Клемма рельсового скрепления

 

Клемма предназначена для крепления рельсов к шпале и может быть использована в рельсовых скреплениях различного типа - подкладочного, бесподкладочного, анкерного и шурупно-дюбельного. Клемма выполнена из прутка пружинной стали и состоит из сопряженных между собой в горизонтальной плоскости по радиусам прямолинейного участка опирания (2) на рельс (3), переходных участков (4) и участков опирания (8) на упорный элемент (5) рельсового скрепления и направленных в сторону участка опирания на рельс, прямолинейных в плане, радиально выпуклых в вертикальной плоскости свободных концов (6) для приложения усилия затяжки, при этом переходные участки (4) соединяющие участок опирания (2) на рельс с участками опирания (8) на упорный элемент рельсового скрепления выполнены по однорадиусной кривой, причем радиус участков опирания (8) на упорный элемент (5) равен радиусу переходных участков (4). За счет такого конструктивного выполнения рабочие нагрузки снижаются за счет их перераспределения на большую длину клеммы. 2 ил.

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, в частности верхнего строения железнодорожного пути, и может быть использована в рельсовых скреплениях различного типа - подкладочного, бесподкладочного, анкерного и шурупно-дюбельного.

Известна широко используемая в настоящее время в путевом хозяйстве в рельсовом скреплении ЖБР-65 и выбранная за прототип клемма пружинная ЖБР-3 (Министерство путей сообщения РФ «Клемма пружинная ЖБР-3» - Технические условия ЦП 369 ТУ-1). Данная клемма рельсового скрепления, выполненная из прутка пружинной стали, состоит из сопряженных между собой в горизонтальной плоскости по радиусам прямолинейного участка опирания на рельс, расположенных под углом к нему переходных участков, радиусных в плане участков опирания на упорный элемент рельсового скрепления и направленных в сторону участка опирания на рельс прямолинейных в плане и радиально выпуклых в вертикальной плоскости отогнутых вниз свободных концов, для приложения усилия затяжки.

Недостатками вышеописанной клеммы-прототипа является наличие в участках опирания на упорный элемент рельсового скрепления ограниченных по длине радиусных зон, работающих одновременно на изгиб и кручение. Наличие у этих ограниченных по длине участков высокого уровня рабочих напряжений может привести к излому.

Присутствие в конструкции прототипа нескольких прямолинейных и криволинейных участков, соединяющих участок опирания на рельс со свободными концами клеммы, снижает ресурс клеммы и может привести к излому, по причине появления концентраторов напряжений в местах загиба клеммы при ее заводском изготовления (заусенцы и утоньшение диаметра клеммы).

Существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками предлагаемого технического решения является то, что клемма рельсового скрепления, выполненная из прутка пружинной стали, состоит из сопряженных между собой в горизонтальной плоскости по радиусам участка опирания на рельс, переходных участков и направленных в сторону участка опирания на рельс прямолинейных в плане и радиально выпуклых в вертикальной плоскости свободных концов для приложения усилия затяжки.

Предлагаемой полезной моделью решается техническая задача снижения эксплуатационных затрат, повышения надежности и рабочего ресурса клеммы, за счет замены прямолинейных участков и радиусных участков опирания на упорный элемент рельсового скрепления на однорадиусные участки, что приводит к увеличению длины участка распределения напряжений и снижению нагрузок в сечениях клеммы.

Для достижения указанного технического результата в клемме рельсового скрепления, выполненной из прутка пружинной стали и состоящей из сопряженных между собой в горизонтальной плоскости по радиусам прямолинейных участков опирания на рельс, переходных участков, участков опирания на упорный элемент рельсового скрепления (например подкладка или упорная скоба), направленных в сторону участка опирания на рельс прямолинейных в плане радиально выпуклых в вертикальной плоскости свободных концов, для приложения усилия затяжки, переходные участки, соединяющие участок опирания на рельс с участками опирания на упорный элемент рельсового скрепления, выполнены по однорадиусной кривой, при этом радиус участков опирания на упорный элемент равен радиусу переходных участков.

Отличительными признаками предлагаемой клеммы рельсового скрепления является то, что переходные участки и участки опирания на упорный элемент рельсового скрепления выполнены по кривой в плане, при этом радиус участков опирания на упорный элемент равен радиусу переходных участков.

Благодаря наличию данных отличительных признаков в совокупности с известными, достигается следующий технический результат - снижение эксплуатационных затрат и повышение надежности и увеличение рабочего ресурса клеммы.

Предложенная полезная модель может найти применение в конструкции рельсового пути для всех видов скрепления, и может быть использовано как при монтаже новых путей, так и для ремонта старых.

Полезная модель поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена клемма рельсового скрепления, на фиг.2 - рельсовое скрепление в сборе.

Клемма рельсового скрепления 1, выполнена из прутка пружинной стали и состоит из сопряженных между собой в горизонтальной плоскости по радиусам прямолинейного участка опирания 2 на рельс 3, переходных участков 4, которые располагаются на упорном элементе 5, и направленных в сторону участка опирания 2 на рельс, прямолинейных в плане, радиально выпуклых в вертикальной плоскости свободных концов 6 для приложения усилия затяжки прикрепителями 7.

Предлагаемая клемма монтируется и работает следующим образом. Клемма устанавливается в рельсовом скреплении, для чего участок опирания 2 укладывается на подошву рельса 3, а свободные концы 6 располагаются с двух сторон от прикрепителя 7. При этом участки опирания 8 располагаются на упорном элементе 5 рельсового скрепления (например подкладка или упорная скоба). Затяжка клеммы осуществляется закручиванием прикрепителя 7. При возникновении рабочих нагрузок наиболее опасных к разрушению, за счет наличия радиусных переходных участков 4, снижающих и распределяющих напряжения на большую длину клеммы, обеспечивают снижение эксплуатационных затрат, повышение надежности и увеличение рабочего ресурса клеммы.

Клемма рельсового скрепления, выполненная из прутка пружинной стали и состоящая из сопряженных между собой в горизонтальной плоскости по радиусам прямолинейного участка опирания на рельс, переходных участков, участков опирания на упорный элемент рельсового скрепления и направленных в сторону участка опирания на рельс, прямолинейных в плане, радиально выпуклых в вертикальной плоскости свободных концов для приложения усилия затяжки, отличающаяся тем, что переходные участки, соединяющие участок опирания на рельс с участками опирания на упорный элемент рельсового скрепления выполнены по однорадиусной кривой, при этом радиус участков опирания на упорный элемент равен радиусу переходных участков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам путевого хозяйства железных дорог и обеспечивает повышение устойчивости работы рельсовых цепей на участках с железобетонными шпалами
Наверх