Боевая машина с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения

 

Полезная модель относится к области военной техники, а конкретно, к боевым машинам с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения, имеющим размещенные в обитаемом отделении машины автомат заряжания, боекомплект, загерметизированный объем топлива. Боевая машина выполнена в виде функционально связанных между собой носового высокозащищенного пожаровзрывобезопасного модуля управления и модуля вооружения, герметично изолированных друг от друга дополнительной поперечной перегородкой, причем упомянутая моторная и дополнительная поперечная перегородки выполнены таким образом, что определенные участки их средних частей диаметрально противоположно расположены относительно друг друга и центральной оси окружности, описанной вокруг любого поперечного сечения кассет с выстрелами боекомплекта основного вооружения, расположенных в модуле вооружения, устанавленном на погоне башни боевой машины, с зазором от днища. Загерметизированный объем топлива отделен от рабочих мест экипажа разнесенными последовательно расположенными моторной и дополнительной поперечной перегородками, а от модуля вооружения моторной перегородкой. Использование полезной модели приводит к повышению защищенности и выживаемости экипажа, повышению уровня пожаровзрывобезопасности боевой машины.

Изобретение относится к области военной техники, а конкретно, к боевым машинам с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения, имеющим размещенные в обитаемом отделении машины автомат заряжания, боекомплект, загерметизированный объем топлива.

Анализ потерь военной техники в локальных конфликтах показал, что имеется острая необходимость повышения защищенности и выживаемости экипажа, повышения уровня пожаровзрывобезопасности боевых машин при поражении боекомплекта и топлива противотанковыми средствами, а также обеспечения работоспособности автомата заряжания при деформациях днища машины, например, при мощном минном подрыве.

Определены основные факторы, в том числе конструктивного характера, вызывающие взрыв и возгорание при том или ином виде поражения. К ним относятся:

- разрушение топливных баков от гидроудара или взрыва, разбрызгивание топлива при пробитии баков;

- возгорание боекомплекта в результате осколочного поражения или воздействия огня.

К поражающим факторам противотанковых средств поражения относится поток осколков, движущийся по конусу с вершиной, расположенной в центре выходного отверстия на тыльной стороне брони. Поток состоит из осколков разрушенной части корпуса боеприпаса или кумулятивной струи и вторичного потока осколков от элементов броневой защиты.

Одним из направлений совершенствования боевых машин является повышение их защищенности и пожаровзрывобезопасности. До недавнего времени единственной возможностью предотвращения возгорания топлива и боекомплекта, а также взрыва боекомплекта была установка мощной броневой защиты. Однако ее эффективность ограничена наличием конструктивно ослабленных зон и дифференцированием уровня бронирования, что обуславливает определенную вероятность пробития брони боевой машины.

Очевидно, что масса боевых машин, в частности, танков, и масса их бронезащиты достигли разумного предела. Поэтому повышение защищенности и выживаемости экипажа, повышения уровня пожаровзрывобезопасности необходимо достигать за счет иных конструктивно-компоновочных решений.

Пожаровзрывобезопасность современных танков «Абраме» и «Леопард-2» обеспечивается путем изоляции топлива и боекомплекта от обитаемого боевого отделения, жизненно важных узлов и оборудования и размещения их в броневых отсеках. («Защита танков». В.А.Григорян, Е.Г.Юдин, И.И.Терехин и др.; 3-402 Под ред. В.А.Григоряна. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007. - 327 с.: ил., с.106, 107, 110).

Топливо в танке «Абраме» расположено в моторно-трансмиссионном отделении, в носовой части корпуса за бронированными перегородками (отделяющими топливо от обитаемого отделения) и на полках вне корпуса, боекомплект - в нише башни за броневой сдвижной перегородкой и внутри обитаемого отделения, три члена экипажа из четырех находятся в башне (Зарубежное военное обозрение, 1990, 2, «Американский танк Ml «Абраме» и его модификации», http://www.pentagonus.ru/pubV68-1-0-754; Полная энциклопедия танков мира. 1915-2000 гг.Составитель Г.Л. Холявский, ООО «Харвест», Минск, 1999, с.444; https://img69.imageshack.us/img69/520/veskart.ipg).

Топливо в танке «Леопард-2» расположено в моторно-трансмиссионном отделении и на полках вне корпуса, боекомплект в нише башни за броневой сдвижной перегородкой и внутри обитаемого отделения, три члена экипажа из четырех находятся в башне (Полная энциклопедия танков мира. 1915-2000 гг. Составитель Г.Л.Холявский, ООО «Харвест», Минск, 1999, с.362; http://warfront.ucoz.ru/Leo2/zLeo2shem.jpg).

