Лавинозащитное устройство

 

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для защиты объектов от снежных лавин, преимущественно подвижного транспорта на горных автомобильных и железных дорогах, а также населенных пунктов.

Это достигается тем, что известное устройство, содержащее основание лавиноопасного склона 3, снабжено отстойником лавинной массы 5, выполненным в виде лотка полуовальной формы, размещенным вдоль лавиноопасного склона между основанием склона и насыпью земляного полотна 1 с объектом защиты 2, в частности дорожной одежды, внутри насыпи земляного полотна установлены под углом и преимущественно круглого сечения лотки 6 с возможностью пропуска лавинной массы из отстойника за пределы наружного склона насыпи земляного полотна. Направление движения лавины показание стрелкой 4. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для защиты объектов от снежных лавин, преимущественно подвижного транспорта на автомобильных и железных дорогах, а также населенных пунктов.

Известно устройство, содержащее ограждение со стойками, установленными на пути схода лавин и выполненными упруго эластичной формы (см. а.с. СССР 1516562, E01F 7/04, опубл. 30.11.1987 г.).

Недостатками данного устройства являются сложность конструкции и ненадежность ее в процессе эксплуатации.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является устройство для защиты от снежных лавин, содержащее основание и блоки, размещенные на склоне, причем каждый блок выполнен из тороидальных упругих элементов, соприкасающихся торцовыми плоскостями, гибкие связи для соединения указанных элементов, а также жесткие штанги(см. а.с. СССР 1654421. Е01F 7/04, опубл. 7.06.1991 г.)

Недостатками прототипа являются сложность конструкции и ненадежность его в условиях эксплуатации.

Задачей предлагаемого технического решения является упрощение конструкции и повышение ее эксплуатационной надежности.

Решение технической задачи достигается тем, что известное устройство, содержащее основание лавиноопасного склона, снабжено отстойником лавинной массы, выполненным преимущественно в виде лотка полуовальной формы, размещенным вдоль лавиноопасного склона между основанием склона и насыпью земляного полотна с объектом защиты, внутри насыпи земляного полотна установлены под углом лотки с возможностью пропуска лавинной массы из отстойника за пределы наружного склона насыпи земляного полотна.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показан поперечный разрез устройства.

Устройство содержит насыпь земляного полотна 1, объект защиты, в данном случае дорожную одежду 2, основание лавиноопасного склона 3, направление движения лавины, показанное стрелкой 4 и отстойник лавинной массы 5, в котором собирается сошедшая со склона лавинная масса. Внутри насыпи земляного полотна по всей длине лавиноопасного склона и отстойника наклонно установлены лотки 6 для пропуска лавинной массы из отстойника за пределы наружного склона насыпи 1. Расстояние между лотками около трех метров, а диаметр примерно один метр. Лотки изготавливаются из железобетона или металла преимущественно круглого сечения и устанавливаются под углом 6-8 градусов в сторону пропуска снежной массы.

Отстойник 5 выполняется в виде лотка полуовальной формы и размещен между насыпью дорожного полотна 1 и основанием лавиноопасного склона 3. Он выполняет функцию ловушки снежной массы, которая сходит со склона. В качестве объекта защиты на чертеже показан объект защиты - дорожная одежда 2. В качестве объекта защиты могут быть строения населенных пунктов. При необходимости стенки отстойника покрываются железобетоном или иным материалом. Объем отстойника рассчитывается с учетом частоты схода снежных лавин и количества сошедшей со склона снежной массы. Он может размещать снежную массу от одной-двух лавин. Часть снежной массы будет автоматически удаляться из отстойника через лотки 6. Проведенный лавинозащитными службами мониторинг показал, что в среднем в зимнее время в горах сходит около 5 лавин. В случае необходимости отстойник можно очищать в безопасный период между сходами лавин от накопившейся между лотками 6 снежной массы, используя для этого снегоуборочные машины, которыми обычно располагает дорожно-эксплуатационное управление, обслуживающее данный участок горной дороги. Срок службы отстойника - не менее двух десятков лет.

Устройство работает следующим образом. Сошедшая со склона 3 снежная масса поступает в лоток 5, значительная часть ее одновременно уходит за пределы насыпи земляного полотна 1 через лотки 6, не оставаясь в отстойнике 5. Часть первой и второй лавинных масс остается между лотками 6. При необходимости она подлежит периодической очистке в безопасный период схода лавин. В этом случае обеспечивается защита дорожной одежды от лавинной массы.

Анализ работы предложенной конструкции показал, что она обладает рядом преимуществ по сравнению с прототипом. В частности, она значительно проще в исполнении, надежнее в эксплуатации и экономичнее в строительном и эксплуатационном плане. Затраты на сооружение насыпи значительно снижаются за счет использования грунта, снятого при подготовке отстойника, что создает дополнительные возможности для смещения оси дороги в наружную сторону, что повышает безопасность дорожного движения на горной дороге. При установке лотков для пропуска снежной массы требуется меньше грунта для сооружения насыпи земляного полотна. Окупаемость устройства составляет не более полутора лет.

Лавинозащитное устройство, содержащее основание лавиноопасного склона и объект защиты, отличающееся тем, что оно снабжено отстойником лавинной массы, выполненным в виде лотка полуовальной формы, размещенным вдоль лавиноопасного склона между основанием склона и насыпью земляного полотна с объектом защиты, внутри насыпи земляного полотна установлены под углом лотки преимущественно круглого сечения с возможностью пропуска лавинной массы из отстойника за пределы наружного склона насыпи земляного полотна.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к защитным мероприятиям при строительстве и эксплуатации железных и автомобильных дорог, промышленных объектов, населенных пунктов от снежных лавин в стесненных условиях

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для защиты объектов от снежных лавин, преимущественно подвижного транспорта на автомобильных и железных дорогах, а также населенных пунктов

Изобретение относится к области строительства дорог, мостов, взлетно-посадочных полос аэродромов, пешеходных дорожек

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для защиты объектов от снежных лавин, преимущественно подвижного транспорта на горных автомобильных и железных дорогах, а также населенных пунктов
Наверх