Тягово-сцепное устройство
Полезная модель «Тягово-сцепное устройство» относится к области автомобилестроения и может быть использована в грузовых автомобилях и автопоездах. Конструкция крепления и амортизации крюка тягово-сцепного устройства выполнена в виде жестко закрепленных на задней поперечине рамы автомобиля двух корпусных чашек, с установленными в них упругими элементами амортизации (буферами) и поджимных крышек. Крюк, установленный в отверстия корпусных чашек, буферов и крышек, поджимается гайкой, обеспечивающей его беззазорное соединение. Применение предлагаемой конструкции тягово-сцепного устройства обеспечивает плавность хода автопоезда, снижает ударные нагрузки на трансмиссию тягача, исключает необходимость смазки элементов тягово-сцепного устройства, уменьшает трудоемкость обслуживания, что позволяет повысить как надежность и долговечность тягово-сцепного устройства, так и улучшить условия эксплуатации автопоезда в целом.
ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ
Полезная модель «Тягово-сцепное устройство» относится к области автомобилестроения и может быть использована в грузовых автомобилях.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Известны буксирные и тягово-сцепные устройства, применяемые в грузовых автомобилях семейства КамАЗ (см. Каталог деталей и сборочных единиц автомобилей КамАЗ, Новосибирск, НПО«Модус», 1996, стр.33, рис.120;«Автомобили КамАЗ типа 6×6», Руководство по эксплуатации 4310 - 390 2003 РЭ, М., «Машиностроение», 1989, стр.115, рис.74; «Автомобили КамАЗ типа 6х4»,Руководство по эксплуатации 5320 - 390 2004 РЭ, М., «Машиностроение», 1994, стр.118, рис.80).
Наиболее близкой к полезной модели по совокупности признаков является устройство буксирное (см. Автомобили КамАЗ. Каталог деталей и сборочных единиц, Набережные Челны, 2002, стр.227, рис.120) типа крюк - петля, состоящее (см. фиг.1) из крюка и двух фланцев с упругим элементом (буфером), размещенных в массивном цилиндрическом корпусе с крышкой, закрепленном на задней поперечине рамы автомобиля.
К недостаткам ближайшего аналога можно отнести следующее:
- при эксплуатации автомобиля с нагруженным прицепом свободное осевое перемещение дышла прицепа относительно тягача достигает 50 мм и более, что создает ударную нагрузку на тягач при маневрах, ухудшая управляемость и безопасность движения его и автопоезда в целом.
Кроме того, при длительной эксплуатации и усыхании резинового амортизатора (буфера), увеличивается осевое перемещение крюка буксирного устройства, что приводит к еще большему свободному перемещению прицепа относительно тягача. Для устранения этого недостатка необходима разборка буксирного устройства и установка дополнительных прокладок между фланцами буфера, что повышает трудозатраты в обслуживании автомобиля и усложняет его эксплуатацию в целом.
СУЩНОСТЬ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ
Задачей заявляемой полезной модели является устранение вышеуказанных недостатков, повышение надежности и долговечности тягово-сцепного устройства и улучшение условий эксплуатации автомобиля в целом.
Поставленная задача решается разработкой конструкции крепления и амортизации крюка тягово-сцепного устройства грузового автомобиля, состоящей (см. фиг.2) из двух корпусных чашек, жестко закрепленных на задней поперечине рамы автомобиля. В корпусных чашках размещены два упругих элемента амортизации (буфера), поджимаемых с обеих сторон крышками. Через отверстия в корпусных чашках, буферах и крышках проходит крюк тягово-сцепного устройства, который поджимается гайкой, обеспечивая беззазорное его соединение.
Предлагаемая конструкция тягово-сцепного устройства беззазорного соединения обеспечивает плавность хода тягача с прицепом, устраняет ударную нагрузку на ходовую часть - трансмиссию тягача при движении.
Кроме того, в предлагаемой конструкции исключена необходимость смазки ее элементов и установки дополнительных прокладок при техническом обслуживании в процессе эксплуатации.
Применение предложенной конструкции тягово-сцепного устройства позволяет повысить плавность хода автопоезда, снизить ударные нагрузки на трансмиссию тягача, уменьшить трудоемкость обслуживания, что приводит к повышению надежности и долговечности тягово-сцепного устройства, так и улучшению условий эксплуатации автомобиля в целом.
ПЕРЕЧЕНЬ ФИГУР
Полезная модель «Тягово-сцепное устройство» иллюстрируется на чертежах фиг.1 и фиг.2.
На них показаны, для большей наглядности в разрезах, детали и компоновка тягово-сцепного устройства.
На чертеже фиг. 1 показан аналог - буксирное устройство, содержащее:
поз.1 - упругий элемент амортизации (буфер);
поз.2 - фланцы буфера;
поз.3 - корпус;
поз.4 - крышка;
поз.5 - крюк.
На чертеже фиг.2 показано предлагаемое тягово-сцепное устройство, содержащее:
поз.1 - задняя корпусная крышка;
поз.2 - задний упругий элемент амортизации (буфер);
поз.3 - задняя корпусная чашка;
поз.4 - передняя корпусная чашка;
поз.5 - передний упругий элемент амортизации (буфер);
поз.6 - передняя корпусная крышка;
поз.7 - крюк;
поз.8 - гайка крюка.
СВЕДЕНИЯ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ
Тягово-сцепное устройство, состоящее (см. фиг.2) из крюка 7,установленного в корпусных чашках, 3, 4, с упругими элементами амортизации (буферами) 2 и 5, поджимаемыми через корпусные крышки 1 и 6 гайкой 8. Корпусные чашки жестко закреплены на поперечине рамы автомобиля.
В начале движения тягача с прицепом усилие тягача передается через корпусную чашку 3, упругий элемент (буфер) 2 , крышку 1 на крюк 7 и далее на прицеп. Упругий элемент 2, сжимаясь и разжимаясь, обеспечивает плавность хода прицепа.
При торможении тягача инерция прицепа через крюк 7, крышку 6 и упругий элемент 5 передается на раму тягача. Сжимаясь и разжимаясь, упругий элемент 5 уменьшает ударную нагрузку прицепа на тягач.
Работая совместно, два упругих элемента 2 и 5 обеспечивают плавность хода тягача и прицепа, значительно уменьшают толчки и ударную нагрузку на трансмиссию тягача, улучшая управляемость и безопасность движения автопоезда в целом.
Полезная модель «Тягово-сцепное устройство» может быть изготовлена в условиях мелкосерийного и серийного производства с использованием известного оборудования, оснастки и материалов.
Тягово-сцепное устройство, состоящее из крюка с поджимной гайкой, отличающееся тем, что крепление и амортизация крюка выполнены в виде жестко закрепленных на поперечине рамы корпусных чашек, с упругими элементами (буферами) и поджимными крышками, обеспечивающими беззазорное его соединение.