Сайлентблок

 

Полезная модель относится к автомобилестроению и касается элементов подвески автомобиля, в частности сайлентблоков. Сайлентблок содержит обойму, коаксиально установленную в обойме шаровую втулку и упругий элемент между ними, при этом упругий элемент выполнен в виде съемной шаровой вставки, установленной относительно поверхностей втулки и обоймы с натягом. Технические результаты полезной модели - высокая подвижность соединения, высокий рабочий ресурс сайлентблока.

Полезная модель относится к автомобилестроению и касается элементов подвески автомобиля, в частности сайлентблоков.

Известны сайлентблоки, состоящие из двух коаксиально установленных металлических цилиндрических втулок и упругой (чаще всего резиновой) вставки между ними, приклеенной или привулканизированной к поверхностям втулок («НИВА» ВА3-21213, - 21214 с двигателями 1,7; 1,7i. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. - М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2007. - с.177; с.189).

За счет упругой вставки происходит гашение колебаний и дребезжаний в соединениях деталей подвески. При этом сайлентблок, на который при движении автомобиля воздействуют значительные ударные нагрузки, подвергается деформации одновременно в различных плоскостях и направлениях, обеспечивая угловую, радиальную и осевую податливости соединения.

Недостатками известных сайлентблоков являются температурная чувствительность упругодемпфирующих характеристик, особенно в области отрицательных температур, недостаточно высокая подвижность соединения (особенно радиальная), невысокий уровень демпфирования и быстрое старение упругого резинового элемента, приводящего к необходимости замены всего сайлентблока.

Известны сайлентблоки (см., например, сайты в Интернете: powerflex.ru, polimer-nsc.ru) в которых в качестве материала упругой вставки вместо резины используют полиуретан. Сайлентблоки с упругими вставками из полиуретана имеют улучшенные упругодемпфирующие характеристики и более высокую термостабильность, однако их конструкция, такая же, как и описанных выше сайленблоков, не обеспечивает достаточно высокой подвижности соединения.

Более высокая подвижность соединения обеспечивается резинометаллическим шаровым шарниром, состоящим из наружной обоймы и вставленной в нее шаровой втулки, которые соединены с помощью привулканизированного к их поверхностям слоя резины в форме усеченного шара (Юзеф Яворский «Резина в автомобилях», Ленинград, Машиностроение, 1980, с.215-216).

Недостатком известного шарнира является сложность технологии его изготовления и, соответственно, высокая себестоимость изделия. Кроме того, известный шарнир имеет невысокую надежность, так как площадь сцепления упругого шарового слоя с поверхностью внутренней втулки меньше, чем с поверхностью обоймы, и, как следствие, в процессе эксплуатации упругий слой быстро отрывается от поверхности втулки, шарнир разрушается, и требуется его замена.

Целью предлагаемой полезной модели является создание ремонтопригодного сайлентблока с высокими упругодемпфирующими характеристиками, обеспечивающего высокую подвижность соединений.

Ожидаемые технические результаты - высокая подвижность соединения, повышение рабочего ресурса сайлентблока, снижение расходов на ремонт автомобиля.

Технические результаты полезной модели достигаются за счет того, что в сайлентблоке, состоящим из наружной обоймы, коаксиально установленной в обойме шаровой втулки и упругого элемента между ними, последний представляет собой съемную шаровую вставку, установленную с натягом относительно поверхностей втулки и обоймы. Вставка может быть выполнена в виде усеченного шарового слоя с меридиональными щелями в нижней его части. В этом случае обойма выполняется с шаровой полостью, диаметр которой соответствует наружному диаметру вставки. Более предпочтительно выполнение вставки из двух симметричных, примыкающих к друг другу кольцеобразных сухарей с цилиндрической наружной и сферической внутренней поверхностями, при этом обойма выполняется в виде обычной цилиндрической втулки.

В качестве материала вставки могут быть использованы известные упругие пластики, например, капролон, полиуретан и др.

На фиг.1 приведено продольное сечение второго варианта сайлентблока в сборе.

Сайлентблок содержит втулку 1, вставку 2, обойму 3, шайбу 4, пыльники 5

Сборку сайлентблока производят следующим образом.

В обойму 3 запрессовывают нижний сухарь вставки 2, в который вставляют втулку 1, поверх которой запрессовывают верхний сухарь вставки, после чего заглушают торцы сайлентблока пыльники 5.

В процессе эксплуатации, как правило, в первую очередь изнашивается упругая вставка. По необходимости неисправный сайлентблок снимают с автомобиля, разбирают его, заменяют изношенные сухари вставки новыми, после чего сайлентблок собирают описанным выше образом и вновь устанавливают на автомобиль.

Таким образом, в предлагаемом сайлентблоке выполнение упругой вставки съемной обеспечивает ремонтопригодность сайлентблока, при этом, в отличие от известного прототипа, наиболее дорогостоящие детали (обойма и шаровая втулка) могут быть использованы многократно, за счет чего снижаются расходы на ремонт автомобиля.

Выполнение внутренней втулки сайлентблока шарообразной совместно с использованием в качестве материала вставки упругих пластмасс обеспечивает хорошие упругодемпфирующие характеристики сайлентблока и высокую подвижность демпфируемого соединения в любых направлениях.

Кроме того, технология изготовления сайлентблока достаточно проста, что обусловливает его невысокую стоимость, которая при массовом спросе на сайлентблоки, постоянно стимулируемом возрастающим уровнем автомобилизации, является одним из его достоинств.

Сайлентблок, содержащий обойму, коаксиально установленную в обойме шаровую втулку и упругий элемент между ними, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде съемной шаровой вставки, установленной относительно поверхностей втулки и обоймы с натягом.



 

Похожие патенты:

Сцепление автомобиля – это трансмиссионный узел транспортного средства, который работает по принципу фрикционной муфты, и предназначается для того, чтобы передавать крутящий момент на коробку передач от двигателя. С помощью сцепления происходит кратковременное разобщение двигателя и трансмиссии автомобиля.
Наверх