Интернет-тренажер для тестирования студентов по дисциплинам профессионального образования

 

Полезная модель относится к вычислительной технике, в частности,, к интернет-тренажеру для тестирования студентов по дисциплинам профессионального образования, реализующего применение новых информационных технологий в процессе обучения. Техническим результатом является повышение быстродействия системы путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным адресам базы данных, соответствующим идентификаторам специальности, учебной дисциплины и студента. Технический результат достигается тем, что интернет-тренажер содержит модуль идентификации базового адреса теста, модуль формирования сигналов считывания заданий теста, модуль контроля завершения считывания заданий теста, модуль селекции атрибутов раздела теста, модуль контроля границы раздела теста, модуль селекции признака правильного ответа, модуль идентификации результата выполнения заданий раздела теста, модуль формирования результатов тестирования. 9 ил.

Полезная модель относится к вычислительной технике, в частности, к интернет-тренажеру для тестирования студентов по дисциплинам профессионального образования, реализующего применение новых информационных технологий в процессе обучения.

Разработка средств компьютерной поддержки образовательного процесса в виде тест-тренажеров по учебным дисциплинам представляет интерес с той точки зрения, что в тест-тренажере по учебной дисциплине можно представить в сжатой форме некоторый оптимальный теоретический минимум на множестве вариантов решения заданий и достаточно полном практическом материале для самоконтроля, позволяющем закрепить полученные знания.

Такая разработка возможна только в том случае, когда задания к тестам вытекают из содержания учебной дисциплины, а закрепляемые ими знания и умения соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта (ГОС) по учебной дисциплине.

Глобальная сеть Интернет, в свою очередь, снимая всякие пространственно-временные ограничения на применение и использование тест-тренажера, переводит его в статус интернет-тренажера.

В целях поддержания и сохранения единого образовательного пространства по учебной дисциплине разработка тест-тренажера должна строиться на [3]:

- подготовке тестовых заданий с четким формулированием требований к знаниям и умениям студентов, соответствующих требованиям ГОС по дисциплине;

- разработке измерительных материалов тест-тренажера по дисциплине в строгом соответствии с требованиями к знаниям и умениям, сформулированными при подготовке тестовых заданий;

- внешней экспертной оценке качества измерительных материалов тест-тренажера по дисциплине для выявления заданий, не соответствующих содержанию дисциплины, и заданий, содержание которых не соответствует целям измерений.

Следует отметить то, что только внешняя экспертиза позволяет установить требования определенности (общедоступности) теста, надежности тестирования и репрезентативности выборки тестовых заданий с точки зрения полноты охвата тестами проверяемого учебного материала дисциплины.

Таким образом, тест-тренажер по учебной дисциплине представляет собой оригинальную методику, опирающуюся на разработку заданий, позволяющих не только измерять определенные знания, умения и навыки, но и закреплять их целенаправленной тренировкой в процессе многократного выполнения заданий теста.

Известны системы, которые могли бы быть использованы для решения поставленной задачи [1, 2].

Первая из известных систем содержит вычислительный блок, соединенный с блоками ввода функциональных признаков и логической обработки, выходы которых подключены к блоку памяти, блок отображения, подключенный к вычислительному блоку и к блоку принятия решений [1].

Существенный недостаток данного технического решения состоит в его ограниченных функциональных возможностях, обусловленных тем, что описание входных ситуаций при обучении и контроле качества знаний возможно лишь в пространстве ограниченного числа признаков, что приводит к низкой эффективности его использования.

Известна и другая система, содержащая блоки приема данных обучаемого, выходы которых соединены с блоком памяти и с блоком обработки данных, блок селекции временных интервалов, выходы которого подключены к блоку оценки ответов обучаемых, к блоку памяти и к блоку обработки данных, выходы которого соединены с одними входами блока коммутации каналов выдачи данных, другие входы которого соединены с блоком селекции временных интервалов, а выходы являются выходами системы [2].

Последнее из перечисленных выше технических решений наиболее близко к описываемому.

Его недостаток заключается в невысоком быстродействии системы, обусловленном тем, что при запуске контрольного теста для обучаемого поиск запрашиваемых данных ведется по всему объему базы данных системы, что приводит к необоснованной потере времени и невозможности реализации режима обучения в реальном масштабе времени.

Цель изобретения - повышение быстродействия путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным (фиксированным) адресам, соответствующим идентификаторам специальности, учебной дисциплины и тестируемого пользователя.

