Двухступенчатая раздаточная коробка

 

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована в трансмиссиях полноприводных транспортных средств высокой проходимости.

Двухступенчатая раздаточная коробка, содержит приводной вал 3 с двумя ведущими шестернями 6 и 7, при этом шестерня 6 установлена на валу на подшипниках 5 и соединена с ним посредством зубчатой муфты 8, а ведущая шестерня 7 установлена на валу 3 неподвижно. Промежуточный вал 10 имеет две шестерни 12 и 14. Шестерня 12 установлена на валу 10 неподвижно и зацеплена с шестерней 6, а шестерня 14 установлена на валу 10 на подшипниках 13 с возможностью соединения с ним посредством зубчатой муфты 15. Шестерня 14 зацеплена с шестерней 7 и с шестерней 17 привода масляного насоса 18, при этом масляный насос 18 установлен над масляной ванной раздаточной коробки или ниже её. Кроме того, шестерня 7 зацеплена с шестерней 32 коробки отбора мощности 31, при этом коробка отбора мощности установлена на верхнем люке раздаточной коробки.

Технический результат: долговечная конструкция раздаточной коробки, обеспечивающая отбор мощности как при движущимся, так и при стоящем автомобиле и имеющая небольшие осевые габариты по фланцам.

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована в трансмиссиях полноприводных транспортных средств высокой проходимости.

Известна раздаточная коробка с коробкой отбора мощности, содержащая корпус раздаточной коробки, соединенный с корпусом коробки отбора мощности, приводной вал, промежуточный вал и вал отбора мощности, установленные в упомянутых корпусах на подшипниках, ведущую шестерню, расположенную на приводном валу и находящуюся в зацеплении с промежуточной шестерней, связанной с дифференциалом переднего и заднего мостов шасси, зубчатые полумуфты сцепления. Кроме того, раздаточная коробка снабжена делителем, соединенным с ним насосом смазки и шестерней, расположенной на валу отбора мощности и находящейся в зацеплении с шестерней, установленной на валу насоса смазки, при этом насос смазки расположен в коробке отбора мощности (см. патент РФ № 2235026, МПК7 В 60 К 17/28).

Недостатком известного технического решения является то, что данная конструкция имеет большие осевые габариты по фланцам.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является двухступенчатая раздаточная коробка, содержащая корпус, в котором на подшипниках установлен первичный ведущий вал, с установленными на нем на подшипниках двух ведущих шестерен, которые поочередно, в

зависимости от включаемой передачи, соединяются с ведущим валом

посредством подвижной в осевом направлении зубчатой муфты. Кроме того, в корпусе раздаточной коробки установлены промежуточный вал с двумя неподвижно закрепленными на нем шестернями, передающими вращение дифференциальному механизму, который передает мощность в определенной пропорции к заднему и переднему ведущим валам транспортного средства, механизм переключения передач, механизм блокировки дифференциала, а также масляный насос, соединенный посредством шлицевого соединения с задним концом первичного ведущего вала (см. изображенную на фиг. 3 раздаточную коробку VG 1600 фирмы ZF- Steyr, Австрия).

Недостатком данной раздаточной коробки является недолговечность ее конструкции из-за недостаточной смазки подшипников и шестерен приводного вала, вследствие того, что масляный насос расположен довольно высоко от масляной ванны.

Была поставлена задача, создать долговечную конструкцию раздаточной коробки, обеспечивающую отбор мощности как при движущимся, так и при стоящем автомобиле и имеющую небольшие осевые габариты по фланцам.

Поставленная задача решается за счет того, что в двухступенчатой раздаточной коробке, содержащей приводной вал с двумя ведущими шестернями, одна из которых установлена на валу на подшипниках и соединена с ним посредством зубчатой муфты, промежуточный вал, имеющий кинематически связанные с шестернями ведущего вала две шестерни, одна из которых установлена на валу неподвижно и зацеплена с

ведущей шестерней, установленной на приводном валу на подшипниках, дифференциальный механизм, масляный насос, другая ведущая шестерня установлена на приводном валу неподвижно и зацеплена с шестерней коробки отбора мощности и с шестерней промежуточного вала, установленной на валу на подшипниках с возможностью соединения с ним посредством зубчатой муфты, кроме того, упомянутая шестерня промежуточного вала зацеплена с шестерней привода масляного насоса, при этом масляный насос установлен над масляной ванной или ниже её, а коробка отбора мощности установлена на верхнем люке раздаточной коробки.

Отличительный признак, заключающийся в том, что другая ведущая шестерня установлена на приводном валу неподвижно и зацеплена с шестерней промежуточного вала, установленной на валу на подшипниках с возможностью соединения с ним посредством зубчатой муфты, позволил на картере раздаточной коробки сделать люк и установить на него коробку отбора мощности с приводом от неподвижной шестерни приводного вала, так как она постоянно вращается, как при нейтральной передаче в раздаточной коробке так и при любой включенной передаче.

Отличительный признак, заключающийся в том, что с шестерней промежуточного вала, установленной на нем на подшипниках зацеплена шестерня привода масляного насоса, позволил опустить масляный насос и расположить его непосредственно над масляной ванной или ниже её и решить проблему постоянного забора смазки, так как упомянутая шестерня

промежуточного вала постоянно вращается, то масляный насос, имеющий

привод от этой шестерни постоянно работает, обеспечивая смазку как при стоящем автомобиле так и при движении в результате чего увеличивается долговечность конструкции в целом.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг. 1 - двухступенчатая раздаточная коробка в разрезе;

фиг.2 - то же, вид спереди;

фиг.3 - двухступенчатая раздаточная коробка, прототип.

