Устройство двухкорпусного судна для подъема буев с поверхности воды

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно - к морской сейсморазведке и решает задачу по повышению эффективности выполнения работ по подъему буев сейсмостанций с поверхности воды за счет сокращения времени вспомогательных работ, унификации устройства с возможностью его применения для наиболее распространенных в настоящее время автономных донных сейсмостанций буйкового типа, и повышение безопасности при подъеме буев.

Для этого в известном устройстве для подъема буев с поверхности воды, включающее, расположенное на палубе крановое оборудование, по полезной модели на соединительном мосту двухкорпусного судна, вдоль его диаметральной плоскости, установлены две пары вертикально расположенных телескопических подъемных штанг, к нижним концам которых присоединена двурогая вилка для захвата буев, перекрывающая своими свободными концами большую часть межкорпусного пространства судна (горизонтальный клиренс) и прикрепленная к штангам шарнирно, а также с возможностью изменения ее положение в вертикальной плоскости относительно поверхности воды, причем телескопические штанги выполнены с возможностью их попарного перемещения. Кроме того, штанги с вилкой оснащены гидроприводами для изменения их взаимного положения в вертикальной плоскости.

Предлагаемое устройство двухкорпусного судна для подъема буев с поверхности воды позволяет повысить эффективность проведения работ по подъему буев сейсмостанций с поверхности воды за счет сокращения времени вспомогательных операций, которые имеют место быть в современных методах морской сейсморазведке, а также за счет унификации устройства с возможностью его применения для наиболее распространенных в настоящее время автономных донных сейсмостанций буйкового типа, что выгодно отличает его от прототипа.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно - к морской сейсморазведке и решает задачу по повышению эффективности проведения морских сейсморазведочных работ.

Для проведения морских сейсморазведочных работ на мелководье в настоящее время наибольшее распространение получили автономные донные сейсмостанции буйкового типа.

Регистрирующие донные сейсмостанции выставляются в изучаемом районе (полигоне) по определенной схеме, после чего производится возбуждение упругих колебаний перемещаемым излучателем, отраженные от земной коры сигналы регистрируются, при этом источник упругих колебаний располагается на судне. Важной операцией при проведении сейсморазведочных работ с использованием донных сейсмостанции является подъем буев сейсмостанции на борт судна на стадии завершения их на полигоне. При завершении сейсморазведочных работ судно приступает к сбору и подъему сейсмостанции, которые расположены в определенном порядке по всей площади полигона.

Сбор и подъем буев сейсмостанций связан с рядом ограничений и трудностей, в первую очередь это связано с применением водоизмещающих транспортных средств в районах предельного мелководья (1,0÷1,5 м), наиболее подходящим типом судна для выполнения подобного рода работ в данных районах является судно-катамаран.

Известно устройство для подъема буев с поверхности воды, включающее в себя грузоподъемное оборудование - судовой кран, с помощью которого производится подъем буя на палубу судна, при этом в операции по подъему буя сейсмостанций требуется шлюпка, для вылавливания буя и зацепление гака судового крана к рыму, расположенному на буе. В настоящее время работы по подъему буев сейсмостанций в указанных зонах выполняются следующим образом: судно следует по маршруту, по которому были установлены сейсмостанций на полигоне, при сближении судна с местом, где по данным геодезической привязки установлена сейсмостанция, с судна начинает транслироваться радиосигнал с командой на всплытие, направленный на буй сейсмостанций. При всплытии буя на поверхность воды, заранее спущенная с судна шлюпка (чаще всего с двумя членами экипажа), направляется к бую, после чего производится зацепление буя к гаку судового крана. После зацепления буя выполняется операция по его подъему на палубу судна, при этом экипаж шлюпки контролирует все перемещения его при подъеме, одновременно одерживая буй от возможных ударов о борт судна. Как только буй оказывается поднятым на палубу, судно начинает перемещаться к следующей точке, где установлена сейсмостанция, при этом поднятие шлюпки на борт может не производится, и шлюпка, также как и судно, перемещается на новую точку установки сейсмостанций. (Технические характеристики и результаты испытаний морского донного автономного регистратора сейсмических сигналов для поисков залежей углеводородов и газогидратов, Нефтегазовая геология, Теория и практика. ФГУП Опытно-Конструкторское Бюро Океанологической техники Российской Академии Наук) - прототип (рисунки на Фиг.1, 2, 3).

Однако известное устройство для поднятия буев с поверхности воды требует постоянное наличие на поверхности воды шлюпки с экипажем, выполняющим функцию зацепления буя сейсмостанций к гаку крана, при этом работы по подъему буев зависят также от состояния моря: при наличии незначительного волнения выполнение работ усложняется, что в свою очередь приводит к значительны перерывам в работе по подъему буев сейсмостанций и к снижению производительности труда.

Кроме того, при подъеме буя на палубу существует большая вероятность соударения буя с бортом судна, что в свою очередь может привести к выводу из строя считывающего блока сейсмостанций.

Задачей предлагаемой полезной модели является повышение эффективности выполнения работ по подъему буев сейсмостанций с поверхности воды за счет сокращения времени вспомогательных работ, унификации устройства с возможностью его применения для наиболее распространенных в настоящее время автономных донных сейсмостанций буйкового типа, и повышение безопасности при подъеме буев.

