Составная конструкция прибора для определения сил взаимодействия и реакций жесткой заделки и шарнирно-подвижной опоры

 

Полезная модель относится к лабораторному оборудованию и может найти применение в учебных лабораториях по теоретической механике технических вузов, техникумов и технических училищ.

Известная составная конструкция состоит из стержней с неизменяемой их длиной. Это не позволяет организовать учебно-исследовательскую работу обучающихся.

В предложенной полезной модели вертикальные и горизонтальные части стержней левой и правой частей конструкции выполнены телескопическими. Наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными против хода часовой стрелки. Это позволяет изменять размеры стержней и организовывать учебно-исследовательскую работу студентов младших курсов и значительно улучшить их инженерную подготовку.

Полезная модель относится к лабораторному оборудованию и может найти применение в учебных лабораториях по теоретической механике технических вузов, техникумов и технических училищ.

Известна составная конструкция с приложенными к ней внешними силами и моментами (Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике: Учебное пособие для технических вузов. - 7-е изд., исправленное. - М.: Интеграл-Пресс, 2001, стр.23, рис.17, вар.5), состоящая из левой и правой частей, связанных между собой вращательным шарниром, левая часть состоит из Г-образного стержня, вертикальная часть которого нижним концом жестко заделана в станину и образует с ней угол 90°, правая часть состоит из Г-образного стержня, повернутого против хода часовой стрелки на 90°, горизонтальная часть этого стержня в точке, делящей ее длину в соотношении 2/3, связана с шарнирно-подвижной опорой, катки которой расположены на горизонтальной плоскости.

Основной недостаток известной составной конструкции заключается в том, что она имеет постоянные размеры стержней (застывшую форму), т.е. постоянные линейные параметры стержней, что не позволяет студентам (обучающимся) проводить учебные исследования как теоретические, так и экспериментальные по выявлению зависимости величин реакций связей от линейных размеров стержней.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, заключается в том, чтобы у стержней составной конструкции можно было изменять длину стержней и обеспечить обучающимся проведение учебных исследований.

Технический результат достигается тем, что в составной конструкции прибора для определения сил взаимодействия и реакций жесткой заделки и шарнирно-подвижной опоры, состоящей из левой и правой частей, связанных между собой вращательным шарниром, при этом левая часть составной конструкции состоит из Г-образного стержня, вертикальная часть которого нижним концом жестко заделана в горизонтальную станину и образует с ней угол 90°, а правая часть состоит из Г-образного стержня, повернутого против хода часовой стрелки на 90°, причем горизонтальная часть этого стержня в точке, делящей ее длину в соотношении 2/3, связана с шарнирно-подвижной опорой, катки которой расположены на горизонтальной плоскости, согласно предлагаемой полезной модели, вертикальные и горизонтальные части стержней левой и правой частей составной конструкции выполнены телескопическими, а наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными против хода часовой стрелки.

Такое исполнение составной конструкции позволило изменять размеры стержней и проводить учебные исследования обучающихся по выявлению зависимости величин реакций связей (опор) и сил взаимодействия частей конструкции от размеров стержней и их частей.

На фиг. представлена схема составной конструкции.

Составная конструкция с приложенными к ней внешними силами и моментами состоит из левой АС и правой СВ частей, связанных между собой вращательным шарниром С. Левая часть состоит из Г-образного стержня, вертикальная часть которого нижним концом в точке А жестко заделана в горизонтальную станину 1 и образует с ней угол 90°. Правая часть состоит из Г-образного стержня, повернутого против хода часовой стрелки на 90°. Горизонтальная часть этого стержня в точке В, делящей ее длину в соотношении 2/3, связана с шарнирно-подвижной опорой 2, катки которой расположены на горизонтальной плоскости. Вертикальные и горизонтальные части стержней АС левой и правой СВ частей конструкции выполнены телескопическими, а наружные стержни каждого телескопического соединения, например, наружный стержень 3 телескопического соединения, расположенного правее буквы В, выполнены с клеммами на концах, в нашем случае клемма 4, направленными на всех частях стержней против хода часовой стрелки.

Составная конструкция работает следующим образом.

Силы, приложенные к составной конструкции, образуют плоскую произвольную систему сил, находящуюся в равновесии. Для определения реакций опор (связей) и сил взаимодействия частей конструкции используют, например, первую форму условий равновесия такой системы сил. Она заключается в следующем: для равновесия плоской произвольной системы сил необходимо и достаточно, чтобы алгебраическая сумма проекций действующих сил на каждую из координатных осей и алгебраическая сумма моментов относительно любого центра, лежащего в той же плоскости, должны быть равны нулю .

Если вычислять реакции опор и силы взаимодействия двух частей составной конструкции при постоянных размерах стержней прототипа, то можно получить и значения сил постоянными. В предложенной составной конструкции все части стержней выполнены телескопическими с клеммами на концах, но при сохранении действующих сил и моментов первые два условия равновесия будут давать в обоих случаях один и тот же результат. И только третье условие равновесия () при изменении длины стержней ступенчато и закреплении их с помощью клемм позволяет находить зависимости реакций опор и сил взаимодействия двух частей (АС и СВ) от размеров стержней. Если увеличивать длину телескопического соединения, например, расположенного правее точки В, то будет увеличиваться расстояние точки приложения силы P1 от опоры В. Следовательно, можно решать задачу о зависимости величин реакций опор от изменения расстояния от точки приложения силы P1 до точки А, относительно которой при решении задачи необходимо составлять уравнение равновесия моментов сил, приложенных ко всей конструкции (). Увеличение плеч сил будет наблюдаться и при изменении длин остальных телескопических соединений. Следовательно, перед студентами (обучающимися) можно ставить несколько учебно-исследовательских задач. Конструкция позволяет при наличии соответствующих датчиков определять реакции опор и экспериментально и сравнивать результаты теоретических и экспериментальных исследований.

Таким образом, задача, поставленная перед полезной моделью, полностью выполнена. Предложенная составная конструкция позволяет организовать учебно-исследовательскую работу студентов младших курсов (1-го и 2-го) и значительно улучшить их инженерную подготовку.

Составная конструкция прибора для определения сил взаимодействия и реакций жесткой заделки и шарнирно-подвижной опоры, состоящая из левой и правой частей, связанных между собой вращательным шарниром, при этом левая часть составной конструкции состоит из Г-образного стержня, вертикальная часть которого нижним концом жестко заделана в горизонтальную станину и образует с ней угол 90°, а правая часть состоит из Г-образного стержня, повернутого против хода часовой стрелки на 90°, причем горизонтальная часть этого стержня в точке, делящей ее длину в соотношении 2/3, связана с шарнирно-подвижной опорой, катки которой расположены на горизонтальной плоскости, отличающаяся тем, что вертикальные и горизонтальные части стержней левой и правой частей составной конструкции выполнены телескопическими, а наружные стержни каждого телескопического соединения выполнены с клеммами на концах, направленными против хода часовой стрелки.



 

Похожие патенты:

Станок и оборудование для статической и динамической балансировки роторов электродвигателя электрических машин относится к области машиностроения и может быть использовано для компенсации дисбаланса вращающихся частей машин путем добавления к испытуемым объектам корректирующих грузов.

Полезная модель относится к области измерительной техники и может быть использована во всех областях техники, в частности, в авиационной промышленности для определения продольной координаты центра масс авиационного двигателя
Наверх