстием для штифта и крепежным отверстием.

Также указанный технический результат достигается тем, что в комплекте ведущей и ведомой звездочек, содержащем ведущую и ведомую звездочки, каждая из которых включает профилированное колесо с зубчатым венцом, при этом в ведомой звездочке выполнено по меньшей мере одно отверстие для штифта и по меньшей мере одно крепежное отверстие, ведомая звездочка содержит ступицу, на боковой поверхности которой вдоль образующих выполнена по меньшей мере одна проточка для штифта и по меньшей мере одна проточка для крепежного элемента, соосные соответственно с отверстием для штифта и крепежным отверстием, в профилированном колесе ведущей звездочки выполнено центральное отверстие с образованием охватывающей поверхности для установки на ступицу ведомой звездочки, при этом на охватывающей поверхности вдоль образующей выполнена по меньшей мере одна проточка для штифта и по меньшей мере одна проточка для крепежного элемента с образованием в сборе по меньшей мере одного отверстия для штифта и по меньшей мере одного крепежного отверстия.

Устройство поясняется чертежами: на фиг.1 изображена ведущая звездочка промежуточного вала в разрезе, на фиг.2 - ведущая звездочка, вид сверху, на фиг.3 - ведомая звездочка промежуточного вала в разрезе, на фиг.4 - ведомая звездочка, вид сверху, на фиг.5 - комплект ведущей и ведомой звездочек промежуточного вала в разрезе, на фиг.5 - комплект ведущей и ведомой звездочек, вид сверху.

Ведущая звездочка промежуточного вала включает профилированное колесо 1 с зубчатым венцом 2. В профилированном колесе 1 выполнено центральное отверстие 3 с образованием охватывающей поверхности 4 для установки на ступицу ведомой звездочки. На охватывающей поверхности 4 вдоль образующей выполнена, например, одна проточка 5 для штифта, и, например, две про точки 6 для крепежных элементов.

Ведомая звездочка промежуточного вала включает профилированное колесо 7 с зубчатым венцом 8. В профилированном колесе 7 выполнено, например, одно отверстие 9 для штифта и, например, два крепежных отверстия 10. Устройство содержит ступицу 11, на боковой поверхности которой вдоль образующих выполнена, например, одна проточка 12 для штифта и, например, две проточки 13 для крепежных элементов, соосные соответственно с отверстием 9 для штифта и крепежными отверстиями 10.

Комплект ведущей и ведомой звездочек промежуточного вала содержит ведущую 14 и ведомую 15 звездочки (фиг.3), каждая из которых включает профилированное колесо, соответственно 1 и 7, с зубчатым венцом 2 и 8. В профилированном колесе 7 ведомой звездочки 15 выполнено, например, одно отверстие 9 для штифта и, например, два крепежных отверстия 10. Ведомая звездочка 15 содержит ступицу 11, на боковой поверхности которой вдоль образующих выполнена, например, одна проточка 12 для штифта и, например, две проточки 13 для крепежных элементов, соосные соответственно с отверстием 9 для штифта и крепежными отверстиями 10. В профилированном колесе 1 ведущей звездочки 14 выполнено центральное отверстие 3 с образованием охватывающей поверхности 4 для установки на ступицу 11 ведомой звездочки 15. На охватывающей поверхности 4 вдоль образующей выполнена, например, одна проточка 5 для штифта и, например, две проточки 6 для крепежных элементов с образованием в сборе по меньшей мере одного отверстия 16 для штифта и, например, двух крепежных отверстий 17.

Ведущую звездочку промежуточного вала, ведомую звездочку промежуточного вала и комплект ведущей и ведомой звездочек промежуточного вала используют следующим образом.

