Бортовая система передачи данных для взаимодействия летательного аппарата с пунктом управления

 

Бортовая система передачи данных для взаимодействия летательного аппарата с пунктом управления (БСПД), содержащая приемо-передающее устройство, устройство управления сообщениями с узлами сжатия и кодирования/декодирования информации, средство взаимодействия человек/машина, записывающее устройство, первый, второй и третий интерфейсы и радиоканал связи, являющийся выходом приемо-передающего устройства и БСПД, приемо-передающее устройство через первый интерфейс двунаправлено связано с устройством управления сообщениями, которое через второй интерфейс двунаправлено связано со средством взаимодействия человек/машина, выход устройства управления сообщениями, являющийся выходом узла сжатия информации, соединен с входом записывающего устройства, БСПД дополнительно содержит бортовую систему навигации и четвертый интерфейс, при этом выход бортовой системы навигации соединен с соответствующим входом устройства управления сообщениями, конструктивно БСПД, установленная на борту летательного аппарата, выполнена в виде одного унифицированного блока и средства взаимодействия человек/машина с монитором и клавиатурой.

Бортовая система передачи данных для взаимодействия летательного аппарата с пунктом управления (БСПД) относится к областям связи, автоматики и управления и предназначена для обмена сообщениями между бортовыми системами военных летательных аппаратов с пунктами управления и взаимодействующими летательными аппаратами.

Известна система передачи данных для летательного аппарата, предназначенная для передачи данных между летательным аппаратом и пунктом управления (патент на изобретение 2384947 по МПК G08G 5/00 за 17.07.2006). Данная система передачи данных содержит приемо-передающее устройство, устройство управления сообщениями, устройство кодирования/декодирования сообщений, устройство сжатия информации, интерфейсное средство человек/машина, записывающее устройство для фиксации сообщений.

Данная система передачи данных не обеспечивает современных требований, предъявляемых к системам сбора и обработки информации о воздушной обстановке по функциональным возможностям, так как используемые в ней системы обмена данными не передают информацию о координатах летательных аппаратов и единой отметки времени передачи данных, получаемые от бортовых систем навигации.

Наиболее близкой по технической сущности к заявленному комплексу является система передачи данных управления для летательного аппарата, предназначенная для передачи данных между летательным аппаратом и пунктом управления (заявка на изобретение 2008107332/09 по МПК G08G 5/00 за 17.07.2006). Данная система передачи данных содержит приемо-передающее устройство, устройство управления сообщениями, средство взаимодействия человек/машина, устройство сжатия информации, записывающее устройство и интерфейсы взаимодействия указанных устройств.

Указанная автоматизированная система передачи данных управления также не обеспечивает современных требований, предъявляемых к бортовым системам управления т.к. в ней не обеспечивается передача информации о координатах летательных аппаратов и единая отметка времени передачи данных, получаемая от бортовых систем навигации, в том числе спутниковых систем навигации.

Техническим результатом и целью заявляемой полезной модели является устранение указанного выше недостатка прототипа путем расширения его функциональных возможностей за счет включения в состав БСПД бортовой системы навигации, обеспечивающей формирование для командных пунктов управления или других летательных аппаратов координаты данного летательного аппарата и единую отметку времени передачи данных.

Указанные технический результат и цель достигаются тем, что БСПД, содержащая приемо-передающее устройство, устройство управления сообщениями с узлами сжатия информации и кодирования/декодирования информации, средство взаимодействия человек/машина, записывающее устройство, первый, второй и третий интерфейсы и радиоканал связи, являющийся выходом приемо-передающего устройства и БСПД, приемо-передающее устройство через первый интерфейс двунаправлено связано с устройством управления сообщениями, которое через второй интерфейс двунаправлено связано со средством взаимодействия человек/машина, выход устройства управления сообщениями, являющийся выходом узла сжатия информации, соединен с входом записывающего устройства, дополнительно содержит бортовую систему навигации и четвертый интерфейс, при этом выход бортовой системы навигации соединен с соответствующим входом устройства управления сообщениями, конструктивно БСПД, установленная на борту летательного аппарата, выполнена в виде одного унифицированного блока и средства взаимодействия человек/машина с монитором и клавиатурой.

Достижение заявленного технического результата возможно в процессе развития бортовых технических средств военных летательных аппаратов с использованием спутниковых навигаторов для определения собственного местоположения и передачи этой информации через системы обмена данными. Прием этой информации другими боевыми летательными аппаратами позволит повысить безопасность полетов за счет высокоточного позиционирования в воздушном пространстве относительно других летательных аппаратов, повысить надежность и качество выполнения боевых задач группой за счет повышения точности взаимодействия между летательными аппаратами и командными пунктами. Точность информации, поступающей от военных летательных аппаратов, значительно (в разы) выше точности информации, поступающей от бортовых локаторов, а это в свою очередь сказывается на качестве выполнения боевых задач. Кроме того, возможны ситуации, когда наземные или бортовые локаторы просто не видят летательный аппарат. Такое возможно в случаях, если высота воздушного судна предельно мала или в случаях аварийной посадки.