Поставленная цель достигается тем, что в интернет-тренажер, содержащий модуль селекции атрибутов раздела теста, информационный вход которого является первым информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема кодов атрибутов раздела теста, считанных из базы данных сервера, синхронизирующий вход модуля селекции атрибутов раздела теста является первым синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для занесения кодов атрибутов раздела теста, считанных из базы данных сервера, в модуль селекции атрибутов раздела теста, модуль формирования сигналов считывания заданий теста, один информационный выход которого является адресным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи адреса считывания на адресный вход сервера базы данных, другой информационный выход модуля формирования сигналов считывания заданий теста является первым информационным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи кода числа всех разделов теста на автоматизированное рабочее место тестируемого студента, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания заданий теста является синхронизирующим выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи сигналов считывания на вход считывания сервера базы данных, модуль контроля завершения считывания заданий теста, информационный вход которого подключен к другому информационному выходу модуля формирования сигналов считывания заданий теста, один выход модуля контроля завершения считывания заданий теста подключен к первому счетному входу модуля формирования сигналов считывания заданий теста, другой выход модуля контроля завершения считывания заданий теста соединен с установочным входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, модуль формирования результатов тестирования, синхронизирующий вход которого подключен к другому выходу модуля контроля завершения считывания заданий теста, один информационный выход модуля формирования результатов тестирования является вторым информационным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи кода числа освоенных разделов теста на автоматизированное рабочее место тестируемого студента, другой информационный выход модуля формирования результатов тестирования является третьим информационным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи кода числа не освоенных разделов теста на автоматизированное рабочее место тестируемого студента, один сигнальный выход модуля формирования результатов тестирования является первым сигнальным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи сигнала выполнения заданий теста, другой сигнальный выход модуля формирования результатов тестирования является вторым сигнальным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи сигнала невыполнения заданий теста, отличающийся тем, что он содержит модуль идентификации базового адреса теста, информационный вход которого является вторым информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема кодограммы студента с автоматизированного рабочего места тестируемого студента, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса теста является вторым синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для занесения кодограммы студента в модуль идентификации базового адреса теста, установочный вход модуля идентификации базового адреса теста подключен к другому выходу модуля контроля завершения считывания заданий теста, информационный выход модуля идентификации базового адреса теста соединен с информационным входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса теста соединен с синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, модуль селекции признака правильного ответа, один информационный вход которого является третьим информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема с автоматизированного рабочего места тестируемого студента кода выбранного номера ответа на задание теста, другой информационный вход модуля селекции признака правильного ответа подключен к одному информационному выходу модуля селекции атрибутов раздела теста, а синхронизирующий вход модуля селекции признака правильного ответа является третьим синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для занесения кода выбранного номера ответа на задание теста в модуль селекции признака правильного ответа, модуль контроля границы раздела теста, информационный вход которого подключен к другому информационному выходу модуля селекции атрибутов раздела теста, один счетный вход модуля контроля границы раздела теста подключен к одному выходу модуля селекции признака правильного ответа, другой счетный вход модуля контроля границы раздела теста подключен к другому выходу модуля селекции признака правильного ответа, один выход модуля контроля границы раздела теста подключен ко второму счетному входу модуля формирования сигналов считывания заданий теста, а другой выход модуля контроля границы раздела теста соединен с синхронизирующим входом модуля контроля завершения считывания заданий теста, и модуль идентификации результата выполнения заданий раздела теста, синхронизирующий вход которого подключен к другому выходу модуля контроля границы раздела теста, один счетный вход модуля идентификации результата выполнения заданий раздела теста подключен к одному выходу модуля селекции признака правильного ответа, а другой счетный вход модуля идентификации результата выполнения заданий раздела теста подключен к другому выходу модуля селекции признака правильного ответа, один выход модуля идентификации результата выполнения заданий раздела теста соединен с одним счетным входом модуля формирования результатов тестирования, а другой выход модуля идентификации результата выполнения заданий раздела теста соединен с другим счетным входом модуля формирования результатов тестирования, при этом один выход модуля контроля границы раздела теста соединен с одним установочным входом модуля селекции атрибутов раздела теста и с одним установочным входом модуля селекции признака правильного ответа, а другой выход модуля контроля границы раздела теста соединен с другим установочным входом модуля селекции атрибутов раздела теста и с другим установочным входом модуля селекции признака правильного ответа.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена структурная схема интернет-тренажера, на фиг.2 приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса теста, на фиг.3 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов считывания заданий теста, на фиг.4 - пример конкретной конструктивной реализации модуля контроля завершения считывания заданий теста, на фиг.5 - пример конкретной конструктивной реализации модуля селекции атрибутов раздела теста, на фиг.6 - пример конкретной конструктивной реализации модуля контроля границы раздела теста, на фиг.7 - пример конкретной конструктивной реализации модуля селекции признака правильного ответа, на фиг.8 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации результата выполнения заданий раздела теста, на фиг.9 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования результатов тестирования.

Интернет-тренажер (фиг.1) содержит модуль 1 идентификации базового адреса теста, модуль 2 формирования сигналов считывания заданий теста, модуль 3 контроля завершения считывания заданий теста, модуль 4 селекции атрибутов раздела теста, модуль 5 контроля границы раздела теста, модуль 6 селекции признака правильного ответа, модуль 7 идентификации результата выполнения заданий раздела теста, модуль 8 формирования результатов тестирования.

На фиг.1 показаны первый 11, второй 12 и третий 13 информационные входы интернет-тренажера, первый 14, второй 15 и третий 16 синхронизирующие входы интернет-тренажера, а также адресный 19, первый 20, второй 21 и третий 22 информационные, синхронизирующий 23 и сигнальные 24-25 выходы интернет-тренажера.

