Кран управления двухпозиционный
Кран управления двухпозиционный относится к области транспортного машиностроения и может быть применен для управления раздаточной коробкой на полноприводных автомобилях. В корпусе 1 установлена подпружиненная ось 3, на которой посредством штифта 4 закреплен полый вал 5 с кулачками 10, имеющими выемки 11. На переднем конце оси 3 запрессован штифт 6, препятствующий осевому перемещению оси 3. В корпусе 1 выполнены выступы с пазами 9 под штифт 6, которые препятствуют повороту оси 3 на угол более 180°. В вертикальных расточках корпуса 1 установлены два штока 12 с уплотнительными кольцами 13 и седлами 14 клапанов. Штоки 12 прижимаются пружинами 15 через нажимные шарики 16 к выемкам 11 кулачков 10, обеспечивая надежную фиксацию вала 5 в двух рабочих положениях. В крышке 2 расположены два клапана 17, которые пружинами 18 поджимаются к седлам 14 клапанов. 3 ил.
Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности к кранам управления раздаточной коробкой, применяемым на полноприводных автомобилях.
Известен кран управления раздаточной коробкой, содержащий корпус с крышкой, подпружиненную ось, имеющую ограничитель осевого перемещения и возможность фиксации в трех положениях при повороте, закрепленный на оси полый вал с тремя кулачками, два из которых расположены по краям вала и предназначены для управления клапанами, а на поверхности среднего кулачка выполнены три выемки, взаимодействующие с установленным в корпусе подпружиненным шариком, выполняющим роль фиксатора. В вертикальных расточках корпуса установлены два подпружиненных штока с нажимными шариками, а в крышке - два подпружиненных клапана с седлами клапанов (см. «Агрегаты трансмиссии автомобилей КАМАЗ», Устройство, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт, г.Набережные Челны, 2003 г., стр.166, рис.59).
Недостатком известного технического решения является сложность конструкции и значительные осевые размеры из-за наличия дополнительного фиксатора.
Была поставлена задача: упростить конструкцию, уменьшить осевые размеры и обеспечить при этом надежную фиксацию вала в рабочих положениях.
Поставленная задача достигается за счет того, что в двухпозиционном кране управления, содержащем корпус с крышкой, подпружиненную ось с ограничителем осевого перемещения, имеющую возможность фиксации от поворота, закрепленный на оси полый вал с кулачками, два подпружиненных штока с нажимными шариками, два подпружиненных клапана с седлами клапанов, вал выполнен с двумя кулачками, на поверхности которых выполнены выемки под нажимные шарики подпружиненного штока.
Отличительные признаки, заключающиеся в том, что вал выполнен с двумя кулачками, на поверхности которых выполнены выемки под нажимные шарики подпружиненного штока, позволяют использовать в качестве фиксаторов те же нажимные шарики, которые передают усилие от вала к штокам, в результате чего упростилась конструкция, уменьшились осевые размеры, но при этом сохранилась надежная фиксация вала в рабочих положениях.
Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».
Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:
фиг.1 - кран управления двухпозиционный, общий вид в разрезе;
фиг.2 - сечение А-А на фиг.1;
фиг.3 - изображен вал с кулачками.
Кран управления двухпозиционный содержит корпус 1, крышку 2. В корпусе 1 установлена ось 3, на которой посредством штифта 4 закреплен вал 5. На переднем конце оси 3 запрессован штифт 6, препятствующий осевому перемещению оси 3, которая прижимается в осевом направлении к корпусу 1 пружиной 7. На другом конце оси 3 закреплена ручка 8. В корпусе 1 выполнены выступы с пазами 9 под штифт 6, которые препятствуют повороту оси 3 на угол более 180°.
Вал 5 выполнен полым и имеет два кулачка 10, на поверхности которых выполнены выемки 11. В вертикальных расточках корпуса 1 установлены два штока 12 с уплотнительными кольцами 13 и седлами 14 клапанов. Штоки 12 прижимаются пружинами 15 через нажимные шарики 16 к выемкам 11 кулачков 10, обеспечивая фиксацию вала 5 в двух рабочих положениях.
В крышке 2 расположены два клапана 17, которые пружинами 18 поджимаются к седлам 14 клапанов.
В корпусе 1 выполнены отверстия для подачи воздуха 19 и 20.
Кран управления работает следующим образом.
В исходном состоянии ручка 8 находится в вертикальном положении. При повороте ручки 8 вправо на 90 градусов правый клапан 17 открыт штоком 12 посредством кулачка 10. Воздух через зазоры между седлом 14 и штоком 12 поступает в отверстие 19 и далее в исполнительный механизм. При возвращении ручки 8 в исходное положение правый клапан 17 закрывается, препятствуя подаче воздуха через отверстие 19.
При повороте ручки 8 от исходного положения на 90 градусов влево открывается левый клапан 17 и воздух через зазоры между седлом 14 и штоком 12 поступает в отверстие 20 и далее в исполнительный механизм.
Заявляемое техническое решение позволяет упростить конструкцию, уменьшить осевые размеры и обеспечить при этом надежную фиксацию вала в рабочих положениях.
Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.
Кран управления двухпозиционный, содержащий корпус с крышкой, подпружиненную ось с ограничителем осевого перемещения, имеющую возможность фиксации от поворота, закрепленный на оси полый вал с кулачками, два подпружиненных штока с нажимными шариками, два подпружиненных клапана с седлами клапанов, отличающийся тем, что полый вал выполнен с двумя кулачками, на поверхности которых выполнены выемки под нажимные шарики подпружиненного штока.