Устройство для испытания кольцевых соединений на прочность
Полезная модель относится к испытательной технике и является устройством - приспособлением к разрывным машинам, на которых определяют прочность на разрыв, изгиб кольцевых изделий. Такими изделиями могут быть кольца из плавленого металла и проката (сварные швы) и кольцевых изделий с многослойной стенкой и разных материалов, в том числе металлооксидными покрытиями. Модель состоит из двух серег, закрепляемых в захватах разрывной машины и цапф, соединяющих серьгу с испытуемым кольцом. Диаметр отверстия в серьге и кольце одинаковы с диаметром серьги. Стыкуются цапфы перед испытанием в кольце соосно под углом =arctg d/b, где b - ширина кольца; d - внутренний диаметр кольца. Предлагаемое устройство позволяет дифференцировано и качественно определять прочность сварного шва и основного металла при выборе режимов сварки при аттестации сварщиков и при поступлении новой партии труб, а также определять прочностные свойства металлооксидов по испытанию колец, отрезанных, например, от трубчатых магнетитовых анодов.
Предлагаемая полезная модель относится к испытательной технике, в частности к устройствам-приспособлениям к разрывным машинам при испытании на прочность кольцевых изделий. К таким изделиям относятся, например, кольцевые швы, вырезанные из трубных стыков, соединенных электродуговой или газовой сваркой и многослойные кольца из разнородных материалов.
Ближайший аналог предлагаемой модели представлен в стандарте: ГОСТ 9583-15, Чугунные раструбные трубы.
Аналог состоит из двух цельных крюков, укрепляемых в захватах разрывной машины и продетых в испытуемое кольцо высотой b=25 мм, вырезанное из трубы.
Внутренний диаметр чугунных литых труб Ду регламентирован этим стандартом в пределах 65-1000 мм толщина стенки труб в пределах от 6,7 до 27,5 мм соответственно. Материал - серый чугун с прочностью по модулю R (эквивалент в) не более 392 МПа (40 кгс/мм 2), твердость не более 2150 МПа(215 НВ).
Для колец из стали с прочностью в более 390 МПа (Ст.3, сталь 20), и колец из магнетита Fе3O4 с твердостью 4600-8000 МПа (470-810 HV) с внутренним диаметром d к менее 50 мм. аналоги-крюки непригодны. Они разгибаются, в лучшем случае, или ломаются, несмотря на то, что изготовлены из высокопрочной стали. Основная причина: толщина крюка в охвате кольца всегда меньше половины площади охвата.
Задача предлагаемой полезной модели заключалась в создании устройства с высокой прочностью и долговечностью для испытания колец с
внутренним диаметром dк менее 50 мм. из сплавов с прочностью большей, чем у чугунов.
Поставленная задача решена путем увеличения толщины крюка в охвате кольца до максимально возможного размера, т.е. до внутреннего диаметра самого кольца - d к.
Таким образом, крюки, продетые сквозь испытуемое кольцо (как в аналоге), заменяются на цапфы (валки), стыкуемые в кольце, в пределах его высоты b. Движение цапфам, они перемещаются в противоположных направлениях, передается разрывной машиной посредством двух мощных серег (подвесок). В серьге цапфа сидит плотно или с небольшим натягом, а испытуемое кольцо надевается на цапфу свободно (диаметр цапфы должен быть немногим меньше диаметра кольца - dк).
Предлагаемое устройство модели показано на фиг. Устройство содержит две одинаковые «Г»-образные серьги (1). В серьге два взаимно перпендикулярных с общей диаметральной плоскостью отверстия: одно для крепления тяги (2) разрывной машины, другое - для цапфы (3).
С целью исключения перекоса кольца при растяжении и равномерного контакта его с цапфой, стыковка цапф внутри кольца сделана косая, под углом <90°С (угол перекрытия или стыковки). Угол перекрытия () выбирается из условия равного сопротивлению цапфы изгибу по длине, равной высоте кольца b. Для этого предельная величина не должна быть выше значений:
arctg dк/b (или arcctg b/dк),
где b - высота кольца; dк - внутренний диаметр кольца.
Каждая пара серег, с одним посадочным диаметром под цапфу, комплектуется набором цапф с таким же диаметром посадки, но с разными диаметрами под кольца в соответствии с номенклатурой выпускаемых труб и их соединений (сварных, паяных).
Значения показателя b зависят от конструктивных и технологических особенностей кольца и достоверности ожидаемых результатов вычислений по формулам, содержащим этот показатель.
Примеры.
При испытании трубного металла - кольца могут быть разные: бесшовные - горячекатаные, холоднодеформированные и с продольным швом по длине b, полученном термо- или электросваркой. Следовательно, высота кольца b будет устанавливаться в зависимости от толщины стенки испытуемой трубы.
