Складная картонная коробка
Полезная модель относится к области техники упаковки. Складная картонная коробка выполнена из одной плоской заготовки (1), разделенной линиями перегиба (2), (3), (4) на участки, образующими основное днище (5) прямоугольной формы и перпендикулярную ему первую пару боковых стенок (6). К каждой из них присоединены снабженные замковыми узлами (8) основные клапаны (7), отогнутые перпендикулярно основному днищу (5). Вторую пару боковых стенок образуют замкнутые между собой основные клапаны (7). Основное днище (5) снабжено двумя отогнутыми на его внутреннюю поверхность прямоугольными дополнительными клапанами (9), которые образуют дополнительное днище. Основное днище (5) выполнено длиной, превышающей длину боковых стенок (6) первой пары, с образованием внешних буртиков (10). Это обеспечивает высокую эксплуатационную эффективность коробки за счет повышения ее прочности и жесткости, возможности устойчивого штабелирования, простоты ее формирования и минимизации расходов материала при изготовлении. Дополнительное повышение жесткости в вертикальном направлении позволяет выполнение коробки из гофрокартона с направлением гофров вдоль высоты всех ее боковых стенок. 12 з.п. ф-лы. 5 ил.
Полезная модель относится к области техники упаковки и может использоваться в складных картонных коробках для упаковки, транспортировки и хранения различных промышленных и продовольственных товаров, в том числе кондитерских изделий, например, тортов, а также в качестве лотка.
Известна складная картонная коробка, образованная из одной заготовки с выполненными в ней линиями перегиба, содержащая две продольные стенки, каждая из которых снабжена в заготовке двумя сборочными участками, и две поперечные стенки, образованные торцовыми клапанами, отогнутыми по соответствующим линиям перегиба, и днище с двумя прорезями, при этом каждая из поперечных стенок выполнена разновысокой, каждый из торцовых клапанов выполнен с двумя линиями перегиба и снабжен дополнительным участком, сопрягаемым с днищем, прорези, выполненные прямолинейными, размещены на расстоянии от торцовых граней днища, равном ширине дополнительного участка торцовых клапанов, а каждый из них снабжен язычком по размеру прорези (RU 2211790 С2, 2003). Однако такая коробка недостаточно прочна, что не позволяет эффективно ее эксплуатировать.
Известны и другие складные картонные коробки, выполненные из одной плоской заготовки, разделенной линиями перегиба, образующими соответствующие участки - днище и боковые стенки (например, SU 278402 А, 1970; RU 2238890 С2, 2004; US 4669614 A, 1987; WO 9309032 A1, 1993). Однако все они, как правило, неэкономичны в изготовлении из-за значительных отходов и неудобны в эксплуатации.
Из известных складных картонных коробок наиболее близкой к заявленной является складная картонная коробка, выполненная из одной плоской заготовки, разделенной линиями перегиба на участки, образующие основное днище прямоугольной фор мы и перпендикулярную ему первую пару боковых стенок, к каждой из которых на ее конце присоединен отогнутый по соответствующей линии перегиба перпендикулярно основному днищу основной клапан с выполненным в нем замковым узлом, а вторую пару боковых стенок образуют замкнутые между собой соответствующие основные клапаны (RU 34148 U1, 2003). Замковые механизмы, которыми снабжены основные клапаны в этой коробке, выполнены в виде прямоугольного язычка с прорезями. Такая коробка содержит крышку, образованную соответствующими участками плоской заготовки. Боковые стенки первой пары (торцевые) снабжены опорными прямоугольными клапанами, отгибаемыми на внутреннюю поверхность крышки.
Такая коробка экономична в изготовлении, более удобна в эксплуатации, однако ее эксплуатационная эффективность все же недостаточна высока, что связано, в том числе с недостаточными жесткостью и прочностью конструкции. Наличие днища только из одного слоя картона не позволяет упаковывать в нее изделия повышенного веса. Конструкция такой коробки не позволяет обеспечить надежное штабелирование коробок. В ней также не предусмотрена возможность надежной фиксации крышки.
Задача, решаемая полезной моделью, заключается в создании складной картонной коробки, лишенной недостатков прототипа. Технический результат, обеспечиваемый полезной моделью, состоит в повышении эксплуатационной эффективности складной картонной коробки.
