Опора рычага переключения передач

 

Опора рычага (1) переключения передач содержит кронштейн (2), в котором размещена шаровая опора (3) рычага переключения передач, уплотняющее устройство (4), переходник (5). Рычаг (1) выполнен со встроенным внутри рукоятки (6) краном управления делителем и размещенным на рукоятке переключателем (7) передач делителя. Кран управления делителем связан с делителем (не показан) воздухопроводами в виде пластмассовых (например, полиамидных) трубок (8) и металлических трубок (9). Кронштейн (2) имеет корпусную и присоединительную части, соответственно (10) и (11). Уплотняющее устройство (4) выполнено из эластичного материала и закреплено на опорном элементе (12), который установлен на корпусной части кронштейна (2). Переходник (5) выполнен с тремя не пересекающимися между собой внутренними каналами П, Н и В, которые имеют входы и выходы с отверстиями (13) для присоединения к воздухопроводам делителя. Отверстия (13), предназначенные для присоединения пластмассовых трубок (8), снабжены быстроразъемными фитингами (14). Через каналы П и Н осуществляется соответственно подвод и отвод для включения низшей передачи в делителе коробки передач. Через канал В осуществляется отвод для включения высшей передачи в делителе коробки передач. Каждый канал имеет один вход и один выход. Была решена задача создания надежной конструкции, которая позволит уменьшить трудоемкость сборки и установки опоры рычага переключения передач за счет обеспечения унификации узла присоединения металлических и пластиковых трубок привода управления механизмом переключения передач делителя. 5 з.п.ф., 4 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам, механизмам и системам, обеспечивающим дистанционное управление механизмом переключения коробки передач.

Известна опора рычага переключения передач, содержащая корпус, в соосных отверстиях которого на подшипниковых опорах установлен поперечный вал с закрепленным на нем рычагом переключения передач, а в его переднем отверстии закреплена консольно съемная крышка, в сквозном отверстии которой установлена подшипниковая опора, стопорное устройство, элемент системы слежения за положением рычага переключения передач, возвратный элемент системы (патент RU 76291, МПК B60K 17/06 (2006.01), опубл. 20.09.2008).

Известна также опора рычага переключения передач с переключателем передач делителя автомобилей КАМАЗ с коробками передач модели 15, 152 (см. Автомобили КАМАЗ типа 6×4, Руководство по эксплуатации 5320-3902004РЭ, М.: Машиностроение, 1994, с.99), которая представляет собой расположенную в кронштейне шаровую опору с закрепленными на ней сверху и снизу рычагами, с установленными на верхнем рычаге переключения передач деталями рукоятки управления делителем, закрепленный в рукоятке переключатель, к которому присоединяется трос, на другом конце которого закреплен золотник, находящийся в кране управления. К отверстиям крана управления подсоединяются металлические трубки, выполненные таким образом, что положение наконечника трубки совпадает с расположением отверстия, при этом наконечник трубки крепится к отверстию крана полым болтом.

Недостаток известной опоры: конструкция с тросом не технологична, имеет много деталей, трудоемка в изготовлении, при эксплуатации в местах закрепления троса происходит разрушение, обрыв; у самого троса перетирается защитная пластиковая трубка, трос режется металлическими частями опоры и пола кабины.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является опора рычага переключения передач с переключателем передач делителя и встроенным краном управления делителем (см. Инструкцию по монтажу рукоятки Р412-1703007-10 управления КПП со встроенным клапаном управления делителем, размещенную на сайте НПО «РОСТАР» по адресу: http://www.rostar.biz/produce/russiatransport/detali3/detali3_306.html).

Она включает расположенную в кронштейне шаровую опору с закрепленными на ней рычагами, расположенную на верхнем рычаге переключения передач рукоятку с встроенным в нее краном включения делителя, детали для уплотнения люка пола, полиамидные трубки. Полиамидные трубки присоединяются к металлическим. Металлические трубки для обеспечения жесткости соединяют между собой скобами, а для удобства подсоединения к пластиковым трубкам - гнут, изменяя конфигурацию. Присоединение трубок производится с помощью полых болтов, штуцеров и накидных гаек.

Недостатком данного технического решения является то, что при установке опоры на автомобиль концы полиамидных трубок от рукоятки и концы металлических трубок от делителя не зафиксированы, не закреплены на опоре, висят в воздухе, что отрицательно сказывается на надежности узла. Для увеличения жесткости и статичности положения металлические трубки соединяют скобами, кроме того, концы металлических трубок предварительно разгибают, чтобы с помощью болтов и штуцеров подсоединить пластиковые трубки от рукоятки. Все это повышает трудоемкость сборки и установки опоры.

Была поставлена задача создать надежную конструкцию, которая позволит уменьшить трудоемкость сборки и установки опоры рычага переключения передач за счет обеспечения унификации узла присоединения металлических и пластиковых трубок привода управления механизмом переключения передач делителя.

Для решения поставленной задачи опора рычага переключения передач, выполненного с размещенным на его рукоятке переключателем передач делителя и встроенным внутри рукоятки краном управления делителем, связанным с делителем воздухопроводами, содержащая кронштейн, имеющий корпусную и присоединительную часть, размещенную в корпусной части шаровую опору рычага переключения передач, уплотняющее устройство, дополнительно содержит закрепленный на кронштейне переходник, выполненный с тремя не пересекающимися между собой каналами, которые имеют входы и выходы, снабженные быстроразъемными фитингами. В частном случае исполнения переходник может быть закреплен на кронштейне с помощью болтов, воздухопроводы выполнены в виде металлических и пластмассовых трубок, например, полиамидных, которые могут быть зафиксированы на рычаге переключения передач хомутами, кроме того, опора может быть выполнена с чехлом, верхний конец которого закреплен на рычаге переключения передач, а нижний - на уплотняющем устройстве, внутри которого может быть установлена пружина.

