Трансформируемый диван

 

Полезная модель относится к средствам повышения комфортабельности спальных мест для пассажиров-инвалидов. Трансформируемый диван содержит связанные шарниром (3) концевую секцию (5) с промежуточной (1), опирающиеся на раму (2), силовую пружину (16) для поворота концевой секции (5), плечо (19) концевой секции (5), размыкающий механизм (7) для разблокирования концевой секции (5). Новым является то, что конструкция снабжена тягой (23) и закрепленным под промежуточной секцией (1) опорным элементом (15), шарнирно соединенным с силовой пружиной (16), выполненной в виде газовой блокируемой с пусковой головкой (21), расположенной со стороны опорного элемента (15). Другим концом силовая пружина (16) шарнирно связана с плечом (19) концевой секции (5). Тяга (23) снабжена зацепом (25), взаимодействующим с нажимным элементом (22) пусковой головки (21), а противоположным концом она связана с размыкающим механизмом (7). Полезная модель упрощает конструкцию дивана и обеспечивает большее удобство пассажиру-инвалиду при пользовании диваном. 2 з.п. ф-лы, 5 илл.

Заявляемая полезная модель относится к средствам повышения комфортабельности спальных мест для пассажиров, а именно, к устройствам, обеспечивающим управление поворотом концевых частей диванов, преимущественно, для пассажиров-инвалидов.

Известно откидное сиденье транспортного средства для инвалидов (патент РФ 42798, B60N 2/02, заявл. 02.04.2004 г., опубл. 20.12.2004 г.), содержащее подушку с опорой, а в качестве опорного элемента для крепления откидного сиденья используется каркас этого сиденья. Подушка может изменять положение относительно сиденья.

Недостатком известного устройства является то, что подушка сиденья имеет только два фиксированных положения - поднятое и опущенное в горизонтальное положение, что создает неудобства при пользовании из-за невозможности изменения наклона подушки.

За прототип принят трансформируемый диван (свидетельство РФ 15264, А47С 20/04, А61G 7/05, B60N 2/00, заявл. 20.03.2000 г., опубл. 10.10.2000 г.), содержащий связанные шарниром концевую секцию с промежуточной, опирающиеся на раму, силовую пружину для поворота концевой секции, плечо концевой секции и размыкающий механизм для разблокирования концевой секции. Силовая пружина шарнирно связана с помощью соединительного элемента с плечом концевой секции. Плечо концевой секции выполнено в виде консольной вилки, а размыкающий механизм выполнен в виде подпружиненного рычага, выведенного свободным концом наружу рамы.

Данное устройство позволяет изменять наклон концевой секции лишь ступенчато, с установкой ее только в нескольких фиксированных положениях, что создает неудобства для пассажира-инвалида при пользовании диваном. Также конструкция многозвенного механизма для поворота и фиксации концевых секций достаточно сложна.

Задачей предложения является упрощение конструкции дивана и обеспечение большего удобства пассажиру-инвалиду при пользовании диваном.

Для этого трансформируемый диван содержит связанные шарниром концевую секцию с промежуточной, опирающиеся на раму, силовую пружину для поворота концевой секции, плечо концевой секции, размыкающий механизм для разблокирования концевой секции. Новым является то, что он снабжен тягой и закрепленным под промежуточной секцией опорным элементом, шарнирно соединенным с силовой пружиной, выполненной в виде газовой блокируемой с пусковой головкой, расположенной со стороны опорного элемента, и шарнирно связанной другим концом с плечом концевой секции, при этом тяга снабжена зацепом, взаимодействующим с нажимным элементом пусковой головки, а противоположным концом она связана с размыкающим механизмом.

Кроме того, тяга может быть снабжена узлом регулировки длины, а зацеп выполнен кольцевым и охватывать пусковую головку.

Технический результат выразился в следующем.

Наличие опорного элемента, шарнирно соединенного с одним из концов силовой пружины с пусковой головкой, другой конец которой шарнирно связан с плечом концевой секции, и тяги, снабженной зацепом, взаимодействующим с нажимным элементом пусковой головки, расположенной со стороны опорного элемента, а противоположным концом связанной с размыкающим механизмом, позволит связать размыкающий механизм с пружиной и управлять ее блокированием и разблокированием. Такое построение конструкции упрощает ее за счет уменьшения количества звеньев. Использование же газовых блокируемых пружин дает возможность бесступенчато изменять углы наклона концевых секций, что позволит выбирать наиболее благоприятное положение опоры для пассажира-инвалида и обеспечит большее удобство при пользовании диваном

Выполнение опорного элемента укрепленным под промежуточной секцией, опирающейся стационарно на раму, обеспечивает прочность конструкции.

Прилагаемые чертежи изображают:

Фиг.1 - вид трансформируемого дивана, вид спереди;

Фиг.2 - вид трансформируемого дивана, вид сверху;

Фиг.3 - разрез А-А на фиг.2;

Фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.3;

Фиг.5 - разрез В-В на фиг.2.

