Комплексный тренажер экипажа тяжелого истребителя

 

Полезная модель относится к авиационной технике и может быть использована при создании тренажеров экипажей тяжелых истребителей. Комплексный тренажер содержит кабину экипажа, блок имитации закабинной визуальной обстановки, вычислительный комплекс, процедурный тренажер взаимодействующего летного экипажа и процедурный тренажер офицера боевого управления. В устройстве достигается расширение функциональных возможностей.

1 п.ф., 1 ил.

Полезная модель относится к авиационной технике и может быть использована при создании тренажеров экипажей современных тяжелых самолетов-истребителей.

Известен тренажер самолета, содержащий кабину пилотов самолета, оснащенную видеокамерами, акустическими системами и комплектом оборудования с системой адаптеров, внешний вид элементов которого, их взаимное расположение повторяют внешний вид и расположение элементов оборудования комплекта кабины пилотов самолета, блок имитации закабинной визуальной обстановки, включающий в себя блок генерации визуальной обстановки и блок отображения закабинной обстановки выполненный в виде системы, включающей проекторы и диорамный экран, установленный перед кабиной пилотов, вычислительный комплекс, предназначенный для моделирования штатных и нештатных режимов полета самолета и снабженный блоком имитации акустических шумов, при этом, вычислительный комплекс содержит программируемый блок моделирования условий полета и режимов работы, программное обеспечение которого выполнено с возможностью моделирования аэродинамических характеристик, навигационных параметров, работы силовой установки, агрегатов и систем самолета, рабочее место инструктора тренажера, включающее пульт управления и средства контроля, соединенные с вычислительным комплексом и снабженное блоком имитации радиосвязи, видеомониторы, установленные на рабочем месте инструктора и соединенные с видеокамерами кабины. [RU 2294019, C1, G09B 9/46, 20.02.2007].

Недостатком известного технического решения является относительно узкие функциональные возможности.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является тренажер [RU 2230371, С2, G09B 9/46, 2004], содержащий:

- кабину пилотов самолета, оснащенную видеокамерами, акустическими системами и имеющим систему адаптеров с комплектом оборудования, внешний вид элементов которого, их взаимное расположение повторяет внешний вид и расположение элементов оборудования комплекта кабины пилотов самолета;

- блок имитации закабинной визуальной обстановки, включающий в себя блок отображения закабинной обстановки и блок генерации визуальной обстановки, причем блок отображения закабинной визуальной обстановки может представлять собой систему, включающую проекторы и диорамный экран, установленный перед кабиной пилотов;

- вычислительный комплекс, позволяющий моделировать штатные и нештатные режимы полета самолета и снабженный блоком имитации акустических шумов. При этом вычислительный комплекс содержит программируемый блок моделирования условий полета и режимов работы, программное обеспечение которого выполнено с возможностью моделирования аэродинамики, навигационных параметров, работы силовой установки, агрегатов и систем самолета;

- рабочее место инструктора тренажера, включающее пульт управления и средства контроля, соединенные с вычислительным комплексом, и снабженное блоком имитации радиосвязи. На рабочем месте инструктора установлены видеомониторы, соединенные с видеокамерами кабины.

Наиболее близкое техническое решение позволяет осуществлять обучение и тренировку летного экипажа, имитировать работу оборудования в штатных и особых ситуациях, моделировать визуальную обстановку в зависимости от метеоусловий, времени суток и времени года, а также осуществлять контроль за работой экипажа.

Однако наиболее близкое техническое решение обладает относительно узкими функциональными возможностями, поскольку в нем не обеспечена возможность тренажной подготовки в полном объеме второго пилота (штурмана-оператора) и оператора боевого управления военной авиации, а также экипажа однотипного самолета-истребителя, взаимодействующего в боевых условиях с экипажем тяжелого истребителя, что не позволяет обеспечить эффективную подготовку летного состава.

Требуемый технический результат заключается в расширении функциональных возможностей, что направлено на повышение эффективности подготовки экипажей тяжелых истребителей на тренажере.