Совокупность отличительных признаков, заключающаяся в том, что устройство дополнительно содержит закрепленный на кронштейне опоры переходник, выполненный с тремя не пересекающимися между собой каналами, которые имеют входы и выходы, снабженные быстроразъемными фитингами, позволяет унифицировать узел присоединения металлических и пластиковых трубок привода управления механизмом переключения передач делителя, уменьшить трудоемкость сборки и установки опоры рычага переключения передач, повысить надежность узла.

Анализ известных технических решений но научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг.1 - опора рычага переключения передач, вид сбоку;

фиг.2 - то же, с гофрированным чехлом;

фиг.3 - переходник опоры;

фиг.4 - разрез А-А на фиг.3;

фиг.5 - опора рычага управления передач, прототип.

Опора рычага 1 переключения передач содержит кронштейн 2, в котором размещена шаровая опора 3 рычага переключения передач, уплотняющее устройство 4, переходник 5.

Рычаг 1 выполнен со встроенным внутри рукоятки 6 краном управления делителем (не показан) и размещенным на рукоятке переключателем 7 передач делителя. Кран управления делителем связан с делителем (не показан) воздухопроводами в виде пластмассовых (например, полиамидных) трубок 8 и металлических трубок 9.

Кронштейн 2 имеет корпусную и присоединительную части, соответственно 10 и 11.

Уплотняющее устройство 4 выполнено из эластичного материала и закреплено на опорном элементе 12, который установлен на корпусной части кронштейна 2.

Переходник 5 выполнен с тремя не пересекающимися между собой внутренними каналами П, Н и В, которые имеют входы и выходы с отверстиями 13 для присоединения к воздухопроводам делителя. Отверстия 13, предназначенные для присоединения пластмассовых трубок 8, снабжены быстроразъемными фитингами 14. Через каналы П и Н осуществляется соответственно подвод и отвод для включения низшей передачи в делителе коробки передач. Через канал В осуществляется отвод для включения высшей передачи в делителе коробки передач. Каждый канал имеет один вход и один выход. К передней боковой стороне переходника 5 к отверстию 13 входа канала П подсоединяется трубка подвода воздуха из пневматической системы автомобиля, а к отверстия входов каналов Н и В - трубки отвода воздуха для включения соответствующей передачи делителя (Н - для низшей передачи, В - для высшей передачи). К быстроразъемным фитингам 14 подсоединяются пластмассовые трубки 8, идущие от крана управления делителем. Пластмассовые трубки 8 фиксируются на рычаге 1 переключения передач хомутами 15, что исключает возможность излома и среза. В результате чего трубки 8 не висят в воздухе и не болтаются при движении автомобиля, а зафиксированы. При установке опоры на автомобиль зафиксированы будут и концы металлических трубок 9 пневмоуправления делителем.

Переходник крепится на присоединительной части кронштейна 2 опоры или на дополнительном кронштейне с помощью болтов 16.

Опора может быть выполнена с чехлом 17, верхний конец которого закреплен на рычаге 1 переключения передач, а нижний - на уплотняющем устройстве, внутри которого может быть установлена пружина 18.

При работе дистанционного привода управления механизмом переключения передач делителя воздух подается из пневматической системы автомобиля к отверстию 13 входа канала П переходника 5, из переходника по присоединенной к выходному отверстию пластмассовой трубке 8 направляется к клапану включения делителя. При переключении крана управления делителем из левого положения в правое происходит перемещение распределителя воздуха в положение, при котором подающийся воздух направляется по трубке 8 в канал В и далее на включение в делителе высшей передачи. При переключении крана управления делителем из правого положения в левое происходит перемещение распределителя воздуха, при котором подающийся воздух направляется по пластмассовой трубке в канал Н и далее на включение в делителе низшей передачи.

Заявляемое техническое решение имеет надежную и простую конструкцию, позволяет уменьшить трудоемкость сборки и установки опоры рычага переключения передач.

Техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Опора рычага переключения передач, выполненного с размещенным на его рукоятке переключателем передач делителя и встроенным внутри рукоятки краном управления делителем, связанным с делителем воздухопроводами, содержащая кронштейн, имеющий корпусную и присоединительную части, размещенную в корпусной части шаровую опору рычага переключения передач, уплотняющее устройство, отличающаяся тем, что дополнительно содержит закрепленный на кронштейне переходник, выполненный с тремя не пересекающимися между собой каналами, которые имеют входы и выходы, снабженные быстроразъемными фитингами.

2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что переходник закреплен на кронштейне с помощью болтов.

3. Опора по п.1, отличающаяся тем, что воздухопроводы выполнены в виде металлических и пластмассовых трубок, например, полиамидных.

4. Опора по п.1, отличающаяся тем, что пластмассовые трубки зафиксированы на рычаге переключения передач хомутами.

5. Опора по п.1, отличающаяся тем, что выполнена с чехлом, верхний конец которого закреплен на рычаге переключения передач, а нижний - на уплотняющем устройстве.

6. Опора по п.1, отличающаяся тем, что внутри уплотняющего устройства установлена пружина.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к вариаторным коробкам передач

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, к механизмам переключения коробки передач, в частности, к дистанционному приводу переключения коробки передач транспортных средств
Наверх