Клапан бензонасоса

 

Полезная модель относится к элементам арматуры, в частности к клапанам топливных насосов. Клапан бензонасоса содержит запорный элемент, круглую пластину и пружину, расположенные на ножке дискообразного ограничителя с плоским кольцевым буртиком, причем вокруг ножки ограничителя выполнено углубление, а на кольцевой поверхности буртика ограничителя со стороны примыкания пластины выполнены сквозные углубления от внутренней окружности буртика к его внешней окружности. Полезная модель позволяет повысить надежность срабатывания клапана бензонасоса.

Полезная модель относится к элементам арматуры, в частности к клапанам топливных насосов.

В настоящее время широкое распространение получили клапаны насосов с обоймами «грибковой» формы. Такие клапаны устанавливаются в головке насоса и должны обладать низким гидравлическим сопротивлением и надежным срабатыванием.

Известен клапан бензонасоса («Автомобили семейства «Газель» Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. С рекомендациями журнала «За рулем» / Под. Ред. Ю.В.Кудрявцева - М.: ЗАО КЖИ «За рулем», 2001, рис.3.87, стр.55) с обоймой, представляющий собой дискообразный ограничитель с плоским кольцевым буртиком, в центре ограничителя имеется углубление, в котором расположена вертикально стоящая ножка. На ножку клапана надета пружина, пластина клапана, препятствующая прогибанию запорного элемента, и сам запорный элемент. Обойма клапана вместе с надетыми на ее ножку пружиной, пластиной и запорным элементом запрессована в седло клапана, выполненное литейным способом заодно, с головкой топливного насоса.

При работе клапана, когда запорный элемент приближается к кольцевому буртику ограничителя обоймы клапана, топливо расположенное в быстро сужающейся полости между ограничителем и пластиной может препятствовать соприкосновению пластины клапана с ограничителем обоймы клапана, уменьшая ход запорного элемента и замедляя открытие клапана, что ухудшает работу бензонасоса. Когда пластина клапана соприкасается с кольцевым буртиком ограничителя обоймы клапана и запорный элемент находится в крайнем положении (клапан открыт), возможно прилипание пластины запорного элемента к плоскому кольцевому буртику ограничителя за счет сил поверхностного натяжения бензина, что может привести к сбоям и прекращению работы клапана топливного насоса.

Задачей полезной модели является устранение отмеченных недостатков. Технический результат заключается в повышении надежности срабатывания клапана бензонасоса.

Задача решается, а технический результат обеспечивается тем, что клапан бензонасоса содержит запорный элемент, круглую пластину и пружину, расположенные на ножке дискообразного ограничителя с плоским кольцевым буртиком, причем вокруг ножки ограничителя выполнено углубление, а на кольцевой поверхности буртика ограничителя со стороны примыкания пластины выполнены сквозные углубления от внутренней окружности буртика к его внешней окружности. Сквозные углубления в кольцевом буртике ограничителя целесообразно выполнить в виде трех радиальных пазов, расположенных на равных расстояниях друг от друга или в виде четырех крестообразно расположенных радиальных пазов. Кроме того в углублении дискообразного ограничителя, вокруг его ножки целесообразно выполнить кольцевую канавку под установку пружины.

На фиг.1 изображен клапан в положении с поджатыми к кольцевому буртику ограничителя пластиной и запорным элементом.

На фиг.2 - аксонометрическое изображение ограничителя.

На фиг.3 - схематическое изображение головки топливного насоса с установленными клапанами..

Клапан бензонасоса 1 (фиг.3) содержит дискообразный ограничитель 2 с плоским кольцевым буртиком 3, в центре которого 2 выполнено углубление 4. Ограничитель 2 снабжен ножкой 5. В углублении 4 ограничителя 2, вокруг его ножки 5 расположена кольцевая канавка 6. С внутренней стороны на кольцевой поверхности буртика 3 ограничителя 2 выполнены сквозные углубления, которые могут быть выполнены в виде трех радиальных пазов, расположенных на равных расстояниях друг от друга (на чертежах не показано) или в виде четырех крестообразно расположенных радиальных пазов 7.

На ножку 5 надета пружина 8, круглая пластина 9 и цилиндрический запорный элемент 10. Пружина 8 заходит вовнутрь кольцевой канавки 6.

Клапан в сборе запрессован ножкой 5 в седло 11 головки 12 бензонасоса (фиг.3).

Работа клапана бензонасоса показана на примере нагнетательного клапана, установленного в головке 12 бензонасоса (фиг.3). При ходе диафрагмы (не показана) бензинового насоса вверх давлением топлива, находящимся в наддиафрагменном пространстве 13, поднимается запорный элемент 10 и расположенная над ним круглая пластина 9, сжимая пружину 8, до соприкосновения круглой пластины 9 с плоским кольцевым буртиком 3. При этом топливо и воздух имеют возможность свободно перетекать из полости 14, образованной углублением 4 и прижатой к ограничителю 2 круглой пластиной 9 (фиг 1.), в надклапанное пространство 15 головки 12 через четыре сквозных паза 7, тем самым не препятствуя открытию клапана. Далее при движении диафрагмы вниз давление топлива ослабевает, и пружина 8 опускает круглую пластину 9 и расположенный под ним запорный элемент 10 на седло 11. Наличие пазов 7 ослабляет силы поверхностного натяжения бензина, препятствующие отрыву пластины 9 от плоского кольцевого буртика 3, пружина 8 разжимается и обеспечивает надежное срабатывание и быстрое закрытие клапана. Наличие канавки в углублении ограничителя обоймы позволяет дополнительно центрировать пружину, исключая ее перекосы и увеличивая равномерность распределения прижима запорного элемента к седлу клапана.

Анализ статистики отказов клапанов топливных насосов, производимых на предприятии-изготовителе, показал снижение количества отказов в два раза.

Заявитель предполагает внедрение полезной модели во все выпускаемые им типы бензонасосов для использования во впускных и нагнетательных клапанах.

1. Клапан бензонасоса, содержащий запорный элемент, круглую пластину и пружину, расположенные на ножке дискообразного ограничителя с плоским кольцевым буртиком, причем вокруг ножки ограничителя выполнено углубление, отличающийся тем, что на кольцевой поверхности буртика ограничителя со стороны примыкания пластины выполнены сквозные углубления от внутренней окружности буртика к его внешней окружности.

2. Клапан бензонасоса по п.1, отличающийся тем, что сквозные углубления в кольцевом буртике ограничителя выполнены в виде трех радиальных пазов, расположенных на равных расстояниях друг от друга.

3. Клапан бензонасоса по п.1, отличающийся тем, что сквозные углубления в кольцевом буртике ограничителя выполнены в виде четырех крестообразно расположенных радиальных пазов.

4. Клапан бензонасоса по п.1, отличающийся тем, что в углублении дискообразного ограничителя вокруг его ножки выполнено дополнительное кольцевое углубление под установку пружины.



 

Наверх