Напольный автомобильный коврик

 

Полезная модель относится к области транспортной техники, а более конкретно, а именно - к защитным напольным покрытиям для изоляции днища салона автомобиля.

Задача, решаемая предлагаемой полезной моделью, состоит в повышении срока службы коврика за счет химического взаимодействия материалов, из которых изготовлены слои, а также универсальности и эстетической привлекательности изделия.

Технический результат достигается за счет того, что у напольного автомобильного коврика, выполненного с верхним базовым слоем, нижним прозрачным защитным слоем, соприкасающемся с полом, и промежуточным декоративным слоем, согласно формуле полезной модели, верхний базовый слой выполнен в форме поддона из термопластичного материала, в частности, из пластифицированного поливинилхлорида, промежуточный декоративный слой содержит УФ-отверждаемую высокоадгезионную неорганическую краску в виде декоративного рисунка, нанесенного на внутреннюю плоскую поверхность поддона и языка, а нижний защитный слой выполнен напылением эластичного лака на декоративный рисунок и свободную от декоративного рисунка внутреннюю поверхность поддона и языка, указанные слои соединены между собой химической адгезией, при этом поддон выполнен заодно с языком плоской формы и плоским буртом по его периметру, а на лицевой стороне бурта и языка выполнены выступы или уступы не менее одного с возможностью использования их для разрезания и отделения отрезанных частей и подгонки размера коврика по профилю пола салона автомобиля, причем наружная поверхность коврика поддона выполнена рифленой. Кроме того, нижний защитный слой выполнен нанесением полипропиленового лака Paliplast UP 015 с добавлением в него различных пигментных паст для колерования в различные цвета и введением декоративных и текстурных наполнителей, при введении которых получают эффект металлика или перламутра. 2 з.п. ф-лы, 5 илл.

Полезная модель относится к области транспортной техники, а более конкретно, к средствам повышения комфортабельности пассажиров транспортных средств, а именно - к защитным напольным покрытиям для изоляции днища салона автомобиля.

Известен напольный коврик с резиновым основанием, на котором размещен лист из поливинилхлоридной (ПВХ) пленки с теснением, жестко соединенный по периметру с резиновым основанием посредством высокочастотной сварки. (RU, свидетельство на полезную модель 67933, опубл. 10.11.2007 г).

Прочность сварных соединений из ПВХ в значительной степени зависит от технологического режима сварки и квалификации сварщика. Непластифицированный жесткий ПВХ (винипласт) не имеет определенной точки плавления. Кроме того, большое значение имеет полнота молекулярного контакта в процессе сварки, которая зависит от разных факторов. Поэтому такое соединение является непрочным, недолговечным и легко разрывается.

Наиболее близким к заявляемому является напольный автомобильный коврик, выполненный из слоев гофрокартона, промежуточного декоративного слоя и нижнего прозрачного защитного слоя из полимерного материала, соприкасающегося с полом салона автомобиля (RU, свидетельство на полезную модель 55336, опубл. 10.08.2006 г.).

Коврик имеет малый срок службы и прочность, так как верхний базовый слой выполнен из гофрокартона на основе бумаги, а сам гофрокартон является недолговечным, быстро приходит в негодность при использования. В случае деформации гофрокартона происходит разрыв защитного слоя полимерного материала. Прозрачный слой из полимерного материала, выполняемый для защиты многоцветных рисунков декоративного или рекламного характера, фактически не увеличивает прочность конструкции.

Техническая задача, решаемой предлагаемой полезной моделью, состоит в повышении срока службы коврика за счет химического взаимодействия материалов, из которых изготовлены слои, а также универсальности и эстетической привлекательности изделия.