Для достижения этого в известном устройстве для подъема буев с поверхности воды, включающем расположенное на палубе крановое оборудование, по полезной модели на соединительном мосту двухкорпусного судна, вдоль его диаметральной плоскости установлены две пары вертикально расположенных телескопических подъемных штанг, к нижним концам которых присоединена двурогая вилка для захвата буев, перекрывающей своими свободными концами большую часть межкорпусного пространства и прикрепленная к штангам шарнирно с возможностью изменения ее положения в вертикальной плоскости относительно поверхности воды.

Кроме того, штанги с вилкой оснащены гидроприводами для изменения их взаимного положения в вертикальной плоскости.

Установка на соединительном мосту двухкорпусного судна двух пар вертикально расположенных телескопических подъемных штанг и оснащение их двурогой вилкой, закрепленной шарнирно к их концам, позволяет перемещать подъемные штанги в вертикальной плоскости попарно - передняя (носовая) пара и задняя (кормовая) пара, что дает возможность изменять положение вилки по высоте и углу наклона ее свободных концов к поверхности воды для более надежного захвата буя, а также дает возможность перемещения буя до уровня палубы, где может быть выполнено его зацепление судовым краном и подъем.

Выполнение двурогой вилки с возможностью перекрывания большей части межкорпусного пространства позволяет повысить вероятность захвата буя и тем самым повысить эффективность работ по его подъему.

Сущность предлагаемой полезной модели поясняется рисунками, где на фиг.4 - схематично показан общий вид устройства, на фиг.5 - схематично показан вид указанного устройства на фиг.4 сверху, на фиг.6 - продольное сечение устройства двухкорпусного судна на фиг.4 в нижнем положении подъемных штанг с двурогой вилкой, и на фиг.7 - в верхнем положении упомянутых штанг с вилкой.

Устройство двухкорпусного судна для подъема буев с поверхности воды включает расположенное на палубе 1 крановое оборудование 2 (фиг.4). На соединительном мосту 3 установлены две пары вертикально расположенных телескопических подъемных штанг 4, 5, к нижним концам которых шарнирно присоединена двурогая вилка 6 (фиг.4, 6, 7) для захвата буев (на рисунке не показаны), перекрывающая своими свободными концами большую часть межкорпусного пространства. Шарнирное закрепление двурогой вилки 6 к концам штанг позволяет менять угол наклона вилки 6 относительно поверхности воды и перемещать вилку вверх вниз. Телескопические подъемные штанги 4, 5 выполнены с возможностью их попарного перемещения по вертикали и снабжены гидроприводами 7, позволяющими осуществлять их указанные перемещения.

Подъем с поверхности воды с помощью предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

При приближении судна к точке где по данным геодезической привязки установлена сейсмостанция, с судна начинает транслироваться радиосигнал направленный на специальный блок, входящий в состав буя сейсмостанции, который отдает команду бую на всплытие, как только буй всплывает на поверхность воды с судна по штангам 4, 5 опускается двурогая вилка для подъема буев с поверхности воды. При сближении судна с буем, курс судна корректируется таким образом, чтобы при сближении с буем сейсмостанции, последний оказался в межкорпусном пространстве судна с помощью гидропривода 7 подъемные штанги 4, 5 перемешаются в вертикальной плоскости в нижнее положение попарно - передняя (носовая) пара 4 и задняя (кормовая) 5. Изменяя длину штанг, выбирается нужное положение двурогой вилки 6 по высоте и угол наклона ее свободных концов к поверхности воды.

Предлагаемое устройство двухкорпусного судна для подъема буев с поверхности воды позволяет повысить эффективность проведения морских сейсморазведочных работ за счет сокращения времени вспомогательных операций и унификации устройства с возможностью его применения для наиболее распространенных в настоящее время автономных донных сейсмостанции буйкового типа и повысить безопасность при подъеме буев, что его выгодно отличает от прототипа.

1. Устройство двухкорпусного судна для подъема буев с поверхности воды, включающее расположенное на палубе крановое оборудование, отличающееся тем, что на соединительном мосту двухкорпусного судна, вдоль его диаметральной плоскости, установлены две пары вертикально расположенных телескопических подъемных штанг, к нижним концам которых присоединена двурогая вилка для захвата буев, перекрывающая своими свободными концами большую часть межкорпусного пространства судна и прикрепленная к штангам шарнирно, а также с возможностью изменения ее положения в вертикальной плоскости относительно поверхности воды, причем телескопические штанги выполнены с возможностью их попарного перемещения.

2. Устройство двухкорпусного судна по п.1, отличающееся тем, что штанги с вилкой оснащены гидроприводами для изменения их взаимного положения в вертикальной плоскости.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к судостроению, в частности, к маломерным судам, имеющим габаритный размер по ширине не более 1,8 метра и высотой борта не более 0,8 метра

Полезная модель относится к сооружениям специального назначения, в частности к мобильным многофункциональным комплексам базирования надводных кораблей и подводных лодок на необорудованном побережье и может найти применение при разработке и формировании надежно защищенных мобильных объектов военно-морского назначения в условиях быстрого развертывания и полного отсутствия заранее подготовленной береговой инфраструктуры.
Наверх