Анкерное рельсовое скрепление и его монорегулятор

 

Анкерное рельсовое скрепление содержит жестко установленный в подрельсовом основании анкер с направленными вниз хвостовиками и средней частью, объединяющей две выступающие над подрельсовым основанием головки анкера, каждая из которых имеет два разнесенных вдоль рельса кронштейна, амортизирующую подрельсовую прокладку, расположенную между головками анкера на подрельсовой части основания, две пружинные клеммы, надетые на головки анкера и выполненные с возможностью прижатия рельса к шпале через нарельсовую изолирующую прокладку своими прямолинейными частями, с возможностью опирания своими скругленными частями на подклеммную подкладку, и с возможностью взаимодействия своими концевыми усами через монрегулятор с соответствующими кронштейнами головки анкера при этом на монтажных поверхностях монорегулятора, образованных вырезом двух смежных граней шестигранника, выполнены углубления, ориентированные вдоль концевых усов клемм, на глубину 0,7-3 мм относительно плоскости соединяющей ребра вырезанных граней шестигранника.

Монорегулятор анкерного рельсового скрепления состоит из шестигранника, имеющего вырезы с боковых сторон двух смежных граней, между которыми образован треугольный выступ для установки между концевыми участками клеммы промежуточного рельсового скрепления, и осей для взаимодействия с кронштейнами головки анкера, размещенными эксцентрично относительно геометрической оси шестигранника, при этом на монтажных поверхностях, образованных вырезом двух смежных граней шестигранника, выполнены углубления ориентированные вдоль концевых усов клемм, а углубление монтажных поверхностей выполнено на глубину 0,7-3 мм относительно плоскости соединяющей ребра вырезанных граней шестигранника.

Для обеспечения плавного сопряжения с концевыми усами клемм монорегулятор выполнен так, что углубления на его монтажных поверхностях выполнены по радиусу большему на 1-3 мм, чем радиус прутков клемм.

Для простоты изготовления в монорегуляторе анкерного рельсового скрепления монтажные поверхности и треугольный выступ сформированы при выполнении углубления, одинаковым радиусом.

Полезная модель относится к верхнему строению железнодорожного пути и предназначена для прикрепления рельсов к железобетонным, полимербетонным или композитным подрельсовым основаниям, таким как шпалы, брусья, плиты, блоки, лежни и другие, и могут найти применение на магистральных железнодорожных линиях, в том числе высокоскоростных, в тоннелях, метрополитенах и на подъездных железнодорожных путях промышленных предприятий.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемой полезной модели является промежуточное рельсовое скрепление, содержащее анкер со средней частью дугообразной формы и с направленными вниз гофрированными хвостовиками, жестко установленный в железобетонной шпале, каждая головка которого имеет два разнесенных вдоль рельса кронштейна и выполнена с выступами для взаимодействия с верхней поверхностью шпалы, амортизирующую подрельсовую прокладку, расположенную между головками анкера на подрельсовой части шпалы, две пружинные клеммы, надетые на головки анкера и выполненные с возможностью взаимодействия концевыми усами через регулятор напряжения с соответствующими кронштейнами головки анкера, с возможностью опирания нашпальными витками на подклеммную подкладку, расположенную на шпале, и с возможностью прижатия рельса к шпале через нарельсовую изолирующую прокладку своими прямолинейными частями (RU 48539, Е01В 9/30, 29.11.2004) /прототип/.

Наиболее близкой к полезной модели-монорегулятору является известный регулятор натяжения в вышеназванном промежуточном рельсовом скреплении с замоноличенным в подрельсовое основание анкером. Регулятор натяжения (монорегулятор), состоящий из правильного шестигранника, имеющего вырезы с боковых сторон двух смежных граней, между которыми образован треугольный выступ для установки между концевыми участками клеммы рельсового скрепления, и осей для взаимодействия с кронштейнами головки анкера, размещенными эксцентрично относительно геометрической оси шестигранника при этом в направлении от грани большей ступени регулирования к грани меньшей ступени регулирования расстояние между геометрической осью шестигранника и осью регулятора натяжения составляет 1/10÷1/6 от размера под ключ шестигранника. (RU 48539, Е01В 9/30, 29.11.2004) /прототип/.

Недостатками такого рельсового скрепления и его монорегулятора (регулятора натяжения клеммы) является то, что при выполнении элементов скрепления с максимальными геометрическими допусками, либо при не плотно установленном рельсе и деталях, т.е. с небольшими зазорами возможны случаи, когда для установки на монтажную ступень монорегулятора требуется дополнительное усилие, т.е. операция проводиться либо путем забивания монорегулятора либо с использованием специального инструмента, однако данная операция по установке должна происходить без дополнительного усилия.

Техническим результатом заявляемой полезной модели является устранение указанного недостатка, а именно обеспечение возможности свободной установки монорегулятора на монтажную позицию, упрощение монтажа и исключение применение дополнительного инструмента.