Технический результат достигается за счет того, что у напольного автомобильного коврика, выполненного с верхним базовым слоем, нижним прозрачным защитным слоем, соприкасающемся с полом, и промежуточным декоративным слоем, согласно формуле полезной модели, верхний базовый слой выполнен в форме поддона из термопластичного материала, в частности, из пластифицированного поливинилхлорида, промежуточный декоративный слой содержит УФ-отверждаемую высокоадгезионную неорганическую краску в виде декоративного рисунка, нанесенного на внутреннюю плоскую поверхность поддона и языка, а нижний защитный слой выполнен напылением эластичного лака на декоративный рисунок и свободную от декоративного рисунка внутреннюю поверхность поддона и языка, указанные слои соединены между собой химической адгезией, при этом поддон выполнен заодно с языком плоской формы и плоским буртом по его периметру, а на лицевой стороне бурта и языка выполнены выступы или уступы не менее одного с возможностью использования их для разрезания и отделения отрезанных частей и подгонки размера коврика по профилю пола салона автомобиля, причем наружная поверхность коврика-поддона выполнена рифленой.

Кроме того, нижний защитный слой выполнен нанесением полипропиленового лака - PaliPlast UP 015 с добавлением в него различных пигментных паст для колерования в различные цвета.

Кроме того, нижний защитный слой выполнен нанесением полипропиленового лака с введением в него декоративных и текстурных наполнителей, при введении которых получают эффект металлика или перламутра.

Основное назначение коврика - изоляция днища транспортного средства в области салона от воздействия влаги, которая попадает в салон на обуви пользователей транспортного средства в виде налипшего снега или адсорбированных капель дождя или росы. Также коврик предназначен для предотвращения попадания на днище песчинок, представляющих собой абразивный материал, нарушающий защитный слой краски на днище.

В отличие от прототипа, в котором базовый слой выполнен из гофрокартона на основе бумаги, в предлагаемой полезной модели верхний базовый слой выполнен из термопластичного материала, в частности, из пластифицированного поливинилхлорида, который является одним из самых износостойких материалов, т.к. обладает высокой устойчивостью к истиранию, высокой прочностью, эластичностью.

УФ-отверждаемую высокоадгезионную неорганическую краску в виде декоративного рисунка наносят с использованием современного высокотехнологичного оборудования. Полученный слой является прочным, не истираемым, наносится быстро и не меняет цвет в процессе эксплуатации.

Защитный слой из лака также наносится быстро и обладает свойствами, позволяющими надежно защищать рисунок от истирания, влаги, является высокопластичным и прочным.

Соединение всех трех слоев химической адгезией позволяет в конечном итоге получить изделие с высокой прочностью и необходимой пластичностью.

Выполнение коврика в форме поддона заодно с плоскими языком и буртом по периметру позволяет получать коврик нужной формы в зависимости от марки автомобиля и формы днища, а выполнение выступов или уступов не менее одного с возможностью использования их для разрезания дополнительно приводит к упрощению процесса разрезания, т.к. выступ или уступ является естественной преградой или углублением при срезе, что обеспечивает универсальность предлагаемой полезной модели для различных моделей транспортных средств. Указанные признаки позволяют подогнать размер коврика к размеру днища салона и обеспечивают плотное прилегание и влагонеприницаемость.

Наружная поверхность коврика выполнена рифленой, т.к. именно наружная поверхность контактирует непосредственно с обувью и за счет рифления обеспечивается изоляция обуви от скапливающейся влаги и грязи.

Таким образом, верхний базовый слой в совокупности с остальными слоями и всеми вышеуказанными признаками предлагаемой полезной модели обеспечивает повышение срока службы коврика по сравнению с прототипом, а также универсальность и эстетическую привлекательность изделия.

На фиг.1 показан напольный автомобильный коврик (вид сверху), на фиг.2 показано сечение А-А с торца изделия, на фиг.3 показано сечение В-В, на фиг.4 - вид коврика в изометрии, на фиг.5 - пример конкретного выполнения коврика с нанесенным декоративным слоем.