Конструктивно-компоновочные решения, примененные в современных западных танках «Абраме» и «Леопард-2» не обеспечивают приемлемый уровень защищенности и выживаемости экипажей, пожаровзрывобезопасности, т.к. три члена экипажа из четырех находятся в башне, вероятность попадания в которую имеет тенденцию к увеличению, топливо отделено от экипажа одной бронированной перегородкой, часть боекомплекта находится в обитаемом отделении, а часть за броневой сдвижной перегородкой, открываемой заряжающим при заряжании орудия во время ведения боя, т.е. в период времени, когда этот боекомплект танка могут поразить.

Для танков «Абраме» и «Леопард-2» характерно, что после пробития основной брони башни есть вероятность поражения всего экипажа вторичными осколками, пожар в обитаемом отделении может привести к взрыву части находящегося в нем боекомплекта, поражение противотанковыми средствами боекомплекта в обитаемом отделении приводит к взрыву боекомплекта. При этом во всех случаях выживаемость экипажей боевых машин недостаточна.

Кроме того, танк «Абраме» имеет незащищенные топливопроводы, проходящие через обитаемое отделение, соединяющие носовые баки с остальной топливной системой. Как показала практика, поражение топливных баков в забронированных носовых отсеках «Абраме» боеприпасами с большим остаточным заброневым действием приводит к пожару и поражению экипажа.

Известна боевая машина с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения (см. «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации», кн.2, ч.1. М.: Военное издательство, 1988, с.6, рис.3; с.23, рис.13; с.27, рис.16, 17; с.47, рис.25; с.107, рис.50, 52, 53; с.260, рис.122), выбранная в качестве прототипа, содержащая разделенные моторной перегородкой обитаемое и моторно-трансмиссионные отделения, в первом из которых размещены основное вооружение с боекомплектом, состоящим из размещенных в автомате заряжания в кассетах выстрелов с различного типа снарядами, рабочие места экипажа, загерметизированный объем топлива, а во втором расположены двигатель, силовой привод ведущих колес и устройство для передачи крутящего момента от двигателя к силовому приводу ведущих колес.

У боевой машины с такой компоновкой экипаж, топливо и боекомплект расположены в одном объеме, два члена экипажа из трех находятся в башне. После пробития основной брони башни есть вероятность поражения всего экипажа вторичными осколками. Поражение топливных баков приводит к пожару с последующим взрывом боекомплекта. Поражение элементов боекомплекта приводит к последующему взрыву боекомплекта. При этом во всех случаях выживаемость экипажа боевой машины недостаточна. К недостатку также относится установка вращающегося транспортера автомата заряжания с боекомплектом на днище, что при минном подрыве мощных фугасов чревато отказом автомата заряжания.

Техническим результатом полезной модели является повышение защищенности и выживаемости экипажа, повышение уровня пожаровзрывобезопасности боевой машины при поражении боекомплекта и топлива противотанковыми средствами, а также обеспечение работоспособности автомата заряжания при деформациях днища, например, при минном подрыве.

Технический результат достигается тем, что боевая машина с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения, например, танк, содержащая, разделенные моторной перегородкой обитаемое и моторно-трансмиссионные отделения, в первом из которых размещены основное вооружение с боекомплектом, состоящим из размещенных в автомате заряжания в кассетах выстрелов с различного типа снарядами, рабочие места экипажа, загерметизированный объем топлива, а во втором расположены двигатель, силовой привод ведущих колес и устройство для передачи крутящего момента от двигателя к силовому приводу ведущих колес, согласно полезной модели, выполнена в виде функционально связанных между собой носового высокозащищенного пожаровзрывобезопасного модуля управления и модуля вооружения, герметично изолированных друг от друга дополнительной поперечной перегородкой, причем упомянутая моторная и дополнительная поперечная перегородки выполнены таким образом, что определенные участки их средних частей диаметрально противоположно расположены относительно друг друга и центральной оси окружности, описанной вокруг любого поперечного сечения кассет с выстрелами боекомплекта основного вооружения, расположенных в модуле вооружения, устанавленном на погоне башни боевой машины, с зазором от днища, при этом загерметизированный объем топлива отделен от рабочих мест экипажа разнесенными последовательно расположенными моторной и дополнительной поперечной перегородками, а от модуля вооружения моторной перегородкой.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен вид слева на боевую машину; на фиг.2 изображено сеч. А-А фиг.1; на фиг.3 изображен выносной элемент Б фиг.1.

Боевая машина содержит корпус 1, включающий крышу 2 и днище 3, моторную перегородку 4, автомат 5 заряжания, высокозащищенный пожаровзрывобезопасный модуль 6 управления, основное вооружение 7, боекомплект, состоящий из размещенных в автомате 5 заряжания в кассетах 8 выстрелов 9, рабочие места 10 экипажа, загерметизированный объем 11 топлива, моторно-трансмиссионное отделение 12, модуль 13 вооружения, герметичную дополнительную поперечную перегородку 14, погонное устройство 15.

