Система приводов управления бронированной ремонтно-эвакуационной машины

 

Полезная модель относится к области военно-гусеничных машин, а конкретно, к приводам управления бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ), и может быть использована в машинах на базе танков семейства Т-80 с газотурбинным двигателем.

Новым является то, что система приводов включает устройство контроля за состоянием соединения фиксатором педалей тормоза и управления регулируемым сопловым аппаратом (РСА) и устройство блокировки рычага избирателя передач трансмиссии при рассоединенных педалях, при этом указанное устройство контроля выполнено в виде датчика, установленного на педали тормоза с возможностью взаимодействия с толкателем, закрепленным на педали управления РСА, а устройство блокировки рычага избирателя выполнено в виде электромагнита, закрепленного под избирателем с обеспечением возможности воздействия штоком на блокиратор, закрепленный на корпусе избирателя с возможностью перемещения в направлении рычага избирателя передач и фиксации в пазу гребенки, при этом датчик устройства контроля связан с электромагнитом устройства блокировки с обеспечением возможности передачи на него управляющего электрического сигнала на срабатывание при прокачке относительно друг друга педали тормоза и педали управления РСА.

Техническим результатом, обеспечиваемым настоящей полезной моделью, является исключение возможности переключения передач трансмиссии БРЭМ при рассоединенных педалях тормоза и управления РСА газотурбинного двигателя. 1 независимый, 3 зависимых п. ф-лы, 5 поясняющих фиг.

Полезная модель относится к области военно-гусеничных машин, а конкретно, к приводам управления бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ), и может быть использована в машинах на базе танков семейства Т-80 с газотурбинным двигателем.

Из существующего уровня техники известен привод управления главным фрикционом танка Т-55 (см. «Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-55», Воениздат, МО СССР, М., 1969 г., стр.341, рис.188) и привод остановочных тормозов, которые включают педаль главного фрикциона приваренную к полой трубе, установленной через подшипники на валу педали остановочных тормозов. Приваренный к трубе блокировочный рычаг вместе с планкой на защелке педали остановочных тормозов служит для блокировки остановочных тормозов с педалью главного фрикциона. Если танк заторможен остановочными тормозами через привод от педали, то выжать педаль главного фрикциона невозможно, так как рычаг упирается в планку защелки педали остановочных тормозов. Этим исключается возможность начать движение при затянутых тормозах. Разблокировка приводов главного фрикциона и остановочных тормозов осуществляется вручную разворотом защелки, которая фиксируется с помощью подпружиненного шарика.

Недостатком известного технического решения является невозможность блокировки управляющих элементов приводов управления находящихся на значительном расстоянии друг от друга.

Известен наиболее близкий к заявленному техническому решению, и принимаемый за прототип, привод управления транспортного средства, содержащий механизм блокировки по заявке на полезную модель 98109364/20 от 20.05.98 г., по которой было вынесено решение о выдаче свидетельства на полезную модель от 14.08.98 г. Привод содержит педали, установленные с возможностью разворота на приводных валах, связанных рычагами и тягами с выходными элементами силовой установки и трансмиссии. На рычаге педали управления регулируемым сопловым аппаратом (РСА) газотурбинного двигателя через резьбовое соединение закреплен фиксатор, в корпусе которого выполнена цилиндрическая выборка под пружину с рабочим штоком, один конец которого снабжен рукояткой, при этом на рычаге педали управления тормозами через опорный платик жестко закреплен поводок, выполненный в виде пластины с фигурным пазом под рабочий шток, причем продольная ось фигурного паза выполнена перпендикулярно оси приводного вала тормозов, а свободный конец поводка отогнут от его привалочной плоскости в сторону от фиксатора на угол равный 10°÷15°. Рычаг педали управления РСА газотурбинного двигателя выполнен коленчатым по форме и образован двумя параллельными звеньями, жестко связанными между собой переходной частью, выполненной перпендикулярно звеньям и снабженной неподвижно закрепленным на ней гнездом под фиксатор.

Переключение передач трансмиссии производится избирателем передач, в котором рычаг вводится в поперечные пазы гребенки, соответствующие избираемым передачам.