Требуемый технический результат достигается тем, что в комплексный тренажер экипажа тяжелого истребителя, содержащий кабину экипажа, оснащенную видеокамерами, акустическими системами и комплектом оборудования с системой адаптеров, внешний вид элементов которого, их взаимное расположение повторяют внешний вид и расположение элементов оборудования кабины реального тяжелого истребителя, блок имитации закабинной визуальной обстановки, вычислительный комплекс, соединенный с кабиной экипажа, с блоком имитации закабинной визуальной обстановки, позволяющий моделировать штатные и нештатные режимы полета тяжелого истребителя, условия полета, аэродинамические характеристики, навигационные параметры, работу силовой установки, агрегатов и систем тяжелого истребителя и снабженный блоком имитации акустических шумов, а также рабочее место инструктора, включающее пульт управления и средства контроля, соединенные с вычислительным комплексом, и снабженное блоком имитации радиосвязи, при этом, на рабочем месте инструктора установлены видеомониторы, соединенные с видеокамерами кабины экипажа, введены процедурный тренажер взаимодействующего летного экипажа и процедурный тренажер офицера боевого управления, соединенные с кабиной экипажа и с вычислительным комплексом.

На чертеже представлена функциональная схема комплексного тренажера экипажа тяжелого истребителя.

Комплексный тренажер экипажа тяжелого истребителя содержит кабину 1 экипажа, оснащенную видеокамерами, акустическими системами и комплектом оборудования с системой адаптеров, внешний вид элементов которой, их взаимное расположение повторяют внешний вид и расположение элементов оборудования кабины реального современного тяжелого истребителя, а также блок 2 имитации закабинной визуальной обстановки, который выполнен в виде пяти оптико-коллимационных устройств с углом обзора 200°×30° для командира экипажа.

Кроме того, комплексный тренажер экипажа тяжелого истребителя содержит вычислительный комплекс 3, который соединен с кабиной экипажа 1, с блоком 2 имитации закабинной визуальной обстановки и позволяет моделировать штатные и нештатные режимы полета самолета, условия полета и режимы работы, аэродинамические характеристики, навигационные параметры, работу силовой установки, агрегатов и систем самолета и снабжен блоком имитации акустических шумов. Все необходимые исходные данные для имитации процесса применения вооружения с использованием вычислительного комплекса 3 берутся из учебных вариантов использования вооружения в реальной обстановке (изображения целей, закабинная обстановка, шумы, процесс поражения целей, состояния органов управления и результаты использования вооружения).

Комплексный тренажер экипажа тяжелого истребителя содержит также рабочее место 4 инструктора, включающее пульт управления и средства контроля, соединенные с вычислительным комплексом 3, и снабженное блоком имитации радиосвязи, при этом, на рабочем месте 4 инструктора установлены видеомониторы, соединенные с видеокамерами кабины экипажа.

В комплексном тренажере экипажа тяжелого истребителя имеется также процедурный тренажер 5 взаимодействующего летного экипажа, соединенный с кабиной 1 экипажа и с вычислительным комплексом 3, а также процедурный тренажер 6 офицера боевого управления, также соединенный с кабиной 1 экипажа и с вычислительным комплексом 3.

Блок 2 имитации закабинной визуальной обстановки выполнен в виде системы зеркал («перископ») для штурмана-оператора.

Процедурный тренажер 5 взаимодействующего летного экипажа предназначен для отработки порядка взаимодействия при ведении боевых действий и полете парой.

Процедурный тренажер 5 взаимодействующего летного экипажа, соединенный с кабиной 1 экипажа и с вычислительным комплексом 3 представляет собой техническое средство обучения, позволяющее формировать навыки и умения, необходимые в реальных условиях деятельности летчика и обладающее следующими основными свойствами:

- обеспечение имитации на тренажере отдельных фрагментов условий реальной деятельности летчика;

- обеспечение возможности отработки отдельных операций и действий реальной деятельности летчика;

- обеспечение возможности объективного контроля результатов всех отрабатываемых на тренажере операций и действий.

Процедурный тренажер 5 обеспечивает обучение конкретным действиям, например, управлению полетом, двигателем и авиационными штатными системами, управлению радиоэлектронным оборудованием, боевому применению в ночных условиях и т.д. В состав процедурного тренажера входят дисплейные имитаторы приборных досок и имитаторы рычагов управления, которые по своим предельным перемещениям, характеристикам загрузки и тактильным ощущениям соответствуют реальным на всех этапах и режимах полета. Часть приборов, непосредственно относящихся к выполнению операции, может быть реальными.

