Устройство для моделирования преобразовательного электровоза переменного тока

 

Устройство относится к системе электроснабжения электрических железных дорог переменного тока, а именно к модели преобразовательного электровоза переменного тока.

Цель полезной модели упрощение устройства для моделирования преобразовательного электровоза переменного тока путем изъятия выпрямителя, ЭДС и т.д.

Для реализации поставленной цели параллельно электрической цепи электровоза с последовательно соединенными вторым резистором и второй индуктивной катушкой включен третий резистор, а второй резистор выполнен нелинейным, причем напряжение на нем равно

Ur=I7,

где Ur - напряжение на втором резисторе;

- коэффициент аппроксимации;

I - действующее значение тока электровоза.

Второй резистор выполнен нелинейным для обеспечения заданной формы кривой тока и стабилизации тока при изменении уровня напряжения на токоприемнике электровоза.

Устройство относится к системе электроснабжения электрических железных дорог переменного тока, а именно к модели преобразовательного электровоза переменного тока.

Известно устройство для моделирования преобразовательного электровоза переменного тока с выпрямительной установкой для питания коллекторных тяговых двигателей постоянного тока [1, рис.51]. Эта схема устройства применяется для реализации физической модели электровоза переменного тока. Она содержит индуктивные катушки и резисторы, учитывающие индуктивность и активное сопротивление линии электропередачи, трансформатора тяговой подстанции и электровоза, блок выпрямителя, сглаживающий реактор и стабилизатор тока.

Известна схема моделирования преобразовательного электровоза переменного тока [2], используемая для формирования имитационной модели системы тягового электроснабжения. В схему замещения входят трансформатор, сглаживающий реактор, активные и индуктивные сопротивления, выпрямитель с четырьмя тиристорами, аппроксимированные вольт-амперной характеристикой и ЭДС, значением которой регулируют ток, потребляемый электровозом.

Указанные модели электровозов сложны по количеству элементов и их выполнению. Они предназначены в основном для физического моделирования. Математическое моделирование такой схемы замещения затрудняется тем, что очень сложно аппроксимировать вольт-амперные характеристики управляемых диодов-тиристоров.

Цель полезной модели - упрощение устройства для моделирования преобразовательного электровоза переменного тока путем изъятия выпрямителя, ЭДС и т.д.

Принимаем за прототип схему [1, рис.51] с учетом блоков линий электропередачи [1, рис.48], тяговой подстанции [1, рис.49] и контактной сети [1, рис.50].

Устройство для моделирования преобразовательного электровоза переменного тока содержащее источник питания и последовательно соединенные модели линии электропередачи, трансформатора тяговой подстанции и контактной сети с первой индуктивной катушкой и первым резистором и модель преобразовательного электровоза с электрической цепью последовательного соединения второй индуктивной катушки и второго резистора.

Электровоз в режиме тяги является нелинейной активно-индуктивной нагрузкой, который чаще всего работает в режиме неизменного тока, обеспечивающего заданную тяговую силу на заданном профиле движения.

Для реализации поставленной цели параллельно электрической цепи включен третий резистор, а второй резистор выполнен нелинейным, причем напряжение на нем равно

Ur=I7

где Ur - напряжение на втором резисторе;

- коэффициент аппроксимации;

I - действующее значение тока электровоза.

Второй резистор выполнен нелинейным для обеспечения:

- заданной формы кривой тока и

- стабилизации тока при изменении уровня напряжения на токоприемнике электровоза.

Форма кривой тягового тока преобразовательного электровоза представлена, например, в [4, рис.1], а независимость тока электровоза от изменяющего напряжения на токоприемнике объяснена в [5, стр.160].

Поясним причину включения третьего резистора. Напряжение в контактной сети равно сумме напряжений на реакторе и нелинейном резисторе. Поскольку при математическом моделировании напряжение на реакторе находится дифференцированием тока , а программа решения дифференциальных уравнений численным методом в системе MathCad осуществляет решение интегрированием, то определение напряжения на реакторе численным методом связано с определенными трудностями. Поэтому в схему замещения электровоза введем третий резистор, подключенный к контактной сети. Напряжение на этом резисторе будет равно напряжению в контактной сети, следовательно, напряжению на электровозе.

