Центрирующее устройство для соосной установки диска автомобильного или мотоциклетного колеса на шпинделе станка для правки дисков

 

Полезная модель относится к сфере автосервиса, является неотъемлемым и необходимым узлом станка для правки дисков автомобильных или мотоциклетных колес и предназначена для усовершенствования станка для правки дисков.

Целью при разработке предлагаемой полезной модели является создание конструкции центрирующего устройства для соосной установки диска автомобильного или мотоциклетного колеса на шпинделе станка для правки дисков, в результате чего из конструкции существующих станков для правки дисков будут исключены множество центрирующих дисков, на которые устанавливаются по посадочному отверстию различные по размерам диски колес.

Указанная цель и технический результат реализуются следующим образом.

Вместо центрирующего диска в аналоге стенда для правки дисков колес предлагаемая конструкция устройства центрирующего диск колеса содержит установленный неподвижно в шпиндель станка, по меньшей мере, по цилиндрической посадочной поверхности центрирующий штырь, на котором установлена центрирующая диск колеса втулка с наружной конусной поверхностью с возможностью ее продольного перемещения по центрирующему штырю, по меньшей мере, при помощи винтовой пары. Кроме этого, центрирующий штырь может быть выполнен в виде быстросъемной конструкции, при этом на конце его центрирующей части выполнен байонетный замок, а конец хвостовой части центрирующего штыря выполнен квадратного сечения для обеспечения углового поворота штыря в шпинделе при помощи, по меньшей мере, гаечного ключа.

1 н.з.п. и 1 з.п. ф-лы, 2 илл.

Полезная модель относится к сфере автосервиса и является неотъемлемым и необходимым узлом станка для правки дисков автомобильных или мотоциклетных колес, и предназначена для усовершенствования станка для правки дисков.

Известен «Стенд для правки дисков автомобильных колес» по описанию патента 56810 на промышленный образец, МКПО: 15-99, опубликовано в Бюл. 5 16.05.2005 г. (1).

Данный стенд предназначен для правки (ремонта) местных повреждений на ободе диска автомобильного колеса, при этом литых или кованых дисков колес.

Недостатком в конструкции данного стенда является то, что для каждого вида дисков колес необходимо иметь соответствующее посадочному диаметру диска колеса центрирующее кольцо, укрепляемое на торцевой поверхности шпинделя соосно с продольной осью шпинделя. А на это центрирующее кольцо устанавливается посадочным отверстием диск колеса. При этом в зависимости от размера посадочного отверстия диска колеса на один стенд для правки дисков необходимо иметь около пятидесяти центрирующих дисков разных размеров посадочного диаметра. А это снижает производительность труда на стенде, так как приходится часто сменять центрирующие диски.

Целью при разработке предлагаемой полезной модели является создание конструкции центрирующего устройства для соосной установки диска автомобильного или мотоциклетного колеса на шпинделе станка для правки дисков, в результате чего из конструкции существующих станков для правки дисков будут исключены множество центрирующих дисков, на которые устанавливаются по посадочному отверстию различные по размерам диски колес.

Указанная цель и технический результат реализуются следующим образом.

Вместо центрирующего диска в аналоге стенда для правки дисков колес предлагаемая конструкция устройства, центрирующего диск колеса, содержит установленный неподвижно в шпиндель станка, по меньшей мере, по цилиндрической посадочной поверхности центрирующий штырь, на котором установлена центрирующая диск колеса втулка с наружной конусной поверхностью с возможностью ее продольного перемещения по центрирующему штырю, по меньшей мере, при помощи винтовой пары. Кроме этого, центрирующий штырь может быть выполнен в виде быстросъемной конструкции, при этом на конце его центрирующей части выполнен байонетный замок, а конец хвостовой части центрирующего штыря выполнен квадратного сечения для обеспечения углового поворота штыря в шпинделе при помощи, по меньшей мере, гаечного ключа.