Это достигается тем, что в складной картонной коробке, выполненной из одной плоской заготовки, разделенной линиями перегиба на участки, образующие основное днище прямоугольной формы и перпендикулярную ему первую пару боковых стенок, к каждой из которых на ее конце присоединен отогнутый по соответствующей линии перегиба перпендикулярно основному днищу основной клапан с выполненным в нем замковым узлом, а вторую пару боковых стенок образуют замкнутые между собой соответствующие основные клапаны, основное днище снабжено двумя отогнутыми на внутреннюю поверхность основного днища и образующими дополнительное днище выполненными прямоугольными дополнительными клапанами, при этом основное днище выполнено длиной, превышающей длину боковых стенок первой пары, с образованием внешних буртиков. На каждом из сопряженных торцов основного и дополнительного днищ вдоль их центральной оси симметрии может быть выполнена крепежная прорезь, при этом длина прорези выбрана равной ширине буртика. Основные клапаны и боковые стенки первой пары могут быть выполнены прямоугольными или со скругленными краями. По меньшей мере в одной из боковых стенок первой пары может быть выполнен вырез. Вдоль каждой из боковых стенок первой пары может быть выполнена щелевая прорезь с обеспечением возможности легкого отделения одновременно всех боковых стенок от основного и дополнительного днищ, при этом все линии перегиба в плоской заготовке выполнены в виде перфорации. Каждый из замковых узлов может быть выполнен в виде прорези в форме прямоугольного треугольника или в виде пары параллельных прорезей прямоугольной формы. Замыкание замковых узлов между соответствующими основными клапанами может быть выполнено с внутренней стороны или с внешней стороны второй пары боковых стенок. В качестве материала плоской заготовки может быть выбран гофрированный картон. В плоской заготовке гофры могут быть направлены вдоль длины боковых стенок первой пары и основных клапанов, при этом линии перегиба между основным днищем и дополнительными клапанами выполнены в виде бигов, а между основным днищем и боковыми стенками первой пары и между боковыми стенками первой пары и основными клапанами - в виде битов или перфорации. В плоской заготовке гофры могут быть направлены вдоль высоты боковых стенок первой пары и основных клапанов, при этом линии перегиба между основным днищем и боковыми стенками первой пары выполнены в виде бигов, а между основным днищем и дополнительными клапанами и между боковыми стенками первой парой и основными клапанами - в виде бигов или перфорации.
На фиг.1 показан конструктивный вариант выполнения плоской заготовки прямоугольной формы с треугольными замковыми узлами. На фиг.2 показан конструктивный вариант выполнения такой же плоской заготовки, но в одном из ее участков, соответствующему одной из боковых стенок, выполнена выемка. На фиг.3 показан конструктивный вариант выполнения плоской заготовки со скругленными краями, в которой на участках, соответствующих первой паре боковых стенок коробки, выполнена щелевая прорезь. На фиг.4 показан внешний вид конструктивного варианта коробки в собранном состоянии, в которой замыкание замковых узлов выполнено с внутренней стороны второй пары боковых стенок. На фиг.5 показан внешний вид конструктивного варианта коробки в собранном состоянии, в которой замыкание замковых узлов выполнено с внешней стороны второй пары боковых стенок, а в одной из боковых стенок первой пары выполнен вырез.
Складная картонная коробка выполнена из одной (цельной) плоской заготовки 1, разделенной линиями 2, 3, 4 перегиба на участки, образующие в коробке основное днище 5 прямоугольной формы (в частном случае - квадратной формы) и перпендикулярную ему (через линии 4 перегиба) первую пару боковых стенок 6. Боковые стенки 6 могут быть выполнены прямоугольными (фиг.1, фиг.2, фиг.4, фиг.5) или со скругленными краями (фиг.3). К участкам плоской заготовки 1, соответствующим боковым стенкам 6 первой пары, на их концах (через линии 3 перегиба) присоединены основные клапаны 7, которые могут быть выполнены прямоугольными (фиг.1, фиг.2, фиг.4, фиг.5) или со скругленными краями (фиг.3). Основные клапаны 7 в коробке отогнуты по линиям 3 перегиба перпендикулярно основному днищу 5 и образуют вторую пару ее боковых стенок. В основных клапанах 7 выполнены замковые узлы 8, которые преимущественно могут быть выполнены в форме прямоугольного треугольника (фиг.1 - фиг.3) или могут быть выполнены каждый в виде пары параллельных прорезей прямоугольной