Устройство для моделирования преобразовательного электровоза представлено на рисунке 1, где:

1 - источник питания u(t),

2 - первая индуктивная катушка, учитывающая индуктивность линии электропередачи, силового трансформатора тяговой подстанции и контактной сети,

3 - первый резистор, учитывающий активное сопротивление линии электропередачи, силового трансформатора тяговой подстанции и контактной сети,

4 - контактная сеть переменного тока системы 25 кВ,

5 - вторая индуктивная катушка, учитывающая индуктивность электровоза,

6 - второй резистор нелинейный,

7 - третий резистор,

8 - модель преобразовательного электровоза переменного тока,

9 - рельс.

Рассмотрим последовательность расчета сопротивления нелинейного резистора и других элементов, реализующих в предлагаемой схеме характеристику тока электровоза.

1. Прежде всего требуется подобрать подходящую эмпирическую формулу вольт-амперной характеристики нелинейного резистора. Зависимые переменные от тока и времени - напряжение u(i, t) и сопротивление нелинейного резистора R (i,t), связаны по закону Ома:

На основании методов подбора эмпирических формул [7] предварительно принята простейшая степенная функция аппроксимации

где - коэффициент аппроксимации, n - показатель степени

Тогда, подставляя (2) в (1), получим

Пробные расчеты показали, что целесообразно принять n+1=7 (поскольку функция тока нечетная, то и степень полинома должна быть нечетной).

2. Определение коэффициента .

Выполняется расчет для заданной мгновенной схемы электроснабжения. Исходные данные схемы:

- Напряжение источника питания (напряжение холостого хода) -27500 В.

- Действующее значение тяговой нагрузки: принимаем тяговую нагрузку, сосредоточенную у поста секционирования - эквивалентная тяговая нагрузка - 500А.

- Коэффициент мощности нагрузки - 0,8

- Параметры линии электропередачи, трансформатора тяговой подстанции и контактной сети до поста секционирования (приведено к напряжению 27,5 кВ): активное сопротивление - 3,38 Ом, индуктивность - 0,033 Гн. Питание контактной сети одностороннее.

Исходные данные указаны в расчете по рис.2.

Для действующих значений тока (I) и напряжения (Uэ) электровоза выражение (3) запишется следующим образом

Тогда

Здесь Uэ - напряжение на токоприемнике электровоза и cos - коэффициент мощности электровоза.

Расчет Uэ производится по формулам:

где U - действующее напряжение источника питания,

Хо - индуктивное сопротивление первой индуктивной катушки 2 от источника питания до поста секционирования на частоте 50 Гц.

В результате расчета получено Uэ=23040 В.

Для рассчитанного напряжения на электровозе Uэ=23040 B определен коэффициент аппроксимации по выражению (5) =2,36·10-15

3. Расчет индуктивности L1 в цепи электровоза.

Расчет второго индуктивного сопротивления 5 производят по формуле:

Здесь - угловая частота.

4. Расчет резистора R2.

Значение третьего активного сопротивления R2 принимается из расчета, чтобы протекающий по нему ток составлял 1-2% тока, протекающего по нелинейному резистору R1.

По разработанной программе на основании выражений (1)-(7) построены кривые тока и напряжения электровоза с использованием предлагаемой модели электровоза (рис.2) и проверено соответствие математической модели электровоза поставленным требованиям:

1) при изменении напряжения в пределах +/-25% от исходного напряжения действующее значение тока практически не изменяется.

2) кривая тока с достаточной точностью соответствует реальным кривым тока (Приложение 1). Проверка двух полученных кривых тока электровоза по рис.2 и по Приложению 1 методом выравнивания [7] показала возможность применения предлагаемой эмпирической формулы.

Применение устройства моделирования преобразовательного электровоза. Устройство предназначено для мгновенных схем тягового электроснабжения. Аппроксимирующий коэффициент зависит от напряжения на токоприемнике, и поэтому при изменении напряжения на электровозе необходимо пересчитать этот коэффициент. Тем не менее практические расчеты указывают на возможность не пересчитывать при изменении напряжения до +/-10% от исходного значения.