В качестве близкого аналога предлагаемому устройству можно принять конструкцию стенда для правки дисков автомобильных колес по патенту 56810 (1).

Перечень фигур на чертежах.

На фиг.1 изображена конструкция предлагаемого центрирующего устройства с укрепленным в шпинделе неподвижно центрирующим штырем, вариант 1.

На фиг.2 изображена конструкция предлагаемого центрирующего устройства с быстросъемной конструкцией центрирующего штыря, вариант 2.

Предлагаемое центрирующее устройство по варианту 1 (фиг.1) содержит следующие узлы и детали.

В шпиндель 1 станка для правки дисков автомобильных или мотоциклетных колес установлен неподвижно, например, по цилиндрической посадочной поверхности, центрирующий штырь 2, зафиксированный штифтом 3. Центрирующий штырь 2 может быть установлен в шпиндель 1 и по конусной посадочной поверхности и соответственно зафиксирован, например, штифтом 3 или стержнем с фиксацией его на другом торце шпинделя.

На рабочей поверхности штыря 2 по ходовой посадке установлена центрирующая втулка 4 с наружной конусной поверхностью, предназначенная для соосной со шпинделем установки диска колеса 5 на планшайбу 6, которая неподвижно укреплена на шпинделе 1 несколькими крепежными винтами 7.

В планшайбе 6 на стороне, на которой крепится диск колеса 5, выполнена выточка В, предназначенная для перемещения в нее центрирующей конусной втулки 4, что обеспечивает возможно большее число дисков колес центрировать по диаметрам посадочных отверстий при помощи одной втулки 4, а всего этих втулок может быть лишь 4-5 разных размеров, обеспечивающих всю известную номенклатуру дисков колес на одном станке.

Центрирующая втулка 4 имеет возможность продольного перемещения по центрирующему штырю 2 при помощи гайки 8, взаимодействующей по резьбе, выполненной на хвостовом конце штыря 2. На планшайбе 6 установлены 4 или 5 болтов 9, снабженных шайбами и гайками, предназначенных для крепления (прижатия неподвижно) диска колеса 5 к планшайбе. Таким образом, диск колеса 5 сначала центрируется центрирующей втулкой 4 соосно со шпинделем 1, а затем прижимается неподвижно к планшайбе 6 с помощью болтов 9.

Предлагаемое центрирующее устройство по варианту 2 (фиг.2) содержит следующие детали и узлы.

В шпиндель 1 установлен перпендикулярно продольной оси шпинделя фиксирующий штифт 10, а вдоль продольной оси шпинделя в отверстие по свободно-ходовой посадке установлен быстросъемный центрирующий штырь 11 с возможностью перемещения вдоль продольной оси шпинделя. В передней части центрирующего штыря 11 выполнен байонетный замок 12, а конец 13 хвостовой части выполнен квадратного сечения для обеспечения углового поворота центрирующего штыря 11 в шпинделе при помощи, например, гаечного ключа, чтобы байонетный замок закрепился (зацепился) за фиксирующий штифт 10. Центрирующий штырь 11 с байонетным замком упирается также в пружину 14, которая обеспечивает плотное прижатие замка к штифту 10.

На быстросъемный центрирующий штырь 11 так же, как и по первому варианту, установлена центрирующая втулка 4, которая перемещается вдоль штыря 11 при помощи гайки 8.

Предлагаемое центрирующее устройство для соосной установки диска автомобильного или мотоциклетного колеса на шпинделе станка для правки дисков по варианту 1 работает следующим образом (фиг.1).

Оператор станка отворачивает гайку 8 и снимает центрирующую втулку 4 с центрирующего штыря 2. Затем на центрирующий штырь 2 устанавливает посадочным отверстием диск колеса 5. После этого оператор станка устанавливает центрирующую втулку 4 на центрирующий штырь 2 и, придерживая второй рукой диск колеса 5, устанавливает его на конусную поверхность втулки 4 и гайкой 8 прижимает втулку 4 к кромке посадочного отверстия диска колеса 5, тем самым устанавливает диск колеса 5 соосно со шпинделем 1 и одновременно прижимает диск колеса 5 к планшайбе 6.