Трансформируемый диван, содержит промежуточную секцию 1, опирающуюся стационарно на раму 2, и связанную шарнирами 3, 4 с концевыми секциями 5, 6, опирающимися в горизонтальном положении на раму 2. Для разблокирования каждой концевой секции 5, 6 и управления ее подъемом и опусканием для изменения угла наклона на раме 2 в зоне промежуточной секции 1 размещены соответственно размыкающие механизмы 7, 8, выполненные в виде подпружиненных рычагов 9, 10, каждый из которых выведен свободным концом сквозь соответствующий паз 11 или 12 наружу рамы 2 и оканчивается рукояткой 13, 14.

Под промежуточной секцией 1 симметрично концевым секциям 5, 6 укреплен опорный элемент 15, к которому шарнирно с противоположных сторон присоединены силовые пружины 16, 17 для поворота концевых секций 5, 6. Силовая пружина 16 другим концом шарнирно связана посредством соединительного элемента 18 с плечом 19 концевой секции 5 и выполнена в виде газовой блокируемой пружины со штоком 20 и пусковой головкой 21, размещенной со стороны опорного элемента 15 и имеющей нажимной элемент 22. Плечо 19 концевой секции 5 выполнено в виде консольной вилки.

Силовая пружина 17 выполнена также в виде газовой блокируемой и связана с концевой секцией 6 аналогичным образом.

Посредством тяги 23, расположенной в направлении силовой пружины 16, размыкающий механизм 7 связан с упомянутой силовой пружиной 16. Тяга 23 снабжена узлом регулировки длины 24, и кольцевым зацепом 25 со стороны опорного элемента 15, взаимодействующим с нажимным элементом 22 пусковой головки 21 и охватывающим его. Узел регулировки длины 24 выполнен, например, в виде талрепа, связанного одним концом с кольцевым зацепом 25, а другим с помощью захвата 26 с рычагом 9 размыкающего механизма 7. С помощью узла 24 путем регулировки длины тяги 23 исключаются зазоры в соединениях последней с нажимным элементом 22 и с рычагом 9 и, следовательно, исключается свободный ход элементов 22, 23, 9, 13, что делает конструкцию более чувствительной при выполнении команд пассажира-инвалида при изменении наклона концевой секции 5.

Для жесткой, без люфтов, фиксации секции 5 в горизонтальном положении с рычагом 9 размыкающего механизма 7 связана посредством толкателя 27 фиксирующая планка 28, которая взаимодействует с пластиной 29 на секции 5.

Конструкция узлов, связывающих размыкающий механизм 8 с силовой пружиной 17 аналогична.

Рукоятки 13, 14 расположены на лицевой стороне рамы 2. На противоположной стороне рама 2 имеет опоры 30, 31 для шарнирного крепления на стенке вагона.

Устройство работает следующим образом.

Для поворота концевой секции 5 в требуемое положение рукоятку 13 перемещают вдоль паза 11 рамы 2, поворачивая рычаг 9, при этом тяга 23 своим кольцевым зацепом 25 воздействует на нажимной элемент 22 пусковой головки 21, после чего шток 20 силовой пружины 16 разблокируется и выдвигается, воздействуя на плечо 19. Концевая секция 5 под действием силовой пружины 16, поворачиваясь вокруг шарнира 3, переводится в наклонное положение. При отпускании рукоятки 13 нажимной элемент 22 возвращается в исходное положение, пружина 16 блокируется и концевая секция 5 стопорится в избранном угловом положении. Для опускания секции 5 или для ее возврата в горизонтальное положение, рукоятку 13 одной рукой вновь перемещают вдоль паза 11 рамы 2, снимая блокировку с силовой пружины 16, а свободной рукой одновременно надавливают на край секции 5, опуская ее. При отпускании рукоятки 13 концевая секция 5 стопорится в заданном положении. Аналогичным образом рукояткой 14 изменяется положение концевой секции 6. Положения, при которых концевые секции 5, 6 дивана могли бы служить удобными опорами для ног и головы пассажира, устанавливаются индивидуально.

1. Трансформируемый диван, содержащий связанные шарниром концевую секцию с промежуточной, опирающиеся на раму, силовую пружину для поворота концевой секции, плечо концевой секции, размыкающий механизм для разблокирования концевой секции, отличающийся тем, что он снабжен тягой и закрепленным под промежуточной секцией опорным элементом, шарнирно соединенным с силовой пружиной, выполненной в виде газовой блокируемой с пусковой головкой, расположенной со стороны опорного элемента, и шарнирно связанной другим концом с плечом концевой секции, при этом тяга снабжена зацепом, взаимодействующим с нажимным элементом пусковой головки, а противоположным концом она связана с размыкающим механизмом.

2. Трансформируемый диван по п.1, отличающийся тем, что тяга снабжена узлом регулировки длины.

3. Трансформируемый диван по п.1, отличающийся тем, что зацеп выполнен кольцевым.



 

Наверх