Устройство применимо для математического и физического моделирования.

Эффективно применение указанного устройства моделирования совместно с другим оборудованием системы тягового электроснабжения, в частности, для расчетов и исследования установок продольной и поперечной емкостной компенсации.

Расчет тяговой нагрузки методом численного интегрирования дифференциальных уравнений в интегрированном пакете MATHCAD

R0:=3.38L0:=0.033L1:=0.088 R2:=2750 f:=50
U:=27500:=2·f cos:=0.8
sin:=0.6I:=500 U-R0·I·cos-·L0·I·sin=2.304×104
=2.359×10-15

Z:=rkfixed(x, 0, 0.2, 40000, D) n:=040000

iln:=Zn,1 i2 n:=Zn, 2 u2n:=R2·i2n tn:=Zn, 0

Источники информации

1 Марквардт Г.Г. Применение теории вероятностей и вычислительной техники в системе электроснабжения. М.: Транспорт, 1972, 224 с.

2 Косарев А.Б. Основы теории электромагнитной совместимости систем тягового электроснабжения переменного тока. М.: ИНТЕКСТ, 2004, 272 с.

3 Тамазов А.И. Несимметрия токов и напряжений, вызываемая однофазными тяговыми нагрузками. М.: Транспорт. - 1965, 235 с.

4. Бородулин Б.М., Герман Л.А., Николаев Г.А. Конденсаторные установки электрифицированных железных дорог. - М.: Транспорт, 1983. - 183 с.

5. Электрические железные дороги. Учебник для вузов. Под ред. А.В.Плакса и В.Н.Пупынина. - М.: Транспорт, 1993 - 280 с.

6. Серебряков А.С., Шумейко В.В. Mathcad и решение задач электротехники. М.: Маршрут, 2005. - 240 с.

7. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике. М.: Гос. издательство физико-математической литературы. - 1959, 608 с

Приложение 1. Проверка соответствия кривой тока, построенной по экспериментальным данным и по предлагаемой методике.

Проверка выполнена следующим образом.

Кривая тока преобразовательного электровоза равна (ограничиваемся 1, 3, 5 и 7 гармониками):

Здесь I1 - амплитуда тока первой гармоники

к3, к5, к7 - отношение амплитуд тока 3, 5 и 7 гармоник к 1 гармонике тока.

3, 5, 7 - начальные фазы гармоник

В соответствие с [3] к3=15,2%. к5=5,3%, к7=2%

3=-16°, 5=-8°, 7=0.

По разработанной программе построена кривая тока по выражению (П1),

рис.П1.

Гармонический состав тока электровоза

t:=0,0.0010.04 Время, с

:=314 Угловая частота рад/с

3:=-16deg5:=-8deg\tabНачальные фазы гармоник тока
в градусах

7:=-0deg

Амплитуда первой гармоники - 100%, третьей - 15,2%, пятой -5,3%, седьмой - 2%

i1(t):=100·sin(·t)

i3(t):=100·0.152·sin(3·t+3)

i5(t):=100·0.0530·sin(5··t+5)

i7(t):=100·0.02·sin(7··t+7)

i(t):=i1(t)+i3(t)+i5(t)+i7(t)

Действующее значение тока в % от первой гармоники

I=73.314

u(t):=200·sin(·t+38deg) Питающее напряжение в %

Устройство для моделирования преобразовательного электровоза переменного тока, содержащее источник питания и последовательно соединенные модели линии электропередачи, трансформатора тяговой подстанции и контактной сети с первой индуктивной катушкой и первым резистором и модель преобразовательного электровоза с электрической цепью последовательного соединения второй индуктивной катушки и второго резистора, отличающееся тем, что параллельно электрической цепи включен третий резистор, а второй резистор выполнен нелинейным, причем напряжение на нем равно

Ur=I7,

где Ur - напряжение на втором резисторе;

- коэффициент аппроксимации;

I - действующее значение тока электровоза.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к сельскому хозяйству - к питомниководству, в частности к размножению садовых культур одревесневшими черенками и выращиванию подвоев.
Наверх