формы (на чертежах не показаны). Участок в плоской заготовке 1, соответствующий основному днищу, имеет продолжения через линии 2 перегиба в виде дополнительных клапанов 9 так, что в коробке основное днище 5 снабжено двумя отогнутыми на его внутреннюю поверхность выполненными прямоугольными дополнительными клапанами 9, образующими дополнительное днище коробки. Основное днище 1 выполнено длиной, превышающей длину боковых стенок 6 первой пары, с образованием в коробке внешних буртиков 10. На каждом из сопряженных торцов основного 5 и дополнительного днищ вдоль их центральной оси симметрии преимущественно может быть выполнена крепежная прорезь 11 с длиной, равной ширине буртика 10 (в собранном состоянии коробки), под крепежный жгут, бечевку или ленту в случае использования коробки совместно с крышкой для фиксации последней (на чертежах не показаны). По меньшей мере в одной из боковых стенок 6 первой пары может быть выполнен вырез 12, например, прямоугольной формы (фиг.2, фиг.3, фиг.5). Вдоль каждой из боковых стенок 6 первой пары может быть выполнена щелевая прорезь 13 с обеспечением возможности легкого отделения одновременно боковых стенок 6 первой пары и боковых стенок второй пары (основных клапанов 7) от основного 5 и дополнительного днищ (дополнительных клапанов 9), при этом все линии 2, 3, 4 перегиба в плоской заготовке 1 выполнены в виде перфорации (фиг.3). Длина щелевых прорезей 13 выбрана преимущественно меньше длины боковых стенок 6 первой пары, а перфорация линий перегиба 2 может быть продлена до концов щелевых прорезей 13. В качестве материала плоской заготовки преимущественно может быть выбран гофрокартон, например, трехслойный типа Е (по ГОСТ Р 52901-2007). В плоской заготовке 1 гофры (на чертежах не показаны) могут быть направлены вдоль длины или вдоль высоты участков, соответствующих боковым стенкам 6 первой пары, и основных клапанов 7, т.е. вдоль длины или вдоль высоты всех боковых стенок коробки. При этом в первом случае линии 2 перегиба между основным днищем 5 и дополнительными клапанами 9 выполнены в виде бигов (углубленных бороздок), а линии 4 перегиба между основным днищем 5 и боковыми стенками 6 первой пары, а также линии перегиба 3 между боковыми стенками 6 первой пары и основными клапанами 7 могут быть выполнены как в виде бигов, так и перфорации. Во втором случае линии 4 перегиба между основным днищем 5 и боковыми стенками 6 первой пары выполнены в виде бигов, а линии 2 перегиба между основным днищем 5 и дополнительными клапанами 9, а также линии 3 перегиба между боковыми стенками 6 первой пары и основными клапанами 7 могут быть выполнены как в виде бигов, так и перфорации. Коробка может быть укомплектована легкосъемной крышкой, преимущественно из картона, устанавливаемой на буртики 10 (на чертежах не показана). В крышке может быть выполнено по меньшей мере одно, закрытое прозрачным материалом окно, соответствующее вырезу 12.
Складная картонная коробка формируется из одной плоской заготовки 1 прямоугольной формы или со скругленными краями, в которой выполнены линии 2, 3, 4 перегиба путем биговки или перфорирования (в зависимости от назначения коробки). Центральная часть плоской заготовки 1 является основным днищем 5 коробки. Дополнительные клапаны 9 отгибают по линиям 2 перегиба на внутреннюю поверхность основного днища 5 так, что образуется дополнительное днище. Для более надежной фиксации дополнительных клапанов 9 на основном днище 5 может использоваться, например, скотч. Участки плоской заготовки 1, соответствующие первой паре боковых стенок 6, с основными клапанами 7 отгибают по линиям 3 перегиба перпендикулярно основному днищу 5 и дополнительному днищу так, что образуется первая пара боковых стенок 6. Затем отгибают по линиям 3 перегиба основные клапаны 7 перпендикулярно боковым стенкам 6 первой пары и замыкают соответствующие основные клапаны 7 посредством замковых узлов 8 между собой так, что образуется вторая пара боковых стенок.
Пример реализации. Коробка выполнена в виде открытого лотка из трехслойного микрогофрокартона типа Т марки Т 13 с профилем гофров Е (по ГОСТ Р 52901-2007), в котором гофры направлены вдоль высоты всех боковых стенок. Поперечные размеры коробки 240×240 мм, высота 90 мм. Ширина буртиков 10 равна 20 мм, ширина крепежных прорезей 11 равна 5 мм. В коробке в одной из боковых стенок 6 выполнен прямоугольный вырез 12 высотой 45 мм и длиной 190 мм. Замковые узлы 8 выполнены в виде прорези в форме прямоугольного треугольника высотой 40 мм с основанием 18 мм.