При испытании трубного сварного стыка высота кольца будет равна ширине валка (шва) наплавленного металла, так при толщине стенки свариваемых труб до 6 мм, ширина валика, т.е. величина b, обычно не превышает 10-12 мм ([1, 2] ГОСТ 16037-80 Соединения сварные стальных трубопроводов. Основные типы, конструктивные элементы и размеры; ГОСТ 16038-80 Сварка дуговая. Соединения сварные трубопроводов из меди и медно-никелевого сплава. Основные типы, конструктивные элементы и размеры.)
Работа предлагаемого устройства.
Закрепив серьги с цапфами в захватах разрывной машины и включив ее ход, стыкуют цапфы так, чтобы не было смещения боковых поверхностей по вертикали. При этом серьги должны быть параллельны между собой. Размыкают стык, надевают кольцо на одну цапфу, вставляют в него вторую, после чего включают рабочий ход машины.
Эффективность применения предлагаемой модели.
Пример из проведения механических испытаний сварных стыков, выполняемых ручной дуговой сваркой (РДС) при квалификационных испытаниях сварщиков и при проверке технологии сварки стыков стальных газопроводов.
Правила ([3, 4] Строительные нормы и правила СНиП 42-01-2003, 28с.; Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства
ПБЩ3-273, М.: ПИО ОБТ, 2004, 148 с.) регламентируют механические испытания на растяжение цельных стыков из стальных труб с Ду50 мм (Дуdк).
Цельный стык - это сварной патрубок длиной не менее 300 мм со швом посередине (т.е. сварены 2 патрубка по 150 мм). Трубы, в большинстве своем, изготовлены из углеродистой стали марки: Ст 2, Ст 3, сталь 10, 20, с пределом прочности на разрыв i=350-470 МПа. По ТУ на газопровод сварку ведут электродами типа Э46, Э50 (цифры «46», «50» указывают нижний предел прочности в в кгс/мм2 ). На каждое положение сварки (вертикальное или горизонтальное) требуется не менее 3 патрубков, что требует расхода трубы не менее 1 м. на один режим или положение сварки. При неудовлетворительных результатах, хотя бы одного испытания, количество образцов удваивается, т.е. требуется еще 2 м труб.
В течение 5 лет (2000-2005 гг.) испытано 1060 сварных образцов (полосовых, вырезанных из труб с Ду>50 мм м патрубков с диаметром Ду=20-35 мм (210 шт).Из них 99.8% - выдержали испытания на разрыв: шов цел, а разрушение произошло по основному металлу (трубе). Проверки на герметичность газо- и паропроводов показали до 20% утечек. Стыки пришлось подваривать.
Несоответствие результатов механических испытаний и утечек объяснимо двумя причинами:
1. Наплавленный метал из электродов Э46 и Э50 при двухпроходной сварке обеспечил прочность шва заведомо выше прочности трубы.
2. Патрубки свариваются в цеховых условиях, а газо- водопровод, чаще свариваются на открытом воздухе - в поле, на эстакаде. Поэтому качество сварного шва зависит от уровня профессиональной подготовки и добросовестности сварщика.
В целом, испытания сварных патрубков, согласно правилам [3, 4] по существу есть испытания трубного металла, свойства которого имеются в соответственных сертификатах качества.
Результаты сравнительных испытаний сварных соединений из труб с Ду=20÷25 (или dк=22÷27.5 соответственно) представлены в таблице, из которой видно, что испытания с применением предлагаемого устройства более информативны при меньшем расходе металла.
Таблица | |||
Показатель | Испытание цельных стыков по [3, 4] | Испытание колец высотой b12 мм | |
Из трубы | Сварной шов (наплавка) | ||
Количество образцов из одного п.м. трубы на один режим или положение сварки | 3 | 3-5в зависимости от трубы: со швом или без шва | 3-4 |
Место и характер разрушения | У зоны термического влияния или в другом месте трубы, шов цел | В дефектных местах трубы или по продольному шву (определяет качество трубы) | По месту дефекта в сварном шве или в трубе под швом |
Предел прочности в, кгс/мм | Подтверждает или не подтверждает сертификат | От 25 до 40* | От 33 с дефектом до 70 без дефектов |
* - приложенная сила Р действует поперек волокон трубы. Сказывается анизотропность текстуры трубного проката. |
1. Устройство, применяемое для испытания на разрывных машинах кольцевых изделий (например, кольцевых швов, вырезанных из сварных трубных стыков), содержащее два крюка, закрепляемых в захватах разрывной машины и в кольце, отличающееся тем, что крюки выполнены составными из серьги и цапфы, вставляемой соосно в отверстие серьги и кольца одинаковых диаметров, при этом цапфы стыкуются в пределах высоты кольца.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что цапфы стыкуются в кольце под углом =arctg d/b, где b - ширина кольца; d - внутренний диаметр кольца.