Ведущую звездочку 14 в производственных условиях либо при ремонте двигателя устанавливают охватывающей поверхностью 4 на ступице 11 ведомой звездочки 15, совмещая выполненные на них проточки для штифта 5 и 12 и, одновременно, две пары проточек для крепежных элементов 6 и 13. Через образованное в результате совмещения проточек 5 и 11 для штифта отверстие и соосное ему отверстие 9 для штифта комплект связывают штифтом. Через образованные в результате совмещения проточек 6 и 13 для крепежных элементов отверстия 17, а также через соосные им крепежные отверстия 10, выполненные в ведомой звездочке 15, комплект ведущей и ведомой звездочек при помощи крепежных элементов, например болтов, крепят к торцу промежуточного вала (на фиг. не показан) привода газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания. После установки на звездочки цепей, полной сборки газораспределительного механизма и начала работы двигателя крутящий момент от цепи через ведущую звездочку 14, штифт и болты передается на ведомую звездочку 15. Штифт и болты испытывают при этом повышенные нагрузки, но для того чтобы ведущая звездочка провернулась относительно ведомой звездочки необходимо, чтобы проточки 5 и 12 для штифта, выполненные на охватывающей поверхности 4 и ступице 11, а также две пары проточек 6 и 13 для болтов сместились друг относительно друга. В этом случае штифт и болты должны быть «разрезаны» в продольном сечении на длину, совпадающую с шириной ведущей звездочки 14, и одновременно в поперечном сечении - в месте сопряжения ведущей 14 и ведомой 15 звездочек.

Диаметр штифта, проточек и отверстий для штифта выбирают из расчета напряжения среза, возникающего в продольном сечении штифта, например 5 мм.

Ведущую и ведомую звездочку изготавливают методом литья и дальнейшей обработки.

Таким образом, по сравнению с прототипом заявляемые ведущая и ведомая звездочки при использовании в комплекте обладают большей прочностью и надежностью за счет того, что требуется приложить в несколько раз большие усилия для проворачивания одной звездочки относительно другой.

1. Ведущая звездочка промежуточного вала, включающая профилированное колесо с зубчатым венцом, отличающаяся тем, что в профилированном колесе выполнено центральное отверстие с образованием охватывающей поверхности для установки на ступицу ведомой звездочки, при этом на упомянутой поверхности вдоль образующей выполнена по меньшей мере одна проточка для штифта и по меньшей мере одна проточка для крепежного элемента.

2. Ведомая звездочка промежуточного вала, включающая профилированное колесо с зубчатым венцом, в котором выполнено по меньшей мере одно отверстие для штифта и по меньшей мере одно крепежное отверстие, отличающаяся тем, что содержит ступицу, на боковой поверхности которой вдоль образующих выполнена по меньшей мере одна проточка для штифта и по меньшей мере одна проточка для крепежного элемента, соосные соответственно с отверстием для штифта и крепежным отверстием.

3. Комплект ведущей и ведомой звездочек промежуточного вала, содержащий ведущую и ведомую звездочки, каждая из которых включает профилированное колесо с зубчатым венцом, при этом в ведомой звездочке выполнено по меньшей мере одно отверстие для штифта и по меньшей мере одно крепежное отверстие, отличающийся тем, что ведомая звездочка содержит ступицу, на боковой поверхности которой вдоль образующих выполнена по меньшей мере одна проточка для штифта и по меньшей мере одна проточка для крепежного элемента, соосные соответственно с отверстием для штифта и крепежным отверстием, в профилированном колесе ведущей звездочки выполнено центральное отверстие с образованием охватывающей поверхности для установки на ступицу ведомой звездочки, при этом на охватывающей поверхности вдоль образующей выполнена по меньшей мере одна проточка для штифта и по меньшей мере одна проточка для крепежного элемента с образованием в сборе по меньшей мере одного отверстия для штифта и по меньшей мере одного крепежного отверстия.



 

Похожие патенты:

Сцепление автомобиля – это трансмиссионный узел транспортного средства, который работает по принципу фрикционной муфты, и предназначается для того, чтобы передавать крутящий момент на коробку передач от двигателя. С помощью сцепления происходит кратковременное разобщение двигателя и трансмиссии автомобиля.
Наверх