Шаблон для проверки толщины замка автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки толщины замка механизма автосцепки перед введением в его эксплуатацию.

Согласно полезной модели шаблон для проверки толщины замка механизма автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали с измерительным отверстием сложной формы, состоящей из линейных, изогнутых по радиусу участков с рабочей поверхностью, соответствующей параметрам замка, при этом рабочая поверхность шаблона выполнены с шероховатостью не менее 2,5 Ra и подвергнута цементации или поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах измерительного отверстия выполнены элементы компенсации напряжений.

Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений за счет снижения шероховатости измерительных поверхностей шаблона, а также за счет снижения их износа. Кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и нарушения плоскостности и линейности шаблона. 1 нз.п. ф-лы, 4 ил.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки толщины замка механизма автосцепки перед введением в его эксплуатацию.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU, 40464, U1 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможности потерь тех или иных пластин.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР, 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличений производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов.

Известен также шаблон для измерения колес ж/д подвижного состава, содержащий основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала разградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения (RU, 2206867, С2, 17.08.2001).

К недостаткам известных измерительных устройств относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность в эксплуатации, а также повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть использованы для оценки состояния изготовленной автосцепки, поскольку разработаны применительно к конкретным деталям, не имеющим отношение к автосцепке.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 ж/д транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей и параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью ее шероховатости, а также степенью изнашиваемости измерительных поверхностей, кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон - концентраторов напряжений, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности.

Для достижения технического результата шаблон. Шаблон для проверки толщины замка механизма автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали с измерительным отверстием сложной формы, состоящей из линейных, изогнутых по радиусу участков с рабочей поверхностью, соответствующей параметрам замка, при этом рабочая поверхность шаблона выполнены с шероховатостью не менее 2,5 Ra и подвергнута цементации или поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC, а в угловых зонах измерительного отверстия выполнены элементы компенсации напряжений.

Возможны и другие варианты выполнения полезной модели, согласно которым необходимо, чтобы:

- в качестве материала для изготовления шаблона была бы применена сталь марки Ст.45 или Ст.45ХН.

- элементы компенсации напряжений в угловых зонах измерительного отверстия были бы выполнены в виде углублений.

- шаблон был бы выполнен толщиной, равной 6-11 мм.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы, на которых изображен шаблон.

На фиг.1 изображен шаблон для проверки толщины замка автосцепки;

На фиг.2 - сечение А-А по фиг.1.

На фиг.3 изображен шаблон в процессе проверки замка автосцепки путем контроля его толщины - вид сверху.

На фиг.4 изображен шаблон в процессе проверки замка автосцепки путем контроля его толщины - вид сбоку.

Шаблон выполнен проходным и предназначен для проверки толщины замка автосцепки.

Согласно полезной модели шаблон 1 выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали с измерительным отверстием 2 сложной формы, состоящей из линейных 3, изогнутых 4 по радиусу участков с рабочей поверхностью, соответствующей параметрам замка 5.

Рабочая поверхности измерительного отверстия 2 выполнена с шероховатостью не более 2,5 Ra, и подвергнуты термической или химико-термической обработке путем цементации или индукционной термической обработки токами высокой частоты по наружному слою с получением твердости, определяемой в диапазоне 56-64 HRC.

С целью дальнейшего повышения точности измерений и прочностных параметров в угловых зонах измерительного отверстия 2 выполнены элементы компенсации концентраторов напряжений в виде канавок 5, наличие которых исключают возникновение сил в поверхностном слое рабочей поверхности в случае возникновения ударных нагрузок на шаблон (например, при ударе шаблона о другие металлические предметы).

В качестве материала для изготовления шаблона применена углеродистая качественная конструкционная сталь, в частности, сталь марки Ст.45 или Ст.45ХН.

Такое решение оказало существенное влияние на повышение чистоты поверхности измерительной полости, а также на точность диагностики, позволившей исключить имевшиеся в процессе изготовления несогласованные между собой технологические допуски, которые для двух соединяемых деталей с разными знаками (+ и -) могли приводить к появлению недопустимых зазоров, нарушающих работоспособность автосцепки, несмотря на то, что в процессе предшествующего раздельного контроля каждая из сопрягаемых деталей признана годной с учетом установленных для нее допусков.

Таким образом, предложенное решение позволяет минимизировать значение величин допусков соединяемых деталей автосцепки.

Устройство функционирует следующим образом. Замок автосцепки расположен в горизонтальной плоскости в том виде, в котором он будет находиться в эксплуатации. Как показано на фиг.3, 4 шаблон 1 несколько раз перемещают сверху в них и наоборот относительно замка 5 автосцепки, при этом замок 5 автосцепки признается годным.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

1. Шаблон для проверки толщины замка механизма автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой конструкционной стали в виде плоской детали с измерительным отверстием сложной формы, состоящей из линейных, изогнутых по радиусу участков с рабочей поверхностью, соответствующей параметрам замка, отличающийся тем, что он изготовлен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН, рабочая поверхность шаблона выполнена с шероховатостью не менее 2,5 Ra и подвергнута поверхностной обработке токами высокой частоты с получением твердости 56-64 HRC.

2. Шаблон по п.1, отличающийся тем, что он выполнен толщиной, равной 6-11 мм.



 

Наверх