Газоперекачивающая станция


F17D1 - Трубопроводы (транспортировка изделий или материалов по трубопроводу с помощью пневмогидравлического носителя B65G 51/00, B65G 53/00; аппараты для распределения или разлива жидкостей B67D; специальные устройства для транспортировки жидкостей из резервуаров большой емкости в транспортные средства или суда или наоборот, например загрузочные или разгрузочные транспортные средства или портативные резервуары B67D 5/00; транспортировка разрабатываемого драгами материала по трубопроводу E02F 7/10; канализационные трубопроводы E03F 3/00; теплоизоляция трубопроводов F16L 59/00; центральная отопительная система F24D)

 

Полезная модель относится к области энергетики и может быть использована для газоперекачивающих станций (ГПС), включающих в себя газоперекачивающие агрегаты (ГПА) магистральных газопроводов. Технический результат, на достижение которого направлена предлагаемая схема устройства заключается в повышении эффективности газоперекачивающих станций. Технический результат достигается тем, что газоперекачивающая станция, включающая ряд блоков, каждый из которых содержит работающий 1 и резервный 14 газоперекачивающие агрегаты, содержащие газотурбинные установки, связанные каждая по валу со своим газовым компрессором 2 и 15, а по выхлопам горячего газа соединенные магистралью 3 и 16 с котлом-утилизатором 7, включающим камеру сгорания 6 и паровую турбину 8, в каждый блок введен третий газовый компрессор 9, при этом паровая турбина 8 котла-утилизатора 7 каждого блока соединена по валу с каждым третьим газовым компрессором 9. 1 н.п.ф., 1 чертеж

Полезная модель относится к области энергетики и может быть использовано для газоперекачивающих станций (ГПС), включающих в себя газоперекачивающие агрегаты (ГПА) магистральных газопроводов.

Известны ГПА состоящие из газотурбинных установок (ГТУ) и газовых (магистральных) компрессоров. Также ГПС содержат системы подвода воздуха, выхлопа горячего газа, а также включают в себя работающие и запасные силовые блоки. Сами ГТУ имеют, в большинстве случаев, кпд порядка 27-33%. Столь ограниченные кпд обусловлены тем, что одним из главных требований для приводов такого рода является надежность и высокий ресурс. Последнее связано с относительно невысокими температурами в камере сгорания ГТУ (1100-1250К), что, в основном, и определяет все остальные параметры цикла [Подробнее: http://www.informprom.ru/news_full.html?id=13383 «Доля импортных газоперекачивающих агрегатов в структуре закупок ОАО "Газпром" постепенно снижается»].

Известны различные котлы-утилизаторы (КУ) тепла выхлопных газов за ГТУ, включая и для производства электричества. Так же известны котлы утилизаторы с дополнительным подогревом выхлопных газов за ГТУ с целью повышения мощности КУ [Цанев С.В., Буров В.Д., Ремезов А.Н. Газотурбинные и парогазовые установки тепловых электростанций. М.: Изд-во МЭИ. 2002. 584 с.].

Наиболее близким техническим решением к заявляемому по технической сущности является газоперекачивающая станция (ГПС), которая описана в http://engine.aviaport.ru/issues/21/page08.html. «Перспективный газотурбинный привод для ГПА компрессорных станций», включающий газотурбинные установки, соединенные по валу с газовыми компрессорами и соединенные по выхлопу горячего газа с котлами утилизаторами, включающими камеры сгорания и паровые турбины, паровые турбины приводят электрогенераторы.

Недостатком такого решения является то, что в большинстве случаев ГПС находятся вдали (сотни, иногда тысячи километров) от магистральных высоковольтных линий передач (тайга, пустынные малозаселенные районы и т.п.). Как правило, полученная энергия может быть использована только на собственные нужды, а получается, что ресурсы энергосбережения существенно превосходят ресурсы возможного собственного энергопотребления. В результате, большие потери расхода топлива, идущего на перекачку в ГПА существенно ведут к большим энергозатратам, а значит к снижению эффективности газоперекачивающей станции.

Решаемой задачей заявляемой полезной модели является повышение эффективности газоперекачивающей станции за счет снижения расхода топлива на газотурбинные установки с газовыми компрессорами при осуществлении перекачки газа на ГПС.

Технический результат, на достижение которого направлена предлагаемая схема устройства заключается в повышении эффективности газоперекачивающих станций.

Технический результат достигается тем, что газоперекачивающая станция, включающая ряд блоков, каждый из которых содержит работающий и резервный газоперекачивающие агрегаты, содержащие газотурбинные установки, связанные каждая по валу со своим газовым компрессором, а по выхлопам горячего газа соединенные магистралью с котлом-утилизатором, включающим камеру сгорания и паровую турбину, в каждый блок введен третий газовый компрессор, при этом паровая турбина котла-утилизатора каждого блока соединена по валу с каждым третьим газовым компрессором.