Модуль 1 идентификации базового адреса теста (фиг.2) содержит регистр 26, дешифратор 27, сумматоры 28-29, модуль памяти 30, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства, элементы 31-33 И, элементы 34-37 задержки. На чертеже также показаны информационный 41, синхронизирующий 42 и установочный 43 входы, информационный 44 и синхронизирующий 45 выходы.

Модуль 2 формирования сигналов считывания заданий теста (фиг.3) содержит счетчик 48, регистр 49, элементы 50-51 ИЛИ, элементы 52-53 задержки. На чертеже также показаны информационный 54, синхронизирующий 55, счетные 56-57 и установочный 58 входы, информационные 59-60 и синхронизирующий 61 выходы.

Модуль 3 контроля завершения считывания заданий теста (фиг.4) содержит счетчик 62, компаратор 63, элемент 64 задержки. На чертеже также показаны информационный 65 и синхронизирующий 66 входы, 69-70 выходы.

Модуль 4 селекции атрибутов раздела теста (фиг.5) содержит регистр 73, элемент 74 ИЛИ. На чертеже также показаны информационный 74, синхронизирующий 75 и установочные 76-77 входы, информационные 78-79 выходы.

Модуль 5 контроля границы раздела теста (фиг.6) содержит счетчик 80, компаратор 81, элемент 82 ИЛИ, элемент 83 задержки. На чертеже также показаны информационный 84 и счетные 85-86 входы, 89-90 выходы.

Модуль 6 селекции признака правильного ответа (фиг.7) содержит регистр 91, компаратор 92, элемент 93 задержки, элемент 94 ИЛИ. На чертеже также показаны информационные 95-96, синхронизирующий 97 и установочные 98-99 входы, 102-103 выходы.

Модуль 7 идентификации результата выполнения заданий раздела теста (фиг.8) содержит счетчики 105-106, компаратор 107, элемент задержки 108. На чертеже также показаны счетные 109-110 и синхронизирующий 111 входы, 114-115 выходы.

Модуль 8 формирования результатов тестирования (фиг.9) содержит компаратор 118, счетчики 119-120, элемент 121 ИЛИ. На чертеже также показаны синхронизирующий 122 и счетные 123-124 входы, информационные 125-126 и сигнальные 127-128 выходы.

Все узлы и элементы системы выполнены на стандартных потенциально-импульсных элементах.

Удаленное автоматизированное рабочее место (АРМ) тестируемого студента состоит из терминала, имеющего экран для воспроизведения тестовых заданий, и клавиатуру персонального компьютера. Управление предъявлением тестовых заданий осуществляется с сервера (на чертеже не показано).

Интернет-тренажер работает следующим образом.

Каждой специальности вуза, учебной дисциплине и студенту, изучающему эту дисциплину, в интернет-тренажере ставится в соответствие некоторый идентификационный номер - цифровой код. В свою очередь, любая специальность вуза, любая учебная дисциплина и каждый студент, изучающий дисциплину этой специальности, имеют свой базовый (начальный) адрес записей.

Таким образом, по идентификационному коду можно выделять базовые адреса специальностей вуза, учебных дисциплин и любого студента.

Для этого совокупность базовых адресов всех специальностей вуза представляется в виде таблицы - каталога базовых адресов разделов специальностей вуза. Каждая учебная дисциплина в разделе памяти некоторой одной специальности занимает целую страницу раздела, базовый адрес которой смещается относительно базового адреса раздела специальности на величину кода учебной дисциплины.

В этом случае базовый адрес студента, изучающего дисциплину страницы, смещается относительно базового адреса страницы учебной дисциплины на величину идентификатора студента.

Следовательно, занимая всю память страницы учебной дисциплины тестами по этой дисциплине, можно каждому студенту поставить в соответствие тест по дисциплине, соответствующий его идентификатору.

В базе данных сервера интернет-тренажера хранятся тесты по 69 дисциплинам высшего профессионального образования, разбитых на группы-циклы: 10 дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ГСЭ), 9 дисциплин общего математического и естественнонаучного цикла (ЕН) и 50 дисциплин общепрофессионального цикла (ОПД).

После предварительной регистрации для получения доступа к интернет-тренажеру студенту предъявляется окно вида на фиг.10, в котором студент указывает код специальности и выбирает дисциплину тестирования.

Далее тестируемый студент вводит свой идентификатор, который вместе с кодами указанной специальности и выбранной учебной дисциплины для тестирования образуют кодограмму сообщения вида:

Вводится цифровой код учебной дисциплины тестирования Вводится цифровой код специальности вуза Вводится код идентификатора студента

Эта кодограмма с автоматизированного рабочего места студента поступает на информационный вход 11 интернет-тренажера.

С информационного входа 11 интернет-тренажера кодограмма студента подается на информационный вход 41 модуля 1 идентификации базового адреса теста и заносится в регистр 26 синхронизирующим импульсом, поступающим на синхронизирующий вход 42 модуля 1 с синхронизирующего входа 14 интернет-тренажера.