Верхний базовый слой 1 выполнен из термопластичного материала, в частности, из пластифицированного поливинилхлорида (ПВХ), устойчивого к ультрафиолетовому излучению, модифицированного стабилизаторами. Заготовку из ПВХ заданной формы и размеров изготавливают на термопластавтомате с помощью литья под давлением на различных пресс-формах (для переднего, заднего, правого и левого днища). Промежуточный декоративный слой 2 выполнен с использованием УФ-отверждаемой высокоадгезионной неорганической краски с помощью УФ-принтера со светодиодной головкой.

Нижний защитный слой 3 выполнен из эластичного лака, который нанесен с помощью пульверизатора или краскопульта.

Коврик имеет форму поддона 4, выполненного заодно с языком 5 плоской формы и плоским буртом 6 по его периметру. На лицевой стороне бурта выполнены уступы или выступы 7 с возможностью путем разреза коврика вдоль уступа или выступа и отделения от коврика отрезанных частей, что позволяет изменять конфигурацию коврика и подгонять его к любому размеру днища автомобиля. Наружная поверхность 8 коврика-поддона (верхнего базового слоя) выполнена рифленой, внутренняя плоская поверхность 9 верхнего базового слоя (поддона и языка), обращенная к полу салона автомобиля - гладкой. На боковых сторонах языка выполнены выступы/уступы 10. Промежуточный декоративный слой 2 нанесен на плоскую поверхность 9 поддона. Нижний защитный слой 3 нанесен на промежуточный декоративный слой 2 и свободную от декоративного рисунка внутреннюю плоскую поверхность поддона и языка 11.

Верхний базовый слой 1, промежуточный декоративный слой 2, нижний защитный слой 3 соединены между собой химической адгезией с образованием новых химических связей. Именно за счет таких новых химических связей лак становится более эластичным, процент растяжения лака - способность к удлинению без разрушения - составляет порядка 500-550%. В основе лака - полимер. В базовый лак добавляются пигментные пасты для колерования в различные насыщенные цвета по каталогам RAL, MONICOLOR и т.п. Введением в базовый слой лака декоративных и текстурных наполнителей получают эффект металлика или перламутра.

Затем заготовку коврика подвергают сушке. Под воздействием температуры (комнатной или повышенной) лак полимеризуется. Полная полимеризация при комнатной температуре при нормальных условиях происходит в течение суток. Для ускорения процесса сушку проводят в сушильной камере, в которой температура не превышает 50°С, чтобы не произошла деформация коврика. Расход лака при нанесении защитного слоя составляет 120 г/кВ.м, расход краски при нанесении промежуточного декоративного слоя - 40 г/ кВ.м

Пример конкретного выполнения переднего коврика.

Верхний базовый слой 1 - заготовка в форме поддона 4 с языком 5 и плоским буртом 6 по его периметру, выполнена из пластифицированного поливинилхлорида (ПВХ). Пластикат в виде цилиндрических гранул размером - 6 мм представляет собой композицию смолы ПВХ и пластификатора с добавлением стабилизаторов и модифирующих добавок. Пластикат гранулированный марки Ш-68-0 имеет следующие показатели согласно паспорту Уралхимпласт ТУ 6-05-1954-83: прочность при разрыве не менее 12,7 (130) МПа (кгс/кв.см), относительное удлинение при разрыве не менее 280%, температура хрупкости не выше минус 40°С, твердость по Шору А 68±3 условных единиц.

Заготовка получена методом литья. Наружная поверхность 8 коврика-поддона выполнена рифленой, нижняя - гладкой. Коврик размером 734,9×501,3 мм имеет форму поддона 4, выполненного заодно с языком 5 плоской формы и плоским буртом 6 по его периметру, на лицевой стороне плоского бурта 6 на поддоне могут быть выполнены в виде канавок три уступа 7 в виде разнонаправленных протяженных линий. Глубина уступов (или высота выступов) составляет 1 мм (выбрана из диапазона 0,5-1,2 мм). В другом варианте выступы/уступы 7 бурта выполнены ступенчатыми с уменьшением высоты ступенек к краю заготовки (фиг.3). На каждой лицевой стороне языка симметрично выполнены по три выступа/уступа 10 в виде разнонаправленных протяженных линий (фиг.1).