Сущность заявляемой полезной модели состоит в том, что в анкерном рельсовом скреплении, содержащем жестко установленный в подрельсовом основании анкер с направленными вниз хвостовиками и средней частью, объединяющей две выступающие над подрельсовым основанием головки анкера, каждая из которых имеет два разнесенных вдоль рельса кронштейна, амортизирующую подрельсовую прокладку, расположенную между головками анкера на подрельсовой части основания, две пружинные клеммы, надетые на головки анкера и выполненные с возможностью прижатия рельса к шпале через нарельсовую изолирующую прокладку своими прямолинейными частями, с возможностью опирания своими скругленными частями на подклеммную подкладку, и с возможностью взаимодействия своими концевыми усами через монрегулятор с соответствующими кронштейнами головки анкера, на монтажных поверхностях монорегулятора, образованных вырезом двух смежных граней шестигранника, выполнены углубления, ориентированные вдоль концевых усов клемм, на глубину 0,7-3 мм относительно плоскости соединяющей ребра вырезанных граней шестигранника.

Соответственно в монорегуляторе анкерного рельсового скрепления, состоящем из шестигранника, имеющего вырезы с боковых сторон двух смежных граней, между которыми образован треугольный выступ для установки между концевыми участками клеммы промежуточного рельсового скрепления, и осей для взаимодействия с кронштейнами головки анкера, размещенными эксцентрично относительно геометрической оси шестигранника на монтажных поверхностях, образованных вырезом двух смежных граней шестигранника, выполнены углубления ориентированные вдоль концевых усов клемм.

Для обеспечения свободной установки монорегулятора в монтажное положение углубление монтажных поверхностей монорегулятора выполнено на глубину 0,7-3 мм относительно плоскости соединяющей ребра вырезанных граней шестигранника.

Для обеспечения плавного сопряжения с концевыми усами клемм монорегулятор выполнен так, что углубления на его монтажных поверхностях выполнены по радиусу R большему на 1-3 мм, чем радиус прутков клемм.

Для простоты изготовления в монорегуляторе анкерного рельсового скрепления монтажные поверхности и треугольный выступ сформированы при выполнении углубления, одним радиусом с каждой стороны выступа.

На фиг.1 - представлено промежуточное рельсовое скрепление согласно полезной модели виды с торца рельса и сверху.

На фиг.2 представлен в трех проекциях монорегулятор согласно полезной модели.

На фиг.3а, фиг.3б приведены примеры выполнения углубления на монтажных поверхностях и перехода в треугольный выступ.

Анкерное рельсовое скрепление, содержит анкер 1 со средней частью дугообразной формы и с направленными вниз хвостовиками 2, жестко установленный в железобетонной шпале 3. Средняя часть анкера 1 объединяет две головки 4 с выступами для взаимодействия с верхней поверхностью шпалы 3. Каждая головка 4 анкера 1 имеет два разнесенных вдоль рельса 5 кронштейна 6. Амортизирующая подрельсовая прокладка 7 расположена между головками анкера 1 на подрельсовой части шпалы 3. Две пружинные клеммы 8 надеты на головки 4 анкера 1 и выполнены с возможностью взаимодействия концевыми усами через монорегулятор 9 с соответствующими кронштейнами 6 головки 4 анкера 1. При этом каждая клемма 8 опирается своими нашпальными витками на подклеммную подкладку 10, расположенную на шпале 3, и прямолинейной частью прижимают рельс 5 к шпале 3 через нарельсовую изолирующую прокладку 11 с нарельсовой 12 и вертикальной 13 полками.

Монорегулятор 9 может быть изготовлен как литьем, так и штамповкой, монорегулятор 9 выполнен как единая деталь, имеющая в средней части 14 шестиугольное сечение для поворота гаечным ключом. По четырем граням идет продолжение контура шестигранного сечения, формируя рабочие грани 15 для нажатия на концевые усы 16 клеммы. Вырез двух смежных граней формирует треугольный выступ 17 средней части, который может свободно проходить между концевыми усами 16 клеммы на этапе монтажа. С торцов регулятора натяжения 9 образованы оси 18, отнесенные с эксцентриситетом e1 от геометрической оси шестигранника, взаимодействующие с соответствующими пазами в кронштейнах головки 4 анкера 1. Может быть выполнен дополнительный эксцентриситет е2 относительно другой оси монорегулятора. При литье и штамповке выполняют уклоны, как граней 15, так и осей 18 регулятора натяжения, а также плавные скругления перехода в треугольный выступ 17 и галтели переходов к осям 18.

На монтажных поверхностях 19 сформированных вырезом двух смежных граней шестигранника, выполнены углубления 20 ориентированные вдоль концевых усов 16 клемм 8. Каждое углубление 20 монтажных поверхностей 19 монорегулятора 9 выполнено таким образом, чтобы обеспечить свободное заведение монорегулятора 9 на монтажную позицию, при этом величина h углубления 20 составляет от 0,7 до 3 мм относительно плоскости соединяющей ребра вырезанных граней шестигранника.

