Пневмоплица на гусеничной ленте

 

Область техники полезной модели: транспортное средство, способное передвигаться как по суше, так и по воде. Техническая эффективность: повышение экологической эффективности при воздействии на слабонесущий грунт. Сущность: В пневмоплице (5) на внешней поверхности (6) гусеничной ленты (4) снижена потеря длины контактного пятна при опирании на грунт применением эластичных торовых торцев (10), которые стянуты эластичной продольной центральной стяжкой (11) закрепленной на торцах жесткими торцевыми конусами (12). В работе пневмоплица (5) прижата к грунту нижней ветвью (14) гусеничной ленты (4), на которую действует сверху давление воздуха в закрытой воздушной подушке (15). Технический результат: увеличена длина контактного пятна пневмоплицы при воздействии на грунт.

1 ил., 1 Н.З.п. ф-лы.

Полезная модель относится к транспортным средствам, способным передвигаться как по суше, так и по воде, в частности, к плавающим вездеходам на воздухоопорных гусеницах, и может быть использовано круглогодично в условиях морского побережья, прибрежных вод и внутренних водных бассейнов.

Известно устройство пневмоплицы на гусеничной ленте, реализованное в транспортном средстве «амфибия», которое содержит корпус транспортного средства с боковыми ограждениями и платформой, пары барабанов переднего и/или заднего привода соответственно в его передней и задней частях. На каждую пару барабанов заведена гусеничная лента с пневмоплицами на внешней поверхности поперек ее, а пневмоплица содержит эластичную цилиндрическую вставку, эластичные сферические торцы, продольный размер (длина) каждого из которых равен его радиусу Rсф, при деформировании, невозвратный клапан наполнения пневмоплицы.

Между нижней ветвью гусеничной лены, платформой и боковыми ограждениями имеется закрытая воздушная подушка, а в платформе воздухонагнетатели и воздуховоды, соединенные с закрытой воздушной подушкой, (патент СССР 1062027А, М.П.К.3 B60F 3/00).

Конструктивные особенности пневмоплицы на гусеничной ленте по данному патенту 1062027A были реализованы и нашли отражение в проработках патентовладельца - Дальневосточного высшего инженерного морского училища им. адм. Г.И.Невельского «Исследование возможностей разведывательного бурения при использовании амфибийных буровых понтонов» ГР 79035577, ВНТИЦ. 1980, и «Достройка, модернизация и испытание макетного образца плавсредства на воздухоопорных гусеницах г/п 20-30 т.» ГР 81094588, ВНТИЦ, 1986.

Испытание макетного образца, выполненного в натуральную величину по патенту 1062027A, показали, что известное решение прототип имеет недостаток:

Пневмоплица на гусеничной ленте содержит эластичную цилиндрическую вставку, эластичные сферические торцы. При опирании воздухоопорной гусеницы на грунт пневмоплица на внешней поверхности ее прижимается к грунту нижней ветвью гусеничной ленты, которая нагружена избыточным давлением воздуха в закрытой воздушной подушке создаваемой воздухонагнетателями между платформой, нижней ветвью гусеницы и боковыми ограждениями. Под действием этой нагрузки пневмоплица, зажатая между грунтом и нижней ветвью гусеничной ленты, деформируется, образовывая контактное пятно на грунте. Щадящие грунт свойства транспортного средства «амфибия» повышаются с увеличением площади контактного пятна на грунте, однако потеря длины контактного пятна на грунте достаточно валика при деформировании эластичных сферических торцев радиуса R сф. Это значительно снижает экологическую эффективность транспортного средства - «амфибия».

Техническая задача, на решение которой направлена заявленная полезная модель - устранение указанного недостатка, а именно повышение экологической эффективности транспортного средства «амфибия» при воздействии на слабонесущий грунт снижением потери контактного пятна на грунте.

Решение указанной технической задачи достигается тем, что в известной пневмоплице на гусеничной ленте транспортного средства «амфибия», которое содержит корпус с боковыми ограждениями и платформой, пары барабанов переднего и/или заднего привода соответственно в его передней и задней частях, на каждую пару которых заведена гусеничная лента с пневмоплицами на внешней поверхности поперек ее, а пневмоплица содержит эластичную цилиндрическую вставку, эластичные сферические торцы, невозвратный клапан наполнения пневмоплицы. Между нижней ветвью гусеничной ленты, платформой и боковыми ограждениями имеется закрытая воздушная подушка, а в платформе воздухонагнетатели и воздуховоды, соединенные с закрытой воздушной подушкой, в отличие от нее в заявляемой пневмоплице на гусеничной ленте имеется фартук с отверстиями для крепления к гусеничной ленте, а установленные эластичные торовые торцы стянуты эластичной продольной центральной стяжкой внутри пневмоплицы, соединенной с торцами жесткими торцевыми конусами. Причем продольный размер (длина) каждого из эластичных торовых торцев равен его радиусу Rтор, величина которого в два раза меньше радиуса эластичного сферического торца при деформировании.