Код специальности вуза с выхода 38 регистра 26 подается на вход дешифратора 27. Дешифратор 27 расшифровывает код специальности и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 31-33 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 27 будет открыт элемент 31 И по одному входу.

Синхронизирующий импульс с входа 14 интернет-тренажера, пройдя через вход 42 модуля 1, задерживается элементом 34 задержки на время срабатывания регистра 26 и дешифратора 27 и поступает через открытый по одному входу элемент 31 И на вход фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 30. В фиксированной ячейке ПЗУ 30 хранится код базового адреса раздела памяти по заданной специальности вуза, начиная с которого в данном разделе памяти хранятся записи всех тестов по всем учебным дисциплинам этой специальности.

Код базового адреса специальности с выхода ПЗУ 30 подается на один вход сумматора 28, на другой вход которого подается код учебной дисциплины тестирования с выхода 39 регистра 26.

Синхронизирующим импульсом с выхода элемента 34 задержки, задержанным элементом 35 задержки на время считывания содержимого фиксированной ячейки ПЗУ 30, в сумматоре 28 происходит суммирование кодов, поданных на его входы. Полученный результат в виде кода базового адреса страницы памяти учебной дисциплины подается на один вход сумматора 29, на другой вход которого подается код идентификатора студента с выхода 40 регистра 26.

Синхронизирующим импульсом с выхода элемента 35 задержки, задержанным элементом 36 задержки на время срабатывания сумматора 28, в сумматоре 29 происходит суммирование кодов, поданных на его входы.

Полученный в сумматоре 29 код начального адреса теста с выхода 44 модуля 1 пересылается на информационный вход 54 модуля 2 формирования сигналов считывания базы данных сервера и поступает на вход регистра 49.

Синхронизирующий импульс с выхода элемента 36 задержки, задержанный элементом 37 задержки на время срабатывания сумматора 29, и с выхода 45 модуля 1 пересылается на синхронизирующий вход 55 модуля 2 и поступает на синхронизирующий вход регистра 49, занося в него код базового адреса теста.

С выхода 47 регистра 49 код начального адреса первого задания первого раздела теста проходит на информационный вход счетчика 48 модуля 2.

Синхронизирующий импульс с входа 55 модуля 2, задержанный элементом 52 задержки на время срабатывания регистра 49, поступает на синхронизирующий вход счетчика 48, записывая в него код начального адреса первого задания первого раздела теста.

Этот же синхронизирующий импульс с выхода элемента 52 задержки проходит через элемент 50 ИЛИ, задерживается элементом 53 задержки на время занесения кода начального адреса первого задания первого раздела теста в счетчик 48 и далее с выхода 61 модуля 2 выдается на выход 23 интернет-тренажера, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера.

С приходом этого импульса сервер интернет-тренажера переходит на подпрограмму опроса содержимого ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 59 счетчика 48, выдаваемого на адресный выход 19 интернет-тренажера, и выдачи кода первого задания первого раздела теста на удаленное АРМ тестируемого студента, а кода правильного ответа и кода числа заданий в разделе теста на информационный вход 12 интернет-тренажера.

Структура кодограммы, хранящейся в ячейке с начальным адресом первого задания первого раздела теста, имеет следующий вид:

Первое задание первого раздела теста 1. Ответ Правильный ответ на задание теста Число заданий в разделе
2. Ответ
3. Ответ
4. Ответ

Код правильного ответа и код числа заданий текущего раздела теста с информационного входа 12 интернет-тренажера проходят на информационный вход 74 модуля 4 селекции атрибутов раздела теста, затем поступают на информационный вход регистра 73 модуля 4 и заносятся в него синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 15 интернет-тренажера.

Код номера (признака) правильного ответа снимается на выход 79 модуля 4, а код числа заданий в разделе теста снимается на выход 78 модуля 4.

Каждое задание теста имеет четыре пронумерованных варианта ответов, один из которых правильный (фиг.11). В левом окне располагается условие задания (задачи). В правом окне располагаются четыре варианта ответа.

Выполнение студентом полученного задания теста сводится к установлению соответствия между заданием и кодом номера возможного ответа на это задание. Студент обдумывает задание теста, выбирает номер ответа и отправляет со своего автоматизированного рабочего места код выбранного номера ответа на информационный вход 13 интернет-тренажера.

Этот код с информационного входа 13 интернет-тренажера проходит на информационный вход 96 модуля 6 селекции признака правильного ответа и поступает на информационный вход регистра 91, куда и заносится синхронизирующим импульсом с входа 16 интернет-тренажера.

Код номера ответа, выбранного тестируемым студентом, с выхода регистра 91 поступает на один информационный вход компаратора 92, на другой информационный вход которого с информационного входа 95 модуля 6 подается код номера правильного ответа на первое задание первого раздела теста, поступающего с выхода 79 модуля 4.

Синхронизирующий импульс с входа 16 интернет-тренажера, поступая на синхронизирующий вход 97 модуля 6, задерживается элементом 93 задержки на время занесения кода выбранного студентом номера ответа в регистр 91 и затем поступает на синхронизирующий вход компаратора 92.