Недостатком известного технического решения является невозможность блокировки переключения передач трансмиссии транспортного средства при разблокированных педалях тормоза и управления РСА газотурбинного двигателя, что не исключает возможность включения одной из передач при работе рабочего оборудования и передачу крутящего момента максимальной мощности двигателя на трансмиссию с включенными тормозными фрикционами, что может привести к поломке элементов двигателя или трансмиссии.

Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является предохранение газотурбинного двигателя и трансмиссии БРЭМ от перегрузок.

Техническим результатом, достигаемым полезной моделью, является исключение возможности переключения передач трансмиссии БРЭМ при рассоединенных педалях тормоза и управления РСА газотурбинного двигателя.

Данная задача решается за счет того, что заявленная система приводов управления БРЭМ, содержащая педали тормоза и управления РСА газотурбинного двигателя и рычаг избирателя передач трансмиссии, установленные с возможностью поворота приводных валов, связанных рычагами и тягами с управляющими элементами силовой установки и трансмиссии, гребенку рычага избирателя и фиксатор, обеспечивающий соединение педалей тормоза и РСА при движении машины, и рассоединение их при работе грузоподъемным краном и тяговой лебедкой БРЭМ, согласно полезной модели, система приводов включает устройство контроля за состоянием соединения фиксатором педалей тормоза и управления РСА и устройство блокировки рычага избирателя передач трансмиссии при рассоединенных педалях, при этом указанное устройство контроля выполнено в виде датчика, установленного на педали тормоза с возможностью взаимодействия с толкателем, закрепленным на педали управления РСА, а устройство блокировки рычага избирателя выполнено в виде электромагнита, закрепленного под избирателем с обеспечением возможности воздействия штоком на блокиратор, закрепленный на корпусе избирателя с возможностью перемещения в направлении рычага избирателя передач и его фиксации в пазу гребенки, при этом датчик устройства контроля связан с электромагнитом устройства блокировки с обеспечением возможности передачи на него управляющего электрического сигнала на срабатывание при прокачке относительно друг друга педали тормоза и педали управления РСА. Наилучший результат достигается, если: - исходное положение блокиратора выбрано с обеспечением свободного переключения передач независимо от положения рычага переключения передач;

- упомянутый толкатель выполнен в виде винта, установленного с возможностью регулировки его положения относительно педали управления РСА;

- устройство контроля за состоянием соединения фиксатором педалей тормоза и управления РСА выполнено с возможностью вывода визуальной сигнализации при рассоединении педали тормоза и педали управления РСА.

Анализ основных отличительных признаков показал, что:

- включение в систему приводов устройства контроля за состоянием соединения фиксатором педалей тормоза и управления РСА и устройства блокировки рычага избирателя передач трансмиссии при рассоединенных педалях, исключает возможность переключения передач трансмиссии БРЭМ при рассоединенных педалях тормоза и управления регулируемым сопловым аппаратом газотурбинного двигателя, что предохраняет газотурбинный двигатель и трансмиссию БРЭМ от передачи крутящего момента турбины двигателя на трансмиссию с включенными тормозными фрикционами;

- выполнение указанного устройства контроля в виде датчика, установленного на педали тормоза с возможностью взаимодействия с толкателем, закрепленным на педали управления РСА, выполнение устройства блокировки рычага избирателя в виде электромагнита, закрепленного под избирателем с обеспечением возможности воздействия штоком на блокиратор, закрепленный на корпусе избирателя с возможностью перемещения в направлении рычага избирателя передач и его фиксации в пазу гребенки, связь датчика устройства контроля с электромагнитом устройства блокировки с обеспечением возможности передачи на него управляющего электрического сигнала на срабатывание при прокачке относительно друг друга педали тормоза и педали управления РСА, обеспечило простоту и надежность конструкции;

- выбор исходного положения блокиратора с обеспечением свободного переключения передач независимо от положения рычага переключения передач обеспечивает свободное переключение передач при соединенных педалях тормоза и управления РСА газотурбинного двигателя;

- выполнение толкателя в виде винта, установленного с возможностью регулировки его положения относительно педали управления РСА, обеспечило возможность регулировки срабатывания датчика, установленного на педали тормоза, при изменении относительного положения педали тормоза и педали управления РСА газотурбинного двигателя;

- выполнение устройства контроля за состоянием соединения фиксатором педалей тормоза и управления РСА с возможностью вывода визуальной сигнализации при рассоединении педали тормоза и педали управления РСА обеспечило информирование механика-водителя БРЭМ о невозможности переключения передач при разблокированных педалях тормоза и управления регулируемым сопловым аппаратом газотурбинного двигателя.