Процедурный тренажер 6 офицера боевого управления, соединенный с кабиной 1 экипажа и с вычислительным комплексом 3 предназначен для отработки руководства полетами в зоне аэродрома и наведения тяжелого истребителя на цель с помощью наземной автоматизированной системы управления. Процедурный тренажер 6 позволяет производить отработку действий руководителя ближней зоны (аналог гражданского диспетчера (взлет/посадка, маневр в ближней зоне)) и оператора боевого управления (аналог военного диспетчера (наведение самолета на цель)) с возможностью отработки действий по взаимодействию с истребителем/штурмовиком по каналам наземной автоматизированной системы управления. Процедурный тренажер 6 офицера боевого управления оснащен реальными приборами и устройствами или имитаторами, в частности, индикатором кругового обзора, индикатором посадочного глиссадного и посадочного курсового радиомаяков для руководителя ближней зоны, индикатором кругового обзора и пульт управления наземной автоматизированной системы управления.

В составе комплексного тренажера экипажа тяжелого истребителя имеется два тренажера, которые, благодаря использованию вычислительного комплекса 3 с различными тренажными программами, могут быть использованы изолированно или соединяться в сеть на уровне программного обеспечения в составе комплексного тренажера, что позволяет как отрабатывать взаимодействие членов экипажа, так и проводить обучение каждого члена экипажа по отдельности.

Тренировка на комплексном тренажере экипажа тяжелого истребителя осуществляется следующим образом.

Экипаж занимает свои рабочие места в кабине 1, взаимодействующий экипаж - в упрощенной кабине процедурного тренажера 5, офицер боевого управления - в кабине процедурного тренажера 6, инструктор - на рабочем месте 4 инструктора.

Инструктор с рабочего места 4 инструктора загружает в вычислительный комплекс 3 задание на полет (задает начальные условия, метеоусловия, параметры системы вооружения, целевую обстановку на маршруте и другие необходимые исходные данные). В соответствии с заложенными программами в вычислительном комплексе 3 в реальном масштабе времени начинается моделирование полета самолета.

В блоке 2 воспроизводится закабинная визуальная обстановка для летчика, максимально приближенная к реальной. Включаются акустические системы, воспроизводящие шум работы силовой установки и систем самолета. Включается радиосвязь и инструктор передает летчику команды, аналогичные тем, какие передаются от командного пункта управления полетом.

Экипаж осуществляет тренировочный полет в соответствии с заданием, воздействуя на имитаторы органов управления самолета, сигналы с которых через адаптеры поступают в вычислительный комплекс 3 тренажера и используются для моделирования полета.

Инструктор на своих видеомониторах наблюдает за ходом тренировочного полета, по переговорному устройству при необходимости дает команды экипажу, с помощью пульта управления изменяет условия полета, например, вводит отказы систем или меняет целевую обстановку, метеоусловия и т.д.

Вся информация о тренировочном полете архивируется в вычислительном комплексе 3 тренажера для последующего анализа и разбора действий экипажа.

Предлагаемое техническое решение расширяет функциональные возможности тренажера, поскольку обеспечивает штурмана-оператора необходимой визуальной информацией о положении самолета в воздушном пространстве, а также позволяет отрабатывать порядок взаимодействия при ведении боевых действий и полете парой, осуществлять руководство полетами в зоне аэродрома и наведение самолета на цель с помощью наземной автоматизированной системы управления. Указанное расширение функциональных возможностей направлено на повышение эффективности подготовки летных экипажей на тренажере.

Комплексный тренажер экипажа тяжелого истребителя, содержащий кабину экипажа, оснащенную видеокамерами, акустическими системами и комплектом оборудования с системой адаптеров, внешний вид элементов которого, их взаимное расположение повторяют внешний вид и расположение элементов оборудования кабины реального тяжелого истребителя, блок имитации закабинной визуальной обстановки, вычислительный комплекс, соединенный с кабиной экипажа, с блоком имитации закабинной визуальной обстановки, позволяющий моделировать штатные и нештатные режимы полета тяжелого истребителя, условия полета, аэродинамические характеристики, навигационные параметры, работу силовой установки, агрегатов и систем тяжелого истребителя и снабженный блоком имитации акустических шумов, а также рабочее место инструктора, включающее пульт управления и средства контроля, соединенные с вычислительным комплексом, и снабженное блоком имитации радиосвязи, при этом на рабочем месте инструктора установлены видеомониторы, соединенные с видеокамерами кабины экипажа, отличающийся тем, что введены процедурный тренажер взаимодействующего летного экипажа и процедурный тренажер офицера боевого управления, соединенные с кабиной экипажа и с вычислительным комплексом.



 

Наверх