Компаратор 92 сравнивает код выбранного студентом номера ответа с кодом номера правильного ответа. Если коды номеров ответов совпадают, т.е. тестируемый студент правильно ответил на предъявленное ему задание, то на выходе 100 компаратора 92 формируется импульс, который с выхода 102 модуля 6, во-первых, подается на вход 85 модуля 5 контроля границы раздела теста, проходит элемент 82 ИЛИ и поступает на счетный вход счетчика 80, увеличивая его содержимое на единицу. Счетчик 80 подсчитывает нарастающим итогом общее число предъявленных студенту заданий текущего раздела теста.

Во-вторых, этот же импульс с выхода 102 модуля 6 проходит на вход 109 модуля 7 идентификации результата выполнения заданий раздела теста и подается на счетный вход счетчика 105, увеличивая его содержимое на единицу. Счетчик 105 подсчитывает число правильных ответов при выполнении заданий текущего раздела теста.

Этот же импульс с входа 85 модуля 5, пройдя элемент 82 ИЛИ, задерживается элементом 83 задержки на время срабатывания счетчика 80 модуля 5 и поступает на синхронизирующий вход компаратора 81 модуля 5.

Компаратор 81 модуля 5 сравнивает код числа предъявленных студенту заданий текущего раздела теста, подаваемого на один его вход с выхода счетчика 80 модуля 5, с кодом общего числа всех заданий текущего раздела теста, поступающего на другой его вход с информационного выхода 78 модуля 4.

Если коды чисел на входах компаратора 81 не совпадают, то, следовательно, еще не все задания текущего раздела теста были предъявлены для выполнения. В этом случае на выходе 87 компаратора 81 вырабатывается сигнал, который с выхода 89 модуля 5 подается на вход 76 модуля 4, проходит элемент 72 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 73, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Этот же импульс с выхода 89 модуля 5 подается на вход 98 модуля 6, проходит элемент 94 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 91, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Этот же импульс с выхода 89 модуля 5 подается на вход 56 модуля 2, проходит элемент 51 ИЛИ и поступает на счетный вход счетчика 48, увеличивая на единицу его содержимое и формируя на его выходе адрес следующего задания текущего раздела теста. Этот адрес с выхода 59 счетчика 48 выдается на адресный выход 19 интернет-тренажера.

Этот же импульс с выхода элемента 51 ИЛИ проходит элемент 50 ИЛИ, задерживается элементом 53 задержки на время срабатывания счетчика 48 и с выхода 61 модуля 2 выдается на выход 23 интернет-тренажера, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера.

С приходом этого импульса сервер интернет-тренажера вновь переходит на подпрограмму опроса содержимого ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 59 счетчика 48, выдаваемого на адресный выход 19 интернет-тренажера, и выдачи кода уже следующего задания первого (текущего) раздела теста на удаленное АРМ тестируемого студента, а кода правильного ответа и кода числа заданий в разделе теста на информационный вход 12 интернет-тренажера.

Код правильного ответа следующего предъявленного задания и код числа заданий текущего раздела теста с информационного входа 12 интернет-тренажера проходят на информационный вход 74 модуля 4 селекции атрибутов раздела теста, затем поступают на информационный вход регистра 73 модуля 4 и заносятся в него синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 15 интернет-тренажера.

Студент обдумывает полученное новое задание теста, выбирает номер его ответа и отправляет со своего автоматизированного рабочего места код выбранного номера ответа на информационный вход 13 интернет-тренажера.

Этот код с информационного входа 13 интернет-тренажера проходит на информационный вход 96 модуля 6 селекции признака правильного ответа и поступает на информационный вход регистра 91 модуля 6, куда и заносится синхронизирующим импульсом с входа 16 интернет-тренажера.

Код номера ответа, выбранного тестируемым студентом, с выхода регистра 91 модуля 6 поступает на один информационный вход компаратора 92 модуля 6, на другой информационный вход которого с информационного входа 95 модуля 6 подается код номера правильного ответа на полученное новое задание первого раздела теста, поступающего с выхода 79 модуля 4.

Синхронизирующий импульс с входа 16 интернет-тренажера, поступая на синхронизирующий вход 97 модуля 6, задерживается элементом 93 задержки на время занесения кода выбранного студентом номера ответа в регистр 91 и затем поступает на синхронизирующий вход компаратора 92 модуля 6.

Компаратор 92 модуля 6 сравнивает код выбранного студентом номера ответа с кодом номера правильного ответа. Если коды номеров ответов не совпадают, т.е. тестируемый студент неправильно ответил на предъявленное ему задание, то на выходе 101 компаратора 92 формируется импульс, который с выхода 103 модуля 6, во - первых, подается на вход 86 модуля 5 контроля границы раздела теста, проходит элемент 82 ИЛИ и поступает на счетный вход счетчика 80 модуля 5, увеличивая его содержимое на единицу. Счетчик 80 модуля 5 подсчитывает нарастающим итогом общее число полученных заданий текущего раздела теста.