После этого оператор станка болтами 9 прикрепляет (прижимает) неподвижно к планшайбе 6 диск колеса 5. Теперь диск колеса 5 установлен на шпинделе 1 соосно со шпинделем и готов к последующей правке и ремонту обода (ободьев) диска колеса.

Предлагаемое центрирующее устройство по варианту 2 (фиг.2) работает следующим образом.

Оператор станка поворотом быстросъемного центрирующего штыря 11 за квадратного сечения конец 13 против часовой стрелки высвобождает байонетный конец 12 штыря 11 от фиксирующего штифта 10 и вынимает центрирующий штырь 11 из шпинделя 1 вместе с установленной на нем центрирующей втулкой 4 и гайкой 8.

Одновременно с этим другой рукой оператор прикладывает к планшайбе 6 торцевой поверхностью диск колеса 5. А после этого устанавливает в шпиндель быстросъемный центрирующий штырь 11 и одновременно центрирует втулкой 4 диск колеса 5 по кромке его посадочного отверстия.

Затем оператор станка, продвигая вдоль продольной оси шпинделя центрирующий штырь 11 его байонетным замком 12, фиксирует (зацепляет) за штифт 10 путем поворота в шпинделе штыря 11 по часовой стрелке на 90º, после чего центрирующей втулкой 4 и гайкой 8 диск колеса 5 точно центрирует и прижимает к планшайбе 6. А после окончательного прижатия (крепления) диска колеса 5 болтами 9 к планшайбе 6 диск колеса подлежит правке и ремонту ободьев.

При использовании центрирующего устройства по второму варианту, а именно с байонетным замком, имеется возможность после крепления диска колеса 5 к планшайбе 6 болтами 9 вынуть центрирующий штырь 11 из шпинделя 1. Это открывает полость диска колеса для свободного доступа в нее для устранения в ней деформаций и повреждений. Это очень эффективно при правке дисков колес малого диаметра.

Предлагаемое центрирующее устройство для соосной установки диска автомобильного или мотоциклетного колеса на шпинделе станка для правки дисков по первому и второму вариантам исполнения конструкции позволяет существенно повысить производительность станка при заметном повышении соосности установки на шпинделе диска колеса.

При этом позволяет полностью исключить из конструкции станка для правки дисков колес множество (до 50 штук) типоразмеров центрирующих дисков, а вместо них использовать не более 4-5 типоразмеров по наружным диаметрам центрирующих втулок 4 в предлагаемом устройстве.

Источник информации.

1. «Стенд для правки дисков автомобильных колес» по описанию патента 56810 на промышленный образец, МКПО: 15-99, опубликовано в Бюл. 5 16.05.2005 г.

1. Центрирующее устройство для соосной установки диска автомобильного или мотоциклетного колеса на шпинделе станка для правки дисков, содержащее неподвижно закрепленную на шпинделе станка планшайбу, отличающееся тем, что оно снабжено неподвижно установленным в шпинделе по цилиндрической или конической посадочной поверхности центрирующим штырем и центрирующей втулкой с наружной конусной поверхностью, установленной с возможностью продольного перемещения по центрирующему штырю при помощи винтовой пары.

2. Центрирующее устройство для соосной установки диска автомобильного или мотоциклетного колеса на шпинделе станка для правки дисков, содержащее неподвижно закрепленную на шпинделе станка планшайбу, отличающееся тем, что оно снабжено центрирующим штырем в виде быстросъемной конструкции, в передней части которого выполнен байонетный замок, а конец его хвостовой части выполнен квадратного сечения для обеспечения углового поворота штыря в шпинделе при помощи гаечного ключа, и центрирующей втулкой с наружной конусной поверхностью, установленной с возможностью продольного перемещения по центрирующему штырю при помощи винтовой пары.



 

Наверх