На фиг.1 показана пневмоплица с эластичными торовыми торцами.

На фиг.2 показан продольный разрез пневмоплицы с эластичными торовыми торцами на грунте.

На фиг.3 показан продольный разрез пневмоплицы со сферическими торцами прототипа на грунте.

Заявляемое устройство - пневмоплица на гусеничной ленте представляется в следующем исполнении. Устройство содержит (фиг.2) корпус 1 транспортного средства (не показано) с боковыми ограждениями 2 и платформой 3, пары барабанов (не показано) переднего и/или заднего привода соответственно в его передней и задней частях. На каждую пару барабанов заведена гусеничная лента 4 с пневмоплицами 5 на внешней поверхности 6 поперек ее, а сама пневмоплица 5 содержит эластичную цилиндрическую вставку 7 с фартуком 8 (фиг.1), в котором имеются отверстия 9 для крепления к гусеничной ленте 4, эластичные торовые торцы 10 пневмоплицы, изображенные на фиг.2, которые стянуты эластичной продольной центральной стяжкой 11 внутри пневмоплицы 5, соединенной с эластичными торцами 10 торцевыми конусами 12, невозвратный клапан наполнения 13 пневмоплицы 5, расположенной на торце 10. Между нижней ветвью 14 гусеничной ленты 4 (фиг.2), платформой 3 и боковыми ограждениями 2 имеется закрытая воздушная подушка 15, а в платформе воздухонагнетатели и воздуховоды (не показано), соединенные с закрытой воздушной подушкой 15.

В рабочем положении пневмоплица 5 с эластичной цилиндрической вставкой 7, эластичными торовыми торцами 10, стянутыми эластичной продольной стяжкой 11 с торцевыми конусами 12, прижата к грунту нижней ветвью 14 гусеничной ленты 4, на внешней поверхности 6 которой фартуком 8 через отверстие 9 закреплена пневмоплица 5, наполненная воздухом через невозвратный клапан наполнения 13. Гусеничная лента 4 нагружена избыточным давлением воздуха в закрытой воздушной подушке 15, создаваемым воздухонагнетателями (не показано), подающими в нее воздух под давлением по воздуховодам (не показано) между нижней ветвью 14 гусеничной ленты 4, платформой 3 и боковыми ограждениями 2 корпуса 1. Длина пневмоплицы 5 не превышает расстояние между боковыми ограждениями 2. Продольный размер эластичного торового торца равен радиусу Rтор и определяет потерю длины контактного пятна пневмоплицы на грунте, величина его в два раза меньше длины сферического торца прототипа, радиус которого Rсф (фиг.3). Потеря длины контактного пятна прототипа на грунте равна 2Rсф, а потеря длины контактного пятна в заявляемом устройстве равна 2Rтор. Это в два раза меньше 2Rсф, что повышает экологическую эффективность транспортного средства «амфибия» при воздействии на слабонесущий грунт.

Пневмоплица на гусеничной ленте транспортного средства - «амфибия», которое содержит корпус транспортного средства с боковыми ограждениями и платформой, пары барабанов переднего и/или заднего привода соответственно в его передней и задней частях; на каждую пару барабанов заведена гусеничная лента с пневмоплицами на внешней поверхности поперек ее, а сама пневмоплица содержит эластичную цилиндрическую вставку, эластичные сферические торцы, невозвратный клапан наполнения пневмоплицы; между нижней ветвью гусеничной ленты, платформой и боковыми ограждениями имеется закрытая воздушная подушка, а в платформе воздухонагнетатели и воздуховоды, соединенные с закрытой воздушной подушкой, отличающаяся тем, что в пневмоплице на гусеничной ленте имеется фартук с отверстиями для крепления к гусеничной ленте, а установленные эластичные торовые торцы стянуты эластичной продольной центральной стяжкой внутри пневмоплицы, соединенной с торцами жесткими торцевыми конусами, причем продольный размер каждого из эластичных торовых торцов равен его радиусу Rтор, величина которого в два раза меньше радиуса эластичного сферического торца при деформировании.



 

Наверх