Такая конструкция коробки обеспечивает ее высокую жесткость и в целом повышенную прочность, в том числе за счет введения дополнительного днища. Дополнительно повысить жесткость в вертикальном направлении позволяет выполнение плоской заготовки 1 из гофрокартона так, что гофры направлены вертикально, вдоль высоты всех боковых стенок. При комплектовании коробки легкосъемной крышкой, она легко одевается на верхнюю часть коробки и может быть зафиксирована надежно на буртиках 10, например, жгутом, бечевкой или лентой, через направляющие, которыми служат крепежные прорези 11. При этом практически исключается возможность сминания крышки при ее закреплении на коробке и при хранении и транспортировке коробки с крышкой. Высокая жесткость коробки в вертикальном направлении и наличие буртиков 10 позволяет надежно штабелировать коробки. При этом вертикальный штабель коробок в виде открытых лотков может дополнительно фиксироваться при выполнении крепежных прорезей 11 расширенными и выполнении в боковых стенках «язычков», входящих в прорези для фиксации штабеля, или за счет выполнения дополнительных «ушек» по углам боковых стенок со стороны буртиков 10 (на чертежах не показано). В коробке предусмотрена возможность для потребителя за счет введения щелевых прорезей 13 легкого отделения ее основания (основного 5 и дополнительного днищ) от всех ее боковых стенок, что дополнительно повышает ее эксплуатационную эффективность, например, в случае размещения в коробке торта. Дополнительное повышение эксплуатационной эффективности обеспечивает также выполнение в коробке вырезов 12, что удобно для пользователя, например, когда необходимо считать информацию с размещаемых в коробке упаковок. Кроме того, при изготовлении коробки используется единая плоская заготовка 1 с минимальными отходами (реализован принцип цельнокроенности). Простота формирования коробки и минимизация расхода материала при ее изготовлении обеспечивает ее малую себестоимость. Все это в целом обеспечивает высокие потребительские свойства коробки.
Складная картонная коробка, выполненная в соответствии с полезной моделью, обладает более высокой эксплуатационной эффективностью по сравнению с известными аналогичными.
1. Складная картонная коробка, выполненная из одной плоской заготовки, разделенной линиями перегиба на участки, образующие основное днище прямоугольной формы и перпендикулярную ему первую пару боковых стенок, к каждой из которых на ее конце присоединен отогнутый по соответствующей линии перегиба перпендикулярно основному днищу основной клапан с выполненным в нем замковым узлом, а вторую пару боковых стенок образуют замкнутые между собой соответствующие основные клапаны, отличающаяся тем, что основное днище снабжено двумя отогнутыми на внутреннюю поверхность основного днища и образующими дополнительное днище выполненными прямоугольными дополнительными клапанами, при этом основное днище выполнено длиной, превышающей длину боковых стенок первой пары, с образованием внешних буртиков.
2. Складная картонная коробка по п.1, отличающаяся тем, что на каждом из сопряженных торцов основного и дополнительного днищ вдоль их центральной оси симметрии выполнена крепежная прорезь, при этом длина прорези выбрана равной ширине буртика.
3. Складная картонная коробка по п.1, отличающаяся тем, что основные клапаны и боковые стенки первой пары выполнены прямоугольными.
4. Складная картонная коробка по п.1, отличающаяся тем, что основные клапаны и боковые стенки первой пары выполнены со скругленными краями.
5. Складная картонная коробка по п.1, отличающаяся тем, что по меньшей мере в одной из боковых стенок первой пары выполнен вырез.
6. Складная картонная коробка по п.1, отличающаяся тем, что вдоль каждой из боковых стенок первой пары выполнена щелевая прорезь с обеспечением возможности легкого отделения одновременно всех боковых стенок от основного и дополнительного днищ, при этом все линии перегиба в плоской заготовке выполнены в виде перфорации.
7. Складная картонная коробка по п.1, отличающаяся тем, что каждый из замковых узлов выполнен в виде прорези в форме прямоугольного треугольника.
8. Складная картонная коробка по п.1, отличающаяся тем, что каждый из замковых узлов выполнен в виде пары параллельных прорезей прямоугольной формы.
9. Складная картонная коробка по п.1, отличающаяся тем, что замыкание замковых узлов между соответствующими основными клапанами выполнено с внутренней стороны второй пары боковых стенок.
10. Складная картонная коробка по п.1, отличающаяся тем, что замыкание замковых узлов между соответствующими основными клапанами выполнено с внешней стороны второй пары боковых стенок.
11. Складная картонная коробка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве материала плоской заготовки выбран гофрированный картон.
12. Складная картонная коробка по.11, отличающаяся тем, что в плоской заготовке гофры направлены вдоль длины боковых стенок первой пары и основных клапанов, при этом линии перегиба между основным днищем и дополнительными клапанами выполнены в виде бигов, а между основным днищем и боковыми стенками первой пары и между боковыми стенками первой пары и основными клапанами - в виде битов или перфорации.
13. Складная картонная коробка по п.11, отличающаяся тем, что в плоской заготовке гофры направлены вдоль высоты боковых стенок первой пары и основных клапанов, при этом линии перегиба между основным днищем и боковыми стенками первой пары выполнены в виде бигов, а между основным днищем и дополнительными клапанами и между боковыми стенками первой парой и основными клапанами - в виде битов или перфорации.