Во-вторых, этот же импульс с выхода 103 модуля 6 проходит на вход 110 модуля 7 идентификации результата выполнения заданий раздела теста и подается на счетный вход счетчика 106 модуля 7, увеличивая его содержимое на единицу. Счетчик 106 модуля 7 подсчитывает число неправильных ответов при выполнении заданий текущего раздела теста.

Этот же импульс с входа 86 модуля 5, пройдя элемент 82 ИЛИ, задерживается элементом 83 задержки на время срабатывания счетчика 80 модуля 5 и поступает на синхронизирующий вход компаратора 81 модуля 5.

Компаратор 81 модуля 5 вновь сравнивает код числа предъявленных студенту заданий текущего раздела теста, подаваемого на один его вход с выхода счетчика 80 модуля 5, с кодом числа всех заданий текущего раздела теста, поступающего на другой его вход с информационного выхода 78 модуля 4.

Если коды чисел на входах компаратора 81 не совпадают, то, следовательно, еще не все задания текущего раздела теста были предъявлены для выполнения. В этом случае на выходе 87 компаратора 81 вырабатывается сигнал, который с выхода 89 модуля 5 подается на вход 76 модуля 4, проходит элемент 72 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 73, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Этот же импульс с выхода 89 модуля 5 подается на вход 98 модуля 6, проходит элемент 94 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 91, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Этот же импульс с выхода 89 модуля 5 подается на вход 56 модуля 2, проходит элемент 51 ИЛИ и поступает на счетный вход счетчика 48, увеличивая на единицу его содержимое и формируя на его выходе очередной адрес следующего задания текущего раздела теста. Этот адрес с выхода 59 счетчика 48 выдается на адресный выход 19 интернет-тренажера.

Этот же импульс с выхода элемента 51 ИЛИ проходит элемент 50 ИЛИ, задерживается элементом 53 задержки на время срабатывания счетчика 48 и с выхода 60 модуля 2 выдается на выход 23 интернет-тренажера, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера.

С приходом этого импульса сервер интернет-тренажера вновь переходит на подпрограмму опроса содержимого следующей очередной ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 59 счетчика 48, выдаваемого на адресный выход 19 интернет-тренажера, и выдачи кода следующего задания первого (текущего) раздела теста на удаленное АРМ тестируемого студента, а кода правильного ответа и код числа заданий текущего раздела теста на информационный вход 12 интернет-тренажера.

Описанный процесс выборки адресов базы данных сервера и предъявления студенту заданий текущего раздела теста будет продолжаться до тех пор, пока код числа принятых и обработанных заданий текущего раздела теста в счетчике 80 модуля 5 не будет равен коду общего числа всех заданий текущего раздела теста, снимаемому с выхода 78 регистра 73 модуля 4. В этом случае компаратор 81 модуля 5 зафиксирует равенство кодов на его входах, и на его выходе 88 появится сигнал.

Сигнал с выхода 88 компаратора 81 модуля 5, во-первых, идет на установочный вход счетчика 80, возвращая его в исходное состояние и подготавливая его для работы в следующем цикле обработки заданий теста.

Этот же сигнал с выхода 90 модуля 5 подается на вход 99 модуля 6, проходит элемент 94 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 91, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 90 модуля 5 подается на вход 77 модуля 4, проходит элемент 72 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 73, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 90 модуля 5 идет на вход 111 модуля 7 и подается на синхронизирующий вход компаратора 107, сравнивающего коды чисел правильных и неправильных ответов по обработанным заданиям рассмотренного раздела теста.

Если код числа правильных ответов на задания раздела теста, подаваемый на один вход компаратора 107 с выхода счетчика 105 модуля 7, больше или равен коду числа неправильных ответов, подаваемому на другой его вход с выхода счетчика 106 модуля 7, то на выходе 112 компаратора 107 формируется сигнал освоения заданий рассмотренного раздела теста, который с выхода 114 модуля 7 пересылается на вход 123 модуля 8 формирования результата тестирования и поступает на счетный вход счетчика 119 модуля 8, увеличивая его содержимое на единицу. Счетчик 119 модуля 8 подсчитывает нарастающим итогом общее число освоенных разделов теста.

Если код числа правильных ответов на задания раздела теста, подаваемый на один вход компаратора 107 с выхода счетчика 105 модуля 7, меньше кода числа неправильных ответов, подаваемого на другой его вход с выхода счетчика 106 модуля 7, то на выходе 113 компаратора 107 формируется сигнал не освоения заданий рассмотренного раздела теста, который с выхода 115 модуля 7 пересылается на вход 124 модуля 8 формирования результата тестирования и поступает на счетный вход счетчика 120 модуля 8, увеличивая его содержимое на единицу. Счетчик 120 модуля 8 подсчитывает нарастающим итогом общее число неосвоенных разделов теста.

Этот же сигнал с входа 111 модуля 7 задерживается элементом 108 задержки на время срабатывания компаратора 107 модуля 7 и поступает на установочные входы счетчиков 105-106, возвращая их в исходное состояние и подготавливая их для приема результатов выполнения заданий следующего очередного раздела теста.