Углубления 20 на монтажных поверхностях 19 монорегулятора 9 выполняют по радиусу Ru большему на 1-3 мм, чем радиус прутков клемм 8, что обеспечивает плавное контактирование усов 16 клемм 8 и монорегулятора 9 на этапе его установки. Наличие данных углублений 20, выполненных по радиусу Ru не снижает прочность монорегулятора, поскольку имеется достаточная толщина металла до оси 18.

Для обеспечения простоты изготовления штамповкой или литьем в монорегуляторе анкерного рельсового скрепления монтажные поверхности 19 и треугольный выступ 17 формируют при выполнении углубления 20 вогнутыми поверхностями одинакового радиуса Ru с каждой стороны выступа 17, как показано на фиг.2. Возможно выполнение по радиусу Ru только углублений 20, оставляя галтель перехода к треугольному выступу 17 отличным от него меньшим радиусом Rg, как показано на фиг.3а.

Сборка узла осуществляется следующим образом. На подрельсовую зону шпалы 3 укладывают подрельсовую амортизирующую прокладку 7. Затем, после укладки рельса 5, между боковыми гранями подошвы рельса 5 и кронштейнами 6 вставляют нарельсовые изолирующие прокладки 11, при этом нарельсовую 12 полку размещают на рельсе 5, а вертикальную 13 полку располагают между рельсом 5 и головкой 4 анкера 1. Каждую пружинную клемму 8 надевают на головку 4 анкера 1 сверху, помещая прямолинейную часть клеммы 8 на нарельсовую 12 полку изолирующей прокладки 11, а концевые усы 16 располагают над основанием головки анкера 1. Скругленные нашпальные участки (витки) клеммы 8 располагаются на защитных подклеммных подкладках 10, которые могут быть либо замоноличенными в шпалу 3 (подрельсовое основание), либо укладываются на поверхность шпалы 3. Регулятор напряжения 9 устанавливают монтажными поверхностями 19 на концевые усы 16 клеммы 8, при этом треугольный выступ 17 свободно расположен в зазоре между усами 16. Поскольку на монорегуляторе 9 выполнены углубления 20, то в номинальном (чертежном) положении всех деталей между осями 18 и крюками кронштейнов 6 имеется зазор А до 6 мм. Наличие данного зазора позволяет при неплотно установленных деталях скрепления и рельсе обеспечить свободное заведение осей 18 монорегулятора 9 в полости крюков кронштейнов 6. Далее гаечный ключ устанавливают в средней части 13 шестиугольного сечения регулятора натяжения 9 и путем поворота на грани 14 устанавливают монорегулятор 9 в рабочее положение с обеспечением нормативного натяжения клеммы 8. Демонтаж производят в обратном порядке. При демонтаже монорегулятор 9 также свободно сдвигают с монтажной ступени.

Поскольку углубления 20 на монтажных поверхностях 19 обеспечивают свободную установку монорегулятора 9 на монтажную позицию, то при этом упрощается монтаж-демонтаж, не задерживается процесс сборки узла скрепления и исключается применение дополнительного инструмента.

1. Анкерное рельсовое скрепление, содержащее жестко установленный в подрельсовом основании анкер с направленными вниз хвостовиками и средней частью, объединяющей две выступающие над подрельсовым основанием головки анкера, каждая из которых имеет два разнесенных вдоль рельса кронштейна, амортизирующую подрельсовую прокладку, расположенную между головками анкера на подрельсовой части основания, две пружинные клеммы, надетые на головки анкера и выполненные с возможностью прижатия рельса к шпале через нарельсовую изолирующую прокладку своими прямолинейными частями, с возможностью опирания своими скругленными частями на подклеммную подкладку и с возможностью взаимодействия своими концевыми усами через монрегулятор с соответствующими кронштейнами головки анкера, отличающееся тем, что на монтажных поверхностях монорегулятора, образованных вырезом двух смежных граней шестигранника, выполнены углубления, ориентированные вдоль концевых усов клемм, на глубину 0,7-3 мм относительно плоскости соединяющей ребра вырезанных граней шестигранника.

2. Монорегулятор анкерного рельсового скрепления, состоящий из шестигранника, имеющего вырезы с боковых сторон двух смежных граней, между которыми образован треугольный выступ для установки между концевыми участками клеммы промежуточного рельсового скрепления, и осей для взаимодействия с кронштейнами головки анкера, размещенными эксцентрично относительно геометрической оси шестигранника, отличающийся тем, что на монтажных поверхностях, образованных вырезом двух смежных граней шестигранника, выполнены углубления, ориентированные вдоль концевых усов клемм.

3. Монорегулятор анкерного рельсового скрепления по п.2, отличающийся тем, что каждое углубление монтажных поверхностей выполнено на глубину 0,7-3 мм относительно плоскости соединяющей ребра вырезанных граней шестигранника.

4. Монорегулятор анкерного рельсового скрепления по п.2, отличающийся тем, что углубления на монтажных поверхностях выполнены по радиусу большему на 1-3 мм, чем радиус прутков клемм.

5. Монорегулятор анкерного рельсового скрепления по п.2, отличающийся тем, что монтажные поверхности и треугольный выступ сформированы при выполнении углубления, одним радиусом с каждой стороны выступа.



 

Наверх