Навигационный столбовидный буй
Полезная модель относится к плавучим морским и речным навигационным знакам и может быть использована при небольшой (до 3-3,5 м) глубине установки. В навигационном столбовидном буе, включающем вертикальную трубу 1, на верхнем конце которой установлен источник 1 света, а в нижней ее части, внутри, - электрическая батарея 3, а также содержащем поплавок, заполненный гидрофобным материалом 6 с положительной плавучестью, корпус 4 поплавка выполнен сигарообразной формы с уширением 5 в средней его части, размещенным под водой начиная от ватерлинии 7, корпус 4 поплавка охватывает вертикальную трубу 1 на всем ее протяжении, при этом материал 6 с положительной плавучестью прикреплен ко внутренней поверхности корпуса 4 поплавка; в качестве гидрофобного материала 6 с положительной плавучестью использован пенополиуретан; корпус 4 поплавка выполнен из стеклопластика, монолитным. Повышается защищенность от коррозии и механических повреждений вертикальной трубы 1 буя и тем самым предотвращается попадание воды в ее полость, тем самым предотвращается выхода из строя электрических батарей 3; кроме того, увеличивается остойчивость буя.
Полезная модель относится к плавучим морским и речным навигационным знакам и может быть использована при небольшой (до 3-3,5 м) глубине установки.
Известен навигационный столбовидный буй, включающий вертикальную трубу, на верхнем конце которой установлен источник света с защитной решеткой, а в нижней - электрическая батарея. На нижнем хвостовике трубы имеется скоба, к которой крепится якорь. 3 метра трубы находятся над водой. Под водой вокруг трубы образован пенопластовый поплавок с положительной плавучестью. Буй по заданную ватерлинию удерживается якорем, который стоит на дне акватории и через вертлюг-скобу прикреплен к хвостовику буя. Это техническое решение приведено в описании RU 2190554 С1 со ссылкой на «Справочник по средствам навигационного оборудования», часть I, с.135, Л., 1983. (копия стр.135 «Справочника» прилагается). Непосредственное крепление буя ко дну позволяет отказаться от балласта и якорной цепи, что упрощает и удешевляет конструкцию.
Аналогичный столбовидный сигнальный буй описан в www.stapel.ru/manufacture/div1/index2.html (копия ссылки прилагается).
Этот буй включает вертикальную трубу, на верхнем конце которой установлен источник света, а в нижней ее части внутри трубы расположена электрическая батарея. Поплавок буя имеет коническую форму и охватывает нижний конец трубы. Поплавок заполнен материалом с положительной плавучестью.
Данное техническое решение принято в качестве прототипа настоящей полезной модели.
Недостатком прототипа является незащищенность от коррозии вертикальной трубы на участках, не закрытых поплавком. Вода и, в особенности, морская является агрессивной средой, а существующие антикоррозионные покрытия недолговечны. Кроме того, вертикальная труба на участке выше поплавка не защищена от механических воздействий, и при нарушении ее целостности вследствие коррозии и указанных воздействий вода попадает внутрь трубы, что приводит к выходу из строя электрических батарей и прекращению функционирования буя как сигнального средства; также в результате попадания воды в полость трубы, уменьшается плавучесть и, соответственно, остойчивость буя. Следует также указать, что размещение поплавка в придонной зоне уменьшает плечо, на котором действует сила, возвращающая буй в вертикальное положение при его отклонениях под действием волновой и ветровой нагрузки; это обусловливает недостаточную остойчивость известного столбовидного буя.
Задачей настоящей полезной модели является повышение защищенности от коррозии и механических повреждений вертикальной трубы буя и тем самым предотвращение попадания воды в ее полость, тем самым предотвращение выхода из строя электрических батарей; кроме того, решается задача увеличения остойчивости буя.
Согласно полезной модели в навигационном столбовидном буе, включающем вертикальную трубу, на верхнем конце которой установлен источник света, а в нижней ее части, внутри, - электрическая батарея, а также содержащем поплавок, заполненный гидрофобным материалом с положительной плавучестью, корпус поплавка выполнен сигарообразной формы с уширением в средней его части, размещенным под водой начиная от ватерлинии, корпус поплавка охватывает вертикальную трубу на всем ее протяжении, при этом материал с положительной плавучестью прикреплен ко внутренней поверхности корпуса поплавка; в качестве гидрофобного материала с положительной плавучестью использован пенополиуретан; корпус поплавка выполнен из стеклопластика, монолитным.
Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящей полезной модели, что позволяет сделать вывод о ее соответствии критерию «Новизна».
Сущность полезной модели поясняется чертежами, где изображено:
на фиг.1 - буй в рабочем положении, продольный разрез;
на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.
Навигационный столбовидный буй включает вертикальную трубу 1, изготовленную из стеклопластика, на верхнем конце которой установлен источник 2 света, питаемый от электрической батареи 3, размещенной внутри трубы 1 в нижней ее части.
Монолитный корпус 4 поплавка охватывает трубу 1 на всем ее протяжении, как ее надводную часть, так и подводную и имеет прочное сопряжение с ней в верхней и нижней частях. Корпус 4 выполнен сигарообразной формы с уширением 5 в средней части.
Вертикальная труба 1 и монолитный корпус 4 выполнены из композиционного материала - стеклопластика, включающего:
- стеклоткань ORTEX производства ООО «Баутекс», Россия;
- стекломат М534 производства «European Owens Corning Faberglass», Чехия;
- стеклоровинг R 321-2400 производства «Ahlstorm Glassfibore Oy», Финляндия;
- полиэфирную смолу S604TS производства «Ashland», Финляндия;
- гелькоут производства «Ashland», Финляндия.
Корпус 4 заполнен гидрофобным материалом 6 с положительной плавучестью, в конкретном примере, пенополиуретаном, ТУ 2226-433-10480596-06, изготовитель «ДАУ «Изолан», г.Владимир. Материал 6 прикреплен ко внутренней поверхности корпуса 4 буя. Уширение 5 в средней части корпуса размещено под водой, начиная от ватерлинии 7 и имеет в данном примере ромбовидное сечение. Буй с помощью вертлюг-скобы 8 соединен с якорем 9, установленным на дне 10 акватории.
Поскольку стеклопластиковая труба 1 полностью охвачена корпусом 4 поплавка, и материал 6, заполняющий поплавок, прикреплен к его внутренней поверхности, труба 1 изолирована от контакта с агрессивной средой; при ударе посторонних предметов корпус 4, материал 6 и труба 1 работают как одно целое, при этом материал 6 является также амортизатором ударных воздействий. Таким образом уменьшается возможность нарушения целостности трубы 1 и попадания в нее воды. В результате предотвращается выход электрических батарей 3 из строя; также предотвращается уменьшение плавучести буя и его остойчивости за счет попадания воды, обеспечивается сохранение вертикального положения буя. Поскольку в средней части корпуса 4 поплавка имеется уширение, размещенное под водой начиная от ватерлинии, сила, возвращающая поплавок в вертикальное положение, действует на большом плече, что повышает остойчивость буя и обеспечивает его вертикальное положение. Ввиду того, что плавучий материал 6 находится также в надводной части буя, погружаемой в воду при интенсивных ветровых и волновых нагрузках, обеспечивается дополнительное усилие, возвращающее буй в вертикальное положение при указанных нагрузках.
Для изготовления устройства использованы обычные конструкционные материалы и заводское оборудование. Это обстоятельство, по мнению заявителя, позволяет сделать вывод о том, что данная полезная модель соответствует критерию «Промышленная применимость».
1. Навигационный столбовидный буй, включающий вертикальную трубу, на верхнем конце которой установлен источник света, а в нижней ее части, внутри, электрическая батарея, а также содержащий поплавок, заполненный гидрофобным материалом с положительной плавучестью, отличающийся тем, что корпус поплавка выполнен сигарообразной формы с уширением в средней его части, размещенным под водой, начиная от ватерлинии, корпус поплавка охватывает вертикальную трубу на всем ее протяжении, при этом материал с положительной плавучестью прикреплен ко внутренней поверхности корпуса поплавка.
2. Навигационный столбовидный буй по п.1, отличающийся тем, что в качестве гидрофобного материала с положительной плавучестью использован пенополиуретан.
3. Навигационный столбовидный буй по п.1, отличающийся тем, что корпус поплавка выполнен из стеклопластика.
4. Навигационный столбовидный буй по п.1, отличающийся тем, что корпус выполнен монолитным.