Кроме того, сигнал с выхода 90 модуля 5 пересылается на вход 66 модуля 3 контроля завершения считывания заданий теста и поступает на счетный вход счетчика 62, увеличивая его содержимое на единицу, подсчитывающего нарастающим итогом число принятых и обработанных разделов теста.

Синхронизирующий импульс с входа 66 модуля 3 задерживается элементом 64 задержки на время срабатывания счетчика 62 модуля 3 и поступает на синхронизирующий вход компаратора 63 модуля 3, сравнивающего код числа принятых и обработанных разделов теста, подаваемого на один его вход с выхода счетчика 62, с кодом заданного числа всех разделов теста, поступающего на вход 65 компаратора 63 с выхода 60 модуля 2.

Поскольку в счетчик 62 модуля 3 была занесена первая единица, то число принятых и обработанных разделов теста на выходе счетчика 62 будет меньше заданного общего числа разделов, поступающего в компаратор с входа 65 модуля 3.

По несовпадению кодов на входах компаратора 63 на его выходе 67 появится сигнал, который с выхода 69 модуля 3 подается на вход 57 модуля 2, проходит элемент 51 ИЛИ и поступает на счетный вход счетчика 48, увеличивая на единицу его содержимое и формируя на его выходе адрес первого задания следующего, т.е. второго раздела теста. Этот адрес с выхода 59 счетчика 48 выдается на адресный выход 19 интернет-тренажера.

Этот же импульс с выхода элемента 51 ИЛИ проходит элемент 50 ИЛИ, задерживается элементом 53 задержки на время срабатывания счетчика 48 и с выхода 61 модуля 2 выдается на выход 23 интернет-тренажера, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера.

С приходом этого импульса сервер интернет-тренажера вновь переходит на подпрограмму опроса содержимого следующей очередной ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 59 счетчика 48, выдаваемого на адресный выход 19 интернет-тренажера, и выдачи кода первого задания следующего, т.е. второго раздела теста на удаленное АРМ тестируемого студента, а кода правильного ответа и код числа заданий нового раздела теста на информационный вход 12 интернет-тренажера.

Процесс выборки адресов заданий теста и предъявления считанных заданий для выполнения будет продолжаться до тех пор, пока не будут выбраны задания всех заданных разделов теста, т.е. пока содержимое счетчика 62 модуля 3 не будет равно числу заданных разделов теста, поступающему с выхода 60 модуля 2 на вход 65 компаратора 63 модуля 3.

Как только число принятых и обработанных разделов теста в счетчике 62 будет равно заданному числу разделов теста, на выходе 68 компаратора 63 появится сигнал, который сразу же подается на установочный вход счетчика 62, возвращая его в исходное состояние и подготавливая счетчик к следующему циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 70 модуля 3 идет через вход 58 модуля 2 на установочный вход счетчика 48, возвращая его в исходное состояние, и на установочный вход регистра 49, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 70 модуля 3 идет через вход 43 модуля 1 на установочный вход регистра 26, сбрасывает его, подготавливая к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 70 модуля 3 пересылается на вход 122 модуля 8 и поступает на синхронизирующий вход компаратора 118, который сравнивает коды чисел освоенных и неосвоенных разделов теста, подаваемых на его входы.

Если код числа освоенных разделов теста, поступающего на один вход компаратора 118 с выхода счетчика 119, будет больше или равен коду числа неосвоенных разделов теста, поступающего на другой его вход с выхода счетчика 120, на выходе 129 компаратора 118 формируется сигнал «Задания теста выполнены». Этот сигнал с выхода 127 модуля 8 поступает на сигнальный выход 24 интернет-тренажера и пересылается на автоматизированное рабочее место тестируемого студента.

Этот же сигнал с выхода 129 компаратора 118 проходит элемент 121 ИЛИ и поступает на установочные входы счетчиков 119-120, сбрасывая их содержимое в ноль и подготавливая их таким образом к следующему циклу работы.

Если код числа освоенных разделов теста, поступающего на один вход компаратора 118 с выхода счетчика 119, будет меньше кода числа неосвоенных разделов теста, поступающего на другой его вход с выхода счетчика 120, на выходе 130 компаратора 118 формируется сигнал «Задания теста не выполнены». Этот сигнал с выхода 128 модуля 8 поступает на сигнальный выход 25 интернет-тренажера и пересылается на автоматизированное рабочее место тестируемого студента.

Этот же сигнал с выхода 130 компаратора 118 проходит элемент 121 ИЛИ и поступает на установочные входы счетчиков 119-120, сбрасывая их содержимое в ноль и подготавливая их таким образом к следующему циклу работы.

При этом выдача сигналов «Задания теста выполнены» и «Задания теста не выполнены» сопровождается выдачей на автоматизированное рабочее место тестируемого студента информации в виде кода числа освоенных разделов теста с выхода 21 интернет-тренажера и кода числа неосвоенных разделов теста с выхода 22 интернет-тренажера, которые указываются в окне «Результаты тестирования» (фиг.12).