Загерметизированный объем 11 топлива расположен в моторно-трансмиссионном отделении 12.

Предложенная форма перегородок 4 и 14 дает возможность скомпоновать модуль 6 управления, модуль 13 вооружения и моторно-трансмиссионное отделение 12 в минимальных объемах и с обеспечением необходимых зазоров между кассетами 8 и перегородками 4 и 14.

Повышение защищенности экипажа достигается переносом рабочих мест экипажа, находившихся в башне, в высокозащищенный носовой модуль 6 корпуса 1, масса защиты которого может быть увеличена на величину уменьшения массы защиты башни, вследствие уменьшения ее габаритов и внутреннего объема, предназначавшегося для рабочих мест экипажа.

Повышение защищенности и выживаемости экипажа в модуле 6 достигается уменьшением суммарной площади внутренних поверхностей модуля 6 управления (по сравнению с обитаемым отделением прототипа) введением дополнительной поперечной перегородкой 14, что уменьшает вероятность поражения экипажа в модуле 6 вторичными осколками.

Пожаровзрывобезопасность модуля 6 и выживаемость экипажа достигаются полным отделением рабочих мест 10 экипажа от загерметизированного объема 11 топлива двумя разнесенными последовательно расположенными перегородками 4 и 14, и отделением от боекомплекта перегородкой 14.

Кроме того, статистика поражений танков за последнее время показывает все больше попаданий в башню, поэтому перенос рабочих мест экипажа из башни в корпус 1, в данном контексте, также способствует повышению его выживаемости.

Модуль 13 вооружения представляет из себя бронированную полноповоротную платформу с основным вооружением 7, автоматом 5 заряжания, кассетами 8 с выстрелами 9, устанавливаемую с помощью погонного устройства 15 на крышу 2 корпуса 1 боевой машины и соединяющегося с ним мультиплексным каналом информационного обмена.

Работа осуществляется следующим образом.

При поражении загерметизированного объема 11 топлива локальный пожар в моторно-трансмиссионном отделении 12 не окажет влияния на боекомплект, отделенный от очага пожара перегородкой 4 и экипаж, находящийся на рабочих местах 10, отделенный от очага пожара разнесенными последовательно расположенными двумя перегородками 4 и 14.

При поражении боекомплекта и его возгорании локальный пожар не окажет влияния на загерметизированный объем 11 топлива, находящийся за перегородкой 4 и экипаж, находящийся на рабочих местах 10, размещенный за перегородкой 14.

При минном подрыве днище 3 деформируется под воздействием ударной волны. При этом введение дополнительной перегородки 14 создает дополнительную жесткость конструкции всего днища 3, что способствует уменьшению прогиба днища 3 от ударных нагрузок, обеспечению деформации днища 3, не превышающей минимального зазора между днищем 3 и автоматом 5 заряжания в модуле 13 вооружения.

Использование полезной модели приводит к повышению защищенности и выживаемости экипажа, повышению уровня пожаровзрывобезопасности боевой машины.

Боевая машина с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения, например танк, содержащая разделенные моторной перегородкой обитаемое и моторно-трансмиссионные отделения, в первом из которых размещены основное вооружение с боекомплектом, состоящим из размещенных в автомате заряжания в кассетах выстрелов с различного типа снарядами, рабочие места экипажа, загерметизированный объем топлива, а во втором расположены двигатель, силовой привод ведущих колес и устройство для передачи крутящего момента от двигателя к силовому приводу ведущих колес, отличающаяся тем, что выполнена в виде функционально связанных между собой носового высокозащищенного пожаровзрывобезопасного модуля управления и модуля вооружения, герметично изолированных друг от друга дополнительной поперечной перегородкой, причем упомянутая моторная и дополнительная поперечная перегородки выполнены таким образом, что определенные участки их средних частей диаметрально противоположно расположены относительно друг друга и центральной оси окружности, описанной вокруг любого поперечного сечения кассет с выстрелами боекомплекта основного вооружения, расположенных в модуле вооружения, установленном на погоне башни боевой машины, с зазором от днища, при этом загерметизированный объем топлива отделен от рабочих мест экипажа разнесенными последовательно расположенными моторной и дополнительной поперечной перегородками, а от модуля вооружения моторной перегородкой.



 

Похожие патенты:

Торсион // 104265
Изобретение относится к устройствам, работающим на кручение, и может быть применено в подвесках транспортных средств, в соединительных упругих муфтах, возвратных и других механизмах в любой области техники
Наверх