Промежуточный декоративный слой 2 на фиг.5 в виде декоративного многоцветного рисунка нанесен на внутреннюю плоскую поверхность 9 поддона и языка, выполнен с использованием УФ-отверждаемой краски - чернил SunFlower, обладающих уникальными свойствами - высокими эксплуатационными характеристиками - светостойкостью, адгезией, влагостойкостью. В результате этого изображение держится в течение долгого срока и при различных воздействиях. Расход краски при нанесении промежуточного декоративного слоя - 40 г/кВ.м. Декоративный рисунок может быть выполнен в виде живописного или многоцветного графического изображения.

Нижний защитный слой 3 (фиг.3) нанесен на промежуточный декоративный слой 2 и свободную от декоративного рисунка внутреннюю поверхность 11 поддона и языка, на которую не нанесен декоративный рисунок.

Нижний защитный слой выполнен напылением полипропиленового лака. В основе лака - полимер PaliPlast UP 015 base. Базовый лак колеруется по каталогам RAL в розовый цвет. В лак, кроме добавления красителей с добавками, вводится пигментная паста Palicolor LX, которая создает эффект «металлика». Указанные слои соединены между собой химической адгезией.

Испытания показали, что между верхним базовым слоем 1 и нижним защитным слоем 3 происходит самая высокая по прочности соединения адгезия.

При подготовке к эксплуатации коврика для укладывания на пол конкретной модели транспортного средства путем вырезания по выступам или уступам удаляются излишние поля и коврик подгоняется к днищу.

Таким образом, заявляемое устройство представляет собой оптимальную конструкцию универсального напольного автомобильного коврика, обладающего высокими свойствами - износостойкостью, маслостойкостью, эластичностью, прочностью, влагонепроницаемостью, а также эстетической привлекательностью, который на протяжении всего срока сохраняет эти свойства и отвечает требованиям, предъявляемым к напольным поливинилхлоридным коврикам, применяемым в автомобилях, в соответствии с действующими нормами и правилами. Применение предложенной конструкции обеспечивает оптимальную подгонку коврика к месту установки и приводит к повышению комфортабельности в салонах транспортных средств, эксплуатационных и функциональных возможностей. Благодаря декоративному рисунку коврик способствует безопасности движения, т.к. детей-пассажиров во время движения можно отвлечь разглядыванием рисунка, чтобы они не отвлекали водителя.

1. Напольный автомобильный коврик, выполненный с верхним базовым слоем, нижним прозрачным защитным слоем, соприкасающимся с полом, и промежуточным декоративным слоем, отличающийся тем, что верхний базовый слой выполнен в форме поддона из термопластичного материала, в частности из пластифицированного поливинилхлорида, промежуточный декоративный слой содержит УФ-отверждаемую высокоадгезионную неорганическую краску в виде декоративного рисунка, нанесенного на внутреннюю плоскую поверхность поддона и языка, а нижний защитный слой выполнен напылением эластичного лака на декоративный рисунок и свободную от декоративного рисунка внутреннюю поверхность поддона и языка, указанные слои соединены между собой химической адгезией, при этом поддон выполнен заодно с языком плоской формы и плоским буртом по его периметру, а на лицевой стороне бурта и языка выполнены выступы или уступы не менее одного с возможностью использования их для разрезания и отделения отрезанных частей и подгонки размера коврика по профилю пола салона автомобиля, причем наружная поверхность коврика поддона выполнена рифленой.

2. Напольный автомобильный коврик по п.1, отличающийся тем, что нижний защитный слой выполнен нанесением полипропиленового лака Paliplast UP 015 с добавлением в него различных пигментных паст для колерования в различные цвета.

3. Напольный автомобильный коврик по п.1 или 2, отличающийся тем, что нижний защитный слой выполнен нанесением полипропиленового лака с введением в него декоративных и текстурных наполнителей, при введении которых получают эффект металлика или перламутра.



 

Наверх