Таким образом, введение новых узлов и модулей и новых конструктивных связей позволило существенно повысить быстродействие интернет-тренажера путем исключения поиска данных по всей базе данных интернет-тренажера.

Источники информации, принятые во внимание при составлении описания заявки:

1. Патент США 0505651 М.кл. G06F 13/40, 13/38, 1992.

2. Патент США 5129083 М.кл. G06F 12/00, 15/40, 1992 (прототип).

3. Киселева В.П., Хусаинова Н.В. О создании системы тест-тренажеров по дисциплинам Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования./ Современные проблемы фундаментального образования: Материалы международной научно-методической конференции. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. С.100-103.

Интернет-тренажер для тестирования студентов по дисциплинам профессионального образования, содержащий модуль селекции атрибутов раздела теста, информационный вход которого является первым информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема кодов атрибутов раздела теста, считанных из базы данных сервера, синхронизирующий вход модуля селекции атрибутов раздела теста является первым синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для занесения кодов атрибутов раздела теста, считанных из базы данных сервера, в модуль селекции атрибутов раздела теста, модуль формирования сигналов считывания заданий теста, один информационный выход которого является адресным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи адреса считывания на адресный вход сервера базы данных, другой информационный выход модуля формирования сигналов считывания заданий теста является первым информационным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи кода числа всех разделов теста на автоматизированное рабочее место тестируемого студента, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания заданий теста является синхронизирующим выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи сигналов считывания на вход считывания сервера базы данных, модуль контроля завершения считывания заданий теста, информационный вход которого подключен к другому информационному выходу модуля формирования сигналов считывания заданий теста, один выход модуля контроля завершения считывания заданий теста подключен к первому счетному входу модуля формирования сигналов считывания заданий теста, другой выход модуля контроля завершения считывания заданий теста соединен с установочным входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, модуль формирования результатов тестирования, синхронизирующий вход которого подключен к другому выходу модуля контроля завершения считывания заданий теста, один информационный выход модуля формирования результатов тестирования является вторым информационным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи кода числа освоенных разделов теста на автоматизированное рабочее место тестируемого студента, другой информационный выход модуля формирования результатов тестирования является третьим информационным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи кода числа неосвоенных разделов теста на автоматизированное рабочее место тестируемого студента, один сигнальный выход модуля формирования результатов тестирования является первым сигнальным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи сигнала выполнения заданий теста, другой сигнальный выход модуля формирования результатов тестирования является вторым сигнальным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи сигнала невыполнения заданий теста, отличающийся тем, что он содержит модуль идентификации базового адреса теста, информационный вход которого является вторым информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема кодограммы студента с автоматизированного рабочего места тестируемого студента, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса теста является вторым синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для занесения кодограммы студента в модуль идентификации базового адреса теста, установочный вход модуля идентификации базового адреса теста подключен к другому выходу модуля контроля завершения считывания заданий теста, информационный выход модуля идентификации базового адреса теста соединен с информационным входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса теста соединен с синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, модуль селекции признака правильного ответа, один информационный вход которого является третьим информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема с автоматизированного рабочего места тестируемого студента кода выбранного номера ответа на задание теста, другой информационный вход модуля селекции признака правильного ответа подключен к одному информационному выходу модуля селекции атрибутов раздела теста, а синхронизирующий вход модуля селекции признака правильного ответа является третьим синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для занесения кода выбранного номера ответа на задание теста в модуль селекции признака правильного ответа, модуль контроля границы раздела теста, информационный вход которого подключен к другому информационному выходу модуля селекции атрибутов раздела теста, один счетный вход модуля контроля границы раздела теста подключен к одному выходу модуля селекции признака правильного ответа, другой счетный вход модуля контроля границы раздела теста подключен к другому выходу модуля селекции признака правильного ответа, один выход модуля контроля границы раздела теста подключен к второму счетному входу модуля формирования сигналов считывания заданий теста, а другой выход модуля контроля границы раздела теста соединен с синхронизирующим входом модуля контроля завершения считывания заданий теста, и модуль идентификации результата выполнения заданий раздела теста, синхронизирующий вход которого подключен к другому выходу модуля контроля границы раздела теста, один счетный вход модуля идентификации результата выполнения заданий раздела теста подключен к одному выходу модуля селекции признака правильного ответа, а другой счетный вход модуля идентификации результата выполнения заданий раздела теста подключен к другому выходу модуля селекции признака правильного ответа, один выход модуля идентификации результата выполнения заданий раздела теста соединен с одним счетным входом модуля формирования результатов тестирования, а другой выход модуля идентификации результата выполнения заданий раздела теста соединен с другим счетным входом модуля формирования результатов тестирования, при этом один выход модуля контроля границы раздела теста соединен с одним установочным входом модуля селекции атрибутов раздела теста и с одним установочным входом модуля селекции признака правильного ответа, а другой выход модуля контроля границы раздела теста соединен с другим установочным входом модуля селекции атрибутов раздела теста и с другим установочным входом модуля селекции признака правильного ответа.



 

Похожие патенты:
Наверх