Полезная модель поясняется чертежами, на которых изображено:

- на фиг.1 - размещение элементов системы приводов управления (вид на БРЭМ со стороны левого борта);

- на фиг.2 - вид на датчик устройства контроля за состоянием соединения фиксатором педалей тормоза и управления РСА, (вид А со стороны со стороны правого борта), где основными линиями показаны педали в соединенном положении, а штрих-пунктирными - в рассоединенном положении;

- на фиг.3 - вид на блокиратор (элемент Б на фиг.1),устройства блокировки рычага переключения передач и электромагнит, в начальном положении, при этом основными и штрих-пунктирными линиями показаны границы перемещения рычага переключения передач;

- на фиг.4 - вид на блокиратор устройства блокировки рычага переключения передач и электромагнит, элемент Б на фиг.1, в фиксированном положении;

- на фиг.5 - вид на блокиратор устройства блокировки и на рычаг переключения передач в пазу гребенки, (вид В на фиг.4), где основными линиями показан рычаг переключения передач в пазу гребенки, а штрих-пунктирными линиями - его положение вне паза при переключении передач.

Система приводов управления БРЭМ, выполненной на базовом шасси танка Т-80У с газотурбинным двигателем, содержит педаль 1 тормоза (см. фиг.1), педаль 2 управления РСА газотурбинного двигателя и рычаг 3 избирателя передач 4 трансмиссии, соединенные с управляющими элементами двигателя и трансмиссии, и включает устройство контроля за состоянием соединения фиксатором 5 педали 1 тормоза и педали 2 управления РСА и устройство блокировки рычага 3 избирателя передач 4 трансмиссии при рассоединенных педалях 1 и 2.

Педаль 1 тормоза может быть зафиксирована в заторможенном положении храповиком 6 (см. фиг.2) при помощи ручки 7. Устройство контроля за состоянием соединения фиксатором педали 1 тормоза и педали 2 управления РСА выполнено в виде датчика 8, установленного на педали 1 тормоза с возможностью взаимодействия с толкателем 9, закрепленным на педали 2 управления РСА. Толкатель 9 может быть выполнен в виде винта, как это показано на фиг. и установлен с возможностью регулировки его положения относительно педали 2 и фиксации при помощи гайки 10.

Рычаг 3 установлен на рычаге 11 (см. фиг.3) при помощи оси 12, с возможностью поворота в поперечном направлении относительно корпуса машины 13, для выхода его из пазов гребенки 14. Рычаг 11 установлен на валу 15 с возможностью поворота его при воздействии на рычаг 3 в продольном направлении, для выбора необходимой передачи трансмиссии. Вал 15 установлен в корпусе избирателя 4.

Устройство блокировки рычага 3 избирателя передач 4 выполнено в виде электромагнита 16, управляемого датчиком 8, и закрепленного под избирателем 4 с обеспечением возможности воздействия штоком 17 на блокиратор 18, закрепленный на корпусе избирателя 4 с возможностью перемещения в направлении рычага 3

избирателя 4 и фиксации рычага 3 избирателя 4 в пазу гребенки 14. Блокиратор 18 может быть выполнен в виде двуплечего рычага (как это показано на фиг.) с возможностью поворота относительно неподвижной оси 19.

Шток 17 электромагнита 16 выполнен с возможностью воздействия на рычаг 20 блокиратора 18. Рычаг 20 соединен с пружиной 21, закрепленной к регулировочному винту 22. Винт 22 фиксируется гайкой 23. Рычаг 24 блокиратора 18 имеет форму, обеспечивающую зазор с плоскостью «г» вала 15, зазор с плоскостью «д» рычага 3, при нахождении его в любом из пазов гребенки 14, а также зазор с рычагом 3 в любом его положении при выключенном электромагните 16.