Для пояснения технической сущности рассмотрим фиг.1

На фиг.1 показана схема блока газоперекачивающей станции. Здесь: 1 - работающая ГТУ, 2 - газовый компрессор, 3 - магистраль выхлопа ГТУ, 4 - первый газовый шибер, 5 - второй газовый шибер для котла-утилизатора, 6 - камера сгорания, 7 - котел утилизатор (КУ), 8 - паровая турбина, 9 - третий газовый компрессор, 10 - конденсатор (сухая градильня), 11 - водяной насос, 12 - магистраль выхлопа котла утилизатора 7, 13 - выхлопная шахта, 14 - резервная (запасная) ГТУ, 15 - резервный (запасной) газовый компрессор, 16 - магистраль выхлопа резервной (запасной) ГТУ, 17 - третий газовый шибер для резервной (запасной) ГТУ, 18 - четвертый шибер, 19 - резервная (запасная) магистраль для горячего рабочего тела.

Работа системы. Наружный воздух поступает на работающую ГТУ 1, которая приводит компрессор 2. Выхлопные газы от ГТУ 1 по магистрали 3 поступают через шибер 4 и шибер 5 на камеру сгорания - 6, котел утилизатор 7 и паровую турбину 8, которая приводит третий газовый компрессор 9. Шибера 17 и 18 закрыты. Котел утилизатор 7 также содержит конденсатор (сухую градильню)10. Система содержит также и конденсатный насос 11. Выхлопные газы после котла утилизатора 7 по магистрали 12 поступают на выхлопную шахту 13.

При остановке ГТУ 1, например, при ее ремонте, происходит включение ГТУ 14 для привода компрессора 15. При этом выхлопные газы по магистрали 16 через шибера 17 и 5 поступают через камеру сгорания 6 на котел утилизатор (КУ) 7. При этом шибер 4 и 18 закрыты.

При ремонте КУ 7 шибер 5 закрыт, работают ГТУ 1 и ГТУ 14. Шибера 4, 17 и 18 открыты. Если вся система будет находиться в неотапливаемом помещении, то при аварийной ситуации предусмотрена магистраль 18 для откачки всей сетевой воды из КУ или, в иных случаях, ее горячую прокачку с автономным нагревом. При использовании, например, пентана, замерзание рабочего тела исключено (температура плавления пентана минус 130°С). Не исключается использование и иных рабочих тел.

При использование в качестве рабочего тела воды средняя температура перегретого пара ~450-550°С, давление пара перед паровой турбиной ~1,4 ~1,8 МПа, давление в конденсаторе ~0,01 МПа. При использовании иного рабочего тела, например, пентана параметры будут несколько отличаться, например давление конденсации будет близко к 0,12 МПа.

Кпд паротурбинного контура (отнесенное к полному теплосодержанию газа на входе в КУ) порядка ку=0,4. Кпд интегральной системы (отнесенное к суммарным затратам топлива в ГТУ плюс затраты топлива в к. сгорания -6 КУ) порядка ис=0,43. Приведенные данные рассчитаны при кпд исходной ГТУ гту=0,27. При более высоком кпд ГТУ конечные результаты будут более существенны и могут достигнуть кпд=0,5-0,55.

Для оценки технико-экономических показателей, примем среднюю стоимость магистрального газа 100 долларов за 1000 нм3 или 133 доллара за тонну газа В среднем, для привода одного компрессора в сутки расходуется 100 тон газа (например двигатель НК 16-18 СТ), что в долларовом - суточном эквиваленте равно 13300 долларов/сутки. С учетом догрева выхлопных газов перед входом в КУ до 550 С (максимальный нагрев на 200 градусов) необходимо затратить в сутки еще 34500 кг газа. Всего для привода двух газовых компрессоров траты газа составят 134500 кг/сутки вместо 200000 кг/сутки (на двух приводах типа НК 16-18 СТ). Или, что тоже самое, экономия по газу составит (200000-134500)=65500 кг./сутки. В денежном эквиваленте этому соответствует сумма в 8711,5 долларов в сутки. Годовая экономия при работе двух компрессоров - 3,18 мил. долларов или 95,4 мил. рублей. Средняя окупаемость проекта - 2 года.

С учетом того, что в настоящее время в эксплуатации находятся порядка 600 ГТУ типа НК 16-18 с кпд ниже 30% (300 находятся в эксплуатации, 300 в аварийном запасе). Модернизация может освободить порядка 200 двигателей с их последующей заменой на КУ. В последнем случае годовая экономия составит 200*3,18 млн.=600,36 млн. долларов. Модернизацию можно произвести в течение 3-5 лет.

При стоимости магистрального газа в экспортном варианте 250 долларов за 1000 нм, общая экономия может быть достигнута в размере ~1,5 миллиарда долларов.

Газоперекачивающая станция, включающая ряд блоков, каждый из которых содержит работающий и резервный газоперекачивающие агрегаты, содержащие газотурбинные установки, связанные каждая по валу со своим газовым компрессором, а по выхлопам горячего газа соединенные магистралью с котлом-утилизатором, включающим камеру сгорания и паровую турбину, отличающаяся тем, что в каждый блок введен третий газовый компрессор, при этом паровая турбина котла-утилизатора каждого блока соединена по валу с каждым третьим газовым компрессором.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом предложенной полезной модели является то, что привод - гидравлический двигатель и насос установлены стационарно на поверхности земли, обсадная труба выполнена из секций

Система восстановления и ремонта паровых и газовых турбин принадлежит к области энергетики и применяется на электростанциях для регенерации высокого давления в паровых и газовых турбинах.
Наверх