Двухступенчатая раздаточная коробка содержит картер 1 и крышку 2, скрепленные болтами. Приводной вал 3 вращается на подшипниках 4. На приводном валу 3 на подшипниках 5 установлена шестерня 6 высшей передачи и неподвижно закреплена ведущая шестерня 7. Шестерня 7 может быть выполнена за одно целое с приводным валом 3. Подвижная муфта 8 посредством вилки включения и пневмомеханизма 9 соединяет приводной вал 3 с шестерней 6.

Промежуточный вал 10 вращается на двух подшипниках 11. Заодно с валом выполнена промежуточная шестерня 12, а на подшипниках 13 установлена промежуточная шестерня 14. На шлицах вала 10 установлена подвижная зубчатая муфта 15 включения низшей передачи.

Непосредственно с шестерней 14 или скрепленной с ней шестерней 16

зацеплена шестерня 17 привода масляного насоса 18. Масляный насос 18 может быть расположен непосредственно над масляной ванной раздаточной коробки или ниже ее, чем обеспечивается надежное поступление смазочной жидкости от насоса к шестерням и подшипникам валов раздаточной коробки. Масляный насос 18 снабжен фильтром 19 и соединен с масляными каналами валов посредством маслопровода 20.

Нижний планетарный ряд состоит из ведомой шестерни 21, скрепленной с фланцем водила 22, которое является ведущим звеном дифференциального механизма. Водило 22 содержит запрессованные в него оси сателлитов 23, на которых на подшипниках установлены сателлиты 24, которые зацеплены с зубьями коронной шестерни 25 и с. зубьями солнечной шестерни 26. Коронная шестерня 25 соединена с выходным валом 27 привода задних мостов, а солнечная шестерня 26 соединена с валом 28 привода переднего моста. На шлицах вала 28 установлена ступица на которой установлена муфта 29, перемещающаяся посредством вилки включения и пневматической камеры 30.

На верхнем люке раздаточной коробки установлена коробка отбора мощности 31. Ведущая шестерня 32 коробки отбора мощности постоянно зацеплена с шестерней 7 приводного вала 3 и передает вращение на ведомую шестерню 33 и на вал 34 коробки отбора мощности.

Коробка отбора мощности может быть установлена на задний торец

раздаточной коробки с приводом от шлицевого конца приводного вала 3 (на чертеже не показано).

Двухступенчатая раздаточная коробка работает следующим образом.

Крутящий момент от двигателя через коробку передач передается на входной фланец приводного вала 3, далее на ведущие шестерни 6 или 7 в зависимости от включенной передачи, затем на шестерни 12 или 14 промежуточного вала 10, также в зависимости от включенной передачи. Шестерня 12 передает вращение ведомой шестерне 21, которая приводит в движение планетарный дифференциальный механизм. Дифференциал распределяет потоки мощности в определенной пропорции между передним валом 28 и задним валом 27, передающими крутящий момент, соответственно на передний и задний ведущие мосты.

Блокировка дифференциала при движении по бездорожью осуществляется перемещением зубчатой муфты 29 посредством пневматической камеры 30.

Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется перемещением зубчатых муфт: высшая передача перемещением муфты 8 влево, а низшая передача перемещением муфты 15 вправо, при этом муфта 8 должна быть выключена.

Шестерня 17 масляного насоса 18 получает вращение от шестерни 16, соединенной с шестерней 14, и вращающейся постоянно, как при движении автомобиля, так и на стоянке, при работающем двигателе и включенной

передаче в коробке передач. Забор масла происходит через фильтр 19 и

нагнетается по маслопроводам 20 к подшипникам шестерен и валов.

При отборе мощности вращение от приводного вала 3 через ведущую шестерню 7, затем шестерни 32 и 33 коробки отбора мощности передается на вал 34 отбора мощности, при этом отбор мощности производится как при нейтральной передаче, так и при любой включенной передаче.

Заявляемое техническое решение, за счет постоянной смазки подшипников шестерен и валов, позволяет увеличить долговечность конструкции, а также обеспечить отбор мощности как при движущимся, так и при стоящем автомобиле имея при этом небольшие осевые габариты по фланцам.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Двухступенчатая раздаточная коробка, содержащая приводной вал с двумя ведущими шестернями, одна из которых установлена на валу на подшипниках и соединена с ним посредством зубчатой муфты, промежуточный вал, имеющий кинематически связанные с шестернями ведущего вала две шестерни, одна из которых установлена на валу неподвижно и зацеплена с ведущей шестерней, установленной на приводном валу на подшипниках, дифференциальный механизм, масляный насос, отличающаяся тем, что другая ведущая шестерня установлена на приводном валу неподвижно и зацеплена с шестерней коробки отбора мощности и с шестерней промежуточного вала, установленной на валу на подшипниках с возможностью соединения с ним посредством зубчатой муфты, кроме того, упомянутая шестерня промежуточного вала зацеплена с шестерней привода масляного насоса, при этом масляный насос установлен над масляной ванной или ниже ее.

2. Двухступенчатая раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что коробка отбора мощности установлена на верхнем люке раздаточной коробки.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам, механизмам и системам, обеспечивающим дистанционное управление механизмом переключения коробки передач

Полезная модель относится к вариаторным коробкам передач

Устройство управления переключением передач относится к области транспортного машиностроения и используется в транспортных средствах, трансмиссии которых оснащены планетарными трехстепенными автоматическими коробками управления переключения передач (мерседес, опель, хендай солярис, бмв) с низкой стоимостью диагностики и ремонта.

Полезная модель относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач, которая может быть использована в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики, и предназначенных для транспортных средств.
Наверх