Работает система следующим образом. При движении БРЭМ на базовом шасси с газотурбинным двигателем, педали тормоза 1 и управления РСА 2 сблокированы (соединены) при помощи фиксатора 5. Толкатель 9 воздействует на датчик 8, таким образом, что электромагнит 16 выключен. Блокиратор 18 под воздействием пружины 21 упирается рычагом 20 в шток 17 электромагнита 16. При этом благодаря форме рычага 24 и положению электромагнита 16 рычаг 3 свободно перемещается в поперечном направлении, выходя из пазов гребенки 14, таким образом обеспечивая переключение передач трансмиссии БРЭМ..

По прибытии на место производства работ, машина устанавливается на стояночный тормоз при помощи храповика 6 и ручки 7.

При необходимости изменения режимов работы двигателя во время работы машины, производится рассоединение педали 1 тормоза и педали 2 управления РСА при помощи фиксатора 5, при этом педаль 2 возвращается в исходное положение. Толкатель 9 перестает воздействовать на датчик 8. Электрический сигнал датчика 7 приводит к включению электромагнита 16. Шток 17, выдвигаясь, воздействует на рычаг 20, поворачивая блокиратор 18 вокруг оси 19. При этом растягивается пружина 21 и рычаг 24 благодаря своей форме при любом положении рычага 3 в пазах гребенки 14 входит в зазор между валом 15 и рычагом 3, тем самым исключая возможность выхода рычага 3 из пазов гребенки 13.

После проведения необходимых по условиям эксплуатации работ, производится блокирование, т.е. соединение педали 1 тормоза и педали 2 управления РСА. Толкатель 9 воздействует на датчик 8, таким образом, что электромагнит 16 выключается. Блокиратор 18 под воздействием пружины 21 возвращается в исходное положение, обеспечивая возможность рычагу 3 свободно перемещается в поперечном направлении, выходя из пазов гребенки 14, таким образом обеспечивая переключение передач трансмиссии БРЭМ.

Таким образом, предлагаемая система приводов управления БРЭМ, позволяет производить надежное предохранение газотурбинного двигателя и трансмиссии БРЭМ от передачи крутящего момента турбины двигателя на трансмиссию с включенными тормозными фрикционами, предотвращая переключение передач при рассоединенных педалях тормоза и управления РСА.

1. Система приводов управления бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ), содержащая педали тормоза и управления регулируемым сопловым аппаратом (РСА) газотурбинного двигателя и рычаг избирателя передач трансмиссии, установленные с возможностью поворота приводных валов, связанных рычагами и тягами с управляющими элементами силовой установки и трансмиссии, гребенку рычага избирателя и фиксатор, обеспечивающий соединение педалей тормоза и РСА при движении машины, и рассоединение их при работе грузоподъемным краном и тяговой лебедкой БРЭМ, отличающаяся тем, что система приводов включает устройство контроля за состоянием соединения фиксатором педалей тормоза и управления РСА и устройство блокировки рычага избирателя передач трансмиссии при рассоединенных педалях, при этом указанное устройство контроля выполнено в виде датчика, установленного на педали тормоза с возможностью взаимодействия с толкателем, закрепленным на педали управления РСА, а устройство блокировки рычага избирателя выполнено в виде электромагнита, закрепленного под избирателем с обеспечением возможности воздействия штоком на блокиратор, закрепленный на корпусе избирателя с возможностью перемещения в направлении рычага избирателя передач и его фиксации в пазу гребенки, при этом датчик устройства контроля связан с электромагнитом устройства блокировки с обеспечением возможности передачи на него управляющего электрического сигнала на срабатывание при прокачке относительно друг друга педали тормоза и педали управления РСА.

2. Система приводов управления по п.1, отличающаяся тем, что исходное положение блокиратора выбрано с обеспечением свободного переключения передач в любом положении рычага переключения передач.

3. Система приводов управления по п.1, отличающаяся тем, что упомянутый толкатель выполнен в виде винта, установленного с возможностью регулировки его положения относительно педали управления РСА.

4. Система приводов управления по п.1, отличающаяся тем, что устройство контроля за состоянием соединения фиксатором педалей тормоза и управления РСА выполнено с возможностью вывода визуальной сигнализации при рассоединении педали тормоза и педали управления РСА.



 

Похожие патенты:
Наверх