На фиг.1 представлена структурная электрическая схема устройства БСПД.

БСПД содержит радиоканал связи 1, приемо-передающее устройство 2, первый интерфейс 3, устройство управления сообщениями 4 с узлами сжатия информации 5 и кодирования/декодирования информации 6, второй интерфейс 7, средство взаимодействия человек/машина 8, третий интерфейс 9, записывающее устройство 10, четвертый интерфейс 11 и бортовою систему навигации 12.

БСПД, содержащая приемо-передающее устройство 2, устройство управления сообщениями 4 с узлами сжатия информации 5 и кодирования/декодирования информации 6, средство взаимодействия человек/машина 8, записывающее устройство 10, первый 3, второй 7 и третий 9 интерфейсы и радиоканал связи 1, являющийся выходом приемо-передающего устройства 2 и БСПД, приемо-передающее устройство 2 через первый интерфейс 3 двунаправлено связано с устройством управления сообщениями 4, которое через второй интерфейс 7 двунаправлено связано со средством взаимодействия человек/машина 8, выход устройства управления сообщениями 4, являющийся выходом узла сжатия информации 5, соединен через третий интерфейс 9 с входом записывающего устройства 10, дополнительно содержит бортовую систему навигации 12 и четвертый интерфейс 11, при этом выход бортовой системы навигации 12 соединен через четвертый интерфейс 11 с соответствующим входом устройства управления сообщениями 4.

Все используемые в БСПД элементы и материалы широко применяются в отечественной промышленности. Конструктивно каркас блока БСПД изготовляется из конструкционной стали, например, марки Ст.3. В качестве бортовой системы навигации используют типовые навигационные приемники системы ГЛОНАСС или GPS или ГАЛИЛЕО или любые их сочетания.

Устройство работает следующим образом.

Бортовая система передачи данных установлена на борту летательного аппарата и предназначена для обмена сообщениями между бортовыми системами военных летательных аппаратов с пунктами управления и взаимодействующими летательными аппаратами. При этом данная упомянутая система содержит приемо-передающее устройство 2 для передачи сообщений по радиоканалу связи 1. Сообщения для передачи приемо-передающим устройством 2 формируются устройством управления сообщениями 4 и передаются через первый интерфейс взаимодействия 3.

При формировании сообщений в устройстве управления сообщениями 4 сообщения сжимаются, с помощью устройства сжатия информации 5, а так же кодируются устройством кодирования/декодирования информации 6.

В процессе работы устройство управления сообщениями 4 взаимодействует через второй интерфейс 7 со средством взаимодействия человек/машина 8. Устройство управления сообщениями 4 передает сообщения через третий интерфейс 9 в записывающее устройство 10 для фиксации передаваемых сообщений в процессе полета.

Устройство управления сообщениями 4 получает информацию о координатах летательного аппарата и о единой отметке времени передачи данных от бортовой системы навигации 12 через четвертый интерфейс 11.

Бортовая система передачи данных для взаимодействия летательного аппарата с пунктом управления (БСПД), содержащая приемопередающее устройство, устройство управления сообщениями с узлами сжатия и кодирования/декодирования информации, средство взаимодействия человек/машина, записывающее устройство, первый, второй и третий интерфейсы и радиоканал связи, являющийся выходом приемопередающего устройства и БСПД, приемопередающее устройство через первый интерфейс двунаправлено связано с устройством управления сообщениями, которое через второй интерфейс двунаправлено связано со средством взаимодействия человек/машина, выход устройства управления сообщениями, являющийся выходом узла сжатия информации, соединен через третий интерфейс с входом записывающего устройства, отличающаяся тем, что БСПД дополнительно содержит бортовую систему навигации и четвертый интерфейс, при этом выход бортовой системы навигации через четвертый интерфейс соединен с соответствующим входом устройства управления сообщениями, конструктивно БСПД, установленная на борту летательного аппарата, выполнена в виде одного унифицированного блока и средства взаимодействия человек/машина с монитором и клавиатурой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вентиляции и может быть использовано для удаления вредных веществ, выделяющихся технологическим оборудованием, для создания благоприятных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах

Изобретение содержит последовательно соединенные многоэлементный тепловой приемник, блок коммутации, аналого-цифровой преобразователь, микроконтроллер, последовательный канал связи с персональным компьютером и персональный компьютер.

Полезная модель относится к резервуаростроению и может быть использовано в резервуарах для хранения нефти, нефтепродуктов и других жидкостей

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является получение возможности оповещения людей, находящихся вблизи охранной системы
Наверх